Статья "Ознакомление с природой и экологическое воспитание в раннем возрасте"
статья (младшая группа) на тему

В статье говорится о том, что с раннего детства надо знакомить детей с природой. Ведь задача младшего дошкольного возраста- заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного, двух условий для их жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление с природой и экологическое воспитание в раннем возрасте.

(выступление на педсовете)

Может быть старшее поколение, да и мы среднее, еще помним из далекого детства свои ассоциации, связанные с соприкосновением с природой.

Мы бегали босиком по росистой траве, купались в чистых водах рек, озер, морей, резвились под теплыми дождями, с восторгом шлепали по лужам, собирали полевые цветы, ловили рыбу, ели с каждого куста и с любого дерева все, что было съедобно, радовались солнцу и снегу.

Наверно, именно это и помогало нам мечтать, верить в лучшее будущее. Но бедные наши дети! Каких невосполнимых богатств и сокровищ они лишены. Сейчас даже в самых отдаленных селениях люди не могут наслаждаться первозданной красотой природы. Везде человек приложил свою «хозяйственную» руку. Радиационные дожди, плоды, покрытые ядохимикатами, обмелевшие реки, пруды, превратившиеся в болота моря, уничтоженные за ненадобностью животные, вырубленные кедровники, виноградные лозы, опустевшие деревни и села – вот наше наследство.

Природа – небеспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.

Это отношение к природе, экологическое воспитание детей необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту и разнообразие природы. Слово «Экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по- разному.

«Экология» - это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.

Обычно под «Экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе. Действительно – это составная часть такого воспитания, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например,  с этой целью вне воле содержат диких животных или без должного ухода – морских свинок, хомячков, которые страдают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто в воспитательных целях во время летних прогулок предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребятишек. Таким образом, подобные воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое.

Очень часто с детьми разучивают стихи о природе, содержание которых противоречит экологически-правильному поведению:

«Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку:

Красный, белый, синий цвет…

Замечательный букет»

                                                М. Бычкова

«Я кузнечика словил,

В банку с травкой посадил.

Пусть покажет как трещит,

Как усами шевелит»

                            В. Митько

«Колкую, зеленую

Срубили топором

Из лесу душистая

К нам приходит в дом»

                                                                        Из программы новогоднего утренника

        К сожалению, детская литература пестрит подобными «шедеврами».

Надо срочно что-то предпринимать, чтобы новые выпускник могли избежать многих ошибок, приводящих к экологическим бедствиям.

Заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним разумеется.

Успех в экологическом воспитании 2-3 летних малышей обеспечивается прежде всего понимание воспитателя их психофизических особенностей. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослыми практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.

Задача младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного – двух условий для их жизни.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними, когда ситуация в целом становится понятной малышу, усваиваться им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющиеся сенсорные обследования предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать в руки, предлагается детям для обследования, в которое воспитатель включает как можно больше органов чувств. Дети берут в руки натуральные овощи, фрукты, гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрепят или шуршат, т.е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение воспитатель обозначает словом, просит повторять за ним.

Важную роль в познании малышами объектов природы играют практически моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Просит детей руками сделать те же самые движения и действия. Подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словами.

Воспитатель осторожно вводит в игру – как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выражено экологическое содержание. Лучше всего для этой целей подходят образы сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».

С самого начала года мы многократно рассказывали и разыгрывали сказки, начиная с «Репки». Дед, который вырастил в своем огороде хорошую репку, «приходит» на занятие с «фруктово-овощной» тематикой (в его огороде растет не только репка, а в саду растут яблок и разные ягоды), знакомит детей с самыми разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать и к детям в целом относится доброжелательно.

Тему домашних животных мы легко представляли с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятии «приходят» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают как они их кормят травой, сеном, поят водой. Мы даем возможность детям на правах помошников почувствовать в этих операциях – самостоятельность. Они кормят сеном игрушечных, или изображенных на картине коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам. Такая игра позволяет малышам познавать сельскую действительность, развивает их игровые умения, воображение, закрепляет знание сказок.

Также с помощью сказок познакомили детей с куриным семейством, с обитателями леса: с зайцем, волком, медведем, лисой.

Использовали различные дидактические игры: «Кто в домике живет?», «А у нас во дворе», «Кто как кричит», «Найдите маму», «Прогулка в лес», которые можно проводить неоднократно, каждый раз заменяя число персонажей; игры –сюрпризы: «Кто-то постучался», «Ты кто?». Игры-забавы: «Солнечный зайчик», «Водичка-водичка» и другие, позже театрализованные игры, с использованием кукольного и настольного театра. Кругозор детей расширяли постоянные наблюдения за животными, растениями, за явлениями природы, за поведением старших, наконец привлечение детей к посильному труду.

Утром поливаю цветы, говорю: «Вот как цветы у нас проголодались, земля сухая, потрогайте, надо срочно полить их». Прошу ребят помочь полить цветы. Дети делают это с большим удовольствием, т.к. они знают уже, что цветы живые, они дышат, растут, пьют воду. Использую художественное слово: «Лейка, лейка, шибче лей-ка, и водицы не жалей-ка….»

Также, проводили много раз наблюдения за птичками, за собачкой, за кошкой. Настоящую кошку кормили на участке кашкой и слушали как она довольная мурлыкала. Кошка грациозная, движения у нее плавные, шерстка бархатная, пушистая (спели песню)  «Киска к детям подошла, молочка просила…». Организовали подвижную игру «Кот и мыши» .

Для характеристики природы и животных мы не боимся употреблять сложные эпитеты. Со временем дети поймут их, научатся восторгаться красотой, будут глубоко чувствовать и понимать мир.

В летнее время с детьми следует проводить целевые прогулки по территории детского сада, показывая им самые живописные уголки: Аллею сирени, акации, бордюр из незабудок, анютиных глазок, ноготков, а осенью боярышника, спортивную площадку с густым травяным покровом.

Умение воспитателя любоваться уголками природы передается малышам, воспитывая у них способность самостоятельно замечать красоту окружающей природы. Подобные целевые прогулки – эффективное средство воспитания у ребенка любви к своему детскому саду. Детей 2-3 лет нужно учит различать и правильно называть траву, куст, дерево. С этой целью удобнее использовать игры – инсценировки, типа «Поиграем с мишкой». Медвежонок – новая игрушка и дети берут ее с собой на прогулку «Мишка первый раз на нашем участке», - говорит воспитатель, - «он просит нас показать ему деревья, кусты, зеленую травку». Дети охотно соглашаются выполнить просьбу гостя, отправляются на экскурсию по участку. Одно-два дерева тех видов, которые характерны для данной местности, воспитатель называет: «Это береза, очень красивое дерево, с белым стволом.».  Остальные деревья, а также кусты, траву он показывает, обращая внимание малышей на некоторые отличительные признаки. Например, это самое высокое дерево на нашем участке…около нашего забора трава густая и мягкая (дети проверяют так ли это, подтверждая характеристику: мягкая, густая, зеленая. Заканчивая занятие предложить детям и медвежонку поиграть «Раз, два, три к дереву (кусту), к травке) беги!» Предлагая детям эти задания, надо следить за тем, чтобы они не гнули, не ломали ветки кустарника, не рвали листочки, бережно относились к деревцам-саженцам.

Хорошие игровые экологические занятия с детьми предлагает Л. П. Молодова: «Не топчи травку», «Цветы», «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики», «Осенние листочки» и т.д., которые направлены на бережное обращение к растительному миру, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы, украшающие наши города и поселки.

Большую работу провели с родителями по данной теме. На родительском собрании ознакомили родителей с задачами экологического воспитания детей раннего возраста. И устно, и через стенд для родителей, предлагали на прогулках или по пути в детский сад обращать внимание детей на погоду, явления природы, животных, растения, задавать им различные вопросы: «какой снег?», «Чем укрываются деревья зимой?!, «Почему капают сосульку?», «Почему нельзя рвать цветы или травку?»….

Наблюдения, прогулки на природу Целесообразно связывать с другими занятиями: чтением книг, просмотром передач о растениях и животных, рисованием, рассказом. Только совместная работа детского сада и семьи поможет воспитать в наших детях человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, которым нужно оставить землю пригодной к полноценной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание детей раннего возраста

воспитывать любовь к природе необходимо начинать с раннего возраста, автор статьи предлагает краткие рекомендации, для родителей и воспитателей, экологического воспитания самых маленьких детей. ...

Экологическое воспитание детей раннего возраста

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Дошкольное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического...

консультация "Экологическое воспитание детей раннего возраста"

Консультация «Экологическое воспитание детей раннего возраста»                  Подгото...

Экологическое воспитание детей раннего возраста. ТЕМА: " Ребенок открывает мир природы".

Люди сейчас все отчетливее осознают, что их благополучие во многом зависит от состояния природной среды. Природа дарует человеку жизнь, питает его. Человек только тогда могуч, когда твердо стоит на ро...

Экологическое воспитание детей раннего возраста. Тема: «Ребенок открывает мир природы»

Экологическое воспитание детей раннего возраста. Тема: «Ребенок открывает мир природы»...

Обобщение опыта работы по теме: "Опытно-экспериментальная деятельность в рамках программы Н.А.Рыжовой "Наш дом-природа" по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"

      Важно к концу дошкольного возраста заложить у ребёнка основы экологической культуры-подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценны...

Перспективный план работы по формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания старший дошкольный возраст

Перспективный план работы по  формированию в детях эмоционально-нравственного отношения к природе посредством экологического воспитания....