Доклад "Пути повышения качества образования в ДОУ"
статья на тему

Порохова Эльвира Геннадьевна

Доклад был представлен на педагогические чтения работников образования Тайшетского района в 2013 году, в нем дается анализ работы ДОУ по реализации модели взаимодействия с семьями воспитанников.   Целью опыта явилось теоретическое изучение проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников, внедрение модели взаимодействия  с семьей, а также анализ практических результатов взаимодействия.

 

 

Опыт доступен и может быть использован другими  дошкольными учреждениями  в массовой практике. Он будет способствовать осознанию идей установления сотрудничества педагога с семьями воспитанников, поможет реализовать ориентир не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedchteniya.docx45.99 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педагогические чтения работников образования Тайшетского района

Автор: Порохова Э.Г.

Апрель 2013 г

Тема  «Пути повышения качества образования в ДОУ»

Слайд 1

Тема доклада:  Пути повышения качества образования в ДОУ

Мы рассмотрели данное направление на примере повышения качества педагогического взаимодействия персонала с семьей воспитанников.

   Слайд 2

Создания модели педагогического взаимодействия как фактора повышения качества образования в ДОУ является актуальным.

При реализации реформы общего образования,  в условиях развития системы образования актуализируется важность  его качества.  Соответствующие  положения нашли отражение в принятой Правительством РФ в конце 2001 года «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» .     Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».  А также делается акцент на том, что дошкольные учреждения создаются и призваны помогать семье в вопросах воспитания детей.

     Слайд 3

Нами было решено провести исследование, целью которого явилось теоретическое изучение проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников, внедрение модели взаимодействия  с семьей

Слайд 4

Мы выдвинули следующую гипотезу: изменение характера педагогического взаимодействия персонала ДОУ и семьи способствует повышению качества образовательного  процесса , но при реализации следующих условий:

1) Централизованное административное управление процессом взаимодействия

 2)усиление роли педагогов, их теоретическая  и практическая  подготовка  к повышению  качества взаимодействия с семьей, освоение педагогами новых технологий и форм сотрудничества;

3) создание в ОУ четкой   модели организации педагогического взаимодействия.

Адресная направленность материалов из опыта работы.

Опыт доступен и может быть использован другими  дошкольными учреждениями  в массовой практике. Он будет способствовать осознанию идей установления сотрудничества педагога с семьями воспитанников, поможет реализовать ориентир не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг

   Слайд 5

Что значит взаимодействие педагогов с родителями? Чтобы точно ответить на этот вопрос, давайте обратимся к словарям русского языка. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

  Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой педагогического процесса. Педагогическое взаимодействие ДОУ и семьи  – это такой процесс, который происходит между педагогами и семьей  воспитанников в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка, на повышение качества процесса воспитания и обучения.  

Слайд 6

Что понимать под качеством?     Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным или предполагаемым требованиям

Слайд 7

Перед тем, как спланировать работу и выработать тактику взаимодействия, мы решили выявить спрос у родителей на изменения во взаимодействии, а также попытались предположить,  что и как мы хотим изменить. Для этого мы определили критериев оценки ожидаемых результатов:         

1. Изменение характера вопросов родителей к персоналу групп и специалистам

2. Увеличение доли до 70% родителей и  членов семьи, посещающих мероприятия по педагогическому просвещению и рост активности их участников (лишь 52% родителей  групп старшего дошкольного возраста регулярно посещали  родительские собрания;  23 % родителей занимали  активную позицию в жизни группы и ДОУ в целом)

3. Осознанное отношение к взаимодействию и стремление повысить свои знания в вопросах воспитания и обучения:

 - Увеличение количества обращений за консультациями к специалистам и руководству    

- Увеличение количества родителей, доверяющих педагогам ДОУ и  возрастание показателя удовлетворенности работой ДОУ  

 - Качество взаимодействия:   по проценту «включенности» родителей в разные мероприятия: - количество присутствующих и доля активных участников; - количество и содержательность вопросов;- положительные отзывы на мероприятия

 

 Слайд 8

  Для реализации модели педагогического взаимодействия  ДОУ и семьи мы выделили  2 направления, которые взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга:

1. Работа с кадрами – предполагает рост показателей мастерства педагогов, формирование умения выделить предложения по совершенствованию работы.

2. Взаимодействие педагогического коллектива с семьей.

Новыми формами можно считать клубные формы взаимодействия, родительских клубов по интересам, проведение игровых тренингов для родителей и совместных занятий и праздников, мастер-классы  и творческие мастерские для родителей.  В каждой группе существует свой план взаимодействия с семьями – ежемесячный, еженедельный, ежедневный, «разовый».        

  

Направление 1: Работа с кадрами

Направление 2: взаимодействие  с  семьей.

1 Формирование нормативно-правовой базы

Самоанализ воспитателей «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с

1. Заполнение  «социального паспорта семьи

2. Анкетирование (Приложение №2)

 «Изучение удовлетворенности родителей работой дошкольного учреждения и группы»

Слайд 9

В начале  исследования мы определили   «роли»  родителей в процессе взаимодействия с персоналом ДОУ через анкетирование.

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

Родители – лидеры - умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. 44%

Родители – исполнители (помощники педагогов при проведении мероприятий и оформлении группы) – 32 %

Родители – критические наблюдатели.  Те, которые не могут ничего предложить для взаимодействия и   предпочитают быть в  стороне, не смогли отнести себя к какой-либо роли -  24%

Наша роль заключалась в следующем:  помочь данной категории «пассивных» родителей найти в себе способности и потенциал для внедрения в процесс педагогического взаимодействия.

Слайд 10

Выбор  вариативных форм педагогического взаимодействия родителями ДОУ        

Форма взаимодействия

В %

В %

1индивидуальные консультации

20%

6%

2. досуговые семейные мероприятия

15%

32%

3. организация дней открытых дверей и совместных выходов с детьми

30%

32%

4. организация родительских клубов

28%

42%

Педагогические гостиные

36%

52%

Слайд 11 фото

Слайд 12

Предлагаем к рассмотрению  следующие фазы процесса взаимодействия:

  1-я фаза – открытие (знакомство с достижениями сторон (семьи и ДОУ) в сфере воспитания ребенка);

  2-я фаза – прояснение ожиданий  (выяснение семьей и ДОУ ожиданий от сотрудничества);

   3- я  фаза – согласование (согласование точек зрения и прогнозирование развития взаимодействия ДОУ  и семьи с опорой на ответственность сторон)
4-я фаза - оформление документов (составление договора о сотрудничестве детского сада и семьи);
  5-я - фаза – проектирование взаимодействия  (совместное создание программы и плана взаимодействия ДОУ и семьи)

6- я фаза - социально – педагогический мониторинг (постоянное наблюдение за развитием взаимодействия ДОУ и семьи)

7-я фаза-рефлексия (критический анализ и оценка результатов взаимодействия ДОУ и семьи; осмысление роли каждого участника процесса в жизни ребенка и друг друга)

Вернемся к слайду 8

1 этап - информационно- аналитический:

 предполагает сбор сведений о родителях, изучение имеющего положения взаимоотношений между педагогами и родителями: изучение потребностей и запросов родителей,  готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения и помочь (было проведено анкетирование – Приложение 2)

2 этап – практический - предполагает разработку плана работы (план представлен выше)

 3 этап - контрольно-оценочный  - это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, мы использовали повторный  опрос, книги отзывов. Анализ провели по 5 критериям.

Слайд 13

Представлены сравнительные результаты анкетирования по доминирующим формам взаимодействия родителей и персонала на  начало и конец  исследования

Форма взаимодействия

На начало исследования

На конец исследования

Количество

В %

Количество

В %

1. деловое сотрудничество

7

14%

15

30%

2. посещение родит-их собраний

             23

46%

15

30%

3. с отдельными педаг. в конф-те

---

0%

  ----

0%

4. теплые дружеские  взаимоотношения

8

16%

14

28%

5. формальные отношения

10

20%

6

12%

6.педагог информ-ет  о поведения ребенка

2

4%

---

0%

Слайд 14

1. . По окончанию исследования результаты  превысили  ожидаемые, 76% родителей (38 из 50) посетили разные формы взаимодействия- заседания клубов, мастер-классов, творческих мастерских. Досуговые совместные мероприятия посетили почти 84 % (42 семьи из 50).  Доля активности – «включенности» составила 52% (26 семей)

2. Возросло количество обращений у узким специалистам: логопеду с 7 до 15, инструктору ИЗО, мед/сестре, 7 групповых консультаций

3. На начало исследования результаты  показали, что 68% опрошенных родителей доверяют воспитание и обучение своих детей педагогам ДОУ, 24 % испытывают сомнения и в неполной мере доверяют педагогам и 8 % (1 опрошенный) не доверяют.

 К окончанию  исследования мы отметили положительную динамику в установлении доверительных отношений родителей к персоналу, что подтверждают следующие показатели анкетирования:  90 % (45 чел) родителей полностью доверяют педагогам, % сомневающихся уменьшился с 24 % до 8%.

   4. Получены положительные отзывы на мероприятия: мастер-класс (6), родит клуб «Логопедическая школа» - 11, досуги и соревнования – 9, творческие мастерские – 7        

после внедрения в практику дошкольного учреждения клубных форм взаимодействия, проведения интересных совместных мероприятий и мастер-классов, количество родителей, отдавших предпочтение новым формам взаимодействия,  значительно увеличилось, почти в 1,5 раза увеличилась заинтересованность родителей в вопросе организации родительских клубов и гостиных.    Можем сделать вывод, что в рамках реализации Закона РФ «Об образовании», в связи с требованиями ФГОС в дошкольных учреждениях реализация образовательных областей и качества образования невозможна без участия родителей, поэтому от образовательного  учреждения требуется переход  на новый качественный уровень в вопросах осуществления взаимодействия с семьей


Анкета  1

«Изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения, группы» 

В какой основной форме  складываются ваши отношения  с педагогами  (группы)?

Постоянно деловое сотрудничество

Постоянно посещаем родительские собрания

С отдельными педагогами в конфликте

Теплые дружеские взаимоотношения

Формальные отношения

Педагоги чаще информируют нас о плохих поступках детей

Другое_______________________________________________

Доверяете ли вы воспитателю вашей группы?

Да, доверяю

Не со всем

Не доверяю

     3.  Какой вид помощи Вы хотели бы получить от педагогов и специалистов детского сада?

   - Информационную помощь;

   - диагностическую;

  - консультативную;

  - другую помощь (какую именно)___________________________

- затрудняюсь ответить

   4. В каких формах Вы хотели бы получать помощь от педагогов и специалистов детского сада?

  - индивидуальные беседы и консультации;

  - тематические выставки, папки,  информационные листы;

  - дни открытых дверей, совместные выходы с детьми за пределы д/сада, праздники

- родительские клубы, гостиные;

5. В какой роли Вы могли бы выступить, принимая участие в организации педагогического процесса в детском саду?

  - Советник (помощь воспитателю в определении интересов, увлечений ребенка, предпочтительных для него воспитательных приемов);

  - гид (участие в организации экскурсий и походов);

  - наставник (организация занятий с детьми определенным видом деятельности: обучение их танцами, музыке, театрализации, другое);

  - групповой помощник (присутствие родителя в группе и включение его в разные виды взаимодействия с детьми, участие в оформлении группы);

  - затрудняюсь ответить

Анкета 2

«Изучение потребностей родителей»

Уважаемые родители!

   Вы - главное для ребенка люди на Земле. Наша задача- помочь Вам в его воспитании. Цель данной анкеты: изучить Ваши потребности и интересы в вопросах сотрудничества с детским садом. Ваши искреннее и полные ответы позволят нам построить работу так, чтобы она максимально соответствовала Вашим ожиданиям. Это поможет нам с вами воспитать здорового физически, умственно и нравственно развитого ребенка.

 Пожалуйста, прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению Если такого ответа нет, допишите его.

Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

Ваша ФИО___________________________________________________

Ваш возраст__________________________________________________

Образование_______________________________________________

Фамилия, имя ребенка__________________________________________

Возраст ребенка_______________________________________________

Что является для Вас главным в воспитании ребенка?

    -  Здоровье и физическое развитие;

   - развитие нравственных качеств;

   - развитие умственных способностей;

   - развитие художественных способностей;

   - раннее обучение  ребенка чтению, письму;

  - другое (что именно)_____________________________________

4. Какую информацию Вы хотели бы получать от воспитателей?

 - О целях и задачах дошкольного образования;

 - воспитательно- образовательных программах;

 - режиме работы детского сада, проводимых мероприятиях;

 - гигиенических процедурах;

 - психофизиологических особенностях  ребенка;

 - о воспитании сына (дочери)

 - об успехах ребенка;

 - общение с ним;

 - организации жизни ребенка в семье;

 - организации его досуга, семейных праздников;

 - о том, в чем должно состоять взаимодействие детского сада и семьи;

 - другое (что именно)______________________________________

        

Анкета «Семейные традиции»

Прочитайте вопрос и отметьте подходящий вариант ответа, если предложенные варианты  Вас не удовлетворяют, впишите свой вариант ответа.

Какие семейные традиции Вы соблюдаете?

Дни рождения членов семьи;

Дни поминовения усопших;

Коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др.;

Религиозные обряды (посещение храма, посты, религиозные праздники и др.;

Гражданские праздники (Новый год, 8 Марта, 9 Мая и др.)

День создания семьи;

Профессиональные праздники;

Выпуск семейной газеты;

Оформление фотоальбомов;

Воскресные семейные обеды (ужины);

Проведение семейных советов;

Другое _______________________________________________

Какие увлечения есть у членов Вашей семьи?

Спорт                        рыбалка                        домашние животные

Шитье                        шахматы                        чтение

Рукоделие                пение                                музицирование

Коллекционирование                                сочинение стихов (рассказов, сказок)

Другое __________________________________________________

К каким из Ваших увлечений подключаете своего ребенка?

Какой труд объединяет Вашу семью?

Общего труда нет                у каждого свое дело                уборка квартиры

Работа в саду                        ремонт квартиры                уход за домашними животными

Индивидуальная трудовая деятельность

Другое __________________________________________________ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2.9. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского  профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования...

2.9.Награды,поощрения органов управления образованием,общероссийского профсоюза образования,свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

( муниципального и регионального уровня -за межаттестационный период; федерального уроовня - за межаттестационнный период)[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21211169","attributes":{"al...

2.14.. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования.

Почетная  грамота от Упраления образования Сут-Хольского кожууна.Почетная грамота от администрации муниципального района Сут-Хольского кожууна....

2.14. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

2.14. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования...