Консультация для воспитателей
консультация на тему

Вершняк Галина

Коррекционная работа педагогов с детьми дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_moya.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 10 «Золотая рыбка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Использование дидактических игр для повышения остроты зрения у детей дошкольного возраста с функциональными нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие)»

Выполнила:

Учитель-дефектолог

(тифлопедагог)

Вершняк

Галина Владимировна

г. Мегион

2013-2014 гг.

Познание дошкольниками окружающего мира предполагает активную непроизвольную деятельность, в процессе которой ребёнок учится способам ориентации среди разнообразия признаков и свойств предметов.

Одним из эффективных средств сенсорного воспитания слабовидящих детей дошкольного возраста является дидактическая игра, основным элементом которой является обучение детей способам познания.

По характеру воздействия на процесс сенсорного развития слабовидящих детей дидактические игры можно условно разделить на две группы:

  1. дидактические игры для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности детей с нарушением зрения;
  2. логические дидактические игры, назначение которых - смысловая систематизация чувственного опыта.

Игры первой группы развивают умения детей различать, сравнивать, выделять и называть характерные признаки и свойства предметного мира.

В играх второй группы дети учатся классификации, группировке, систематизации предметов по общим и отличительным признакам. При классификации дети устанавливают общность между предметами, образуют пары, группы предметов по цвету, форме, величине, пространственным характеристикам и т.д.

По содержанию дидактические игры можно так же представить как три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами способствуют формированию предметных представлений и действий с предметами, дети учатся анализировать характерные признаки, свойства предметов и явлений. Эти виды игр особенно важны в работе с детьми с нарушением зрения, т.к. в значительной степени способствуют обогащению и уточнению предметных представлений.

Настольно- печатные игры учат детей чтению иллюстративного материала. Осмыслению изображённого, их словесному описанию.

Использование словесных дидактических игр в обучении детей с нарушением зрения обеспечивает возможности уточнения, конкретизации образов предметов и развития описательной речи. А так же дидактические игры способствуют осознанию детьми использования зрения при выделении различных свойств и признаков предметов. Например, в упражнении "От какой бабочки крылья " дети рассматривают изображение крыльев бабочек разной величины, затем выделяют размер и цвет крыльев, рассматривают узор на крыльях, составляют бабочку из частей. К играм и материалам, способствующим активизации зрительных функций, можно отнести мозаику, лото, домино, разрезные и сюжетные картинки. Для развития цветоразличения можно применять дидактические игры и упражнения "Найди нужный цвет", "Разложи по оттенкам", "Составь из частей цветок", "Подбери к шарам цветные нитки" и др.

Дидактические игры, "Какой предмет больше, меньше?", "Что дальше, что ближе?", "Самый длинный, высокий, толстый, тонкий, короткий" упражняют детей в развитии глазомера. Развитию зрительного внимания и памяти способствуют задания" Угадай, что изменилось", "Чего не стало?", "Найди такой же предмет". В игре "Кто скорее соберёт листья" дети учатся анализировать форму, цвет, величину предмета. В игре "Найди каждому ребёнку свою игрушку" дети подбирают игрушку: мальчику - самокат, девочке - скакалку, другим - детям волчок. Мячик и т.д. При этом они определяют, какое действие характеризует ту или иную позу, когда ребёнок играет с игрушкой (прыгает со скакалкой, едет на самокате и др.) В дидактической игре "Одень куклу" дети подбирают по размеру кукол соответствующую одежду. Игра, "Какой геометрической фигуры не стало" предполагает упражнение детей на выделение яркости окраски и размера. Дети запоминают расположение фигур, а затем педагог одну из них убирает. Надо угадать, какая фигура спрятана. Дидактическая игра" Кто скорее нанизает бусы" способствует развитию глазомера. В игре" Каждой игрушке своё место" дети учатся вкладывать в коробки игрушки, соответственно размеру. Игра – лабиринт "Чей телефон?" учит прослеживать глазами изображение шнура телефона, чтобы выяснить, кто с кем говорит по телефону. Правильное прослеживание фиксируется фишками, дети соревнуются, кто скорее выполнит.

Все умения и знания, полученные в игровой деятельности, закрепляются в повседневной жизни детей. Для развития пространственной ориентировки и зрительных ощущений во время прогулки можно использовать игры и задания такого типа: "Сравни два дерева", "Чьи следы на снегу?", "Рассмотри радугу", "Сравни снежинки" и т.д.

На прогулке можно обследовать разнообразный растительный и животный мир в таких играх, как "Назови цвета первых упавших листьев", "Узнай растение по листочку" и т.д.

Наряду с играми, где дети имеют общение с конкретным предметным миром, можно для закрепления детских представлений использовать словесные дидактические игры. Игра "Угадай по описанию", где детям предлагают картинки с предметными изображениями: игрушки, предметы быта, и дают задания: загадать загадку, описать предмет. Дидактические упражнения:

  • нарисовать, что данное слово обозначает;
  • связать слово с иллюстрацией, его изображением;
  • произнести слоги похожих слов;
  • Составить как можно больше слов, начинающихся одинаково.

Детям предлагаются игры типа: найди знакомые качества в других предметах; сравни-сопоставь; всевозможные игры на сортировку, классификацию, комбинацию форм и цветов, перестановку, разделение, отрицание, воспроизведение, размещение посредством схем, диаграмм и др. (Плаксина, Григорян стр. 46-50).

Таким образом, приведённые выше игры повышают способности дошкольников с нарушением зрения к развитию и активизации зрительных функций.

Используемая литература

1. Аветисов Э.С, Ковалевский Е.И., Хваткова А.В.- В кн.: руководство по детской офтальмологии.- М., 1987, с. 192-224.

2. Аветисов Э.С., Смольянинова И.Л., Шаповалов С.Л. Система мер по улучшению зрительных функций при нистагме. – В кн. Материалы всесоюзного симпозиума по дошкольному воспитанию детей с нарушениями зрения. – М., 1980., с.16-21.

3. Григорян Л.А. Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием.- В кн.: Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения.- М.,1978, с. 24-41.

4. Ермаков В.П., Якунин Г.А. развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М., 1990.

5. Жохов В.П., Плаксина Л.И. и др. Реабилитация детей. Страдающих содружественным косоглазием и амблиопией.- М., 1989.

6. Кащенко Т.П. Принципы и методы исследования и восстановления бинокулярных функций в естественных и близких к ним условиях.- В кн.:Охрана зрения детей и подростков.- М., 1984, с.67-77.

7. Коленько А.Б. Глазные болезни. – М., "Медицина", 1976.

8. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими детьми дошкольного возраста./ Сост.А.И. Назаренко, Т.П. Свиридюк.- Киев, 1984

9. Кондратьева С.И., Сташевский С.Е., Григорьева Л.П. Организация, методы и содержание коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия слабовидящих и частичнозрячих учащихся. // Дефектология.- 1987.- №2.- с.16-22.

10. Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в дошкольных учреждениях./ Составители: Земцова М. И., Плаксина Л.И., Феоктистова Л.Ю.- М. "Просвещение" 1978.

11. Особенности приёма и переработки зрительной информации при нарушениях зрения у детей./ Под ред.Л.А. Новиковой.- М., 1978.

12. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения.- Калуга, "Адель", 1998.

13. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Содержание медико-педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения.- М. 1998.

14. Примерное содержание коррекционных занятий в специальной общеобразовательной школе для слабовидящих детей.// Под ред. В.П. Ермакова.- М.,1988.

15. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения./ Под ред. Плаксиной Л.И.,- М., 1995.

16. Свиридюк Т.П. Подготовка к школе детей с нарушениями зрения.// Материалы всесоюзного симпозиума по дошкольному воспитанию детей с нарушениями зрения.- М., 1980.

17. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста.- М., 1983

18. Совершенствование процесса обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей./ Под ред. Л.И. Солнцевой, В.П. Ермакова, М.И. Земцовой.- М., 1986.

19. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения./ Под ред. Плаксиной Л.И.,- Калуга, "Адель", 1998.

20. Хорош С.М. Значение игрушки для ознакомления слепого дошкольника с окружающим миром.// Материалы всесоюзного симпозиума по дошкольному воспитанию детей с нарушениями зрения.- М., 1980.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...