Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МДОУ№45 коррекционного вида. Челябинская область, Саткинский район, город Бакал Утверждаю Заведующий МБДОУ д/с №45КВ ____________________________
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Терюшкова Ольга Ивановна

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство». / Под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайловой, образовательной программы ДОУ -  в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста. Рабочая программа рассчитана на 2014/15 учебный год.

   Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы.

         Цель: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

  1.Укреплять физическое и психическое здоровье детей, развивать двигательную активность, воспитывать гигиеническую культуру, приобщать к ценностям здорового образа жизни.

2.Развивать гуманистическую направленность отношения детей к миру (социальному, природному, рукотворному), воспитывать культуру общения, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, дружеские взаимоотношения, стремление к сотрудничеству, взаимодействию со сверстниками и близкими взрослыми.

3.Развивать познавательную активность, любознательность, стремление детей к исследованию и экспериментированию с предметами, материалами, природными объектами, умение вести наблюдение, сравнение, анализ, пользоваться схемами, моделями, пооперационными картами; обогащать кругозор детей, углублять и дифференцировать представления о мире.

4.Развивать инициативу и самостоятельность детей в деятельности, общении и познании, (в играх, изобразительной, театральной, музыкальной, речевой, коммуникативной деятельности) в соответствии с интересами и склонностями дошкольников.

5.Обогащать эстетические чувства и впечатления детей, интерес к искусству, музыке, художественной литературе, развивать речевую культуру, умение грамматически правильно, выразительно и связно передавать в речи свои мысли, стремиться к взаимопониманию в общении со взрослыми и сверстниками.

6.Развивать стремление к школьному обучению, интерес к школе, к будущей новой социальной позиции школьника, обеспечивать становление полноценной готовности детей к обучению в школе.

7.Развивать самосознание детей, воспитывать в детях уверенность, чувство собственного достоинства, стремление к социально одобряемым действиям и поступкам, радость взросления, понимания роста возможностей и достижений.

8.Обогащать представления детей о людях, о родной стране, многообразии стран и народов мира, формировать основы гражданских, патриотических чувств и толерантности к другим народам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx83.98 КБ

Предварительный просмотр:

                               Рабочая программа для подготовительной группы.

Программа разработана в 2014 году.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство». / Под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайловой, образовательной программы ДОУ -  в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста. Рабочая программа рассчитана на 2014/15 учебный год.

   Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы.

         Цель: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

  1.Укреплять физическое и психическое здоровье детей, развивать двигательную активность, воспитывать гигиеническую культуру, приобщать к ценностям здорового образа жизни.

2.Развивать гуманистическую направленность отношения детей к миру (социальному, природному, рукотворному), воспитывать культуру общения, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, дружеские взаимоотношения, стремление к сотрудничеству, взаимодействию со сверстниками и близкими взрослыми.

3.Развивать познавательную активность, любознательность, стремление детей к исследованию и экспериментированию с предметами, материалами, природными объектами, умение вести наблюдение, сравнение, анализ, пользоваться схемами, моделями, пооперационными картами; обогащать кругозор детей, углублять и дифференцировать представления о мире.

4.Развивать инициативу и самостоятельность детей в деятельности, общении и познании, (в играх, изобразительной, театральной, музыкальной, речевой, коммуникативной деятельности) в соответствии с интересами и склонностями дошкольников.

5.Обогащать эстетические чувства и впечатления детей, интерес к искусству, музыке, художественной литературе, развивать речевую культуру, умение грамматически правильно, выразительно и связно передавать в речи свои мысли, стремиться к взаимопониманию в общении со взрослыми и сверстниками.

6.Развивать стремление к школьному обучению, интерес к школе, к будущей новой социальной позиции школьника, обеспечивать становление полноценной готовности детей к обучению в школе.

7.Развивать самосознание детей, воспитывать в детях уверенность, чувство собственного достоинства, стремление к социально одобряемым действиям и поступкам, радость взросления, понимания роста возможностей и достижений.

8.Обогащать представления детей о людях, о родной стране, многообразии стран и народов мира, формировать основы гражданских, патриотических чувств и толерантности к другим народам.

           Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

  1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
  2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

  Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

  Режим работы группы с 7.00 до 17.48

Списочный состав группы   -  23 детей.

Мальчиков -13 человек

Девочек -10 человек

Социальный статус семей выглядит следующим образом:

  • Полная семья - 17 (73%);
  • Многодетная семья - 1 (5%);
  • Неполная семья - 1 (5%)
  • Неблагополучная - 4 (17%)

       

Возрастные особенности детей 6-7 лет

На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.

          Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностью и точностью. Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма. Возросла возможность пространственной ориентировки, заметно увеличились проявления волевых усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление добиться хорошего результата. У детей вырабатывается эстетическое отношение к движениям, они начинают воспринимать красоту и гармонию движений. Проявляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе физических упражнений и подвижных игр.

          Повышается общая осведомленность детей о здоровьесберегающем поведении: элементарные правила безопасности, сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях, важности охраны органов чувств (зрения, слуха), некоторых приемах первой помощи в случае травмы (ушиб, порез, ссадина), правилах поведения в обществе в случае заболевания (при кашле, чихании прикрывать рот платком, отворачиваться, не пользоваться общей посудой с заболевшим), некоторых правилах ухода за больным (не шуметь, выполнять просьбы, предложить чай, подать грелку, градусник и т. п.).

          Старший дошкольный возраст — время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития — от отделения себя от взрослого («Я сам») до открытия своей внутренней жизни, своих переживаний, самосознания.

            У детей развивается способность к соподчинению мотивов поступков, к определенной произвольной регуляции своих действий. Усвоение норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами приводят к формированию первых задатков произвольного поведения, то есть такого поведения, для которого характерны устойчивость, не ситуативность. В поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: дети могут сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. В выборе линии поведения дошкольник учитывает свой прошлый опыт.

           Ближе к концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми приобретает вне ситуативно - личностную форму, максимально приспособленную к процессу познания ребенком себя и других людей. Дети охотно обсуждают с воспитателем поступки людей, их качества, мотивы действий. Углубляется интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений.

          Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран.

         На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоотношений детей со сверстниками. Дети предпочитают совместную деятельность индивидуальной. Возрастает интерес к личности сверстника, устанавливаются отношения избирательной дружбы и устойчивой взаимной симпатии. Узы дружбы связывают преимущественно детей одного пола, но начинает проявляться особое внимание и симпатия между отдельными мальчиками и девочками. Мальчики оказывают девочкам личное расположение, дарят подарки, угощают, предлагают помощь. Воспитатель акцентирует внимание детей на поло ролевых особенностях поведения и взаимоотношений мальчиков и девочек, принятых в обществе.

           В подготовительной группе в совместной деятельности дети осваивают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями; чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию.

           В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры. Достаточно отчетливо проявляются избирательные интересы в выборе игр, индивидуальные предпочтения, особенности игр мальчиков и девочек. Проявляются индивидуальные черты в игровом поведении: дети-режиссеры, дети-исполнители/артисты, дети-сочинители игровых сюжетов, предпочитающие игровое фантазирование.

           Под влиянием широкого ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в игровом репертуаре старших дошкольников появляются новые темы: «Музей», «Супермаркет», «Туристическое агентство», «Рекламное агентство», «Кафе Макдоналдс», «Космическое путешествие», «Телешоу „Минута славы"», «Конкурс красоты» и другие. Будущая школьная позиция получает отражение в играх на школьную тему.

            Старшие дошкольники с удовольствием откликаются на предложение поставить спектакль по мотивам знакомых сказок, подготовить концерт для малышей или придумать и записать в «волшебную книгу» придуманные ими истории, а затем оформить обложку и нарисовать иллюстрации. Такие самодельные книги становятся предметом любви и гордости детей. Вместе с воспитателем они перечитывают свои сочинения, обсуждают их, придумывают новые продолжения историй.

           На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания информации. Для запоминания дети сознательно прибегают к повторению, использованию группировки, составлению несложного опорного плана, помогающего воссоздать последовательность событий или действий, наглядно-образные средства.

           Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группах старших дошкольников. Интерес детей к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему.

       К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.    

Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду.  Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2- 2.10 часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.

Режим дня.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

На 2014-2015учебный год

 Прием детей, осмотр, игры                                                                   7.00-8.30

 

Утренняя гимнастика                                                                             8.10– 8.20

 

Подготовка к завтраку, завтрак                                                             8.25– 8.35

 Игры                                                                                                        8.35-9.00

 Инд. Занятия

Подготовка к непосредственно образовательной

деятельности, непосредственно образовательная деятельность       9.00– 11.05

Второй завтрак                                                                                        10.00-10.15

Игры, подготовка к прогулке, прогулка                                               11.05-12.15

(Игры, наблюдения, труд)                  

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду                                     12.15– 12.25

 

Обед                                                                                                         12.25– 12.45

 

Подготовка ко сну, дневной сон                                                           13.00– 15.10

 

Постепенный подъем, водные, воздушные                                         15.10-15.20

процедуры                                                                                              

Полдник                                                                                                  15.20– 15.35

Занятия                                                                                                   15.35-16.30                                                                                 

 Подготовка к прогулке, прогулка, игры, труд                                   16.30– 17.25

 Игры, индивидуальная работа, уход детей домой                             17.25-17.48

 

 

                                                    Режим дня

        (От 6-7 лет)

        Понедельник- среда  

Утренний приём                                                                                        7.00-8.30

Подвижная игра                                                                                        8.10-8.20

Первый завтрак                                                                                        8.25-8.35

Игры                                                                                                                                                            Инд. Занятия                                                                                              8.35- 9.00

Бассейн                                                                                                        9.00-10.00

Второй завтрак                                                                                         10.00-10.15

Самостоятельная дея-сть, в различных центрах активности       11.05-12.15

Обед                                                                                                           12.35- 12.55

Дневной сон                                                                                             13.00-15.00

Полдник                                                                                                   15.15- 15.30

 Занятия                                                                                                   15.30-16.10

  Прогулка                                                                                                16.30-17.15

Игры, индивидуальные работа, уход детей домой        17.15-17.48

В образовательном процессе подготовительной группы сочетаются формы организованного обучения (занятия), включая дополнительное образование, что составляет-15 форм организованного обучения;

         Совместная деятельность и общение воспитателя с детьми вне занятий и свободная, самостоятельная деятельность детей по интересам.

         Реализуется девиз программы «Детство»: «Чувствовать — Познавать — Творить». Личный опыт ребенка организуется так, чтобы он естественным путем в доступных видах деятельности в сотрудничестве со взрослым и самостоятельно осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие реально проявить творчество, самостоятельность и реализовать позицию субъекта.

        Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в виде развивающих проблемно-игровых и практических образовательных ситуаций в соответствии с образовательными областями. Разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей обеспечивается по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Образовательные ситуации строятся как увлекательная проблемно-познавательная деятельность. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Образовательные ситуации носят преимущественно интегративный, проблемно-поисковый характер, предполагают познавательное общение, совместную деятельность с воспитателем и активную самостоятельность детей в решении задач (социальных, коммуникативных, познавательных, художественных, двигательных, экологических, творческих и пр.), личностно-ориентированный подход педагога.

        Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе осуществляется в первую половину дня, ежедневно проводится 2—3 образовательные ситуации, продолжительностью каждая до 25— 30 минут, с перерывами по 8—10 минут.

         Необходимыми в оборудовании старших и подготовительных групп являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты. Насыщенная предметно-развивающая, образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.

        Образовательная работа направлена на интеграцию и координацию взаимодействия воспитателей и специалистов в рамках единого развития ребенка.

Планирование учебно - тематического   процесса подготовительной к школе группы.

Примерный период

 Реализации темы

Темы образовательных

Областей

Итоговое мероприятие по теме

1-я неделя сентября

 «День знаний»

Рисунки детей

2-я неделя сентября

«Мой дом»,» Мой город», «Моя планета», «Моя страна».

Игра-путешествие.

3-я неделя сентября

«Урожай»

Осенний праздник

4-я неделя сентября

«Краски осени»

Экскурсия по участку

1-я неделя октября

«Живой мир»

Создание макета: Животные

разных природных зон.

2-я неделя октября

«Я- человек»

Тематическое занятие  

3-я неделя октября

«Народная культура и традиции»      

Праздник народной игрушки

4- неделя октября

«Наш быт»

Выставка детского творчества.

Экскурсия в городской музей.

1-я неделя ноября

«Дружба», «День народного единства»

Тематическое мероприятие

2- неделя ноября

«Транспорт»

Развлечение по правилам дорожного движения.

3-я неделя ноября

«Здоровей-ка»

Развлечение «В здоровом теле- здоровый дух»

4-я неделя ноября

«Кто как готовится к зиме»

ИВикторина

1-я неделя декабря

Здравствуй, зимушка-зима!»

Игры-забавы.

2-я неделя декабря

«Город мастеров»

Изготовление, оформления к новогодним праздникам.

3,4-я неделя декабря

«Новогодний калейдоскоп»

Зимние забавы. Тематический праздник «Новый год».

3-я неделя января

«В гостях у сказки»

Театральная постановка по сказке.

4-я неделя января

«Этикет»

Тематический день.

1-я неделя февраля

«Моя семья»

Конкурс детско-родительского творчества «Руки не знают скуки»

2-я неделя февраля

«Азбука безопасности»

«Береги себя сам - ОБЖ. Театрализованное преставление.

3-я неделя февраля

«Наши защитники»

Праздник 23 февраля -день «Защитника Отечества».

4-я неделя февраля

«Маленькие исследователи»

Опыт «Познаю мир».

1-я неделя марта

«Женский день»

Праздник 8 марта.

2-я неделя марта

«Миром правит доброта»

Беседа «Что такое добро?»

3-я неделя марта

"Быть здоровыми хотим»

Физкультурное развлечение.          

4-я неделя марта

«Весна шагает по планете»

Праздник «Весна красна».

1-я неделя апреля

«День смеха», «Цирк», «Театр».

Игры-эксперименты с водой, мылом, светом.

2-я неделя апреля

«Встречаем птиц»

Изготовление поделок оригами «Птицы».

3-я неделя апреля

«Космос»

Презентация «Всё о космосе».

4-я неделя апреля

«Волшебница вода»

Опыты «Цветное волшебство».

1-я неделя мая

«Праздник весны и труда»

Благоустройство участка группы.

2-я неделя мая

«День победы»

Коллаж «Аллеи славы (семейная военная хроника)

3-я неделя мая

«Мир природа»

Экспериментирование с древесиной.

4-я неделя мая

«До свидания детский сад», «Здравствуй школа».

Коллективное рассказывание: «Чем мне запомнился детский сад?». Конструирование «Здание школы».

                                       Перечень основных видов

                    Непосредственно образовательной деятельности (НОД)

Виды организованной образовательной деятельности

Количество

Познание

Природный мир

 

Формирование элементарных математических представлений

1

1

Развитие речи

                                Обучение грамоте

                                 Развитие речи

1

1

Художественно – творческая деятельность

Рисование

Лепка

Аппликация

Конструирование

Музыка                                                                                     ХТД

0,5

0,5

0,5

0,5

2                                                    1

Социализациално –коммуникативное развитие Социальный мир                                                                      

Труд

1                                        

1

Физическое развитие

Здоровье

Безопасность

Плавание

3

0,5

0,5

2

Общее количество

17

                                                                                                             

Расписание непосредственно – образовательной деятельности подготовительной к школе группы «Сказка».

На 2014-2015 учебный год.

Понедельник

 1.Познание

(Природный мир)

2.Бассейн

3.Музыка

4.Соц.-безопасность

8.00

9.00

10.30                                                            15.30

Вторник

1.Познание(РЭМП)

2.Лепка                                                                                                    3.Физкультура                                                             4.Здоровье

9.00

9.40

10.30                                                15.30

Среда

1Бассейн

2.Хтд                                                                 3.Музыка                                                            4.Коммуникация

5.Труд

9.00

9.30

10.30

11.00                                      15.30                   

Четверг

1Коммуникация(ОГ)

2.Рисование                                                        3.Физкультура                                                4.Худ.тв-во (лепка, аппликация)

9.00

9.40                              

10.30                                                  

15.30

Пятница

1.Бисероплетение

2.Шахматы

9.00

15.40

Модель образовательного процесса в подготовительной к школе группе «Сказка».

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Базовый вид деятельности

Периодичность

Интеграция образовательных областей

(примерная)

Утренняя гимнастика

Ежедневно

«Физическое развитие».

«Социализациально-коммуникативное

 развитие»

«Художественно- творческая деятельность».

Комплексы закаливающих процедур

Ежедневно

«Физическое развитие»,

«Социализациально-коммуникативное развитие».

Гигиенические процедуры

Ежедневно

«Физическое развитие», «Развитие речи»,

 «Социализациально-коммуникативное».

Ситуативные беседы при проведении режимных моментов

Ежедневно

«Развитие речи», «Физическое развитие», «Безопасность»,«Социализациально коммуникативное развитие», «Познание»

Дежурства

Ежедневно

«Труд», «Физическое развитие», «Развитие       речи»,

 «Социализациально-коммуникативное развитие».

Прогулки

Ежедневно

 «Физическое развитие», «Развитие речи»,

 «Познание»,

«Социализациальное-коммуникативное развитие».

Самостоятельная деятельность детей.

Базовый вид деятельности

Периодичность

Интеграция образовательных областей (примерная)

Игра

Ежедневно

«Физическое развитие», «Социализациально-

коммуникативное развитие», «Познание»,

 «Художественно творческая деятельность»,

 «Труд», «Развитие речи».

Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития

Ежедневно

«Физическая развитие», «Социализациально-

коммуникативное развитие», «Познание»,

«Художественно-творческая деятельность»,

«Труд», «Развитие речи».

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области

«Здоровье»

Цель: приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка.

Задачи:

  • Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.

«Физическая культура»

Развитие крупной и мелкой моторики, умения ориентироваться в пространстве.

«Безопасность»

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в области сохранения и     укрепления здоровья, профилактики заболеваний, ценности здорового образа жизни.

«Социализация»

Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства

принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок» (формирование умения действовать в ситуации взаимодействия с взрослым (вызов скорой помощи и т.п.)) с учетом общепринятых норм и правил поведения.

«Труд»

Формирование трудовых умений и навыков, направленных на создание условий для здорового образа жизни (уборка помещений, проветривание и т.п.), воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; знакомство с профессиями, связанными со здоровьем людей (врач, медсестра и т.п.)

«Познание»

Расширение кругозора в области «Здоровье», формирование понятий здорового образа жизни, лекарства, витамины.

«Коммуникация»

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми на тему «Здоровье», практическое

овладение воспитанниками нормами речи.

«Чтение художественной литературы»

Использование художественных произведений для обогащения содержания области «Здоровье», развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

«Художественное творчество»

Формирование графических навыков детей, умение создавать сюжетные картины на тему «Здоровье» и здорового образа жизни.

«Музыка»

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование

 представлений о здоровом образе жизни, релаксация.

  • Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранять здоровье.
  • Воспитывать самостоятельность в выполнении культурно-гигиенических навыков, обогащать представления детей о гигиенической культуре.
  • Обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Связь с другими образовательными областями.

Формы образовательной деятельности

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей.

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Формы работы

  • Игра
  • Ситуативный разговор
  • Беседа
  • Рассказ
  • Чтение
  • Интегрированная деятельность
  • Проблемная ситуация
  • Проектная деятельность
  • Создание коллекций
  • Тематический досуг

Во всех видах самостоятельной деятельности

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области

«Социализация»

Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.

Задачи:

  • Создавать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интерактивной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру.
  • Способствовать самостоятельному построению игры на основе совместного со сверстниками сюжет сложения через построение новых творческих сюжетов.
  • Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.
  • Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микро групп детей на основе интереса к разным видам игр.

Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания.

Ребенок входит в мир социальных отношений.

Познает себя и других

Задачи воспитания и развития детей:

  • Воспитывать гуманистическую направленность поведения, развивать социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, начальные социально-ценностные ориентации.
  • Воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, помогать детям осваивать правила поведения в общественных местах и правила уличного движения.
  • Продолжать обогащение опыта сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействий с взрослыми.
  • Развивать начала социальной активности, желаний на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в оформлении детского сада к праздникам, в подготовке театрализованных представлений для детей и взрослых (педагогов и родителей).
  • Развивать положительное отношение к школе и учителю, интерес к школьному обучению и активное стремление к будущей социально-личностной позиции школьника.
  • Развивать в детях положительную самооценку, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувство собственного достоинства, самоконтроля и ответственность за свои действия и поступки.
  • Формировать представления о мире, о многообразии стран и народов мира, о некоторых расовых и национальных особенностях, нравственных качествах, социальных ролях людей; развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры жизни разных народов.
  • Воспитывать любовь к своей семье, детскому саду, родному городу, родной стране. Воспитывать толерантность по отношению к людям разных национальностей, формировать начала гражданственности.

Связь с другими образовательными областями

«Физическая культура»

Формирование навыков игровой деятельности, игр с правилами;

умение общаться с педагогом и сверстниками в игре, соблюдение

 правил игры.

«Здоровье»

Воспитание культурно-гигиенических навыков, цвет терапия, 

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

«Безопасность»

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам

 взаимоотношений при возникновении чрезвычайных ситуаций.

«Труд»

Формирование трудовых умений и навыков, чувства

взаимопомощи, желания бескорыстно помочь окружающим

 (Пожилым, сверстникам), воспитание трудолюбия, воспитание

 ценностного отношения к собственному труду, труду других людей

 и его результатам

«Познание»

Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира,

 расширение кругозора в сфере изобразительного искусства,

 творчества, формирование элементарных математических

представлений.

«Коммуникация»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу

 процесса и результатов продуктивной деятельности,

практическое овладение воспитанниками нормами речи

«Чтение художественной литературы»

Использование художественных произведений для

формирования гражданской принадлежности, патриотических чувств; приобщение через художественные произведения к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)

«Художественное творчество»

Отражение в художественном творчестве гендерной,

семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

«Музыка»

Использование музыкальных произведений для обогащения

содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.

Формы образовательной деятельности

НОД

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Индивидуальные

Подгрупповые

Наблюдения

Чтение

Игра

Игровое упражнение

Проблемная ситуация

Беседа

Совместная с воспитателем игра

Совместная со сверстниками игра

Индивидуальная игра

Праздник

Экскурсии

Ситуация морального выбора

Проектная деятельность

Интегрированная деятельность

Коллективное обобщающее занятие

Игровое упражнение

Совместная с воспитателем игра

Совместная со сверстниками игра

Индивидуальная игра

Ситуативный разговор с детьми

Педагогическая ситуация

Беседа

Ситуация морального выбора

Проектная деятельность

Интегрированная деятельность

Совместная со сверстниками игра

Индивидуальная игра

Во всех видах самостоятельной детской деятельности.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области

«Труд»

Цель: формирование готовности детей к обучению в школе в процессе обогащения опыта трудовой деятельности, воспитания у детей разумных потребностей, основ культуры потребления и бережного, ценностного отношения к труду через решение основных задач.

Задачи:

  • Формировать у детей отчетливые представления о труде как социальном явлении, обеспечивающем потребности человека, через расширение круга знаний, представлений о совершенствовании рукотворного мира, изменении мира профессий.
  • Способствовать осознанию, что в основе достойной жизни, благополучия человека лежит труд, которым созданы все материальные и культурные ценности.
  • Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
  • Формировать основы экономического образа мышления, разумное ограничение детских желаний на основе адекватного отношения к рекламе, реального осознания материальных возможностей родителей, ограниченности ресурсов (продуктов питания, воды, электричества и т. п.) в современном мире.
  • Обеспечить более широкое включение в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками через дежурство, выполнение трудовых поручений на основе развития позиции субъекта и усложнения круга продуктивных, коммуникативных и творческих задач, связанных с трудовой деятельностью в условиях детского сада и семьи (в объеме возрастных возможностей детей седьмого года жизни).
  • Воспитывать ответственность (за живое существо, начатое дело, данное слово), добросовестность, стремление принять участие в трудовой деятельности взрослых, оказать посильную помощь, проявить заботу, внимание как важнейшие личностные качества будущего школьника.
  • Способствовать развитию детских творческих способностей, формированию основ культуры организации свободного времени, досуга, удовлетворяющего половозрастные интересы девочек и мальчиков.

Связь с другими образовательными областями

«Физическая культура»

Развитие мелкой моторики, умения ориентироваться в пространстве; развитие

 физических качеств личности: силы, выносливости.

«Здоровье»

Развитие физических качеств личности, закаливание организма (труд летом на

участке), умение оказать первую помощь при бытовых травмах (порез, ушиб и т.п.)

«Безопасность»

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах трудовой деятельности; осторожное отношение к орудиям труда, знание правил обращения с ними.

«Социализация»

Развитие предпосылок осознанной трудовой деятельности на благо окружающих,

 умение работать в паре «взрослый-ребенок», «ребенок-взрослый-ребенок»,

 «ребенок-ребенок». Формирование важности выбора будущей профессии, умения

уважать любой труд («Мамы разные нужны, мамы всякие важны», «Все работы

хороши – выбирай на вкус»)

«Познание»

Формирование  целостной картины мира, расширение кругозора в области

Трудовой деятельности, знакомство с новыми профессиями и предметами

труда; формирование элементарных математических представлений; умение

 пользоваться мерками для измерения объёма, длины предмета.

«Коммуникация»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой

деятельности; развитие диалогической стороны речи при работе в парах: «взрослый-

Ребенок», «ребенок-взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок»; практическое

овладение воспитанниками нормами речи.

«Чтение художественной литературы»

Закрепление знаний детей о произведениях устного народного творчества в

процессе трудовой деятельности.

«Художественное творчество»

Развитие мелкой моторики; происходит улучшение качества графических

навыков, ориентировки на плоскости и в пространстве.

«Музыка»

Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области,

 развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.

Формы образовательной деятельности

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Индивидуальные

Подгрупповые

Совместные действия

Наблюдения

Поручения

Беседа

Чтение

Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера

Рассматривание

Дежурство

Игра

Экскурсия

Проектная деятельность

Создание соответствующей предметно- развивающей

 среды

Во всех видах самостоятельной детской деятельности

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области

«Безопасность»

Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Задачи:

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  • Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Связь с другими образовательными областями

«Физическая культура»

Формирование основ безопасного поведения на улице и

в помещении при проведении соревнований, игр, эстафет;

 а также соблюдение правил подвижных игр

«Здоровье»

Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, сохранении и укреплении здоровья

«Социализация»

Формирование осторожного отношения к незнакомым людям, умения действовать в опасных ситуациях при контактах с

 незнакомыми людьми, а также сверстниками и подростками;

«Труд»

Формирование первичных представлений о труде

взрослых, связанном с обеспечением безопасности человека

 (сотрудники ГИБДД, МЧС, пожарные, и другие службы экстренной помощи)

«Познание»

Формирование целостной картины мира, расширение

 кругозора в сфере безопасности, формирование элементарных

 способов действия в экстремальных ситуациях в быту, в

природе, на улице.

«Коммуникация»

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми в

 области безопасности, практическое овладение воспитанниками нормами речи и правилами общения с взрослыми в чрезвычайных ситуациях.

«Чтение художественной литературы»

Использование художественных произведений для обогащения содержания области, предупреждения возможных последствий различных ситуаций.

«Художественное творчество»

Использование изобразительных средств для создания

различных плакатов, рисунков с предупреждающим

 содержанием, типа (не рви цветы, и т.п.)

«Музыка»

Использование музыкальных произведений для

эмоционального обогащения литературных произведений.

Формы образовательной деятельности

НОД

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность

                       детей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Индивидуальные

Подгрупповые

Совместные действия

Наблюдения

Беседа

Чтение

Просмотр и анализ мультфильмов телепередач

Экспериментирование

Совместные действия

Наблюдения

Беседа

Чтение

Рассматривание

Игра

Проектная деятельность

Просмотр и анализ мультфильмов телепередач

Создание соответствующей предметно-развивающей среды

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области.

«Познание»

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.

Задачи: 

  • Формировать у детей представление о системе сенсорных эталонов формы, цвета, эталонов величин, длительности времени, эталонов материалов.
  • Поддерживать стремление старших дошкольников использовать систему обследовательских действий (погладить, надавить, понюхать, попробовать на вкус и прочее) при рассматривании предметов для выявления их особенностей, определения качеств и свойств материалов, из которых сделаны предметы.
  • Способствовать самостоятельному применению детьми освоенных эталонов для анализа предметов, сравнивать предмет с эталоном, замечать их сходство и отличие, сравнивать предметы разного вида (например, книга и журнал), выделяя их сходство и отличие по нескольким основаниям.
  • Побуждать детей точно обозначать словом особенности предметов и материалов, называть обследовательские действия.
  • Совершенствовать аналитическое восприятие, стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.

Связь с другими образовательными областями

«Физическая культура»

Развитие мелкой моторики, цветоразличения и световосприятия, а также умения ориентироваться в пространстве.

«Здоровье»

Обогащение представлений детей о необходимости

соблюдения культурно-гигиенических навыков; расширение

кругозора детей в области сохранения, сбережения и укрепления собственного здоровья, необходимости ведения здорового образа жизни.

«Безопасность»

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности

 в различных видах познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

«Социализация»

Формирование тендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок»; расширение кругозора детей в области соблюдения общепринятых норм и правил поведения и морали.

«Труд»

Формирование трудовых умений и навыков, воспитание

трудолюбия, развитие познавательно-исследовательской деятельности.

«Коммуникация»

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу

 процесса и результатов познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.

«Чтение художественной литературы»

Использование художественных произведений для расширения

кругозора детей в области художественной литературы.

«Художественное творчество»

Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности

детей, введение в самостоятельную конструктивную деятельность

детей ручной труд и художественное конструирование

«Музыка»

Расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное

развитие, формирование целостной картины мира в сфере

 музыкального искусства, творчества; использование музыкальных

 произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.

Связь с другими образовательными областями

«Физическая культура»

Развитие мелкой моторики, цветоразличения и  световосприятия, а также умения ориентироваться в пространстве.

«Здоровье»

Обогащение представлений детей о необходимости

соблюдения культурно-гигиенических навыков; расширение

 кругозора детей в области сохранения, сбережения и

 укрепления собственного здоровья, необходимости ведения здорового образа жизни

«Безопасность»

Формирование основ безопасности собственной

 жизнедеятельности в различных видах познавательно-

исследовательской и продуктивной

деятельности

«Социализация»

Формирование гендерной, семейной принадлежности,

патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок»; расширение кругозора детей в области соблюдения общепринятых норм и правил поведения и морали.

«Труд»

Формирование трудовых умений и навыков, воспитание

трудолюбия, развитие познавательно-исследовательской

деятельности.

«Коммуникация»

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по

 поводу процесса и результатов познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности,

практическое овладение воспитанниками нормами речи.

«Чтение художественной литературы»

Использование художественных произведений для расширения кругозора детей в области художественной литературы.

«Художественное творчество»

Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности

детей, введение в самостоятельную конструктивную

 деятельность детей ручной труд и художественное

 конструирование.

«Музыка»

Расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества; использование

 музыкальных произведений для обогащения содержания

 области, развитие детского творчества, приобщение

 к различным видам искусства.

Формы образовательной деятельности

НОД

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Индивидуальные

Подгрупповые

Сюжетно-ролевая игра

Рассматривание

Наблюдения

Беседа

Чтение

Просмотр и анализ мультфильмов телепередач

Экспериментирование

Игра- экспериментирование

Развивающая игра

Экскурсия

Интегрированная деятельность

Конструирование

Исследовательская деятельность

Рассказ

Создание коллекций

Проектная деятельность

Проблемная ситуация

Сюжетно-ролевая игра

Совместные действия

Наблюдения

Беседа

Чтение

Рассматривание

Игра- экспериментирование

Развивающая игра

Ситуативный разговор с детьми

Экскурсии

Интегрированная деятельность

Конструирование

Исследовательская деятельность

Рассказ

Создание коллекций

Проектная деятельность

Проблемная ситуация

Во всех видах самостоятельной детской деятельности.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области

«Коммуникация»

Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Задачи:

Задачи на развитие свободного общения со взрослыми и детьми

  • Развивать умение строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками, более младшими и более старшими детьми, знакомыми и незнакомыми людьми.
  • Способствовать проявлению субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
  • Способствовать становлению адекватной самооценки и внутренней позиции ребенка посредством осознания своего социального положения в детском сообществе и во взрослом окружении.

Задачи на развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности

  • Развивать умение пользоваться антонимами, синонимами, многозначными словами; понимать при восприятии художественной литературы и использовать в собственной речи средства языковой выразительности — метафоры, образные сравнения, олицетворения.
  • Развивать самостоятельное речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
  • Воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям.
  • Развивать умения письменной речи.

Задачи на практическое овладение нормами речи

  • Расширять представления детей о содержании этикета людей разных национальностей.
  • Развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.
  • Развивать умение отбирать речевые формулы этикета для эмоционального расположения собеседника.

Связь с другими образовательными областями

«Физическая культура»

Развитие связной речи (диалогической и монологической форм

 речи) при организации и проведении подвижных игр, обогащение

словарного запаса

«Здоровье»

Развитие связной речи (диалогической и монологической форм

 речи) при воспитании культурно-гигиенических навыков

 (чтение потешек и т.п.), формировании начальных представлений

 о здоровом образе жизни, обогащение словарного запаса

«Безопасность»

Развитие свободного общения с взрослыми при возникновении

 опасных ситуаций, формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности, в природе и ближайшем окружении, обогащение словарного запаса.

«Социализация»

Реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок», развитие диалогической речи дошкольников, развитие

свободного общения с взрослыми и детьми с соблюдением

 общепринятых норм и правил поведения, обогащение словарного

 запаса.

«Труд»

Развитие связной речи детей, умения составить связный

рассказ о трудовой деятельности и последовательности

 выполнения трудовых поручений, обогащение словарного запаса

«Познание»

Развитие связной речи детей, умения составить описательный

 рассказ о предмете, его качествах и свойствах, его месте в

 экосистеме; формирование целостной картины мира,

 расширение кругозора, обогащение словарного запаса.

«Чтение художественной литературы»

Использование художественных произведений для развития

связной речи детей, умения составлять связный рассказ

по прочитанному произведению; различать виды устного

 народного творчества, обогащение словарного запаса.

«Художественное творчество»

Обогащение словарного запаса, знание названий средств художественной выразительности, умение составить рассказ по написанной картине.

«Музыка»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие монологической речи, способствующей сольному пению; развитие артикуляционного аппарата; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности.

Формы образовательной деятельности

НОД

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Индивидуальные

Подгрупповые

Беседа после чтения

Игровая ситуация

Дидактическая игра

Беседа о прочитанном

Чтение

Игра- драматизация

Показ настольного театра

Разучивание стихов

Театрализованная игра

Режиссёрская игра

Решение проблемных ситуаций

Разговор с детьми

Игра

Интегрированная деятельность

Создание коллекций

Проектная деятельность

Проблемная ситуация

Ситуация общения в процессе режимных моментов

Дидактическая игра

Чтение

Словесная игра на прогулке

Наблюдение на прогулке

Труд

Игра на прогулке

Ситуативный разговор

Беседа

Беседа после чтения

Экскурсия

Интегрированная деятельность

Разговор с детьми

Разучивание стихов загадок

Сочинение загадок

Проектная деятельность

Разновозрастное общение

Создание коллекций

Сюжетно-ролевая игра

Подвижная игра с текстом

Игровое общение

Все виды самостоятельной детской деятельности предполагающие общение со сверстниками

Хороводная игра с пением

Игра-драматизация

Чтение наизусть и отгадывание

загадок в условиях книжного уголка

Дидактическая игра

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области

«Чтение художественной литературы»

Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

Задачи:

  • Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства, родному языку и литературной речи.
  • Способствовать углублению и дифференциации читательских интересов.
  • Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложных по содержанию и форме.
  • В процессе ознакомления с литературой обеспечивать формирование у детей целостной картины мира, развивать способность творчески воспринимать реальную действительность и особенности ее отражения в художественном произведении, приобщать к социально- нравственным ценностям.
  • Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.
  • Развивать умения элементарно анализировать содержание и форму произведения (особенности композиционного строения, средства языковой выразительности и их значение), развивать литературную речь.
  • Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках.
  • Обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе литературных произведений.

Связь с другими образовательными областями

«Физическая культура»

Развитие потребности в двигательной активности и формирование

физических качеств личности на литературных примерах

«Здоровье»

Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование

 начальных представлений о здоровом образе жизни средствами

литературы (сказки, потешки, рассказы и др.)

«Безопасность»

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности, используя художественные произведения русских, советских и зарубежных авторов.

«Социализация»

Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация

партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок» через произведения

 русских, советских и зарубежных авторов.

«Труд»

Формирование трудовых умений и навыков, воспитание

трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду; труду других людей и его результатам на примерах любимых

литературных героев, на примерах любимых рассказов детей.

«Познание»

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

через знакомство с произведениями зарубежных авторов,

формирование элементарных математических представлений с

использованием русских народных сказок («Три медведя», «Волк

и семеро козлят», «Колобок» и т.п.) для закрепления навыка порядкового счета.

«Коммуникация»

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу

 прочитанных произведений, практическое овладение воспитанниками

 нормами речи.

«Художественное творчество»

Изображение любимых героев литературных произведений.

«Музыка»

Использование музыкальных произведений с целью усиления

 Эмоционального восприятия художественных произведений.

Формы образовательной деятельности

НОД

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Индивидуальные

Подгрупповые

Чтение

Обсуждение

Рассказ

Беседа

Игра

Инсценирование

Викторина

Ситуативный разговор с детьми

Игра (сюжетно-ролевая, театрализованная)

Продуктивная деятельность

Беседа

Сочинение загадок

Проблемная ситуация

Использование различных видов театра

Игра

Продуктивная деятельность

Рассматривание

Самостоятельная деятельность в книжном уголке и театральном уголке (рассматривание, инсценировка).

Во всех видах детской деятельности.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области

«Художественное творчество»

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Задачи:

  • Формировать эмоциональные и эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, художественной деятельности, музея, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок относительно проявлений красоты в окружающем мире, художественных образах, собственных творческих работах.
  • Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях (повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий по городу).
  • Способствовать становлению и проявлению у детей интересов, эстетических предпочтений, желания познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность посредством обогащения опыта посещения музеев, выставок, стимулирования коллекционирования, творческих досугов, рукоделия, проектной деятельности.
  • Способствовать становлению позиции художника-творца, поддерживать проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, активизировать творческие проявления детей.
  • Совершенствовать изобразительную деятельность детей: стимулировать умение создавать работы по собственному замыслу, стремление создать выразительный оригинальный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета, выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы и сочетать их, планировать деятельность и достигать качественного результата, самостоятельно и объективно оценивать его, эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ. Совершенствовать технические и изобразительно-выразительные умения.

Связь с другими образовательными областями

«Физическая культура»

Развитие мелкой моторики

«Здоровье»

Воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотерапия, арттерапия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

«Безопасность»

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.

«Социализация»

Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок».

«Труд»

Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

«Познание»

Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений.

«Коммуникация»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.

«Чтение художественной литературы»

Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

«Музыка»

Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.

Формы образовательной деятельности

НОД

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность детей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Индивидуальные

Подгрупповые

Занятия (рисование, аппликация, конструирование, лепка)

Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр

Экспериментирование

Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства

Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые)

Тематические досуги

Выставки работ декоративно прикладного искусства, репродукций произведений живописи

Проектная деятельность

Создание коллекций

Наблюдение

Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы

Игра

Игровое упражнение

Проблемная ситуация

Конструирование из песка

Обсуждение

Создание коллекций

Украшение личных предметов

Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые)

Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы.

Быта, произведений искусства

Самостоятельная изобразительная деятельность.

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы. К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.

Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Интегративное качество «Любознательный, активный»

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).

В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками»

Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.

Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).

Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»

Имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Образовательная область «Здоровье»

Усвоил основные культурно-гигиенические навыки (быстро и правильно умывается, насухо вытирается, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, поласкает рот после еды, моет ноги перед сном, правильно пользуется носовым платком и расческой, следит за своим внешним видом, быстро раздевается и одевается, вешает одежду в определенном порядке, следит за чистотой одежды и обуви).

Имеет сформированные представления о здоровом образе жизни (об особенностях строения и функциях организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье).

Образовательная область «Физическая культура»

Выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье).

Может прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега — 180 см; в высоту с разбега —не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами.

Может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель.

Умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на «первый-второй», соблюдать интервалы во время передвижения.

Выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.

Следит за правильной осанкой.

Ходит на лыжах переменным скользящим шагом на расстояние 3 км, поднимается на горку и спускается с нее, тормозит при спуске.

Участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис).

Плавает произвольно на расстояние 15 м.

Образовательная область «Социализация»

Самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр.

Придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации. Находит новую трактовку роли и исполняет ее.

Может моделировать предметно-игровую среду.

В дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; проявляет себя терпимым и доброжелательным партнером.

Понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки.

В беседе о просмотренном спектакле может высказать свою точку зрения.

Владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре.

Участвует в творческих группах по созданию спектаклей («режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.).

Образовательная область «Труд»

Самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде.

Ответственно выполняет обязанности дежурного по столовой, в уголке природы.

Проявляет трудолюбие в работе на участке детского сада.

Может планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр.

Образовательная область «Безопасность»

Соблюдает элементарные правила безопасного поведения в детском саду, на улице и в транспорте, дорожного движения.

Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция»), объясняет их назначение.

Понимает значения сигналов светофора.

Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи».

Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

Образовательная область «Познание»

Продуктивная (конструктивная) деятельность. Способен соотносить конструкцию предмета с его назначением.

Способен создавать различные конструкции одного и того же объекта.

Может создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.

Формирование элементарных математических представлений. Самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находит части целого множества и целое по известным частям.

Считает до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).

Называет числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).

Соотносит цифру (0-9) и количество предметов.

Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и арифметическими знаками (+, —, =).

Различает величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.

Измеряет длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимает зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).

Умеет делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.

Различает, называет: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводит их сравнение.

Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначает взаимное расположение и направление движения объектов; пользуется знаковыми обозначениями.

Умеет определять временные отношения (день —неделя —месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

Знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.

Умеет получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

Знает монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5, 10 рублей.

Знает название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

Формирование целостной картины мира. Имеет разнообразные впечатления о предметах окружающего мира.

Выбирает и группирует предметы в соответствии с познавательной задачей.

Знает герб, флаг, гимн России.

Называет столицу России.

Имеет представление о родном крае; его достопримечательностях.

Имеет представления о школе, библиотеке.

Знает некоторых представителей животного мира (звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые).

Знает характерные признаки времен года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.

Знает правила поведения в природе и соблюдает их.

Устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.

Образовательная область «Коммуникация»

Владеет достаточным словарным запасом. Свободно общается с педагогом, родителями, сверстниками.

Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, по набору картин с фабульным развитием действия.

Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Различает жанры литературных произведений.

Называет любимые сказки и рассказы; знает наизусть 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.

Называет 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов детских книг.

Выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки, рассказа.

Образовательная область «Художественное творчество»

Различает виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.

Называет основные выразительные средства произведений искусства.

Рисование. Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.

Использует разные материалы и способы создания изображений.

Лепка. Лепит различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения; создает сюжетные композиции из 2-3 и более изображений.

Выполняет декоративные композиции способами налепа и рельефа.

Расписывает вылепленные изделия по мотивам народного искусства.

Аппликация. Создает изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры, способы вырезания и обрывания.

Создает сюжетные и декоративные композиции.

Мониторинг образовательного процесса

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами, работающими с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы.

Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.

Наш детский сад оснащён: физкультурный зал, музыкальный зал, бассейн, логопедический кабинет, медицинский кабинет, комната кастелянши, на территории детского сада имеется физкультурная площадка, огород, клумбы.

Наша группа оснащена такими зонами как: уголок творчества; уголок художественной литературы; уголок по правилам дорожного движения; уголок для сюжетных ролевых игр (парикмахерская, больница, дом, магазин), патриотический уголок; экологический уголок; физкультурный уголок; уголок для экспериментирования, опытов; уголок развития речи; математический уголок; театрализованный уголок.

Методический материал:

- научно-методическая

-литература для детей,

-интернет –ресурсы;

-литература для родителей;

-образовательные диски.

Список литературы:                                                                                                                 

В.И Логинова; Т.И Бабаева и др. Программа «Детство» Санкт-Петербург «Акцидент»1997г.

Н.В Гончарова; М.В Ионова и др. План-программа образовательно- воспитательной работы в детском саду. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2005г.

Т.В Тарунтаева; О.А Павлович «Формирование представлений о времени» Москва «Просвещение»1982г.

Н.Ф Виноградова «Воспитателю о работе с семьёй» Москва «Просвещение»1989г.

А.К Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» Москва «Просвещение»1991г.

М.А Гусакова «Аппликация» Москва «Просвещение»1987г.

Л.С Метлина «Занятия по математике» Москва «Просвещение»1985г.

Н.П Саккулина «Изобразительная деятельность в детском саду» Москва «Просвещение»1982г.

М.М Марковская «Уголок природы в детском саду» Москва «Просвещение»1989г.

Энциклопедия игр и развлечений Москва «АСТ-Пресс» 1999г.

О.Н Сомнова» Образовательная область (коммуникация, здоровье, безопасность, познание) «Детство-Пресс».

О.С Ушакова «Развитие речи» Москва «Творческий центр».

И.Р Колтунова, М.Н Данилова, О.Н Лазарева «Окружающий мир» Екатеринбург «Фактория»1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 39 муниципального образования Усть-Лабинский район на 2012- 2013 учебный год

Цель: обеспечение творческой активности и способности педагога к адекватной деятельности в предметных и социальных ситуациях в условиях инновационного развития образования.Содержание:·...

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 39 муниципального образования Усть-Лабинский район на 2012- 2013 учебный год

Цель: обеспечение творческой активности и способности педагога к адекватной деятельности в предметных и социальных ситуациях в условиях инновационного развития образования.Содержание:·...

Публичный отчет Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Стеклозаводского детского сада № 8 «Солнышко» Варнавинского района

Содержание:1. Общая характеристика2. Состав воспитанников.3. Структура управления дошкольным учреждением.4. Качество реализации образовательной программы.5. Финансовое обеспечение.6. Здоровье сберегаю...

Рабочая программа Педагога муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области по духовно – нравственному воспитанию Лопандиной Надежды Павловны

Цель программы: духовно – нравственное развитие личности ребенка дошкольника на основе православных ценностей и традиций русского народа.Задачи программы:   Обучающие задачи: формиров...