педагогический проект по работе с родителями "РАДУГА"
проект на тему

Загородных Евгения Александровна

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami_proekt_raduga.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Детский сад № 42 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно – речевого развития детей

ГО  «Верхняя Пышма»

Педагогический проект

по работе с родителями детей дошкольного возраста

 и повышения их педагогической компетентности

«РАДУГА»

 

Разработала:

Загородных Евгения Александровна,

Воспитатель

ГО «Верхняя Пышма»

2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине …

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей.  Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитание на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам-монстрам, компьютеру. Рассуждая при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».

С другой стороны сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.

 Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия воспитателей детского сада с родителями и определили актуальность темы проекта: «Организация методической работы детского сада  и семьи».

Актуальность:

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Цель:

Организовать совместную деятельность педагогов, родителей и детей, которая не только развивает отношения педагогов и детей, детей и родителей, но и содействует развитию отношений между семьями воспитанников, педагогов и родителей.

Задачи:

  1. Изучение проблемы взаимодействия развития отношений между семьями воспитанников, педагогов и родителей;
  2. Привлечение родителей к активному участию в деятельности учреждения;
  3. Повышение родительской компетенции в области педагогики.

Ряд ограничений по работе с родителями:

  • Экономические ограничения. Необходимо финансирование деятельности МАДОО,  занимающейся разработкой методической литературы, брошюр с информацией о проводимых мероприятиях их результатах. Распечатка детских фотографий с занятий и мероприятий.  Проведение мастер – классов для родителей (финансирование на материалы)  в дошкольном учреждении.
  • Ресурсные ограничения.  Решение работать в тесной связи с родителями осуществляется не в полной мере из – за отсутствия свободного времени в течении дня как с одной стороны так и с другой стороны. Некоторые родителя систематически не посещают родительские собрания, не участвуют в различных индивидуальных беседах. Требованием педагогов к родителям наличие свободного времени утром по приводу ребенка в детский сад или вечером в момент когда родитель забирает ребенка из детского сада (15 – 20 минут).

Решение проблемы, возможный вариант решения:

Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям:

Информационно – аналитическое направление

                С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Знакомство с семьей». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Такой анализ позволил выделить три группы родителей:

  • Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
  • Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
  • Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

         У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, воспитатель изодеятельности, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

 Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои так:

  1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
  3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:

Родительские собрания в группах

Задача: Сформировать общие интересы у детей и родителей,  научить родителей самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы.

Адаптационная группа для детей раннего возраста

Задача: Обеспечить наиболее комфортные условия адаптации малыша и его родителей к условиям МАДОО. В течение одного месяца ребенок посещает группу вместе с мамой или другим членом семьи (по необходимости этот срок можно продлить).

«Ваши добрые дела»

Задача: Поощрять участие родителей в том или ином мероприятии, выражать благодарность за любую оказанную помощь.

Мини-библиотека

 Задача: Рекомендовать психолого-педагогическую литературу родителям. Родителям выдается интересующая их литература для прочтения дома.

«Встреча с интересными людьми».

Задача: Воспитывать у детей уважение к труду взрослых, научить гордиться достижениями родителей.

Родители рассказывают о своих увлечениях, досугах, достижениях, организовывают кружковую работу.

«Семейная мастерская»

Задача: Способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности. Организация выставок, на которых представлены  результаты  художественно-эстетической деятельности родителей и детей (рисунки, фотоматериалы, поделки).

Анкетирование

Задача: Сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения

«Совместные прогулки»

Задача: Способствовать доброжелательной атмосфере, создавать комфорт в общении: «родитель - родитель», «родитель - педагог», «родитель - ребенок», «педагог - ребенок»;

                В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Наглядно –информационное направление

        Наглядно – информационной направление включает в себя:

Отчет  для родителей

Задача: Привлечь внимание родителей к воспитательным событиям в детском саду, активизировать их участие в жизни МАДОО. Один раз в квартал выпускается отчет, в которой рассказывается о жизни детского сада, даются консультации специалистов, информация о доходах и их распределении, предлагается игровой материал для семейных игр.

Информационные общие стенды

Задача: Информировать родителей:

- о программах воспитания и развития детей в детском саду;

«Наш день»

Задача: Информировать родителей о произошедших за день мероприятиях в детском саду, в группе

Досуговое направление

        Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие не позволяет родителям:

  • Увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях;
  • Апробировать разные подходы;
  • Посмотреть, как делают это другие

Тип проекта – долгосрочный.

Реализация решения проблемы

Поэтому, в 2012 году, набрав группу малышей, я начала работать над проектом по работе с родителями, повышение их педагогической компетенции, «Радуга».  Так как со временем развития программы заинтересованных родителей стала большая часть, некоторые из них занимаются бизнесом, часть  родителей решили оказывать небольшую помощь в распечатке наглядного материала, детских фотографий и многого другого, другая часть родителей помогали своими силами (строили из строительного материала, красили ), участвовали в детских утренниках и много другое.

Методика изучения семей воспитанников

Цель

Информация

Формы и методы

Изучение семьи

Социологическая характеристика

Анкеты и тесты для родителей, рисунки детей «Моя семья», сочинения родителей, психолого-педагогические беседы, консультации.

Мониторинг внутри детского сада

Об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения

Наблюдения, анкеты, беседы, интервью, открытые занятия для родителей с последующим обсуждением, «круглые столы» (с родителями)

Привлечение родителей к сотрудничеству

Об информационных запросах родителей; об ориентации родителей в сфере образования, наличие их свободного времени, материальных и профессиональных возможностей.

Анкеты, беседы, «круглые столы».

Информационно-просветительская работа с родителями

О правовой психо-педагогической компетентности родителей и проблемах обучения и воспитания

Тесты, наблюдения за всеми субъектами образовательного процесса, беседы, обсуждения педагогических ситуаций.

Система работы ДОУ с семьей

Принципы работы с родителями

  • Целенаправленность, систематичность, плановость;
  • Дифференцированный подход к работе с учетом специфики каждой семьи;
  • Возрастной характер работы с родителями;
  • Доброжелательность, открытость

Методы изучения семьи

  • Анкетирование;
  • Наблюдение за ребенком;
  • Обследование семьи с помощью проективных методик;
  • Беседа с ребенком;

Беседа с родителями

Формы работы с родителями

  • Общие, групповые, индивидуальные;
  • Педагогические консультации, беседы, тренинги;
  • Совместное проведение занятий, досугов;
  • Участие родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, организация видеосъемки;
  • Дни открытых дней;


Перспективный план работы с родителями для 1 младшей группы «Пчелка»

2012 – 2013 гг.

Месяц

Содержание мероприятия

Формы работы

Сентябрь

  1. «Давайте познакомимся»

Родительское собрание

  1. Слет юных туристов

Поход с родителями в городской парк

  1. Адаптация детей в детском саду

Индивидуальные консультации

  1. ГРИПП

Групповая беседа

  1. Для вас родители

Наглядная информация

  1. Давайте познакомимся

Анкетирование

  1. Дары Осени

Конкурс поделок из природного материала

Октябрь

  1. Все о программе «Детство»

Наглядные материалы

  1. Дети младшего дошкольного возраста (2 – 3  лет)

Групповые консультации

  1. «ОРВИ – это простуда»

Наглядные материалы

  1. «В Осеннем саду»

Праздник Осени

  1. Формирование КГН

Индивидуальные беседы

Ноябрь

  1. «Папа, мама, я – веселая семья»

Веселые старты

  1. «Результаты адаптации детей в детском саду »

Индивидуальные беседы

  1. «Живу по расписанию» (обсуждение режима дня)

Тематика наглядного материала, индивидуальные консультации

  1. Праздник день Матери

Чаепитие, концерт для мам

  1.  «Рисуем с мамой – наш семейный портрет»

Конкурс рисунков

Декабрь

  1. В гости к Деду Морозу

Новогодний утренник

  1. «Как встречают Новый год?

Наглядная информация

  1. В горнице у Деда Мороза

Чаепитие

  1. Профилактика детского травматизма

Беседы

  1. У меня игрушки есть всех их мне не пересесть

Наглядная информация

  1. Не оставляйте детей без присмотра

Наглядная информация

  1. Мастерская Деда Мороза

Изготовление новогодних игрушек

Январь

  1. «Как поживает ребенок в детском саду»

Экспресс – опрос

  1. Воспитание самостоятельности

Наглядные материалы

  1. ГРИПП. Профилактика простудных заболеваний

Наглядные материалы

  1. Режим дня

Индивидуальные беседы

  1. Предвидеть – уберечь - научить

Беседа по профилактике детского дородно – транспортного травматизма

Февраль

  1. «Правильное питание»

Наглядная информация

  1. Комплекс пальчиковых игр «Играем дома»

Наглядная информация, памятка

  1. Развитие любознательности

Наглядная информация

  1. Как правильно закаляться

Групповые беседы

  1. Что нужно делать при пожаре

Памятка

  1. Наши маленькие защитники

Чаепитие, концерт для пап

Март

  1. «Кризис трехлетнего возраста»

Индивидуальные беседы

  1. «Ваши отношения с детьми»

Экспресс – опрос

  1. Ох, уж эти детки

Родительское собрание по профилактике детского травматизма

  1. Немного о ПДД

Памятка

  1. Наши девочки - красавицы

Чаепитие

Апрель

  1. «Физическое развитие детей»

беседа

  1. «Улица и дети»

Наглядные материалы

  1. Полезная пища

Наглядные материалы

  1. 12 апреля – день Космонавтики

Конкурс поделок

Май

  1. Книга отзывов и предложений «что нового вы узнали о детском саду?»

Анкетирование

  1. Мы стали старше

Итоговое родительское собрание

  1. Оптимальное меню для растущего организма

Картотека блюд

  1. Как уберечь ребенка от ядовитых растений

Наглядная информация

  1. Ни кто не забыт, ни что не забыто…

Конкурс поделок посвященных 9 мая

Лето (июнь, июль, август)

Воспитатели совместно с родителями организовали переезд в новую группу и на новый участок. В группе при помощи родителей был сделан ремонт (окрашены стены в раздевалке, игровой, спальне; потолок, двери, сделали полки). На участке проведена реконструкция (убрано одно железное сооружение, родители по максимуму пытались выровнять участок, своими руками родители соорудили домик, мостик, автобус, стол, мельницу, скворечники, веселый заборчик. Полностью перекрашена веранда и нарисованы новые рисунки).

Для детей был проведен день выходного дня, где родители для детей устроили пикник. Мамы учили ребят ухаживать за цветами, а папы в свою очередь показывали как собирать дрова, разжигать костер. Так же играли в различные подвижные игры. В завершении всего ребят порадовали вкусными сосисками и теплым чаем.

Перспективный план работы с родителями для 2  младшей группы «Пчелка»

2013 – 2014 гг.

Месяц

Содержание мероприятия

Формы работы

Сентябрь

« Задачи воспитания и обучения на учебный год»

Родительское собрание, анкетирование

«Мы любим природу!»

Поход с родителями в городской парк

«Беседы на волнующие темы для родителей»

Педагогические беседы с родителями

«Профилактика ДТП»

Наглядная информация

Адаптация  вновь прибывших детей

Беседы с родителями вновь прибывших детей

«Подвижная игра в жизни ребенка»

Наглядная информация

«Чудесные превращения»

Конкурс поделок из природного материала

Октябрь

«Совместный труд ребенка и взрослого».

Индивидуальные беседы

« Права и обязанности родителей», «Как правильно общаться с детьми», « Какие сказки читать детям».

Консультации

 «Бабушка и я, лучшие друзья»(к дню пожилого человека)

Фотовыставка

«Осень золотая, в гости зашагала».

Праздник Осени

«Научились мы трудиться»

Фотовыставка

Ноябрь

«Поможем тем, кто рядом»

Изготовление кормушек для птиц

Пожарная безопастность

Наглядная информация

Выставка поделок «Золотые руки наших мам!».

Чаепитие, концерт для мам

Декабрь

 «Детский сад пришел в семью»

Родительское собрание

«Зимние игры и развлечения»

Наглядная информация

Если у ребенка плохой аппетит

Наглядная информация

«Первые космонавты»

Наглядная информация

Строим из снега

Привлечение родителей к постройкам из снега.

«К нам шагает Новый год...»

Новогодний утренник  

Январь

 «Волшебные снежинки!»

Конкурс – выставка

«Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания»

Индивидуальные беседы

 «Безопасность детей»

Наглядная информация

«Рождественские колядки»

Наглядная информация

«Наши привычки – привычки наших детей»;

Беседа по профилактике детского дородно – транспортного травматизма

Февраль

Привлечение родителей к расчистке участка от снега.

 «Лучше папы друга нет!».

Фотовыставка

Растим будущего мужчину

Наглядная информация

Наши маленькие защитники

Чаепитие, концерт для пап

Март

 «Мамочка, милая моя!»

Фотовыставка

«Масленица»

Праздник

 «Знакомство родителей с промежуточными результатами воспитательно-образовательной работы с детьми».

Родительское собрание

Апрель

«Весна пришла, птиц позвала!».

выставка

Совместное создание в группе огорода.

«Что посадим в огороде», «Стихи о растениях»

«День добрых дел» по благоустройству территории детского сада

Май

Поздравления к Дню Победы.

Организация выставки

«Звезда памяти»

Изготовление поделок

 «Успехи 2-й младшей группы».

Родительское собрание

« Диагностика», «Родительская помощь на следующий учебный год».

«Безопасность детей – забота взрослых»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по работе с родителями и детьми «Народная игрушка»

Педагогический проект по работе с родителями и детьми «Народная игрушка» Тема: «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей»   Под...

"Выходной здоровья" Педагогический проект по работе с родителями

Актуальность проекта связана с необходимостью оказания педагогической помощи родителям по физическому развитию и воспитанию детей, так как воспитание здорового ребенка одна из главных задач ДОУ и семь...

Методические рекомендации к составлению педагогического проекта при работе с детьми дошкольного возраста

Методические рекомендации к составлению педагогического проекта при работе с детьми дошкольного возраста...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ТРУД".

В процессе работы в уголке природы ребёнок моделирует способы поведения. Следовательно ,выполняя работу ,ребёнок учится действовать в соответствии с общепринятыми нормами....

Педагогический проект по работе с родителями воспитанников детей I младшей группы Тема: «Вместе весело шагать»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Родничок» комбинированного вида п. Советский Республики Марий Эл...

Педагогический проект по работе с детьми и родителями воспитанников детей I младшей группы Тема: «Сад и огород – витамины круглый год»

Значимая для родителей проблема, на решение которой направлен проект творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей. Приобщение детей к здоровому образу ...