Инновационные формы работы с семьёй в ДОУ
статья на тему

Кичкирёва Татьяна Анатольевна

В этой статье раскрыт инновационный опыт работы с родителями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnyy_opyt.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Наличие инновационного педагогического опыта

Тема: Инновационные формы работы с семьёй в ДОУ.

Цель: разнообразить подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьёй, обеспечить  эффективное сотрудничество с семьями воспитанников и активизировать участие родителей в жизни ребёнка и ДОУ.

Актуальность и перспективность опыта: в настоящее время перед педагогами стоит немаловажная  задача по взаимодействию и сотрудничеству с семьями воспитанников,  так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе,  закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения.

Современная обстановка, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности и семьи, которые осуществляются при помощи воспитателей. Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего, но зачастую не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами.  Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где просто присматривают за их детьми. И от этого мы педагоги испытываем большие трудности в общении с родителями. Бывает нелегко объяснить родителям, что ребенка нужно не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, учить его думать, размышлять, сопереживать. Кроме того,  понизился авторитет детских учреждений, так как появилось множество организаций  дополнительного образования, где, как считают родители, готовят к школе и занимаются лучше, чем в саду. Большая занятость и экономическое неблагополучие взрослых также бывает иногда причиной безучастия и незаинтересованности в жизни детей.

И  для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, заинтересовать тем, что происходит. Для этого я считаю первостепенным индивидуальный подход к каждой семье, умение выделить наиболее важные проблемы и выработать единые требования в воспитании обучении, а сотрудничество, доброжелательный и открытый стиль общения помогают  наладить контакт с родителями, слышать и понимать друг друга. Взаимодействие должно строиться на принципах совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимного воздействия на ребёнка, поэтому приходиться придумывать, комбинировать старые традиционные формы и новые приёмы, применять более современные технологии в работе с родителями, без которых уже не может существовать современный детский сад.

 Новые инновационные формы работы с родителями способствуют повышению педагогической компетентности родителей, помогают положительно влиять на качество воспитания и развития дошкольников через создание лучших условий для их личностного развития, позволяют осуществлять личностно-ориентированный подход к дошкольникам, дают возможность самосовершенствоваться в своей работе.

Концептуальность.

Цель: разработка современной инновационной модели сотрудничества педагогов и родителей, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий для развития личности ребенка-дошкольника.

Задачи работы:

-установить прочные партнёрские взаимоотношения между детским садом и семьёй, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать для своего ребёнка настоящим другом и авторитетным наставником;

-сформировать активную позицию родителей, помогающую раскрыть образовательные возможности в вопросах воспитания и развития, в вопросах сохранности здоровья своих детей;

-повысить степень вовлечённости родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

Наличие теоретической базы.

 Отечественной педагогической наукой накоплен значительный опыт в сфере взаимодействия детского сада и семьи: К. Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Актуальными для современного педагогического процесса являются их научные обобщения и выводы о том, что семья – начало всех начал, тот воспитательный институт, где закладываются основы всесторонне развитой личности.

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Большинство педагогических коллективов четко осознают приоритетность семейного воспитания наряду с необходимостью психолого-педагогической помощи родителям.

Современные исследователи отмечают важность взаимодействия педагогов и родителей для воспитания и развития детей дошкольного возраста. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка.

В своих работах Т.Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи; А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей; Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй; Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик, обращают внимание на содержание работы с семьей:

- единство в работе  ДОУ и семьи по воспитанию детей;

- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;  

- использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи;

- индивидуальные и  групповые формы работы с родителями.

Авторы закладывают в основу организации взаимодействия ДОУ с семьей принципы – преемственности согласованных действий, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье. Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники воспитательного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод, о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет  рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования.

Ведущая педагогическая идея

Каждое дошкольное учреждение призвано выполнять свои воспитательно – образовательные задачи, выбрать инновационные технологии в зависимости от приоритетного направления и образовательной программы.

Ведущая идея системы работы педагогического коллектива детского сада с родителями - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. И таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Оптимальность и эффективность:

Исходя из всего вышесказанного,  в своей работе мы используем следующие формы работы:

  • Информационно-аналитические (анкетирование, опрос, "почтовый ящик", тестирование);
  • Наглядно-информационные (родительские клубы, памятки, мини-библиотека, информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости», выпуск газеты, дни открытых дверей, индивидуальное посещение групп, папки – передвижки)
  • Познавательные (родительские гостиные, нетрадиционные родительские собрания, устные журналы, экскурсии, семейные клубы, дискуссии, круглые столы, интерактивные игры)
  • Досуговые (праздники, совместные досуги, тематические акции, участие родителей в конкурсах, выставках).

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
  • ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
  • размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов;
  • активность взрослых в жизни детского сада и группы.

Результативность:

С 2009 года детский сад работает по проблеме «Использование современных программ и технологий по обеспечению педагогического взаимодействия в условиях создания интегрированной модели «Безопасный детский сад»», и в связи с этим мною разработан  проект  «Мир взрослых и детей без опасностей», который был успешно завершён в этом году.

Вниманию родителей был представлен материал по проблеме формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста: консультации, рекомендации, памятки, папки – передвижки, такие как: «Огонь не забава», «Дорожная азбука», «Каждый маленький ребёнок должен знать это с пелёнок», «Лекарственные растения». С родителями были проведены открытые мероприятия: «Знатоки безопасности», «Любознательные Почемучки», родители и педагоги показывали приёмы оказания первой медицинской помощи в разных ситуациях; дискуссировали по проблемам безопасности на дорогах, водоёмах за круглым столом, на заседаниях «Семейного клуба»; интерактивная игра «Азбука безопасности» вызвала большой интерес у родителей и немалочисленную активность. Дети и взрослые участвовали в различных конкурсах детского сада, города и республики, где занимали призовые  места: республиканские конкурсы на противопожарную тематику, городские конкурсы поделок, творческих и декоративно- прикладных работ.

Зимой и летом, зная не со стороны, проблемы детских площадок,  родители активно участвовали в зимних постройках из снега и оснащении  летних участков. Родителями были выпущены газеты «Мамы разные важны, мамы всякие важны»,  «Чего не должно быть на дорогах». Посещение родителями нетрадиционных собраний, где можно было услышать советы, обменятся опытом воспитания, поспорить и отстаивать свою точку зрения, даже у пап стало привычным. И конечно же, самой большой наградой стал сплочённый детско–  родительский коллектив и гордость детей за своих родителей, за  понимание, поддержку и участие в их жизни.

Опыт представлен:

-Республиканский научно - практический семинар «Дошкольное образование в условиях введения ФГОС» в форме доклада «Инновационные формы работы с семьями воспитанников ДОУ».

Наличие приложений, иллюстрирующих основные формы и приемы работы с воспитанниками:

1. «Знай правила важные - пожароопасные!» - авторская программа выступления детей и взрослых на семинаре (ГОУ ДПО (ПК) с  «МРИО».)

2. «Знатоки» - открытый показ интеллектуальной игры с детьми и родителями «Знатоки» по формированию основ безопасности и  жизнедеятельности детей дошкольного возраста в рамках семинара «Совершенствование здоровьесберегающих технологий».

3. «Морозко» - открытый показ музыкальной сказки в рамках творческой мастерской музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ г. о. Саранск «Принципы и методы обучения вокалу детей дошкольного возраста».

4. «Мир взрослых и детей без опасностей»- проект по безопасности.

5. «Инновационные формы работы с семьями воспитанников ДОУ»- доклад на республиканском научно - практическом семинаре «Дошкольное образование в условиях введения ФГОС».

6. Открытое мероприятие для родителей ДОУ  -  Досуг с родителями подготовительной группы «Любознательные Почемучки»;

7. открытый показ непосредственно – образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Наши права» на общем родительском собрании по теме «Защита прав и достоинств ребёнка» ( с присутствием  ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их пав Пролетарского района г.о. Саранск Максимовой Н.В.) ;

8.деловая игра с родителями «Азбука безопасности»;

9. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний  – консультация для воспитателей ДОУ;

10.Семинар – практикум с родителями  на тему «Проблемы детей перед школой»;

11.Руководитель  семейного клуба «Вежливый пешеход» (проведение досугов, развлечений, ток – шоу, мастер – классов с детьми и родителями);

12.Разработчик дидактических игр по ознакомлению с родным городом и краем,  по формированию основ безопасности  жизнедеятельности.

13. Участник конкурсов наглядной информации «Копилка для родителей» -  Журналы «Экологическое ассорти», «Правила Важные – правила безопасности», «Здоровье дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕД.СОВЕТ НА ТЕМУ: "Инновационные формы работы с семьёй в детском саду".

В статье к пед.совету-Рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими суб...

Инновационные формы работы с семьёй в контексте реализации ФГОС

Опыт внедрения инновационных форм работы с семьёй в ДОУСегодня одной из главных задач согласно ФГОС становится  привлечение родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотн...

"Инновационные формы взаимодействия с семьёй"

Консультация для воспитателей "Инновационные формы взаимодействия с семьёй"...

Инновационные формы работы с семьёй в контексте реализации ФГОС

Инновационные формы работы с семьёй в контексте реализации ФГОССегодня одной из главных задач согласно ФГОС становится привлечение родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоо...

Инновационные формы работы с семьёй.

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов  детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъе...

Использование инновационных форм работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространства

Семья – поистине высокое творенье.Она заслон надёжный и причал.Она даёт призванье и рожденье.Она для нас основа всех начал.                   ...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)

Проект разработан и реализуется в соответствии с «Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комар...