Характеристика методов и приёмов экологического воспитания
консультация на тему

Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия  с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе. Для достижения задач воспитатель использует определенные методы. Сегодня нет единой классификации используемых в экологическом воспитании дошкольников методов, однако среди них можно выделить наиболее значимые, которые признаются подавляющим большинством специалистов (Саморуковой П.Г., Серебряковой Т.А., Николаевой С.Н. и другими). Они отличаются максимальной эффективностью, так как полностью соответствуют возрастным особенностям детей-дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kharakteristika_metodov_i_priyomov_ekolog.vospitaniya.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика методов и приёмов экологического воспитания

                                                                   

Составила воспитатель

МБДОУ ДС № 23 «Ромашка»

ст.Березанской

Нестерня Н.И.

Сегодня экологическое воспитание, имеющее, в первую очередь, нравственный подтекст, является важной ступенью в процессе развития и взросления дошкольника. Именно в возрасте до 7 лет происходит наиболее активное познание окружающего мира. В отличие от взрослого человека, ребенок с гораздо большим интересом пускает в ход слух, обоняние, зрение, он стремится к непосредственному контакту с окружающей его природой. В этом возрасте именно воспитатель становится для дошкольника одним из основных источников информации об окружающем его мире и способах взаимодействия с ним.

Какое же значение имеет знакомство ребенка с природой? Давая ответ на данный вопрос, сложно не согласиться с Веретенниковой С.А., которая считает, что ознакомление дошкольника с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Несомненно, отсутствие элементарных знаний об окружающем мире и интереса к нему может привести к формированию у ребенка, а затем и у взрослого человека, множества предрассудков и жестокого отношения ко всему живому. Исправить это спустя годы намного сложнее, чем дать необходимые знания в начале жизненного пути.

Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия  с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе.

Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определённых знаний  и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе.

Экологическая культура включает в себя следующие компоненты:

- экологические знания и умения

- экологическое мышление

- ценностные ориентации

- экологически оправданное поведение

Особое внимание при работе с детьми этого возраста следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Реализация цели раздела идёт через решение следующих задач:

- уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях

- формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие)

- формирование элементарных представлений о причинно-следственных связей внутри природного комплекса

- развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру

- формирование потребности заботиться о чистоте своей группы

- ознакомление с  природными факторами, влияющими на здоровье человека

- формирование привычки рационально использовать воду

- выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе)

- развитие познавательного интереса к окружающему миру

- формирование эстетического отношения к окружающему миру

Для достижения поставленных задач воспитатель использует определенные методы. Сегодня нет единой классификации используемых в экологическом воспитании дошкольников методов, однако среди них можно выделить наиболее значимые, которые признаются подавляющим большинством специалистов (Саморуковой П.Г., Серебряковой Т.А., Николаевой С.Н. и другими). Они отличаются максимальной эффективностью, так как полностью соответствуют возрастным особенностям детей-дошкольников. Итак, к современным и наиболее результативным методам экологического воспитания детей относят:

1)        Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей природе.

2)        Практические методы. К ним по праву относят игру, моделирование и проведение самых элементарных опытов и экспериментов. Эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.

3)        Словесные методы. Конечно же, это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с экологическим подтекстом, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к природе, систематизировать полученные знания.

Наиболее эффективных результатов в работе с дошкольниками можно достичь, если умело сочетать все группы методов, однако особого внимания заслуживает игровой метод воспитания, в частности, сюжетно-ролевая игра. Обусловлено это рядом причин. Во-первых, такая игра представляет собой один из видов самостоятельной деятельности ребенка, когда почти все его действия основываются на собственном опыте, знаниях и представлениях. Во-вторых, во время игры дошкольник активно постигает азы коммуникации и связи собственного «Я» с окружающим миром. В-третьих, основной функцией игры является его интеллектуальное и нравственное развитие. Именно поэтому игровой метод в экологическом воспитании детей в возрасте до 7 лет можно по праву назвать центральным.

Конечно, воспитателю необходимо должное внимание уделить подбору сюжетно-ролевых игр. Неплохую их классификацию, нашедшую широкое применение на практике, предлагает Николаева С.Н. и Комарова И.А. Так, они выделяют игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами, игровые обучающие ситуации с литературными персонажами и игровые обучающие ситуация по типу «путешествия».

Стоит отметить, что каждая группа игровых ситуаций имеет свои «подводные камни». В качестве примера можно привести ситуации с игрушками-аналогами. В их основе лежит сопоставление игрушки и живого существа – поведения и внешнего вида. Однако если в дошкольном учреждении нет возможности сопоставить щенка плюшевого и щенка живого, то у ребенка может произойти сдвиг ценностных ориентиров, нарушение эмоционального восприятия. Играя из раза в раз лишь с плюшевым щенком, изучая его лапки, ушки, хвостик, мордочку и не имея возможности контактировать с живым существом, ребенок не сможет впоследствии перенести свой интерес и гуманное отношение на собаку. И наоборот.

Именно поэтому воспитатель должен предлагать ребенку такую игру, в которой у него будет возможность изучить живой объект параллельно игрушке-аналогу.

Имея возможность сиюминутного наглядного сравнения, дети намного активнее включаются в процесс игры. В этом случае умелые подсказки воспитателя воспринимаются как совет старшего товарища, и ребенок легко пополняет свой багаж знаний.

Особого мастерства требуют от воспитателя игровые ситуации с использованием литературных персонажей. Во-первых, следует найти так называемую «золотую середину» между демонстрацией персонажа и экологическим воспитанием. Недостаточный артистизм воспитателя может привести к тому, что дети не будут заинтересованы в развитии игры. Им не будет интересно давать правильные ответы, будет отсутствовать желаемая концентрация внимания, а воспитатель станет не партнером по игре, а обычным педагогом, стоящим на голову выше дошкольников. Возможна и обратная ситуация, когда дети будут увлечены чересчур колоритным персонажем, актерской игрой воспитателя, но не решением экологических задач. Во-вторых, необходимо максимально точно передать характер любимого детьми персонажа, чтобы они увлеклись игрой. Так, дошкольники с удовольствием помогают пройти по лесу Красной Шапочке и готовы с азартом поучать не слишком умного Незнайку.

Одним из наиболее привлекательных видов экологических игр для детей считаются игровые ситуации «путешествия». В их основе лежит принцип, выделенный Михайленко Н.Я. и Коротковой Н.А., - воспитатель должен играть вместе с детьми! Так он перестает быть воспитателем, но становится полноправным участником игры, членом команды и «боевым» товарищем. Дети гораздо активнее идут на контакт, легко и с удовольствием воспринимая новую информацию, закрепляя уже полученные знания.

В таких играх дошкольники являются полноправными участниками происходящих «событий». Под руководством воспитателя, который играет роль экскурсовода, гида или умудренного опытом путешественника, они «посещают» различные страны, континенты, города. Знакомятся с природой, узнают повадки «встречающихся» животных и птиц. Несомненно, такие «путешествия» требуют тщательной подготовки от воспитателя. Ему необходимо заранее позаботиться о наличии того или иного реквизита.

Так, если планируется «путешествие» в джунгли, пригодятся самые различные комнатные растения, которые прекрасно сыграют роль пальм, лиан и кустарников. Игрушки-аналоги, замаскированные листьями растений, будут ассоциироваться с дикими животными, об особенностях которых обязательно поведает «экскурсовод». Конечно, наличие «живого уголка» в детском саду – это несомненный плюс в организации таких игровых ситуаций.

Таким образом, использование в процессе экологического воспитания детей в дошкольном учреждении метода сюжетно-ролевой игры позволяет вполне успешно решать поставленные перед воспитателем задачи. У детей происходит активное формирование сознательного и гуманного отношения к природе, они значительно расширяют свой кругозор, увеличивают багаж знаний. Дошкольники учатся концентрироваться на проблеме, искать ее решения, становятся более внимательными, тренируют память.

Для реализации целей и задач раздела также предусматривается следование принципам: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребёнком  в условиях дошкольного учреждения и семьи.

В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для ознакомления детей с природой: в групповой комнате, уголке природы, на территории детского сада.

Материал, информацию, которую дети получат, должна быть научно достоверной и в тоже время доступной для их понимания.

Работа по данному направлению осуществляется на занятиях, в процессе наблюдений, целевых экскурсий, чтения художественных произведений, различных игр и развлечений, трудовой и продуктивной деятельности.

Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как интегрированные занятия, экспериментирование, просмотр видеофильмов и телепередач, а также прохождение специального разработанного экологического маршрута – экологической тропы.

Экологическая тропа – это демонстрационный маршрут, проходящий через различные природные объекты и использующийся для целей экологического образования. При выборе маршрута следует учитывать ряд условий:

- доступность для посещений

- эстетическая привлекательность

- информационная ёмкость

В групповой комнате растения должны содержаться в соответствии с природосообразными условиями. Главное, чтобы они являлись частью учебно – воспитательного процесса и были абсолютно безопасны для жизни и здоровья детей. Педагог должен знать, если в группе дети с аллергическим заболеваниями, чтобы исключить растения, являющихся аллергенами.

Следует отдавать предпочтение растениям, очищающим воздух от пыли и бактерий, поглощающим вредные вещества. Для поддержания чистоты необходимо осуществлять ежедневный уход за растениями.

В уголке природы рекомендуется иметь природный и бросовый материал для изготовления различных поделок. Он должен храниться в эстетично оформленных коробках и выкладываться по мере необходимости.

Экологическое воспитание необходимо осуществлять с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Необходимо организовывать учебно – воспитательный процесс таким образом, чтобы дети стремились познавать окружающий его мир, умели устанавливать взаимосвязи (как человек зависит от природы и влияет на неё, как растения связаны с воздухом и водой и т.д.) и могли применить полеченные знания своей практической деятельности. Этому способствуют специально созданные воспитателем проблемные ситуации и различные игры. Для детей дошкольного возраста необходимо выбирать те игры, которые понятны им, доступны возрасту и не противоречат принципам экологического воспитания.

Особое значение следует уделять совместной работе родителей и детей. С участием родителей можно организовать мероприятия, посвящённые экологическим праздникам: 22 марта – Всемирный день воды, 1 апреля – Международный день птиц, 22 апреля – Международный день Земли, 22 мая – Международный день биоразнообразия, 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды, 4 октября – Всемирный день животных.

В работе по ознакомлению с окружающим миром необходимо учитывать региональный компонент (природу родного края, народные традиции, краеведение).

Воспитатель должен постоянно повышать свою квалификацию, чтобы осваивать новый программный раздел.

В конце учебного года для проверки эффективности работы по данному разделу целесообразно провести диагностическое обследование детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию на тему" Методы и приёмы музыкального воспитания ребенка"

Материал для слушателей КПК на тему "Музыкальное воспитание детей в ДОУ"...

Методы и приёмы музыкального воспитания дошкольников

1.Характеристика метода как способа взаимодействия2. Общедидактические и специфические методы музыкального воспитания, развития и обучения. Использование наглядных, словесных и практических методов3. ...

Эссе методы и приёмы экологического воспитания дошкольников

В эссе содержится информация о методах и приемах экологического воспитания дошкольников...

Методы и приёмы экологического образования.

Основы воспитания ценностного отношения ребёнка к окружающему миру природы составляет его устойчивая потребность в общении и взаимодействии с природой. Реализовать эту задачу можно через использование...

«Методы и приёмы экологического воспитания с детьми младшей группы»

laquo;Методы и приёмы экологического воспитания с детьми младшей группы»Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит...

Характеристика методов и приемов музыкального воспитания

Что такое метод, а что такое прием? Как между собой связаны эти два понятия? Подробнее можно узнать в статье....