Приобщение детей раннего дошкольного возраста к истокам русской культуры
статья по теме

Камарова Юлия Игоревна

Статья по теме " Приобщение детей раннего дошкольного возраста к истокам русской культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kamarova_yu.i.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

Камарова Ю.И. воспитатель

Ромащёва С.В. зам.зав. по УВР

МДОУ «Д/с №125 к.в.»

г.Магнитогорска

Приобщение детей раннего дошкольного возраста

к истокам русской культуры

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания.

В связи с этим воспитательно - образовательная работа дошкольного учреждения направлена на:

  • воспитание в детях нравственно-патриотических качеств;
  • формирование у детей образа героя, защитника своего государства;
  • воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину.

С введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов основной общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым становится принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, требующий переориентации педагогов с учебной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей. Вся деятельность основана на адекватных возрасту формах образовательной работы с дошкольниками — экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных ситуаций, дидактический смысл заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью.

Свою работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей раннего возраста я начала с приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры. Почему я решила работать над этой проблемой? Потому, что развивая у детей представления о человеке, я в первую очередь обращаюсь к истории и культуре собственного народа. Древние люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Я считаю, что ребенок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа через:

  • народный фольклор (потешки, пословицы, сказки)
  • народные песни, музыкальные инструменты
  • умение найти и выделить народный русский костюм
  • знание народных игрушек и народных игр
  • знание народных примет
  • особенностей быта и труда русских людей
  • русскую народную  кухню
  • народные праздники и гуляния
  • обычаи и традиции русского народа

И тогда в душе ребенка проснется интерес к русской культуре.

Работая по данному направлению, необходимо выполнение  следующих задач:

  1. Расширение кругозора  о народных и православных праздниках, традициях и обычаях русского народа.
  2. Знакомство  детей с русскими хороводами, плясками, обрядовыми песнями.
  3. Знакомство с русским народным костюмом и народной кухней.
  4. Разучивание потешек, пословиц, поговорок.
  5. Участие в народных гуляниях.
  6. Чтение детям сказок, небылиц, былин и т.д.

Изучая культурные традиции своего народа, ребенок не только получает багаж знаний, накопленный веками, но и полностью раскрывает личностные особенности; а погружаясь в творческий процесс, старается показать все лучшее, что у него есть.

Исходя из этого, я считаю наиболее эффективными следующие формы работы с детьми:

  • Совместная - творческая деятельность взрослого и ребенка.
  • Творческая деятельность педагога с подгруппой детей.
  • Проведение праздников и развлечений.

На мой взгляд, в  своей работе по приобщению детей к истокам народной культуры педагог должен провести несколько этапов:

Первый этап: создание развивающей среды.

В одной из групп нашего детского сада был создан мини - музей «Русская изба». В нём размещены предметы, наиболее часто встречающиеся  в русских сказках: чугунки, крынки, лапти, прялку, самовар, сундук, печь, деревенские лавки, атрибуты одежды, музыкальные инструменты – все те окружающие предметы, которые впервые пробуждают интерес у ребенка, воспитывают в нем  любознательность. Это помогает детям понять, что они – часть великого русского народа и его культуры.

Второй этап:  широкое использование народного фольклора во всех его проявлениях (сказки, пословицы, поговорки, загадки, песенки, частушки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомство детей с поговорками, загадками, половицами, сказками  приобщает их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Главная задача на этом этапе: раскрыть духовный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме, расширять словарный запас детей путем смыслового объяснения незнакомых слов.  

Третий этап работы - приобщение детей к народной культуре через знакомство с народными традициями.

Именно здесь считаю нужным  сфокусировать  наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом человека и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Уместно рассказывать  детям о хлебосольстве и гостеприимстве русского человека. Раскрывать перед детьми взаимосвязь музыкально-поэтического творчества с трудом, бытом, обычаями русского народа,

Четвертый этап работы – приобщение к русским народным играм.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является игра. При этом имеется в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники и др.).

Особенность русских народных игр в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность гармонизации.

Пятый этап – участие детей в народных праздниках.

Я считаю, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг. Это помогает детям лучше ориентироваться во временных понятиях, понимать зависимость деятельности людей от природных условий, запоминать названия и понятия. Цикличность народного календаря из года в год повторяет эти праздники и события, помогает детям усваивать данный материал, постепенно усложняя и углубляя его ( рождество, проводы зимы – масленица, пасха ).

Таким образом, используя выше перечисленное в своей работе, я увидела  положительные результаты:

  • у детей расширились знания о многообразии народных праздников и традиций; сформированы первые представления о культуре своего народа;
  • обогатился словарный запас народным фольклором – дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни;
  • у детей сформированы двигательные навыки, чему способствовали подвижные игры, пляски, хороводы;
  • у детей формируются представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге;
  • у детей развиты коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам;
  • развита эмоциональная  сфера;
  • воспитываются  патриотические чувства и любовь к Родине, своему народу, к родной природе, семье, городу, стране.

Работая с детьми в данном направлении, я  особое внимание уделяю работе с родителями, заостряя их внимание на то, что цель для каждого родителя на данном этапе – создать все условия для гармоничного и всестороннего развития ребенка. Эта работа ведется через семинары-практикумы, методические рекомендации, анкетирование, выставки  работ.

Заинтересованное общение взрослого с ребёнком, приобщает детей к истории края и своего народа через развивающую среду позволяет заложить основы для воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.

Список литературы

  1. О.Л. Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Программа 2002 Санкт-Петербург
  2. Т.С.Есаян, Н.В.Корчаловская «Регионализация воспитания в дошкольном образовательном учреждении – перспективное направление модернизации образования». Научно-методическое пособие 2010 Ростов-на-Дону..
  3. Галина Астапенко «Быт, обычаи, обряды и праздники 17-20 вв». 2002 Батайск.
  4. Т.А.Бутенко «Край родной». Хрестоматия для чтения 2011 Ростов-на-Дону.
  5. О.А.Ботякова«Солнечный круг». Детский народный календарь. 2004 Санкт-Петербург.
  6. М.Ю.Новицкая «Наследие» Патриотическое воспитание в детском саду. Программа 2003 Москва.

Камарова Юлия Игоревна 89085701574


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства

 Ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, ...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки.Приобщая детей к  истокам наро...

Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"

Статья "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры" расскрывает теоретические основы работы с детьми в области приобщения детей к народной культуре. Рассматрива...

Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания,...

Проект: «Приобщение детей раннего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, творчеству и быту»

Родная культура – неотъемлемая часть души ребенка, начало, порождающее личность. Знакомство с традициями, обычаями народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре народа, помогает сохран...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТПриобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры...

Отчёт по самообразованию на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской культуры»

Несомненно, на сегодняшний день тема приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры очень актуальна. В то время,  как развивается наука, в жизнь внедряется компьютериза...