Главные вкладки

    Картотека «Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет»
    картотека (младшая группа) на тему

    Емельянова Марина Юрьевна

    Актуальность:
    Игры привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Игры являются не только средством физического воспитания с раннего возраста, но и способствуют закаливанию и оздоровлению. Они способствуют развитию познавательных процессов, приобретению опыта общения со сверстниками и взрослыми, что является одним из условий успешной адаптации.
    Взрослый и воспитатель являются активными участниками игр. Одновременно действуя вместе с детьми, являются образцом для подражания. Объяснение и показ действий происходит в ходе игры. Интонацией взрослый подчеркивает характерные черты игрового персонажа. На протяжении всей игры взрослый поддерживает интерес детей к игре, следит за их действиями, поощряет самостоятельность, инициативу, активность.
    Продолжительность игры зависит от характера движений, числа игроков, условий проведения, настроения детей, ориентировочно от 5 до 8 минут. Количество повторений в течение прогулки 4-6 раз.
    Поиграйте в игры со своим ребёнком. После освоения ребёнком игры (через несколько дней) расширяйте социальные контакты, включая в игру с вами все большее количество детей.
    Каждая выбранная игра проводится в течение 1 месяца, пока большинство детей не запомнят и не начнут участвовать. В выученные игры можно вносить изменения.
    Цель:
    Способствовать успешной адаптации ребенка к детскому саду.
    Задачи:
    Обогащать и совершенствовать физический опыт детей; побуждать к активным самостоятельным действиям, подражанию; вызывать чувство радости от совместных действий со взрослыми и сверстниками; расширение социальных контактов детей, формирование доверия к окружающим; развитие умения конструктивно взаимодействовать, развитие познавательной и эмоциональной сфер ребёнка.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartoteka.docx66.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека «Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет»

    При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.

    Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
    Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
    Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Игры выбираются с учётом возрастных возможностей детей, места проведения.

    Следует помнить, что во время игры нельзя ребенка ругать и критиковать за ошибки, надо лишь корректно указывать на них и не жалеть похвалы за каждое правильное действие.

    Вашему вниманию предлагается несколько интересных игр с детьми двух-трех лет в период адаптации к условиям детского сада.

    Игра «Колючий ежик»

    Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности.

    Оборудование: массажный мяч.

    Ход игры:

    Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение простейшим приемам происходит в игре. На вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладете шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ежика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия сопровождайте стихами:

    «Дай ладошечку, моя крошечка,
    Я поглажу тебя по ладошечке.
    Ходит-бродит вдоль дорожек
    Весь в колючках серый ежик,
    Ищет ягодки-грибочки
    Для сыночка и для дочки»

    Самомассаж кисти развивает мускулатуру пальцев рук, рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим еще и общеоздоровительный эффект. Как слайды проецируются на экран, так и все части нашего тела имеют свою проекцию в коре головного мозга. Только эти проекции непропорциональны. Площадь, занимаемая проекционной зоной кисти, гораздо больше той, что отведена для другой части тела. Воздействие на кисти рук оказывает, в свою очередь, воздействие на состояния мозга, а соответственно, и на общее состояние организма.

    Игра «Что нам подскажут пальчики»

    Цель: развитие тактильного восприятия, наблюдательности, обогащение сенсорного опыта, стимуляция познавательной активности.

    Оборудование: природные материалы различной фактуры: каштан, грецкий орех, шишка, деревянный ребристый карандаш, гладкий камушек.

    Ход игры:

    Ребенок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств. В частности, через тактильное восприятие, чувствительность рук. В плетеной коробочке вы найдете природные материалы — шишку, каштан, камушек. Рассмотрите, потрогайте и опишите их. Например, шишка — шершавая, камень — гладкий. Затем закройте глаза, протяните ладошку, отгадайте, какой предмет лежит на ней. Если в детском возрасте не тренировать движения и не обогащать сенсорный опыт (то, что мы чувствуем и воспринимаем через органы чувств), то, повзрослев, человек не будет обладать достаточной пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам. При этом развивается чувствительность рук, активизируется внимание. К тому же подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи. Активизировать речевое развитие можно, используя обычную деревянную прищепку и карандаш: добываем огонь, показываем маятник, пропеллер. Важно вовлекать в движение большое количество пальцев, а сами движения проводить энергично.

    Благодаря этой игре ребенок с нетерпением ждет новых переживаний, впечатлений, ощущений, на основе которых впоследствии у него появится возможность рассуждать, мыслить, решать проблемы.

    Игра «Легкое перышко»

    Цель: развитие диафрагмального типа дыхания, стабилизация психоэмоционального состояния.

    Оборудование: перышко, ленточка, прозрачная коробочка.

    Ход игры:

    Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. В корзиночке есть два разноцветных пера, соединенные нитью, а в прозрачной коробке — цветной шнур. Повесим ниточку с перьями на шнур, сделаем глубокий вдох и медленный долгий выдох так, чтобы наши перья колыхались в воздухе. У вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизует, усиливает мышечное напряжение; выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц. Успокоительный эффект достигается за счет увеличения времени выдоха по отношению к времени вдоха и брюшного (диафрагмального) типа дыхания. Далее выполняем следующие упражнения.

    Упражнение «Дышим животиком»

    Обычно это упражнение делают лежа. А мы попробуем выполнить его сидя. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как живот поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.

    Бегемотики лежали,
    Бегемотики дышали.
    То животик поднимается (вдох),
    То животик опускается (выдох).
    Сели бегемотики,
    Потрогали животики:
    То животик поднимается (вдох),
    То животик опускается (выдох).

    Работа диафрагмы должна восприниматься ребенком и зрительно, и тактильно. Положим на живот игрушку, например рыбку, и посмотрим, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох:

    Качаю рыбку на волне,
    То вверх (вдох),
    То вниз (выдох)
    Плывет по мне.

    Брюшное дыхание — противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, повышает тонус блуждающего нерва (основного звена парасимпатической нервной системы), приводит к общему расслаблению. Срабатывает универсальный защитный механизм, заложенный природой в нашей нервной системе: замедление ритма различных физиологических и психических процессов способствует достижению более спокойного и уравновешенного состояния. Такое дыхание поможет ребенку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных в течение дня.

    Игра «Бабочки на весеннем лугу»

    Цель: регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности, развитие пластики движений.

    Оборудование: цветные платки из легкой полупрозрачной ткани.

    Ход игры:

    А сейчас мы поиграем в прятки. Но не в простые — а в прозрачные. Эту игру любят абсолютно все дети. Ничто не может сравниться с радостью, испытываемой ребенком, когда он обнаруживает любимого родителя, вытянувшегося по струнке за занавеской или в платяном шкафу. Кстати, эта любовь не случайна. Прятки помогают справиться со страхами темноты и замкнутого пространства, с чувством одиночества (его в какой-то момент испытывает каждый ребенок, а во время игры он должен некоторое время провести абсолютно один, да еще и в тайном, укромном месте). Итак, накинув прозрачный шарф на лицо, ребенок видит все вокруг, но при этом — он спрятался! Радость движения будет ярче, если платки превратятся в крылья бабочек:

    Мы — бабочки весенние,
    На листиках сидели
    (ребенок сидит на корточках).
    Ветер дунул — полетели
    (встает, бегает по комнате, расставив руки в стороны).
    Мы летели и летели
    И на землю тихо сели
    (садится на корточки, замирает).
    Ветер снова набежал,
    Высоко он нас поднял
    (встает, поднимает руки вверх).
    Он вертел нас и кружил
    И на землю опустил
    (кружится по комнате, затем ложится на пол и замирает).

    Через некоторое время нужно попросить ребенка потянуться и почувствовать, как он «расправляет крылья» во время потягивания.

    Игра «Храбрые лягушата»

    Цель: снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов, развитие координации движений.

    Оборудование: бумага в рулоне, корзина.

    Ход игры:

    Особое значение для развития малыша имеют подвижные игры. С момента рождения ребенок стремится к движению. Он познает мир, ползая, лазая, карабкаясь, бегая. Через подвижные игры он учится владеть своим телом, его движения становятся красивыми и уверенными. А в момент физического и эмоционального напряжения эти игры помогут «выплеснуть» негативную энергию приемлемым способом. Наверняка малышам понравится игра-превращение в храбрых лягушат. У нас есть обычные рулоны бумаги. И у каждого храброго лягушонка есть лист, на котором он сидит.

    (От рулона каждому участнику отрывается кусок бумаги и кладется на пол.)

    «Жили-были в тихом пруду с красивыми кувшинками молодые лягушата. У каждого из них был свой любимый листик, на котором лягушонок сидел, грелся на солнышке и, конечно, разговаривал. А как лягушата разговаривают? Правильно, ква-ква-ква… И вот однажды прилетела большая птица, которая искала себе сытный обед. Заметив лягушат, она решила полакомиться ими, но они были умными: скомкали свои листочки и стали их бросать в птицу. Птица испугалась и улетела. С тех пор лягушата ничего не боятся»

    А если взять лист бумаги, разорвать его на много мелких кусочков и на счет 1-2-3-4 подбросить вверх, то получится веселый салют.

    Результат салюта собираем в корзинку, приговаривая: «Собираем мы листочки быстро-быстро, чисто-чисто». В этой игре в буквальном смысле выплескиваются эмоции. В человеческом организме самой природой заложена возможность саморегуляции: когда на смену реакции напряжения (стрессу) приходит расслабление, покой, отдых. И, конечно, подвижная игра — это источник радости и одно из лучших средств общения взрослого с ребенком.

    Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»

    Цель: развитие тактильного восприятия, возбуждение интереса к исследовательской деятельности.

    Оборудование: таз с теплой водой, фигурные губки, пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндер-сюрприза, разноцветные бусины, резиновая игрушка.

    Ход игры:

    Особой притягательной силой обладает вода. Теплая вода расслабляет и успокаивает. Хорошо в воду добавить отвары трав (валерианы, мелиссы). Успокаивающий эффект обеспечит добавление в воду специальных ароматических масел: ромашкового, лавандового, мятного. Но предварительно лучше посоветоваться с врачом. В воду опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Если игра с водой происходит в дневное время, можно включить в нее познавательный компонент: сравнивать опускаемые в воду предметы по фактуре и весу. Можно заполнить миску с водой пуговицами, бусинками, монетками, небольшими кубиками и т. д. и поиграть с ними: ш взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую; т собрать одной рукой, например, бусинки, а другой — камушки; ш приподнять как можно больше предметов на ладонях.

    После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения — около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.

    Игра «Разговор с игрушкой»

    Цель: обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний, развитие навыков речевого общения.

    Оборудование: игрушки «бибабо», перчаточные игрушки.

    Ход игры:

    Для ребенка в период жизненных изменений важна поддержка взрослого. У малыша есть потребность сообщить, что у него «не так», но сделать это ему пока сложно. Помочь ребенку в этом может его любимая игрушка, которая ассоциируется с положительными эмоциями, ощущением комфорта и безопасности. Давайте попробуем надеть на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете, «почему мой… грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т. д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок расскажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать без специальной поддержки. Ученые установили, что дети, окруженные любовью и заботой, легче переносят стрессовые ситуации, в их организме вырабатывается меньше кортизола — гормона, негативно воздействующего на обмен веществ, иммунную систему, мозг. Родительское тепло и чуткость помогают малышу управлять своими эмоциями. Дошкольнику важно чувствовать контакт с мамой (и физический в том числе). Ведь общаясь с ребенком, мы как бы говорим ему: «Я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой».

    Игра «Рисунки на песке»

    Цель: развитие тактильной чувствительности, визуализация понятия «Я».

    Оборудование: цветные пластиковые подносы, манная крупа.

    Ход игры:

    Давайте вспомним одну из самых любимых игр-занятий нашего детства. Когда на улице становилось тепло, детвора собиралась в песочнице. Создадим свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой). Можно насыпать ее горкой или разгладить. По песочку пробежится стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучи, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Почему дети любят играть в песке?

    Песок помогает расслабиться:

      руки зарываются в песок — это приятные тактильные ощущения;

      песок медленно сыпется — это зрительно завораживает;

      из песка можно построить что угодно, все, что хочется — быстрые изменения, превращения отвлекают от переживаний.

    А в целом играть с песком просто интересно. Полезно выполнять движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого полушария, и интуитивного, эмоционального правого полушария.

    Игра «Дом счастливого ребенка»

    Цель: повышение ответственности родителей за изменение социальной роли ребенка, побуждение к рефлексии позитивных родительских чувств.

    Оборудование: игровой материал.

    Ход игры:

    Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. А счастье — это когда рядом мама и папа, у них хорошее настроение, когда есть любимые и интересные игрушки, есть место для всех — «счастливый дом». Давайте попробуем построить «Дом счастливого ребенка». У нас есть полянка, игрушки: мебель, животные, куклы, машинки, конструктор. Можно использовать все, что находится в этой комнате. Удовольствие, с которым вы сегодня играли, важно «не расплескать» и передать его своим детям. Человек так устроен, что привязанности, особенно между детьми и родителями, «питаютс

    Игра “Вот Я какой!”

    Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

    Ход игры:

    Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом. Педагог звенит в погремушку, приговаривает:

    Погремушка играет-
    Деток собирает!

    -  Доброе утро, дети! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас в гостях малыш (достаёт куклу малыша, одетого в песочник или трусики).

    - Ребята, посмотрите какой хороший малыш. Он похож на вас?

    Педагог называет часть туловища куклы и просит детей показать её.

    Игра  “Большие – маленькие”

    Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

    Ход игры:  

    Дети, сегодня к нам в гости пришел малыш. Покажите ему, какие вы сейчас большие.

    Дети встают в полный рост.

    А теперь, покажите, какие вы были маленькие.

    Дети приседают на корточки;

    А какие вы будете, когда станете взрослыми.

    Дети встают на носочки и тянутся руками вверх. Игра повторяется 2-3 раза.

    Игра “Это Я”.

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада.

    Ход игры:  

    Дети, сегодня к нам в гости пришел малыш. Покажем ему, как мы умеем играть.

    Это глазки. Вот. Вот.               Показывают сначала левый, потом правый глаз.
    Это ушки. Вот. Вот.                 
    Берутся сначала за левое ухо, потом — за правое.
    Это нос. Это рот.                    Левой рукой показывают рот, правой нос.
    Там спинка. Тут живот.          Левую ладошку кладут на спинку, правую на живот.
    Это ручки. Хлоп, хлоп.              Два раза хлопают.
    Это ножки. Топ, топ.              Два раза топают.
    Ой, устали. Вытрем лоб.         Правой рукой вытирают лоб.

    Покажите, где ваши ножки? (Дети показывают ноги).

    - А что умеют делать ваши ножки? (Ходить, прыгать, бегать, топать и т. п.)

    Покажите малышу, как вы умеете шагать, бегать, играть.

    Игра  “Наши ножки”

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада.

    Ход игры:  

    Дети, сегодня к нам в гости пришел малыш. Покажем ему, как мы умеем играть.

    Большие ноги шли по дороге.                 Большими шагами идут друг за другом.
    Топ, топ, топ,
    Топ, топ, топ,
    Маленькие ножки

    бежали по дорожке:                              Маленькими шагами бегут друг за другом.
    Топ, топ, топ,
    Топ, топ, топ.
    Ваши ножки убегают,                            
    Возвращаются на свои места.
    Только пяточки сверкают.

    Игра “Пляшут наши детки! ”

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада.

    Ход игры:  

    Дети, сегодня к нам в гости пришел малыш. Покажем ему, как мы умеем играть.

    Где же, где же наши ручки?                     Разводят руками, удивлённо смотрят друг на друга.
    Где же наши ручки?                                  
     Прячут руки за спину.
    Нету наших ручек !
                                        Выставляют руки вперёд.
    Вот, вот наши ручки!                                Поворачивают ладошки вверх-вниз.
    Вот наши ручки!      

    Пляшут, пляшут наши ручки!                   Показывают фонарики.
    Пляшут наши ручки!
    Где же, где же наши ножки?                  
    Разводят руками

    Где же наши ножки?
    Нету наших ножек!                                

    Вот, вот наши ножки!                            Обхватывают ноги руками
    Вот наши ножки!                                     
    Ритмично хлопают ладошками по ногам.
    Пляшут, пляшут наши ножки!               Ритмично топают ногами.
    Пляшут наши ножки!
    Где же, где же наши детки?                  
    Разводят руками

    Где же наши детки?
    Нету наших деток!                                 
    Закрывают лицо ладошами.
    Вот, вот наши детки!
    Вот наши детки!                                    
    Разводят руки в стороны.
    Пляшут, пляшут наши детки!            Пританцовывая, поворачиваются вокруг себя.
    Пляшут наши детки!

    Пальчиковая игра “Дружные пальчики!”

    Цель: развивать мелкую моторику рук, установить контакт с новым малышом.

    Дружат в нашей группе           Подушечки пальцев одной руки дотрагиваются до 
    Девочки и мальчики                   подушечек пальцев другой руки.
    Мы с тобой подружим             
    Пальчики сцепляются в замок.

    маленькие пальчики.

    Игра “Покачай малыша!”

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь его в игру.

    Ход игры:  

    Педагог приносит куклу и предлагает по очереди покачать  ее на руках, приговаривая вместе с педагогом:

    Бай, бай, бай, бай,
    Ты, собачка не лай
    И в гудочек не гуди;
    Нашу Лялю не буди.

    Игра  “Подари любовь и тепло”

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь его в игру.

    Ход игры:  

    Педагог приносит солнышко в корзинке и предлагает детям по очереди подержать его на руках. Дети обнимают солнышко, передавая, друг другу.

    Солнышко вас любит, дарит свет и тепло Кате, Саше... И вы, ребята, нежно обнимите его, и подарите ему свою любовь и ласку.

    Игра  “Прыгай веселей”

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь его в игру.

    Ход игры:  

    Педагог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

    Прыгай, прыгай веселей!                   Прыгают на двух ногах
    Прыгай, прыгай- побыстрей!
    Вверх, вниз, вверх, вниз!                    
    руки поднимают вверх, вниз
    И немного покружись!                      
    кружатся на месте.
    Мы немножко отдохнём

     и опять играть начнём.

    Игра “Как живёшь?”

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь его в игру.

    Ход игры:  

    Педагог предлагает детям сжать пальцы обеих рук в кулачки.

    Как живёшь?            Показать оттопыренный большой палец 
    -Вот так!
    А плывёшь?              
    Вытянуть руки вперёд, затем развести их в стороны
    -Вот так!
    Как бежишь?          
    Согнуть руки в локтях, выполнять ими движения вперёд-назад.
    -Вот так!
    Вдаль глядишь?       
    Приложить ребро ладони ко лбу
    -Вот так!
    Ждёшь обед?           
    Подпереть подбородок кулачком
    -Вот так!
    Машешь вслед?       
    Выполнить кистью ведущей руки движения влево вправо
    -Вот так!
    Ночью спишь?      
    Лечь щёкой на сложенные вместе ладошки.
    -Вот так!
    А шалишь?            
    Надуть щёчки и хлопнуть по ним ладошками.
    -Вот так!

    Игра “Прятки с платком”

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, познакомиться с детьми, доставить радостное настроение.

    Ход игры:  

    Педагог предлагает детям сесть в кружок на ковер. Достает большой платок и по очереди накрывает каждого ребенка, называя его по имени:

    - Где Саша! Ку-ку! Ку-ку! 

    - Где Соня! Ку-ку! Ку-ку!

    Открывая «спрятавшегося» ребенка:

    - Вот Саша!

    - Вот Соня!

    Игра "Маленькие ладушки"

    Цель: учить детей действовать со сверстниками, развивать чувство музыкального ритма.

    Ход игры: дети свободно располагаются на полу. Взрослый поет песню, хлопая в ладоши:

    Ладушки, ладушки,

    Маленькие ладушки,

    Рученьки-крошки

    Хлопают в ладошки.

    (Музыка 3. Левиной, слова Т. Мираджи)

    Протягивает руки к малышам ладонями вверх:

    Вот они ручки!

    Обращаясь к детям, взрослый спрашивает: "А где ручки у Саши (Маши)? Саша, покажи ручки! Где ручки? Вот они!"

    Взрослый поет песню под музыкальное сопровождение, а малыши выполняют движения по показу или совместно с взрослым. Далее дети хлопают в ладоши, повернувшись друг к другу. На последнюю фразу протягивают ручки к сверстнику, касаясь его пальчиков своими. Взрослый хвалит малышей, предлагает заглянуть в глазки партнера.

    Игра "Звонкий бубен" (Русская народная мелодия "Посею лебеду на берегу")

    Цель: учить детей совершать ритмичные действия с бубном под музыкальное сопровождение, подражая сверстнику.

    Оборудование: бубны средней величины по количеству детей.

    Ход игры: взрослый ударяет в бубен, напевая веселую мелодию. Затем предлагает поиграть наиболее активному малышу под музыкальное сопровождение.

    Далее взрослый просит одного из малышей раздать бубны всем детям. Взрослый играет на фортепиано, а малыши ударяют ладошкой по бубну, подражая сверстнику, который стоит напротив.

    Необходимо следить, чтобы дети хлопали по бубну, когда звучит музыка, и прекращали действие с прекращением музыки.

    Игра "Шагаем вместе" (Музыка Р.Шумана "Марш")

    Цель: учить детей вместе шагать по комнате соответственно ритму и характеру музыки.

    Ход игры: малыши со взрослым шагают по комнате под музыкальное сопровождение. Если есть необходимость, можно шагать, держась за руку взрослого. Взрослый обращает внимание детей на то, что начинать и заканчивать движение можно только с началом и окончанием музыки.

    Игра "Гопачек"(Украинская народная мелодия в обр. М. Раухвергера, движения Л.Спарбер)

    Цель: учить малышей действовать вместе со сверстником, менять движения при смене музыки.

    Ход игры: взрослый и малыши держатся за руки, образуя маленький кружок и выполняют движения.

    Такты 1-8 - стучат пяткой об пол, подпевая: "Чок, чок, каблучок"

    Такты 9-16 - быстро топают ногами, напевая: "Ля, ля, ля. ля, ля, ля!"

    Игра "Ладошки" (Русская народная мелодия, слова Н. Блуменфельд)

    Цель: учить детей подпевать, выполняя действия соответственно тексту песни, подражая сверстнику.

    Ход игры: дети свободно располагаются на полу. Взрослый пост песенку с музыкальным сопровождением, выполняя движения в соответствии с текстом и побуждая детей к активным действиям и подпеванию. Другой взрослый помогает малоактивным детям, используя метод совместного действия.

    Ладушки, ладошки, звонкие хлопушки.

    Хлопали в ладошки, отдохнем немножко.

    Хлопают в ладоши. Да! Да! Да!

    Ритмично поглаживают коленки. Кашку варили, ложечкой мешали, Куколку кормили, кошечке давали. Водят пальцем по ладони, как бы помешивая кашу.

    Да! Да! Да!

    Подпевают, ритмично поглаживая коленки.

    Кулачки сложили, кулачками били:

    Тук, тук, тука-тук, тук, тук, тука-тук!

    Стучат кулачком левой руки по кулачку правой и наоборот.

    Да! Да! Да!

    Подпевают, ритмично поглаживая коленки.

    Ладушки устали, деток забавляли.

    Ля, ля, ля, ля, ля, ля! Ля, ля, ля, ля, ля, ля!

    Вращают кистями рук, поднятыми над головой.

    Да! Да! Да!

    Подпевают, ритмично поглаживая коленки.

    Ладушки устали, целый день играли.

    Баю, баю, баю! Баю, баю, баю!

    Складывают ладони и подкладывают под щеку.

    Да! Да! Да!

    Подпевают, ритмично поглаживая коленк

    Игра "Догони зайку"

    Цель: учить детей играть вместе со сверстниками, догонять зайку, не толкаясь, и только, когда закончится песенка, ждать своей очереди.

    Оборудование: плюшевый зайка на резинке.

    Ход игры: малыши свободно располагаются на полу. Взрослый держит на резинке плюшевого зайчика и, показывая детям, как он умеет ловко прыгать, поет песню:

    Зайка к деткам подбежал,

    Возле деток прыгать стал:

    Прыг - скок, прыг - скок -

    Догони меня, дружок!

    (Музыка Е.Тиличеевой, слова Ю.Островского)

    Зайчик скачет перед детьми. С окончанием песни взрослый отбрасывает зайку в сторону и восклицает: "Аи, убежал зайка!". Малыши бегут за зайчиком. Взрослый дает детям возможность погладить зайку, подержать его, затем прячет за спину и предлагает детям позвать его. Малыши повторяют за взрослыми: "Зая, зая, зая!" Зайка появляется и снова скачет. Игра повторяется столько раз, сколько у детей сохраняется интерес к ней.

    Игра "Веселые ложки" (Русская народная мелодия "Ах, ты, береза")

    Цель: учить детей начинать и заканчивать игру всем одновременно и вместе с музыкой, развивать чувство музыкального ритма.

    Оборудование: музыкальный центр, две кошечки би-ба-бо, деревянные ложки по количеству малышей, ширма.

    Ход игры: на ширме появляются две кошки - би-ба-бо, каждая держит в лапках по деревянной ложке: Мы, серенькие кошки, Сыграем вам на ложках.

    Кошки "исполняют" аккомпанемент к русской народной музыке, звучащей в аудиозаписи, дети хлопают в ладоши. Далее кошки раздают детям деревянные ложки (каждый ребенок подходит к ширме и получает ложки). Детям объясняют, как надо ержать ложки и играть. Малыши исполняют ритмический аккомпанемент к музыке, кошки пляшут.

    Игра "Подружились" (Русская народная мелодия "На горе мы пиво варили")

    Цель: учить детей выполнять движения соответственно частям музыкального произведения, доброжелательно относиться к сверстнику.

    Ход игры: взрослый предлагает детям взять партнера за руку, встать на середину комнаты и показать, как они дружат, любят друг друга, жалеют: такты 1 - 8 (дети гладят друг друга по головке); такты 9-17 (берутся за руки и медленно кружатся, по окончании музыки обнимаются).

    Необходимо следить за тем, чтобы дети осторожно гладили друг друга, не доставляя неприятных ощущений, не дергали за волосы, не хлопали партнера по голове.

    Игра «Румяные щечки»

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, установить с ним контакт.

    Ход игры: игра проводится индивидуально. Взрослый просит ребенка показать различные части тела или лица.

    - Покажи, где у Маши щечки? Покажи, где у Маши  носик?...

    Далее можно усложнить задание, предлагая ребенку уже не названия, а назначение части лица и тела.

    - Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит? Чем Маша слушает?

    Игра «Зеркало»

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, установить с ним контакт.

    Оборудование: большое зеркало.

    Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый рассматривает вместе с ребенком его отражение в зеркале – лицо, тело, одежду.

    Кто там? Это наш Ваня. Покажи, где у тебя голова. А где волосы? Покажи пальчики. А где у тебя лежит платочек? Вот он в кармане. А где у Вани штанишки? Покажи, что у тебя на ногах. Это тапочки и т.д.

    Игра «Посидим, полежим!»

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, познакомить ребенка с группой.

    Ход игры: занятие проводится индивидуально. Взрослый вместе с ребенком рассматривает предметы мебели в помещении и просит показать их.

    - Где стол? Где стул? Покажи! Где кровать? А где диван? И.т.

    Далее можно не называя предметы мебели, указать их назначение.

    - Покажи на чем ты будешь спать? А на чем будешь рисовать? На чем ты сидишь? И т.д.

    Если ребенок правильно находит и показывает предмет, взрослый хвалит его и называет предмет мебели.

    - Правильно – это стол. За столом будем кушать. А это шкаф – там лежит одежда и т.д.

    Игра «Котята»

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, доставить радостное настроение.

    Ход игры: Предложите детям поиграть в котят. Комментируйте свои действия словами:

    – Сейчас мы превратимся в котят. Делайте, как я.

     Мяу-мяу, умываюсь, (движения умывания)

     Всем на свете улыбаюсь! (улыбнитесь)

    Игра «Мишка косолапый»

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, доставить радостное настроение.

    Ход игры: Предложите детям игру в мишку.

    – Давайте поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!

     Мишка косолапый по лесу идет (ходьба вперевалку)

     Шишки собирает, песенку поет  (делаем движения, словно подбираем с земли шишки)

     Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб! (легонько ударяем ладошкой по лбу)

     Мишка рассердился и ногою – топ! (делаем сердитое выражение лица и топаем ногой).

    Игра «Заиньки»

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, доставить радостное настроение.

    Ход игры: Предложите детям игру в зайчиков.

    – Давайте поиграем в веселых зайчиков. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!

     По лесной лужайке
    Разбежались зайки. (легкий бег)

     Вот какие зайки,
    Зайки-побегайки. (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

    Сели зайчики в кружок, (присели)

     Роют лапкой корешок  (движение рукой)

     Вот какие зайки,
    Зайки-побегайки (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

    Игра «Чудо-цветок»

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, доставить радостное настроение.

    Ход игры: Предложите детям такую игру.

    (руки согнуты в локтях, складываем руки накрест и сцепляем ладони большими пальцами, шевелим пальчиками).

     Шевелятся у цветка
    Все четыре лепестка.
    Я цветок сорвать хотел,
    Но цветок вдруг улетел.
     (разъединяем большие пальцы, руки разводим в стороны).

    – Вы догадались, что это был за «цветок»? (бабочка).

    Игра «Мы ногами топ-топ-топ!»

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь в игру.

    Ход игры: Предложите малышам новую игру.

     Мы ногами топ-топ-топ! (топаем, высоко поднимая ноги)

     А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп! (хлопаем в ладоши)

    Ай да малыши!

    Ай да крепыши! (руки на пояс, кружимся)

    Вот такие мы!

    Игра «Часы тикают»

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, познакомить с оборудованием группы (часы).

    Ход игры: взрослый показывает ребенку настольные часы и предлагает послушать, как они «разговаривают»

    - Это часы. Когда они идут – тикают: тик-так, тик-так!

    Воспитатель предлагает детям воспроизвести тиканье часов, если у ребенка не достаточно четкое звукопроизношение, упражнение повторяется несколько раз.

    Игра «Лошадка»

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь в игру.

    Ход игры: взрослый показывает ребенку лошадку и объясняет, что она кричит «И-и-и» и предлагает ребенку повторить.

    Далее воспитатель предлагает поиграть в заводных лошадок, «заводит» ребенка – «лошадку» ключиком, и тот произносит «И-и-и».

    Игра «Прятки»

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь в игру.

    Оборудование: Игрушки – мишка, зайчик, машинка, мячик, петушок, котик, кукла, ведерко и др.

    Ход игры: игра проводится индивидуально или в группе детей. Перед началом игры взрослый раскладывает игрушки в разных местах – на стуле, под столом, на полке и в других местах. Игрушки должны быть хорошо видны.

    - Вот к нам пришла кукла Маша, она плачет, Знаете почему она плачет? Потому что все игрушки от нее спрятались! Давайте поможет Маше найти игрушки. Ваня ты найди мишку. Молодец Ванечка нашел мишку! Смотри как Маша радуется. А ты Оля найди мячик. Не можешь найти? Посмотри внизу, на полу. И т.д.

    Количество игрушек постепенно увеличивается. Можно давать задание принести две игрушки и более.

    В дальнейшем можно использовать другие знакомые детям предметы.

    Игра «У кого картинка?»

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь в игру.

    Оборудование: предметные картинки по разным темам по количеству детей.

    Ход игры: каждому ребенку раздать по одной предметной картинке.

    - Посмотрите какие у вас красивые картинки. Они все разные. Давайте поиграем в интересную игру. Я буду называть слово, а вы слушайте внимательно. У кого такая картинки пусть ее поднимет. «Цветочек» Маша подняла картинку с цветочком. Правильно, Маша, у тебя на картинке цветочек. Покажи всем твой цветок. Следующее слово - «птичка». У кого птица? Ни кто не поднимает картинку… Где же птица? Кто ее найдет? Вот птичка у Димы! Дима, поднимай картинку. И т.д.

    В дальнейшем можно проводить эту игру по темам, например «Игрушки», «Одежда», «Животные» и др. При этом материал для игры необходимо отбирать так, чтобы он был знаком детям. Предлагаемые для игры картинки должны быть конкретные, легко узнаваемые, с достаточно крупным и четким изображением. Со временем можно увеличить количество используемых картинок (например раздать по две и более).

    Игра «Покажи картинку.»

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь в игру.

    Оборудование: предметные картинки по разным темам по количеству детей.

    Ход игры: игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. По очереди просите детей найти и показать нужную картинку.

    - Смотрите, сколько у нас красивых картинок. Все они разные. Саша покажи кубик. Правильно. Лена, найди и покажи пирамидку. Молодец! Саша покажи куклу. И т.д.

    В этой игре можно подбирать картинки из разных темам, а можно смешивать картинки из разных тем. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок, предлагать детям за один раз найти и показать сразу несколько 2 – 3.

    Игра «Отгадай загадку - покажи отгадку!»

    Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь в игру.

     Оборудование: предметные картинки по разным темам.

    Ход игры: игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. Можно давать общую инструкцию для всех, а можно загадывать загадки каждому ребенку по очереди.

    - А сейчас мы будем отгадывать загадки. Покажите чем едят суп (картинка – «ложка»); покажите, что катится (картинка – «мячик» ). Найдите и покажите, что можно есть (картинки – «яблоко», «конфета»). И т.д.

    Если дети затрудняются в поиске нужной картинки, можно дать развернутое описание нужного предмета. Если дети не смогли наqти нужную картинку, следует показать им реальный предмет, описать его свойства, обыграть его.

    Игра «Прыжки под считалки»
    Встаем лицом к лицу ребёнка, возьмем его руки в свои и начнем приговаривать считалку – небыстро.
    Две хлопушки, два хлопка.
    Холмик, деревце, овраг.
    Испугали хомяка.
    Выходи скорей, хомяк!
    Ребёнок должен почувствовать ритм считалки и начать на носочках легко в такт прыгать. Держа ребёнка за руки, помогите ему почувствовать ритм, слегка поднимая его руки и опуская их. Через некоторое время позвольте ребёнку прыгать в такт без поддержки. А затем привлечь других детей: встать в круг и попрыгать под одну общую считалку всем вместе.

    Игра «Топ-топ»
    Сначала проиграть считалку со своим ребёнком. Затем организовать для игры несколько детей. Дети стоят в кругу. Начинаем вместе топать и хлопать под считалку:
    Топ-топ, кто идет?
    Топ-топ, мы идем.
    Хлоп-хлоп, кто несет?
    Хлоп-хлоп, мы несем.

    Игра «Колокольчик, позвони»
    Подвешиваем колокольчик на расстоянии вытянутой руки ребёнка. Взрослый говорит, что колокольчик волшебный, его звон радует окружающих. Предлагает ребёнку дотянуться до колокольчика и позвонить в него. После освоения игры, привлекаем других детей. Выбираем активного ребёнка и, называя его по имени, предлагаем тоже позвонить. После того как ребёнок позвонил, хвалим его: какой ты молодец! Как высоко ты смог дотянуться! А теперь …(выбираем ещё кого-нибудь) тоже позвонит. Спросите детей, как звенит колокольчик (динь-динь).

    Игра «Потанцуй со мной»
    Сверху подвешиваем заводную погремушку («карусельку»). Заводя, предлагаем ребёнку потанцевать (покрутить кистью рук, приседать, покружиться – что сможет сделать ребёнок)- показываем, как это сделать. Под музыку «танцуем» вместе с ним. Когда игра освоена, вовлекаем других детей.

    Игра «Дорожка для мяча»
    На песке взрослый палочкой рисует дорожку. Предлагает прокатить по ней мячик. Показывает, как это сделать. После того как ребёнок прокатил мяч, хвалит (как ловко, какой ты молодец, прямо по дорожке…) и ловит его, посылая обратно и предлагая словить (а теперь я к тебе мячик отправлю по дорожке). После изучения игры со своим ребёнком, предлагает нескольким детям катать и ловить один или несколько мячей.

    Игра «Закати мяч в ворота2
    Взрослый делает «ворота» из любых подручных средств (расставленные на определенном расстоянии кубики из строительного материала, коробки из-под игрушек…) и просит детей по очереди закатывать мяч в промежуток между ними. Сначала руками, нагнувшись или присев на корточки, а затем ногой. Расстояние между ребенком и воротами можно варьировать в сторону усложнения, т.е. помещая детей все дальше от ворот; можно предоставить ребенку возможность самому выбирать расстояние. Закатывать мяч в импровизированные (разной высоты и ширины ворота) можно не только рукой или ногой, но и каким-нибудь предметом (клюшкой, деревянным молоточком). Размеры мяча и молоточка (клюшки) можно варьировать. Лучше подобрать такой мяч, который легко и быстро катится по земле (полу). 
    После того, как игра освоена вашим ребёнком, включайте в игру других заинтересованных детей. Возможно использование нескольких мячей.

    Игра «Мини-баскетбол»
    Предложите ребёнку забросить мяч в какую-нибудь емкость, находящуюся на земле (полу) - корзинка, коробка, таз, пустой надувной бассейн и т.д.
    Взрослый может держать емкость в руках и ловить ею мяч, брошенный ребенком. Эту игру легко разнообразить, меняя размер емкости и размеры мячей, а также высоту, на которую помещена эта емкость, и расстояние, с которого ребенок пытается забросить мяч. После освоения игры ребёнком, включайте в игру других заинтересованных детей.

    Езда по дорожкам
    Начертить палочкой на земле «дорогу» и попросить ребёнка проехать по дороге машинкой, детской коляской... После освоения ребёнком игры вовлекайте других заинтересованных детей (кто ещё хочет поехать по дорожке?), пусть едут друг за другом.

    Игра «Молоток и колышки»
    Покажите ребёнку молоточек и возможные действия с ними. Например, поставив колышек в песок и придерживая его одной рукой, второй рукой - берет молоточек и сверху слегка ударяет по колышку несколько раз. Когда колышек войдет в песок до половины и будет держаться сам, взрослый убирает руку и забивает колышек в песок полностью. Помогите ребёнку освоить это действие. Предложите другие предметы, которые легко можно забить молоточком в песок. 

    Можно сопровождать действия с молоточком стишком: 
    «Тук-тук-тук, тук-тук-тук, 
    Молоток мой лучший друг» 

    Чтобы заинтересовать детей этим действием, его можно немного продлить. Например, колышек забивается в песок не полностью. С его помощью в песке проделывается углубление, в которое можно «посадить деревце» (любой природный материал, который дети находят на прогулке). 
    После освоения игры ребёнком, привлекайте внимание других детей, включайте их в игру.

    Игра «Секретик»
    Научите ребёнка делать «секретики»: выкопайте в уголке песочницы ямку, положите в нее фантики, кусочки разноцветной фольги, травинку или любую другую мелкую игрушку, накройте чем-нибудь (досочкой, тряпочкой…) и засыпьте песком. Затем раскопайте и радостно «удивитесь»: «Вот какой у нас, секретик!» Предложите ребёнку самому сделать секретик, в случае затруднений, окажите необходимую помощь. Сделайте секретики с несколькими детьми.

    Игра «Ку-ку»
    В песочнице закапайте игрушку так, чтобы было видно более половины спрятанного. Спросите: Кто (что) там спрятался? Угадай! Давай вместе откопаем и посмотрим! Показывайте, как по чуть-чуть надо откапывать, чтобы можно было узнать игрушку. После освоения игры ребёнком, привлекайте к игре других детей, закапывая несколько фигур, для всех детей или, закопав одну фигуру, раскапывают несколько детей с разных сторон.

    Игра «Поливайка - узнавайка»
    В детскую леечку налить немного воды. Разровнять часть песка в песочнице. Расскажите какой песок: Песочек сухой, теплый. Он сыпется. Давай дадим песочку пить. Ребёнок поливает разровненный участок из леечки. Скажите: Какой стал песок? Мокрый, сырой, влажный, прохладный, липкий… Пусть ребёнок «напоит» несколько участков с сухим песком, предварительно его разровняв. После освоения игры ребёнком, привлекайте других детей. Можно просить, чтобы дети разровняли песочек, при этом расскажите какой песок, затем сами полейте и расскажите, какой стал песок, что из него можно сделать. Поиграйте сырым песком вместе: слепите «пирожки», формочки, горки…

    Игра «Построим забор»
    Приготовим счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка: Выбери синие палочки и построй заборчик синего цвета (втыкаем палочки в мокрый песок). Обязательно покажите, как это сделать. Потом — красные палочки и построим заборчик красного цвета. Если ребёнок не может сделать по цветам, предложите сделать просто ровный забор разных цветов. Включайте в игру большее количество детей, предлагая построить 1 большой забор.

    Игра «Огород»
    Предложите ребёнку игрушечные овощи. Ребёнок с помощью взрослого закапывает их не глубоко в песок. Спросите: Что ты посадил? Говорящий ребёнок отвечает, что он посадил. Если ребёнок ещё не говорит, вопрос задайте так: Ты морковку посадил? Ребёнок сигнализирует доступным способом о правильности вашей догадки или просто усваивает информацию. После освоения игры ребёнком, предложите поиграть нескольким детям. Давайте посадим огород! Что там растет? Называя других детей по именам, предложите «посадить» овощи, обязательно покажите, как это сделать: Надя, посади капусту, Света, посади свеклу… После «посадки» говорите каждому ребёнку, что он молодец. Спросите: что посадила Надя? (если ребёнок не может ответить, скажите за него, привлеките внимание детей к овощу и к ребёнку: посмотрите, Надюшка посадила нам капусту, а Света свеклу….Расскажите, для чего нужно выращивать овощи (чтобы сварить вкусный суп, с витаминами).

    Игра «Кто там спрятался?»
    Покажите ребёнку 1-2 яркие игрушки. Затем вместе с ребёнком одну закапайте. Спросите: Что там спряталось? Ребёнок (говорящий) отгадывает и раскапывает её. Если ребёнок ещё не говорит, закопав игрушку, спросите: где зайчик? После того, как он игрушку раскопает, скажите: вот он зайчик! После освоения игры ребёнком, привлекайте других детей.

    Игра «Муравей»
    Сделайте не большую горку из песка и покажите, как там ползают муравьишки или просто наши пальчики. Начните делать норки пальчиками с разных сторон, встретившись пальчиками с ребёнком, выразите свою радость о встрече. После освоения игры ребёнком включайте в игру других детей. Дети руками, лопаточками (можно использовать сито, ведерочки, формочки) делают горку из песка, взрослый помогает. Затем предлагает поиграть в муравьишек, которым необходимо пролезть внутри горки (если ребёнок или кто-то из детей выражает тревогу по отношению к муравьям, можно предложить пролезть пальчикам). Дети с разных сторон заталкивают пальчики в песок и внутри встречаются пальчиками. 

    Игра «Куличики»
    Покажите ребёнку как с помощью формочек делать куличики. Постряпайте куличики разных форм. После постройки вместе угадайте, что получилось или на что похоже. Проговорите вместе с ребёнком, предлагайте свои варианты ответов (а ещё похоже на…) После освоения ребёнком игры, научите играть в куличики других ребят.

    Игра «Рисунок на песке»
    Ладонями вместе с ребёнком разровняйте «полянку» на песке. Полейте водой, вместе утрамбуйте «полянку». Возьмите не большую палочку, нарисуйте простую фигурку (кружок, солнышко…). Пусть ребёнок отгадает, на что это похоже. Если ребёнок не говорит или не может отгадать, расскажите ему, что нарисовано. Разровняйте рисунок вместе с ребёнком и попросите ребёнка порисовать самому (по желанию). Обязательно похвалите. Спросите, что нарисовал ребёнок или отгадайте сами. Привлекайте к игре других детей. Полейте им большую «полянку» дайте палочки и попросите порисовать, обязательно покажите, как это делать. Спросите, кто, что нарисовал, похвалите каждого за рисунок, например, так: какая красивая картинка у Маши…Молодец Маша! 

    Игра «Иди ко мне»
    Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и зовет его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется по желанию ребёнка. Подзывайте к себе всех детей по очереди.

    Игра «Пришел Петрушка»
    Взрослый приносит игрушку Петрушку (или любую другую), рассматривает его с ребёнком. Петрушка гремит погремушкой (вместо погремушки могут быть коробочки с песком, крупой, звенящие игрушки и др), потом дает ребёнку погремушку. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются. Привлекайте к игре нескольких детей, вместе устройте оркестр погремушек.

    Игра «Ловим мыльные пузыри»
    Взрослый на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал? Затем учит каждого ребенка ловить пузыри. Сначала можно проиграть только со своим ребёнком или с малым количеством детей, а затем со всеми. 

    Игра «Поезд»
    Взрослый предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а ты – вагончик, иди за мной!». Идут друг за другом, взрослый говорит «чух-чух… ту-ту». После освоения ребёнком игры, увеличьте количество «вагонов». Дети идут друг за другом. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чух-чух-чух». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

    Игра «Солнечные зайчики»
    Взрослый зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
    Солнечные зайчики
    Играют на стене.
    Помани их пальчиком,
    Пусть бегут к тебе!
    Дети ловят солнечных зайчиков. Можно пускать зайчиков по земле, а дети на него будут пытаться наступить. 

    Игра «Подуй на шарик»
    На уровне лица ребенка подвешивается (или держим на веревочке) воздушный шарик. Взрослый показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он взлетал, и предлагает ребенку повторить действие. Затем можно предложить дуть сразу нескольким детям. Показать, что вместе с другими детьми можно шарик сдуть быстрее. Поблагодарить детей за помощь.

    Игра «Забава с глазком»
    Взрослый дает ребенку листок картона с вырезанной посередине дырочкой. Объясняем: это наши очки, они помогают разглядывать. Подходим с «очками» к травинке, листику, камешку, игрушке… и показываем, как смотреть через «очки». Предлагаем ребенку посмотреть сквозь «очки» на свои пальцы, ноготки – это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли: нет ли там насекомых и т. д. Через несколько дней включайте в игру других заинтересовавшихся малышей, сделав им «очки». Можно смотреть через сито для песка.

    Игра с куклой
    Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д. Куклу можно: переодеть, расчесать, умыть, уложить спать, покормить… Желательно действия сопровождать потешками, стишками. После освоения ребёнком игры предложите и другим детям куклы и поиграйте все вместе. 
    Водичка, водичка, умой кукле личико!
    Чтоб смеялся роток, чтоб смотрел наш глазок!

    Игра «Соберем игрушки»
    Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем». Привлекайте к игре всех детей.

    Игра «Мяч»
    Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а взрослый, положив на его голову ладонь, приговаривает: «Друг веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним играть!» После освоения ребёнком игры попробуйте поиграть с другими детьми или со всеми вместе. Встав в круг вы имитируете движение (стук по мячику), проговариваете стишок, а дети прыгают в такт стишку.

    Игра «С собачкой»
    Взрослый держит в руках игрушечную собачку и говорит:
    Гав-гав! Кто там?
    Это песик в гости к нам.
    Я собачку ставлю на пол.
    Дай, собачка, Пете лапу!
    После того как ребёнок ознакомился с игрой, предложите поиграть с собачкой всем детям. Участие принимают все заинтересованные в участии детки. Читайте стих и затем подходите с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагайте взять ее за лапу и поздороваться. Можно покормить собачку. Приносят вместе миску с воображаемой едой ( в миску насыпать песок), собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!» Если детки боятся собачки можно использовать другую игрушку.

    Игра с кистями рук
    Выполняя движения, взрослый просит ребенка повторить их. Опускает пальцы вниз и шевелит ими – это «струи дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем – «кисточкой» кружки на щеках. Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Разучите все действия со своим ребёнком, затем включайте в игру других детей.
    Передай колокольчик.
    Дети стоят полукругом (если в помещении, то можно сесть на стульчики). В центре стоит взрослый с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой). Если ребёнок не может выбрать, взрослый помогает.

    Игра «Повтори за мной»
    Поиграйте в игру сначала со своим ребёнком, затем играйте все вместе. Играющие, становятся в круг, на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Взрослый сначала один, а через несколько занятий вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении и показывает, как это делать:
    Мы топаем ногами,
    Мы хлопаем руками,
    Киваем головой.
    Мы руки поднимаем,
    Мы руки опускаем,
    Мы руки подаем.
    (Дети берутся за руки, образуя круг.)

    Игра «Чудесные камешки». Раздайте детям по два камешка и пригласите ими поиграть: постучать камешками друг о друга; постучать своими камешками о камешки других детей и т.д. Потом вы сами включитесь в игру, весело постукивая по камешкам детей и припевая.

    В следующий раз можно предложить малышам забрасывать камешки в коробку, корзину, шляпу.

     

    Игра «Под зонтом». Взрослый показывает детям яркий зонт. «Ой, кажется, дождик капает (вытягивает руку, проверяет, идет ли дождь). Дождь пошел. Надо скорее зонтик открыть, своих ребяток спрятать от дождя. Зонтик, открывайся быстрее! Открылся! Скорее, скорее бегите все ко мне под зонт! Всех спрячу: и Петю, и Олю (называет каждого ребенка по имени). Вот как хорошо. Все спрятались под зонт.

    Все, дождик кончился. Можно теперь всем бегать по лужайке. Все побегали? Ой, кажется, опять дождик начинается. Скорее прячьтесь ко мне под зонтик!»

     

    Игра «Угощение для игрушек». Воспитатель объявляет, что сейчас будет варить суп для всех игрушек суп. Изображает, что наливает в кастрюлю воду из крана, насыпает крупу, помещает овощи, солит, варит, помешивая ложкой. Приглашает детей с игрушками приходить  попробовать суп. Угощает игрушку каждого ребенка и спрашивает, понравился ли суп.

    Игра «Прячем мишку»

    Ход игры. Воспитатель прячет знакомую детям большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с детьми. Когда дети найдут игрушку, взрослый прячет её так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «Ку-ку!». Когда дети найдут его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагается спрятаться кому-нибудь из детей.

    Игра с собачкой

    Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

    Гав-гав! Кто там?

    Это песик в гости к нам.

    Я собачку ставлю на пол.

    Дай, собачка, Пете лапу!

    Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять её за лапу поздороваться и покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!».

    При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

    Игра «Кто в кулачке?»

    Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает детям несколько раз, как это сделать, и просит повторить. Возможно, придется помочь детям убрать большой палец в кулачек.

    Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет движения.

    Кто залез ко мне в кулачек?

    Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак)

    Ну-ка, ну-ка, вылезай!

    Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец).

    Игра «Покружимся»

    Ход игры. Воспитатель берет мягкую игрушку, крепко прижимает его к себе и кружится с ней. Раздает и игрушки малышам и просит также покружится, прижимая к себе игрушку.

    Затем взрослый читает стихотворение и действует в соответствии с его содержанием. Дети вслед за воспитателем выполняет те же движения.

    Я кружусь, кружусь, кружусь,

    А потом остановлюсь

    Быстро-быстро покружусь,

    Тихо-тихо покружусь,

    Я кружусь, кружусь, кружусь

    И на землю повалюсь.

    Игра  «Ку-ку»

    В песочнице закапываются игрушки так, чтобы было видно более половины спрятанного.  

    - Кто там спрятался?

    Ребенку предлагается угадать по видимой части, что спрятано в песке. Откопав игрушку, ребенок проверяет свою догадку.

    Игра «Поливайка - узнавайка»

    В детскую леечку налить немного воды. Разровнять часть песка в песочнице.

    - Песочек сухой, теплый. Он сыпется. Давай дадим песочку пить.

    Ребёнок поливает разровненный участок из леечки.

    - Какой стал песок? Мокрый, сырой, влажный, прохладный, липкий…

    Игра «Построим забор»

    Приготовим счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка:

    -  Выбери   синие палочки и постро¬й заборчик синего цвета (втыкаем палочки в мокрый песок). Потом — красные палочки и построим заборчик красного цвета. Включайте в игру большее количество детей предлагая построить 1 большой забор.

    Игра «Огород»

    Детям предлагаются игрушечные овощи. Дети закапывают их не глубоко в песок и говорят, что они посадили. Когда дети познакомятся  поближе с другими детьми, нужно спрашивать, называя всех по именам. Например, что Валюшка посадила? (дети отвечают, если не говорят, взрослый им помогает)

    Игра «Кто там спрятался?»

    Детям показывают 1-2 яркие игрушки. Затем вместе с ребёнком одну закапывают. И спрашивают «Что там спряталось?» Ребёнок отгадывает и раскапывает её. Часто дети не дожидаясь раскапывают игрушку ещё до вопроса, тогда можно спросить, после «раскопки»  

    Игра «Муравей»

    Дети руками, лопаточками (можно использовать сито, ведерочки, формочки) делают горку из песка, взрослый помогает. Затем предлагает поиграть в муравьишек, которым необходимо пролезть внутри горки (если ребёнок или кто-то из детей выражает тревогу по отношению к муравьям, можно предложить пролезть пальчикам). Дети с разных сторон заталкивают пальчики в песок и внутри встречаются пальчиками.

    Игра «Куличики»

    Дети с помощью взрослого «стряпают» куличика разных форм. После постройки угадать, что получилось или на что похоже. Обязательно проговаривайте вместе с ребёнком или детьми, предлагайте свои варианты ответов (а ещё похоже на…)

    Игра «Рисунок на песке»

    Ладонями вместе с ребёнком или детьми разровняйте «полянку».  Полейте водой, вместе утрамбуйте «полянку». Возьмите не большую палочку, нарисуйте простую фигурку (кружок, солнышко…). Пусть детки отгадают, на что это похоже. Разровняйте рисунок вместе с детьми и попросите детей порисовать (по желанию). Обязательно похвалите.

    Игра «Прячем игрушку»

    Взрослый прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где игрушка (называя, что это было)?», ищет её вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам взрослый, громко произнося «ку-ку!» Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку. В последующие дни предлагайте играть нескольким детям вместе с вами.

    Приведенные игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному и агрессивному ребенку.

    Дети двух-трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры в адаптационный период с детьми 2-3х лет

    Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мам...

    «ИГРЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Рекомендации педагогам работающим с детьми младшего дошкольного возраста...

    Методические рекомендации "Игры в адаптационный период с детьми 2 - 3 лет"

    Основная задача игр в адаптационный период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых...

    Картотека "Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет"

    В картотеке собраны игры для дошкольников, начинающих посещать ДОУ....

    Картотека "Игры в адаптационный период"

    Картотека игр в адаптационный период для детей младшего дошкольного возраста....

    Картотека игр в адаптационный период с детьми 3-4 лет.

    Картотека игр в адаптационный периодс детьми трех-четырех лет....

    Картотека игр в адаптационный период с детьми 2-3 лет.

    Автором представлены игры, которые помогают адаптироваться в детском саду детям 2-3 лет. ...