Методические рекомендации по организации сезонной экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников
презентация к уроку на тему

Методические рекомендации

 по

 

организации сезонной экологической тропы и работы на ней,

как условие формирования экологической культуры дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

 по

организации сезонной экологической тропы и работы на ней,

как условие формирования экологической культуры дошкольников

Автор:   Прибыловская

          Эльмира Марсовна, воспитатель 1 категории,

«Детский сад №8 комбинированного вида «Дюймовочка» Чистопльского муниципального района РТ,

г. Чистополь

«Мир, окружающий ребёнка – это

прежде всего мир природы,

с безграничным богатством

явлений, с неисчерпаемой

красотой. Здесь, в природе,

вечный источник детского

разума».

                                                                                                                    В.Сухомлинский

          2 сл.            Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. И в последнее время экологическое образование становится приоритетным направлением работы многих ДОУ. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов: как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе; как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовались через разные виды деятельности ребёнка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физкультурную деятельности.

3сл.  Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Огромную роль играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребёнок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать,рассуждать, планировать работу,  прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям должна предоставляться дополнительная возможность приобщаться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

            Новизна заключается  в разработке индивидуального экологического паспорта дошкольного учреждения для систематизации экологического образования воспитанников.

 4 сл.   Главная цель: создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны своего региона.

Задачи:

1. Развивать умения детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.

3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно – следственные связи между объектами природы.

4. Развивать умение проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.

5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

6. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, птицам, человеку.

7. Способствовать становлению интереса детей к правилам здоровье сберегающего поведения в экологическом образовании.

    Продукты: макеты природных объектов, стенды, фотографии, папки - проекты, рисунки, исследовательские работы, схемы, выставки, Карта - схема экологической тропинки, дидактические экологические игры, коллекции, лабораторные или опытные зоны в группах, фонотека с познавательным материалом о природе, экологические знаки

5 сл. Предполагаемые результаты:

1. У детей появится ярко выраженный интерес к объектам и явления природы, научатся различать живую природу (растения, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода).

2. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

5. Дети будут уверенно называть характерные признаки разных времён года. Смогут объяснить причины смены времён года.

6. Ребята узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путём условия, необходимые для роста растений, научатся правильно ухаживать за растениями (полив, рыхление, прополка).

7. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (насекомых, растения, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

8. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:

-все живые организмы имеют равное право на жизнь;

-в природе всё взаимосвязано;

-в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

9. Дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

10. Ребята гуманно станут общаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

    6 сл. На территории нашего МДОУ проложена экологическая тропинка , которая выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции.  В  качестве  объектов  выбирались различные виды     пород деревьев; кустарники, пни, гнезда птиц, клумбы, отдельно цветущие растения , огород, грядки с лекарственными растениями , луг, насекомые , водоем.

7cл.На первом этапе идет подготовительная работа.

  1. Перед коллективом ставится цель, определяемые задачи и объем работы.
  2. Детальное обследование территории и выделение всех её объектов.
  3. Выбор» хозяина тропы» - сказочный персонаж, который будет давать задания и приглашать в гости.
  4. Составление картосхемы с нанесением маршрута и всех её объектов.
  5. Паспорт э\т, где указывается местонахождение экологической тропы, основные задачи, краткое описание маршрута, а также рекомендации по работе на данной тропе
  6. Фотографии
  7. Таблички на объекты.

  8сл. Экскурсии по экологической тропинке проводятся в разные времена года со всеми возрастными группами. Педагоги большое внимание уделяют ознакомлению детей с правилами поведения в природе , ее охране и заботе о ней.

     В процессе бесед, наблюдений и проведении элементарных опытов дети учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой, и как живые организмы зависят от среды обитания. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей.

   Учитывая особенности возраста детей, при организации работы на экологической тропинке используются разнообразные формы организации детской деятельности.

9 сл. Формы и методы работы с детьми на экологической тропинке

- экологические беседы;

- наблюдения в природе;

- уроки доброты;

- экскурсии в природу;

- целевые прогулки;

- викторины и конкурсы;

- экологические игры (дидактические, игры – путешествия, сюжетно-ролевые игры);

- трудовой десант;

- решение экологических ситуативных задач;

- чтение художественной литературы;

- опыты и эксперименты.

Паспорт экологической тропинки.

               Маршрут экологической тропинки.

  1. « Войди в природу другом»
  2. « Огород»
  3. « Внимание насекомые»
  4. « Лес - наше богатство»
  5. « Птицы – наши друзья»
  6. « В лесу родилась елочка»
  7. « Зеленая аптека»
  8. « Как прекрасен этот мир»
  9. « Уголок поля»
  10. «Метеоплощадка»

Обзорная экскурсия по экологической тропинке

Объект первый « Войди в природу другом»

На этой остановке педагог знакомит детей со схемой экологической тропинки. Перед походом по экологической тропе с детьми проводится предварительная работа, где читаются популярные тексты об объекте, проводятся беседы о правилах ухода за объектами, изучаются правила поведения во время экскурсии. На тропе предусмотрены места, где можно отдохнуть, послушать сказку, поиграть, вслушаться в тишину леса, голоса птиц, обращаем внимание детей на красоту природных объектов, их значимость для других.

Объект  второй.  « Огород»

Здесь воспитатель знакомит детей с огородными культурами,с этапами их роста и созревания. Дети сами сажают, поливают и ухаживают за огородом. земле, его значимость.

Объект  третий.  « Внимание насекомые!»

На этой остановке воспитатель обращает внимание детей на старые кусочки пня, где живут насекомые (солдатики, муравьи и тд.) .

В процессе беседы педагог расширяет и обобщает представление детей о насекомых

 ( внешний вид, повадки , простейшая связь с животным и растительным миром, польза, места обитания , способы передвижения , питание, размножение) .

Все в природе взаимосвязано и человек должен беречь природу , а не ломать, топтать и разорять ее.

Объект  четвертый.  « Лес - наше богатство»

Эту остановку мы обозначили там ,  где сосредоточены лиственные деревья и кустарники. Клен, липа, береза, черемуха, рябина.

В процессе беседы воспитатель дает знания о том, что у них есть корень , стебель, листья, цветы:; тем самым развивает у детей умение обобщать по существенным признакам доказательно строить суждение о различных видах деревьев. Воспитывать интерес к деревьям как к живым существам; желание узнать о них больше.

Объект  пятый.  « Птицы- наши друзья»

На этой остановке мы обращаем внимание на деревья, где чаще всего обитают птицы, висит скворечник для птиц, кормушки, есть гнездо.

Объект шестой.  «В лесу родилась елочка»

Около лиственных деревьев есть целый уголок, где посажены ели. В доступной для детей форме я  рассказываю о хвойных деревьях, об их отличии от лиственных и кустарниках; об их значении для природы и хозяйственной деятельности человека.

Объект  седьмой.  « Зеленая аптека»

На этой остановке дети знакомятся с лечебными свойствами растений (ландыш, душица, ромашка, чистотел, одуванчик, подорожник, лопух и тд. ) . С их внешним видом , свойствами : со сроками сбора , а также учатся находить их и различать.

 Я подвожу детей к тому, что лекарственные растения нужно беречь, собирать их в небольшом количестве, не затаптывать.

Объект восьмой.  « Как прекрасен этот мир»

Территорию МДОУ украшают множество клумб с разнообразными цветами ( пионы, лилии, тюльпаны , розы, георгины, бархатцы, астры и тд.). Мы  беседуем конкретно о каждом растении; отмечая понятия однолетнее, многолетнее и способы ухода за цветами. В конце лета особо уделяет внимание на сбор семян . Под руководство взрослых дети заготавливают семена таких цветов , как бархатцы, ноготки, настурция, астры и тд..

Объект девятый.  « Уголок поля»

Уголок поля расположен около огорода, составляет его рожь, пшеница, ячмень, овес. Я  рассказываю детям о том, что эти растения принадлежат к семейству злаковых. Обзорно знакомимся со строением растений и особое внимание уделяет труду земледельцев.

Объект  десятый.  «Метеоплощадка»

Обучению детей       элементарному прогнозированию состояния погоды служит метеоплощадка со специальным оборудованием. Она даёт возможность определить направление ветра при помощи флюгера и необычного мешка – трубы, посмотреть сколько воды накопилось в дождемере, измерить глубину сугроба.

         На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но и постигают отношение человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха.

    Дошкольный возраст наиболее благоприятный для экологического развития детей, стремление к взаимодействию с миром природы. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – формирование экологической культуры человека. Работа проводиться ненавязчиво, регулярно, поддерживая интерес детей, их любознательность. К работе привлекаются педагоги и родители, т.к данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.

Работа на э\тропе многообразна и интересна. Она развивает живой, пытливый интерес ребят к удивительному миру природы. Во время путешествия по э\тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не только смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказать о своих впечатлениях, ориентироваться во времени и пространстве. У детей развивается речь, память, мышление, эстетические чувства, воображение, внимание. А самое главное – воспитывается любовь и бережное отношение к природе родного края, формируются навыки поведения на природе, знания детей о значимости каждого объекта.

Мы взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта в природе есть свое место и свое назначение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников по средствам экологической тропы".

Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование экологической культуры  дошкольников по средствам экологической тропы"....

Презентация "Формирование экологической культуры дошкольников в условиях ДОУ." (из опыта работы)

Через какие виды деятельности идет формирование экологической культуры в нашей группе. Описание и фотоматериалы....

«Опыт работы по формированию экологической культуры дошкольников в условиях ДОУ» - 2019 г.

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привя...

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...

Методическая разработка "Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников"

Методическая разработка "Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников"...