Игра как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста. Система работы.
методическая разработка на тему

   В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. В материале рассматриваются виды игр и игровой деятельности детей, представлена система работы по игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_kak_sredstvo_vsestoronnego_razvitiya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста. Система работы.

   В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре.

Виды игр используемые с детьми дошкольного возраста

Сюжетно-ролевые (творческие) игры

Игры с правилами

Дидактические:

Подвижные:

  • Игры на бытовые темы
  • Игры с производственной тематикой
  • Строительные игры
  • Игры с природным материалом
  • Театрализованные игры
  • Игры-забавы
  • Развлечения

  • Игры с предметами и игрушками
  • Словесные дидактические игры
  • Настольно-печатные игры
  • Музыкально-дидактические игры

  • Сюжетные
  • Бессюжетные
  • С элементами спорта

   Игра является средством расширения впечатлений и представлений об окружающей действительности, связи с нею.

   Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремится к общению с окружающими, постепенно овладевает языком - могучим средством общения и усвоения общественного опыта. Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему их радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни.

   Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс

   Руководствуясь требованиями ФГОС ДО, наши педагоги отбирают и планируют программное содержание, которое должно быть усвоено детьми в играх, четко определяют дидактические и игровые задачи, действия и правила, предполагаемый результат. Они как бы проектирует весь ход игры, не разрушая ее своеобразия и самодеятельного характера.

   Игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями.

   Организуя игру, руководя ею, воспитатели воздействуют на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. Становясь участником игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняться правилам, которые устанавливаются в игре.

Воспитатели широко используют игру как средство физического воспитания. Большинство игр требует активных движений, которые усиливают кровообращение, способствуют более полному и глубокому обмену веществ.

   Используя четкую, постепенно развивающуюся систему игр, наши педагоги повышает эффективность физического развития дошкольников. Они создают у них радостное, бодрое настроение в игре, а положительное эмоциональное состояние - это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка и вместе с тем условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера.

   Игра широко используется и как средство эстетического воспитания, потому что дети отражают окружающий их мир через роль, образ. Огромное значение в игре имеет воображение - создание образов на основе ранее полученных впечатлений.

   На занятиях дети получают широкий круг знаний и представлений о предметах и явлениях, об окружающей жизни, которые используются в игре. Сам процесс обучения организует познавательную деятельность детей, что, несомненно, повышает и культуру игры. Содержание занятий не переносится в игру прямо, а своеобразно преломляется через опыт, замысел игры, отношение детей к отображаемым в игре явлениям.
Вместе с тем и игра оказывает влияние на познавательное развитие детей, вызывает необходимость расширения знаний. Игра учит целенаправленно и последовательно воспроизводить знания, реализовать их в игровых действиях, в правилах.

   Работа по игровой деятельности в нашем детском саду ведется по четырем направлениям:

Система работы по игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Создание условий

Повышение профессионального мастерства педагогов

Работа с детьми

Взаимодействие с родителями

Игровое пространство организуется таким образом, чтобы отвечать особенностям возрастного и творческого развития ребенка, способствовать формированию разных сторон его личности.

Роль воспитателя в игре сложна и многообразна. Воспитатель влияет на содержание игры, помогает детям осуществлять задуманное, регулирует между ними взаимоотношения.

Игра занимает в жизни ребенка особое место. В игре наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического).

Игры используются на:

- Предметно-развивающая среда

- Фонд методических и иллюстративных материалов

- Справочная литература

- Методическая литература

- Детская литература

- Наглядный материал

- Атрибутика

- Костюмерная

-Курсы повышения квалификации

-Участие в окружных и районных мероприятиях

-Конкурсы

-Взаимопосещения

-Организация совместных игр детей разного возраста

-Консультации

-Семинары

-Открытые просмотры

-Тематические проверки

-Педагогические советы

-Самообразование

- Занятия

- Праздники

- Досуги и развлечения

- Конкурсы

- Тематические недели

-Участие в окружных и районных мероприятиях

- Спортивные соревнования

- Пропаганда знаний 

- Тематические родительские собрания

- Консультации

- Участие в внутрисадовских мероприятиях

-Участие в окружных и районных мероприятиях

Создание условий: Игровое пространство организуется таким образом, чтобы отвечать особенностям возрастного и творческого развития ребенка, способствовать формированию разных сторон его личности. Ведется постоянная работа по совершенствованию предметно-развивающей среды. Создан фонд методических и иллюстративных материалов. Ежегодно пополняются фонд наглядных материалов. Организована костюмерная, где хранятся  костюмы как приобретенные, так и созданными руками педагогов, родителей, детей.

Повышение профессионального мастерства педагогов. Роль воспитателя в игре сложна и многообразна. Воспитатель влияет на содержание игры, помогает детям осуществлять задуманное, регулирует между ними взаимоотношения. Для повышения профессионального мастерства наши педагоги посещают курсы повышения квалификации, участвуют в окружных и районных мероприятиях, таких как «Неделя игры и игрушки», «Неделя зимних игр и забав», «Праздник детсадовского двора», «Дорожная азбука», «День защитника отечества». В детском саду проводятся консультации: например  «Игрушки, способствующие социально-личностному развитию детей», семинары «Подготовка воспитателя к управлению самостоятельными играми детей». Организованы взаимопосещения. Проводился конкурс «Дидактическая игра, изготовленная руками воспитателей».

Работа с детьми. В работе с детьми игры используются на:

 - Занятиях (дидактические и физкульминутка)

- Праздниках (театрализованные)

- Досугах и развлечениях (театрализованные, игры-драматизации, спортивные игры)

- Конкурсах ( Конкурс «Юный чтецов»: Ежегодно в детском саду проводится конкурс чтецов,  на котором  для поддержания интереса и внимания детей используются словесные, пальчиковые, музыкально-ритмические игры.

- Тематические недели

-Участие в окружных и районных мероприятиях

- Спортивные соревнования

Самое сложное направление – взаимодействие с семьей. Мы стараемся сделать детский сад открытой системой, вовлекая родителей в различные мероприятия, проходящие в нашем детском саду. Такие как: «Мама, папа, я - спортивная семья», «Игрушка своими руками»,  «Масленица»,  «Маленький исследователь»,  ставшими у нас традиционными. Воспитатели организовали гостиную «Мастерим своими руками», где родители учатся изготовлению игрушек для детей из ткани, шерсти, бросового материала. В детском саду существует студия, которую посещают родители нашего микрорайона с детьми от полутора до трех лет. На студии родители учатся играть со своими детьми. Студия работает только в вечернее время, т.к. свободных помещений у нас нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Русские народные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элемен...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Традиция широкого использования дидактических игр в дошкольной педагогике получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов. Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания ...

Доклад на тему "Сюжетно - ролевые игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста".

В докладе описана роль сюжетно - ролевых игр на развитие детей дошкольного возраста, структура и содержание сюжетно - ролевой игры, руководство сюжетно - ролевой игрой, описание сюжетно - ролевой игры...

Статья "Дидактическая игра как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Игра  является неотъемлемой частью обучения, которое протекает наиболее успешно, когда используются специальные дидактические игры, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения....

Игра как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста.

Игра как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста.Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный ми...

Многофункциональная ширма-игра как средство всестороннего развития ребёнка раннего возраста. «Центр ПДД», «Салон красоты»

Многофункциональную ширму можно использовать для сюжетно - ролевых игр. дидактических игр, уголка уединения, где ребёнок может отдохнуть....