Игротека
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Парахина Елена Владимировна

подборка игр для детей 5-6 лет  по развитию эмоционально-волевой сферы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igroteka_5-6_let.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Игротека
Направленность: ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА

Возраст: 5-6 лет

                                                                                             


Кинолента
Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти.
Нарушение: застенчивость/тревожность, СДВГ.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: группа (6—7 человек).
Описание игры: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий — повторить первые два слова и сказать свое, четвертый — повторить первые три слова и сказать четвертое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.
Комментарий: вместо показа кино игра может закончиться сочинением сказки или рассказа с использованием предложенных слов.
Если же взрослый ставит задачу мышечного раскрепощения детей, развития способности передавать свои чувства и переживания невербально (мимикой и пантомимой), тогда лучше использовать первый вариант окончания игры.

Две игрушки — поменяемся местами 

Цель: развитие моторной ловкости, внимания, координации движений.
Нарушение: СДВГ, агрессивность.
Возраст: 5—6 лет. 
Количество играющих: 5 и более. Необходимые приспособления: две игрушки.
Описаниё игры: дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум игрокам, которые должны быстро поменяться местами.
Комментарий: игра проводится в достаточно высоком темпе, чтобы увеличить ее интенсивность и сложность. Тем более что детям дошкольного возраста еще достаточно трудно выполнять действия разной направленности (как в данной игре — поймать игрушку, увидеть того, кому досталась вторая и поменяться с ним местами).

Услышь свое имя

Цель: развитие скорости реакции, моторной ловкости.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.
Возраст: 5—6 лет
Количество играющих: 5—15.
Необходимые приспособления: мяч.
Описание игры: играющие становятся в круг, спинами внутрь круга. Игрок, у которого в руках мяч, бросает его в круг, называя при этом имя. Названный ребенок должен повернуться лицом внутрь круга и поймать мяч. Победителем становится тот, кто ловил мяч чаще других.
Комментарий: часто в порыве игры первый участник очень сильно забрасывает мяч, и названный ребенок не может его поймать. В таком случае с детьми оговариваются штрафы, которые будут накладываться на первых игроков. Это может быть и чтение стихотворения, и прыжки на одной ноге по кругу — все зависит от участников.

Кто больше?

Цель: развитие ловкости и координации.
Нарушение: СДВГ, ЗПР
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: мяч, веревка, мелкие предметы.
Описание игры: мяч закрепляют на веревке и привязывают к перекладине или суку дерева так, чтобы он почти касался земли, а под ним раскладывают мелкие предметы (10—15). Играющий поднимает мяч до уровня плеч, отпускает его и бежит следом к разложенным предметам. Его задача — собрать как можно больше предметов и вернуться в исходное положение, не будучи задетым мячом.
Комментарий: чтобы дети собирали предметы как можно быстрее, предлагается ввести дополнительное правило: игрок может собирать предметы, пока мяч не остановится. Двойственность игровой задачи (собирать предметы и одновременно следить за тем, чтобы не задел мяч) усложняет игру, но и делает ее более интересной. Ведь ребенку необходимо произвольно распределить внимание между разнонаправленными по сути действиями.

Гонка мячей
Цель: развитие умения действовать сообща, развитие моторной ловкости.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность,
Возраст: 5—б лет.
Количество играющих: 6—16.
Необходимые приспособления: два мяча разных цветов.
Описание игры: дети становятся в круг, делятся на две команды и выбирают капитанов. Капитаны начинают бросать мячик членам своей команды, а игроки передают его дальше по кругу. Побеждает команда, капитан которой получит свой мяч раньше.
Игру можно немного усложнить, если предложить такие условия: капитаны команд оббегают круг и лишь затем, передают мяч следующему игроку. Побеждает команда, игроки которой первыми закончат бегать.
Комментарий: в этой игре дети на практике осваивают навыки командного взаимодействия, основанного на осознании того, что победа команды зависит от каждого ее участника.

Вулкан
Цель: развивать воображение и способность к пере- воплощению, развивать кругозор.
Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: много.
Описание игры: ведущий становится в центре площадки, это вулкан, рядом с ним стоят 2—З ребенка (лава). Пока вулкан спокоен, лава находится рядом с ним, «вулкан» даже может обнять «лаву», чтобы она не убежала раньше времени. Остальные дети становятся вокруг «вулкана».
«Вулкан» начинает игру: Стоит высокая-превысокая гора вулкан, а на ее склонах живут люди. Они работают: строят дома, стирают, танцуют и т. д.
(слушая  перечисление, дети, стоящие вокруг  «вулкана», выполняют движения, показывал, что делают люди). Но вот вулкан просыпается, внутри него разогревается лава, вулкан гудит, но люди его не сльшат, потому что заняты своими делами (дети показывают, какими). И вдруг вулкан взрывается, падают камни, лава вырывается и нагоняет людей — вулкан отпускает .лаву, и она начинает гоняться за другими детьми, пойманных приводят к вулкану. Комментарий: Перед началом игры можно потренировать детей в имитации тех или иных действий людей.

 «Мирные» и «воинственные»
Цель: развитие умения слушать и концентрировать внимание; стимулировать общение; развитие способности различать звуки; высвобождение энергии.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: 6—10.
Необходимые приспособления: музыкальный инструмент для каждого играющего.
Описание игры: все дети выбирают себе музыкальные инструменты. Те, кто выбрал тихо звучащие, относятся к племени «мирных», а те, чьи инструменты звучат громко — к племени «воинственных». По легенде, племена живут на разных берегах, поэтому общаться могут только посредством звуков, по очереди играя на музыкальных инструментах. Дети могут сопровождать исполнение танцами, соответственно музыке — спокойными или энергичными.
Комментарий: важно оговорить с детьми, что громкость звучания инструмента — это отражение его характера, который можно показать движением, танцем, мимикой. Но даже характер можно изменить, если очень постараться. И после того, как одни дети навоюются. вдоволь, а другим надоест быть мирными, можно предложить попытаться изменить характер. Это хорошая возможность для детей попробовать разные стили поведения, найти для себя наиболее подходящий.

 

Колдун

Цель: развитие невербальных средств общения.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, ЗПР.
Возраст: 5—6 лет. 
Количество играющих: 4—б.
Описание игры:
дети выбирают «колдуна». «Колдун» придумывает какое-либо действие, с помощью которого он лишает заколдованного ребенка способности говорить. Заколдованный должен с помощью жестов и МИМИКИ рассказать, как его поймал в плен колдун, свои ощущения в момент пленения. Все его движения и выражение лица другие дети описывают словами. Заколдованный старается жестами выразить свое отношение к их описанию — правильно ли его поняли друзья.
Комментарий: все дети должны побывать в роли заколдованного и в роли *колдуна*.
Чтобы разнообразить мимические этюды, можно задавать детям вопросы, касающиеся их эмоционального состояния, самочувствия и т. д.

Слалом-гигант

Цель: развитие координации движений, произвольности поведения.
Нарушение: СДВГ, ЗПР.
Возраст: 5—6 лет. 
Количество играющих: две команды.
Необходимые приспособления: стулья.
Описание игры: стулья расставляют в два ряда параллельно. Игроки каждой команды должны пройти *трассу* спиной. Если ребенок заденет стул, он должен вернуться на старт и повторить попытку. Побеждает команда, игроки которой пройдут трассу без ошибок.
Комментарий: в своей основе игра, имеет соревновательное начало, поэтому ведущему взрослому необходимо следить за тем, чтобы дети, у которых что-то не получается, не испытывали сильных отрицательных эмоций. Тем более поддержка необходима проигравшей команде.

 Говори!  
Цель: развитие внимания и произвольности.
Нарушение СДВГ, агрессивность.
Возраст: 5—6 лет. 
Количество играющих: взрослый + один ребенок (группа детей).
Необходимые приспособления: МЯЧИК.
Описание игры: взрослый предлагает детям сыграть в игру в вопросы и ответы, но предупреждает, что отвечать на вопросы можно только после слова  «Говори!». После вопроса бросить мяч, обязательно сделать паузу и лишь потом сказать  «Говори!». Вопросы могут быть любыми, например:
-Какие времена годы вы знаете? ... Говори!
- Какое сейчас время года?. ...  Говори!
-Какой сегодня день недели?. ... .Говори!.
- Какой сейчас месяц? ... .Говори!.
Комментарий: включение в игру мячика усложняет ее, но и делает более интересной. В связи с тем, что импульсивность преобладает в поведении детей-дошкольников, им трудно, поймав мячик, не ответить сразу.

Давай поговорим 
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Нарушение: застенчивость/тревожность,
Возраст: любой.
Количество играющих: два или больше. Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?. Ребенок высказывает предложение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.
Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт. На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый. Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком а в случае трудностей — ниже него.

«Менялки»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции.
Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность.
Возраст: 5—6 лет. 
Количество играющих: не менее 4-х, лучше — больше.
Необходимые приспособления: стулья, которых должно быть на один меньше, чем играющих.
Описание игры: участники садятся на стулья в круг. Оставшийся без стула — ведущий. Ведущий должен найти общий признак у детей и предложить им поменяться местами: «Меняются местами те, у кого... (рубашка в клеточку, ботинки, короткая стрижка и т. д.)». Дети, имеющие такой признак, должны быстро поменяться местами. Цель ведущего — занять освободившееся место. Тот, кто остался без стула, становится ведущим.

 «Живая картина»
Цель: развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: любое.
Описание игры: дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».
Комментарий: несмотря на то, что основная цель игры — создание «живой картины», акцент в ней делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Взрослому лучше занимать пост наблюдателя. Его вмешательство требуется только в случае ссор детей.

Запретный номер 
Цель: развитие произвольности, внимания, слухового восприятия.
Нарушение: СДВГ, ЗПР.
Возраст: 5—6 лет. 
Количество играющих: двое и более.
Описание игры: оговаривается, что какое-то одно число — например, два — нельзя произносить, вместо этого нужно хлопнуть в ладоши два раза. Дети по очереди вслух называют числа и хлопают, когда нужно сказать «два».
Комментарий: игра особенно полезна для детей, испытывающих трудности при необходимости сосредоточения, гиперактивных.


Расставить посты
Цель: развитие внимания, произвольного контроля поведения.
Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: 6—8 человек.
Описание игры: дети выстраиваются в ряд, выбирают командира, который становится во главе шеренги. Затем командир начинает движение. Все маршируют следом за ним, повторяя его движения. В какой-то момент командир хлопает в ладоши, тогда идущий последним должен остановиться, а все остальные продолжают идти. Командир расставляет детей в тех местах, где считает нужным (по кругу, по периметру комнаты и т. д.). Когда все дети будут стоять по местам, назначается новый командир. Игра продолжается, пока все дети не побывают командирами.
Комментарий: в игру можно вводить дополнительные правила; оговаривается, что по ходу игры нужно молчать. В случае необходимости командира может выбрать взрослый. Например, если в игре участвует застенчивый ребенок, весь процесс игры будет направлен на то, чтобы дать ему возможность почувствовать себя уверенно. В случае участия в игре детей с ЗПР или СДВГ акцент будет смещен на развитие у них чувства ответственности по отношению к другим людям.

Придумай слова
Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы.
Нарушение:  ЗПР.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: рисунки с изображением сказочных персонажей. Описание игры: дети рассматривают рисунок, а потом они должны придумать как можно больше слов для характеристики того, кто изображен на картинке.
Комментарий: взрослый должен помнить, что в зависимости от рисунка и личностных особенностей детей характер героев может кардинально меняться. Это нужно принимать во внимание.

Оживлялки
Цель: развитие умения выражать свои эмоции невербально.
Нарушение:  ЗПР.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: рисунки детей.
Описание игры: дети рассматривают рисунки друг друга, а потом один из них пытается изобразить любой из них с помощью мимики и жестов, остальные дети должны угадать, какую картину он показывает.
Комментарий: интересно, если вариантов будет несколько. Тогда детям можно наглядно объяснить, что одно и то же явление или предмет у разных людей могут вызывать различные чувства, но каждый человек имеет право на свое мнение.

Гусеница

Цель: развитие моторной ловкости, тактильной чувствительности.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: трое и более.
Необходимые приспособления: МЯЧИКИ по количеству играющих.
Описание игры: Детям предлагается стать, положив руки друг другу на плечи, первый ребенок держит мячик на вытянутых руках, остальные зажимают  мячики между своим животом и спиной соседа. Дотрагиваться руками до мяча строго запрещается. Образовавшаяся «гусеница», должна пройти по определенному маршруту, который указывает взрослый или первый ребенок.
Комментарий: взрослый должен регулировать скорость и  движения «гусенички», чтобы предотвратить падения детей.
Раздувайся, пузырь 
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.
Возраст: любой.
Количество играющих: группа.
Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно это *сдутый пузырь*. Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой , как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — пузырь увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:
-Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
-Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто- то из детей, выбранный ведущим) говорит: Хлоп! — пузырь лопается, все сбегаются к центру (пузырь сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
Комментарий: взрослому необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети правильно выполняли игровые действия. В частности, на каждый вдох делали один шаг.  

Давайте познакомимся!  
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Нарушение: застенчивость/тревожность,  ЗПР.  Возраст: любой.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: надувной мяч.
Описание игры: дети с воспитателем становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названый ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросят мяч, и т. д. Комментарий: эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.

Магнит и шарики
Цель: развитие воображения и способности к перевоплощению, расширение кругозора детей.
Нарушение: СДВГ, агрессивность. Возраст: 4—6 лет. 
Количество играющих: группа.
Описание игры: выбирают «магнит», он садится в стороне. Затем  ведущий говорит остальным детям: «Я произношу волшебные слова — крибле-крабле-бумс — и превращаю вас в деревянные шарики, которые катаются по полу, прыгают, постукивают». Дети могут бегать, сталкиваясь, они должны сказать: «Тук-тук-тук.». Они не обращают внимания на «магнит». Затем ведущий говорит:
-Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в резиновые шарики!»- Дети прыгают на носочках и, сталкиваясь, говорят: «Пум-пум-лум!» — и не обращают внимания на «магнит». Ведущий: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в железные шарики» — дети бегают, при столкновении –«Дон-дон-дон!». Увидев магнит
 - устремляются к нему. *Магнит* медленно передвигается, а дети, взявшись за него руками, следуют за ним. Ведущий говорит : Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в бумажные шарики! . Дети бросают магнит и бегают с шипением: «Ш-Ш-Ш!» В конце игры ведущий говорит:
«Крибле.крабле-бумс! Превращаю вас в детей».

Высвобождение гнева 
Цель: отреагирование негативных эмоций.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность.  Возраст: 5-6 лет
Количество играющих: один или более.
Необходимые приспособления: мягкий стул или куча подушек.
Описание игры: подушки, на которые будет вымещаться агрессия, складывают перед ребенком, а он должен сильно ударять по ним — пластмассовой выбивалкой, бадминтонной ракеткой, просто расслабленной рукой. При ударе можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.
Комментарий: при ударе из подушки обычно летит пыль, поэтому лучше делать это на улице, а ребенку объяснить, что, выместив свой гнев на подушке, он еще и взрослым помог очистить помещение от ПЫЛИ. Игру полезно проводить систематически, так как негативные эмоции постоянно требуют выхода, и лучше, если ребенок вытеснет свой гнев на подушках, чем на окружающих.

Музыкальная загадка

Цель: развитие воображения, змпатийных способностей.
Нарушение: застенчивость/тревожностъ, ЗПР.  Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: любое четное.
Необходимые приспособления: аудиозапись музыкальных произведений.
Описание игры: дети слушают кассету с записью какого-то музыкального произведения, а потом они должны сказать, какую картину задумал взрослый. Комментарий: игру можно немного видоизменить, если предложить детям сначала нарисовать возникшую в процесс прослушивания картину, а потом уже рассказать о том, почему у них возникли именно такие образы.

Улитка         

Цель: развитие выдержки и самоконтроля.
Возраст: 5—6 лет. 
Количество играющих: 4—5.
Описание игры: дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним.

Комментарий: чтобы выполнить правила этой игры, детям-дошкольникам требуется приложить немало усилий, так как они активны и подвижны.

Ладонь в ладонь 
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность,

Возраст: любой.
Количество играющих: двое или больше.
Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.
Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку в виде разложенного полотенца или детской железной дороги)  
Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя. Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашняя игротека: логоритмические и пальчиковые игры

Материал для родителей и воспитателей...

"Домашняя игротека"

В этом конспекте предложены советы для родителей по использованию игровых заданий дома....

Домашняя игротека

Игры на кухне....

Перспективный план кружка "Математическая игротека"

Предлагаю вашему вниманию перспективный план кружка по математике, где мы закрепляем изученный материал и спользуя развивающие игры, задания повышенной трудности, занимательный материал по математике....

Буклет для родителей (в помощь уч.логопеду)"Игротека в кругу семьи"

У родителей порой  не так много времени в детском саду,они в спешке забирают своих детей домой, торопятся...Бывает так, что педагоги размещают интересный материал на стендах, а прочитать успевают...

Игротека развивающих и подвижных игр для дошкольников

Различные подвижные и логические игры, собранные в игротеку для удобного использовани в формате А5....

Игротека речевых игр

Речевые игры на образование существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения....