«Как помочь тревожному ребенку?»
консультация

Марина Владимировна Диденко
    
 Для начала хочется разобраться с понятием - что же такое «детская тревожность»? Перед глазами родителей часто возникает образ ребенка с трясущимися руками, сильно нервничающего или заплаканного, и тут же мысль «ну мой точно не такой»! Конечно тревожность и в этом образе, но так скажем это ее выраженная стадия. Тревожность у ребенка это его внутренние переживания о ситуации, в которой он находиться, или скоро будет находиться. Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога — это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. К примеру, ребенок становиться молчалив, раздражителен перед утренником, а после мероприятия возвращается в хорошее настроение – это тревога.

Казалось бы, что особенного в том, что ребенок переживает и волнуется? Ответ прост – это становиться проблемой, когда подобные переживания затягиваются на продолжительное время и причины наслаиваются одна на другую, и ребенок эмоционально не справляется.

Критерии определения тревожности у ребенка

Постоянное беспокойство.

Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

Раздражительность.

Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Чтобы помочь тревожному ребенку, нам сначала нужно понять, а тревожен ли он? Что определить уровень тревожности можете использовать следующий

опросник (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., 1992).

Не может долго работать, не уставая.

Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

Смущается чаще других.

Часто говорит о напряженных ситуациях.

Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

Жалуется, что ему снятся страшные сны.

Руки у него обычно холодные и влажные.

У него нередко бывает расстройство стула.

Сильно потеет, когда волнуется.

Не обладает хорошим аппетитом.

Спит беспокойно, засыпает с трудом.

Пуглив, многое вызывает у него страх.

Обычно беспокоен, легко расстраивается.

Часто не может сдержать слезы.

Плохо переносит ожидание.

Не любит браться за новое дело.

Не уверен в себе, в своих силах.

Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность — 15—20 баллов.

Средняя — 7—14 баллов.

Низкая — 1—6 баллов.

Вы прошли тест и определили высокий уровень тревожности ребенка? Можно предпринять следующее:

1)Обратитесь к психологу с целью диагностики ребенка (ваши ответы могут быть субъективны);

2)Примите меры по улучшению собственного эмоционального состояния. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

3)Самостоятельно оцените целесообразность требований предъявляемых к ребенку, согласованны ли они с другими членами семьи, педагогом в саду, соответствуют ли возрастному развитию и т. д. Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким образом формируется личность человека, который старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.

ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ

Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!»)

Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

4. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

Важно, чтобы взрослые осознали проблемы тревожных детей, вовремя распознали проявления тревожности, помогли детям стать увереннее в себе, научили управлять собой в разных ситуациях.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_trening_vmeste_my_sila.pptx1.5 МБ
Файл vmeste_my_sila.docx50.09 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренинг на сплочение коллектива для педагогов

Слайд 2

Правило в тренинге Здесь и теперь (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь). Говорю за себя. Внимательно слушать друг друга. Не перебивать говорящего. Уважать мнение друг друга. Безоценочность суждений. Активность. Конфиденциальность (все, что происходит здесь, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы).

Слайд 4

«Сплочение» ? Сплочение-

Слайд 5

«Мы с тобой похожи тем, что….» «Мы с тобой отличаемся тем, что…»

Слайд 6

«Пять добрых слов»

Слайд 7

Упражнение «Стряхни»

Слайд 8

Упражнение «Подарок» Не забывайте, что вы –единое целое, каждый из вас- важная и необходимая, уникальная часть целого! Вместе мы – сила! Спасибо всем за участие!



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№ 171»

Тренинг для педагогов

педагог-психолог: Диденко М.В.

Актуальность

Групповая сплоченность является необходимым условием для создания комфортного микроклимата в коллективе. Групповой сплоченности способствуют: положительное эмоциональное состояние педагогов, дружеская располагающая атмосфера в группе; позитивные взаимоотношения и симпатии между участниками, взаимопонимание. Таким образом, когда в группе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся работать и творить. Тренинг на сплочение коллектива – один из эффективных способов создания такой атмосферы.

Цель тренинга: повышение сплоченности педагогического коллектива.

Задачи:

  • Снять эмоциональное напряжение педагогов;
  • Развивать коммуникативные навыки педагогов;
  • Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами.
  • Формировать благоприятный психологический климат в коллективе.

Необходимые материалы для тренинга: шляпа, простые карандаши и маркеры, листы бумаги, шарфики; мягкая игрушка; золотой ключикспокойная музыка для релаксации.

Ход тренинга

  1. Организационная часть.

Психолог: Добрый день! Рада приветствовать Вас на нашем тренинге! Сегодня мы имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах немного больше, и самое главное стать немного ближе друг для друга.

В любом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами познакомимся с этими правилами.

  • Здесь и теперь (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).
  • Говорю за себя.
  • Внимательно слушать друг друга.
  • Не перебивать говорящего.
  • Уважать мнение друг друга.
  • Безоценочность суждений.
  • Активность.
  • Правило «стоп».
  • Конфиденциальность (все, что происходит здесь, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы).
  1. Основная часть.
  1. Упражнение «Давайте поздороваемся»

Цель: создание настроя на предстоящую работу, снятие барьеров общения.

Психолог: В начале нашей встречи я предлагаю поздороваться, но сделаем мы это необычным образом. Прежде всего, нам нужно разбиться на пары (педагоги образуют пары). Если Вы услышите 1 хлопок – здороваемся руками, 2 хлопка – здороваемся плечами, 3 хлопка – здороваемся спинами. Во время задания мы сохраняем молчание, здороваются только части нашего тела. Когда я позвоню в колокольчик, Ваша задача найти нового партнера.

  1. Игра «Волшебная шляпа»

Цель: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Психолог: 
Что может сделать встречу приятной? (Высказывания педагогов).

Любую встречу сделает приятной, услышанный комплимент. Мы будем передавать шляпу по кругу пока звучит музыка, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает ее на себя и говорит комплимент стоящему справа. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить. Комплимент принимается в определенной форме: да, это так! А еще я… (добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Анализ упражнения:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

Психолог: каждый из нас получил комплимент. Комплимент улучшает настроение, позволяет по – другому посмотреть на себя.

  1. Мини лекция «Сплоченный коллектив»

Психолог: как вам всем известно, в благоприятном климате растение может расцвести, а в другом зачахнуть. Так можно и сказать про нас с вами. В дружном сплоченном коллективе педагог развивается, раскрывает свой потенциал, а в другом – наоборот… Возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от него зависит эффективность работы учреждения, а также психологический комфорт каждого ее члена.

- Как вы думаете, что обозначает слово «сплочение»?

Сплочение – это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

- Что нужно делать, чтобы коллектив был сплоченным?

Заповеди сплоченного коллектива

  • Проявляйте искренний интерес к другим людям. Пусть люди, с которыми вы общаетесь, почувствуют, что они вам интересны.
  • Будьте хорошим слушателем.
  • Почаще улыбайтесь.
  • Полюбите себя. Как вы думаете о себе, и относитесь к себе, так и люди будут думать о вас и относиться к вам.
  • Научитесь представлять себя в «шкуре» другого и смотреть на мир его глазами.
  • Научитесь доверять людям.
  • Не ожидайте от людей сразу многого.  Будьте терпеливы.
  • Делайте приятное людям. Дарите подарки, говорите комплименты. Не критикуйте, не превозноситесь, не осуждайте. Честно и искренно оценивайте достоинства людей.
  • Вызывайте в людях положительные эмоции через юмор, шутки.
  • Старайтесь услышать и понять окружающих, способствуйте созданию дружного и сплоченного коллектива.
  • Уважайте мнение и выбор коллеги. Учитесь прощать мелкие огрехи – с кем не бывает!
  • Являясь неотъемлемой частью коллектива, оставайтесь яркой, неординарной, творческой личностью.
  • Если коллектив не такой, каким вы его хотите видеть, начните его изменять с себя.
  • Ответственно относись к выполнению поручений на пользу коллектива, но не становись его тягловой силой.
  • Будьте активными в выполнении общего дела и сделайте его приятным и важным для всех.

Психолог: сейчас мы на посмотрим, насколько нам удается действовать вместе.

- постройтесь по размеру обуви.

  1. Упражнение «Кто быстрее»

Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Психолог: посчитаться на счёт раз-два. У нас получилось две команды. Ваша задача сейчас, как можно быстрее, построить ту геометрическую фигуру, которую я назову, причём строитесь вы молчком, ничего не объясняя.

Возможные фигуры:

  • треугольник;
  • ромб;
  • угол;
  • буква;
  • птичий косяк;
  • круг;
  • квадрат.

Обсуждение:

  • Трудно было выполнять задание?
  • Что помогло при его выполнении?
  1. Упражнение «Мы с тобой похожи»

Цель: развивать коммуникативные навыки, дать педагогам возможность узнать друг друга ближе.

Психолог: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, работаем в одном детском саду и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Обсуждение:

  • Какие эмоции испытывали во время упражнения?
  • Что нового узнали о других?
  • Что интересное узнали?
  1. Упражнение «Сиамские близнецы»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Психолог: Возьмите тонкий шарф или платок и свяжите им руки участников, стоящих рядом друг с другом лицом к вам. Оставьте свободными кисти рук. Дайте карандаши или фломастеры разного цвета, по одному в несвободную руку. Вам предстоит нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Рисовать можно только той рукой, которая привязана к партнеру. Тему рисунка задайте сами или предложите выбрать.

Обсуждение:

  • Трудно ли было создавать картину вместе?
  • В чём именно заключалась трудность?
  • Обсуждали ли сюжет рисунка, порядок рисования? (Были ли споры и конфликты между игроками, одинаковое ли участие они принимали в работе (что легко оценить по количеству на картинке цвета, которым рисовал участник)).
  1. Упражнение «Семь свечей»

Цель: релаксация.

Психолог: Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей… Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь…»

Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном помещении.

Обсуждение:

  • Как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения?
  • Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?

  1. Упражнение «Волшебный ключ от волшебной двери»

Цель: Эмоционально-психологическое сближение участников.

Психолог: Каждый участник по очереди выходит, берёт ключ и говорит, какую волшебную дверь он бы открыл и что за ней.

Анализ упражнения:

- Кто из участников хотел бы войти в волшебную дверь другого участника.

Заключительная часть.

Упражнение «Подарок».

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Психолог: Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие.

Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.

Психолог: Наш тренинг подошел к завершению. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе мы – сила! Спасибо всем за участие!

Рефлексия: Подведение итогов, что понравилось, что было сложнее всего, чего бы еще хотелось. Прощание.

 

 Список использованной литературы:

  1. Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение – Москва : Сфера,   2005.  – 60 с.
  2. Вачков, И.В. Основы группового тренинга. – М.: Ось-89, 2000.
  3. Монина, Г.Б., Лютова-Робертс, Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб.: Речь, 2007. — 224 с.
  4. Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. – 2-е изд. – М.: Психотерапия, 2008. – 144 с.
  5. Самоукина, Н.В. «Игры, в которые играют…». Психологический практикум. – Дубна: Феникс+, 2000.
  6. 18 программ тренингов. Руководство для профессионалов / Под науч.-ред. В.А. Чикер. — (Психологический тренинг) – М.: Речь, 2008.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

Как помочь тревожным детям

Все дети разные. Но все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. И все они достойны этой награды: и тихони, и забияки, и задиры, и шалуны. Для того чтобы немного облегчить поиск удачных приемо...

"Как помочь тревожному ребенку"

Консультация для родителей...

Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?

Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...

Консультация с родителями на тему: «Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?»

Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...

Детская тревожность. Как помочь тревожному ребенку?

Детская тревожностьТревожностью обычно называют повышенную склонность испытывать опасения и беспокойство. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она мобилизует человека, позволяет избе...