Инновации-сказкотерапия
материал (старшая группа) на тему

Проказникова Елена Александровна

Предлагается инновационный метод работы с детьми в стенах дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx34.22 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Проказникова Елена Александровна

ЗНАЧИМОСТЬ «СКАЗКОТЕРАПИИ»

Сегодня существует необходимость развивать коммуникативную компетенцию в тесной связи с учебными и информационными умениями, готовить детей к решению проблем на родном и иностранном языке в единой логике. Развитие коммуникативных навыков и умений будь- то в устной или письменной речи должно рассматриваться не просто как цель, но как средство успешного овладения всеми предметными умениями, знаниями В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь Зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребёнка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность(способность к творчеству).

Так, например, эмоциональная неустойчивость детей может привести к увеличению частоты пауз, сокращению длины речи между ними. Дети ,чаще испытывающие отрицательные эмоции, стремятся к более узкому кругу общения, в отличие от сверстников, склонных к положительным переживаниям.

Креативность личности ребенка проявляется в творчески оформленных высказываниях, насыщенных собственными аргументами, доказательствами, образными выражениями, выражением личного отношения к фактам и событиям. по мнению ученых, высокий уровень речевого развития у взрослого человека отражает высокое развитие и уравновешивание всех личностных структур. Низкий уровень, наоборот, указывает на отсутствие духовной зрелости, недостаточный потенциал личности. Недоразвитие какого-либо аспекта языковой компетенции может тормозить становление личности в целом. Дошкольный возраст-уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается её модель. Поэтому воспитателю следует заботиться о развитии связной  монологической речи  воспитанника с учетом свойств его личности. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о современном и гармоничном развитии ребёнка.

Изучение речи вне личности значительно ограничивает возможности поиска методических путей становления коммуникативных черт характера дошкольника.

Мысль о многоаспектном проявлении личности в речи и речи в личности стала лейтмотивом данной темы, игры и занятия которой основаны на методе сказкотерапии и вариативном обучении детей пересказыванию , а также придумыванию собственных сказок. Подобный подход представляется перспективным, благоприятствующим становлению ребёнка как языковой личности, представляющей собой системность его качеств, объектированных в речи, связанных с развитием коммуникативно-потребностной сферы, приобретаемых в целях коммуникативной целесообразности и проявляемых в процессе совместной деятельности в межличностном общении. В последнее время возрастает интерес к аспектам личностного и речевого развития. Между тем нерешенным остаются проблемы их взаимовлияния у детей дошкольного возраста. До сих пор динамика этих процессов в теории и на практике рассматривается обособленно. Развивающее обучение ставит своей целью не формирование знаний, умений и навыков, а развитие личности ребёнка. Традиционное обучение продолжает ориентироваться на развитие коммуникативной компетенции дошкольника (совокупности конкретных знаний и умений) вне учета субъектных свойств речи, определяющих речевое поведение (выбор речевых тактик в коммуникации) личности. Традиционное обучение дошкольников пересказыванию строится на подражательной основе, преобладают репродуктивные приёмы руководства. Функция ребёнка на таком занятии исполнительская, а не развивающая. Дети отчуждены от самостоятельного выбора способов исправления ошибок и неудач пересказывания, оценочного этапа результатов обучения. Это препятствует развитию таких свойств личности ребенка, как самостоятельность, активность, творчество. Большая часть занятия затрачивается на чтение произведения, беседу по содержанию. Недостаточно времени остается на пересказ детьми сказки. Отсутствие системы работы не даёт возможности дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность в виду ограниченного времени на занятии, отводимого на пересказ детьми сказки. Так, у детей нет возможности улучшить пересказ ни на основном , ни на последующих занятиях, поскольку традиционная методика обучения рассказыванию не предполагает повторного обращения к произведению. Отсутствие результативности, успеха вызывает у ребят чувство эмоциональной неудовлетворенности и отрицательно сказывается на отношении к пересказыванию, закрепляет опыт механического подражания литературному образцу, не развивает самостоятельность, творческую активность. Исследования показывают, что дети 6 лет, пересказывая знакомые всем сказки «Колобок», «Курочка Ряба», затрудняются в самостоятельном выборе средств речевой выразительности(сравнений, эпитетов) и грамматически правильном оформлении предложений. Пересказ сказки «Лиса и петух» вызывает ещё более серьёзные затруднения у детей. Наблюдается неравномерность в раскрытии структурных частей(начало, середина, конец): чаще сокращаются начало и конец, в середине перечисляются действия героев, фрагментарны описания их внешнего вида. Усечение информации приводит к частичному нарушению логической последовательности содержания.

В пересказах сохраняется дословное повторение целых фраз, предложений из сказки, встречаются однотипные средства связи: Частое употребление формально-сочинительной(союзы «и», «а» , наречие «потом»), что нарушает связность изложения. Как правило, дети заменяют распространенные предложения на ряд двусловных. В процессе изменения возрастает число слов, нарушающих связность изложения («вот», «ну», «это», «там»). Паузы нерешительности заполняются вокальными образованиями («м-м», «э-э»); пропускается подлежащее. При передаче слов автора ребенок не указывает, кому адресована  реплика. Допускаются неточности словоупотребления: «Стало сверкаться»»Заря стала наниматься».  Дети неверно описывают характер движенийперсонажей : «зашла в дупло», «залез петух  на дерево». Нередко повторяются одни и те же слова.

Таким образом, нарушение логики и последовательности в изложении, употребление однотипных связей, многочисленное присутствие элементов ситуативности, пауз, лишних движений, интонационная и лексическая невыразительность негативно  отражаются на развитии такой характеристики личности, как креативность.

Сказкотерапия включает два раздела работы по развитию языковой личности дошкольника: игровую сказкотерапию и специальные занятия по обучению пересказыванию и сочинению сказок.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКАЗКОТЕРАПИИ.

Особенность сказкотерапии состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказкотерапия- интегративная деятельность , в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.

Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек4 становится её членом. В свою очередь, освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнить значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений.

В программе по сказкотерапии развитие личности и речи дошкольников осуществляется по следующим направлениям:

1. Активность: от потребности в эмоциональной разрядке- через самовыражение в активном действии- к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.

2.Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов- через обоснование собственной точки зрения в речи- доказательстве- к поиску лучших способов самовыражения речи в движении.

3. Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове- через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции- к словесному фантазированию музыкальной композиции.

4. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки- через адекватное эмоциональное отреагирование собственого негативного опыта в действии, ритме и слове – к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.

5. Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений- через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков- к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.

6.Связная речь: от продолжения фраз взрослого- через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомических этюдов, ритмизации сказочных образов- к творческим импровизациям по сюжету.

Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.

Представленная программа по сказкотерапии представляет собой синтез современных методов развития речи и личности дошкольника: словесные методы (режиссерская игра, комментирование, рисование, импровизация, фантазирование), пантомические этюды, ритмические упражнения, музыкальные зарисовки.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ.

В системе работы по сказкотерапии выделены три этапа работы с дошкольниками:

1.Познавательно-аффективная ориентировка.

Цели: осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа.

Игровые приёмы: словесная игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения.

2. Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций.

Цели: овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развёрнутых словесных описаний, полученных ощущений при восприятии тембра, динамики, мелодики музыкальной композиции, выполнении выразительных движений и ритмического рисунка.

Игровые приёмы: словесное комментирование, пантомические, ритмические и музыкальные загадки, упражнения на релаксацию.

3.Выражение замещающей потребности.

Цели: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительности слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний- потребности в играх- фантазиях по сказке.

Игровые приёмы: для младшего дошкольного возраста- совместная словесная импровизация, пантомические упражнения на преодоление телесных барьеров, для старшего дошкольного возраста- фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомические упражнения на преодоление телесных барьеров.

Особое место в данной программе отводится речевым играм. Они широко используются в разных этапах работы в тесной связи с другими методами и приёмами. В словесной режиссерской игре речевые игры помогают детям понять эмоциональные состояния  и поступки персонажей; в словесном комментировании- углубляют осознание собственных чувств в пантомических  ритмических этюдах; в словесном рисовании –подводят к употреблениюуместных языковых средств для создания психологических портретов героев сказки. С одной стороны, это обогащает словарь, с другой- качество  влияет на возникновение интереса к языковому богатству  и самостоятельному словесному творчеству. Речевые задачи помогают в решении общей цели каждого из этапов работы, поэтому в качестве самостоятельных в ряде случаев не выделяются.

Игровые методы и приёмы в программе имспользуются в определенной последовательности с учетом возрастания требований к развитию ребенка в каждой группе.

Словесная режиссерская игра.

Данный метод преследует три основные задачи.

1. Воспитывать умение догадываться по наастроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений. Такие альтернативные вопросы, как: «Какое настроение передаёт музыка: веселое или грустное?», «Музыка быстрая или медленная?», «Что можно делать под такую музыку:весело играть на поляне или плакать?»,-позволяют дошкольникам ориентироваться в динамике и мелодике музыкальной композиции. По характеру музыкального отрывка они вспоминают, что происходило с героями сказки.

С помощью лексических средств (прилагательных, наречий) дети определяют свои эмоции, чувства, возникшие в момент слушания музыки. Постепенно к старшему дошкольному возрасту у ребёнка при восприятии музыкальной пьесы, имеющей похожие ритмическую организацию и динамические оттенки, образуются музыкально-речевые связи. Дошкольник без труда описывает музыкальные впечатления эпитетами.

Дети старшего дошкольного  возраста не только вспоминают сюжет по музыкальной композиции, но и формируют собственное отношенние к героям с помощью фразеологизмов и образных выражений.

2.Подводить к умению выразительно импонировать голоса героев сказки с разной силой голоса. Наводящие вопросы побуждают ребёнка представить эмоциональное состояние героя, подобрать нужную к проблемной ситуации интонацию, силу голоса.. С целью развития артикуляционного аппарата дошкольников используются звукоподражательные слова, голоса животных.

Для старших дошкольников предлагаются интонационные упражнения на изменение громкости голоса, тембра в зависимости от эмоционального состояния героя в определённых ситуациях. Такие упражнения подготавливают ребёнка к адекватному звуковому оформлению целого высказывания. В результате у детей вырабатываются интонационное чутьё, сила голоса, дикция. Эти умения в дальнейшем служат опорой  для развития таких важных качеств как эмоциональность, выразительность, живость.

3.Знакомить с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков, уточнение значений. Широко применяются игры, в которых ребята продолжают высказывания взрослого. На первых порах дети учатся подбирать противоположные по смыслу слова. Старшие дошкольники могут продолжить фразы взрослого, используя образные выражения и фразеологизмы из сказки.

Психогимнастика.

Использование данного метода позволяет решать две основные задачи:

1.Побуждать к выразительной передаче в мимике движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела. Самыми простыми являются упражнения на исполнение контрастных эмоциональных состояний, в которых дети действуют со взрослыми одновременно одинаково. Общность переживаний усиливает эмоциональный настрой ребят. Перед показом состояний в мимике и позе взрослый помогает наводящими вопросами. Старшие дошкольники более самостоятельны в выборе движений для отображения образов сказки, поэтому в данном возрасте расширяется сфера пантомических этюдов. Дети могут показывать не только эмоциональные состояния героев, но и передавать через пантомимику неодушевленные предметы, природные явления. Большое значение для эмоциональной включенности ребёнка в выразительное исполнение образа имеет музыкальная композиция. Она же является сигналом для снятия эмоциональных барьеров через произвольное напряжение или расслабление мышц тела. Динамика, темп музыкальной композиции облегчают понимание и отображение в действии, мимике сказочного образа.

2. Отображать эмоциональные образы в темпоритме. Выполнение упражнений на ритмизацию природных явлений, чувств и действий героев сказки способствует нормальному функционированию ритмических процессов, происходящих в организме ребёнка. Особая роль в таких играх отводится взрослому. Совместно с детьми он обсуждает разные варианты того, как в ритмическом виде воспринимаются эмоционально значимые ситуации(ссора друзей, примирение, радость от встречи).Взрослый предварительно обсуждает особенности представления образа в ритмическом упражнении. Под влиянием совместного обсуждения дети изучают различные состояния, учатся управлять ими, а также овладевают азбукой выражения эмоций в ритме. Постепенно у ребят формируется умение ритмизировать движения и эмоции человека, животных, образ предметов и растений, погодные явления. Старшие дошкольники уже способны более глубоко осмысливать переживания сказочных героев и воспроизводить ритм, в котором эти чувства протекают.

Словесное комментирование.

Р6еализация этого метода позволяет решать две задачи:

1. Довести до детей замысел сказки, вызвать соответствующий эмоциональной отклик, побуждать к высказываниям по поводу знакомого содержания. Вспомнить и воспроизвести основные эпизоды и факты, лучше понять напряженность событий, выразить словом собственное отношение к поступкам героев помогают вопросы, предлагаемые после сказки.

2.Подводить к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы. в играх на угадывание эмоциональных состояний героев сказки по выразительному исполнению движений дети учатся отбирать слова, выразительно описывающие мимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации. Для лучшего осознания смысла выполняемых движений взрослый анализирует с детьми показанные варианты, побуждает их к развернутым высказываниям- комментариям. Если кто-то затрудняется в составлении комментария, можно помочь подсказывающими вопросами. На первых порах не следует требовать от дошкольников полных ответов, целесообразно ограничиться простыми предложениями. Важно поддержать в активных детях инициативу, а пассивных заразить интересом к отгадыванию и комментированию пантомических этюдов. Интерпретируя выполненные сверстником действия, ребята не только учатся высказывать самостоятельные суждения, но анализировать и замечать, в исполнении какого движения были допущены неточности, ошибки. Игры на угадывание эмоциональных образов по ритмизации подразумевают определенную сознательность и некоторые усилия. Опорой для правильных ответов служат наводящие вопросы воспитателя. В таких играх дети описывают отображаемые образы сказки с помощью глаголов (убежал, горюет, бранится), прилагательных (маленький, большой, капризная, веселая, грустная), наречий (громко, тяжело, легко, весело, шумно, тихо). Подобные упражнения активизируют разнообразную лексику, сосредоточивают внимание дошкольников на значении слова, способствуют развитию самоконтроля.

Совместная словесная импровизация.

Взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся дети. Таким образом, вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии.

Словесное фантазирование по музыкальной композиции.

Подобные творческие задания рекомендованы для старших дошкольников. К этому возрасту у детей накапливается значительный словесный запас слов, вырабатывается критическое отношение к собственным и чужим грамматическим ошибкам; активно развивается воображение, стимулирующее творческие проявления. Ребята с удовольствием придумывают сказочные истории на разные темы; они могут мечтать под музыку, высказываться о возникших под её впечатлением ассоциативных представлениях. Поэтому особое внимание в сказкотерапии уделяется словесному фантазированию по музыкальной композиции. Так, прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки, подходящие к характеру, динамике, мелодике музыкального образа, и драматизируют придуманную историю.

Словесное рисование

Воссоздание мысленно представляемых эпизодов и эмоциональных состояний героев в проблемных ситуациях требует определенной децентрации (умения стать на позицию другого). Поэтому этот метод рассчитан на старшую группу. К этому возрасту ребенок накапливает жизненный и литературный опыт. При этом взрослый помогает применить уже имеющиеся знания в новых условиях. Обсуждая, как можно воссоздать образ героя с помощью красок, ребята проникают в сферу его мыслей, чувств и состояний, поднимаются на новый уровень более глубокого понимания эмоционального подтекста сказки.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ.

Центральный момент сказкотерапии- добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый долженнайти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, частушки, небылицы; в другом –рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребёнок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого. не все дети сразу включаются в игру. Некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание самим участвовать в занимательном зрелище. С учетом индивидуальных особенностей детей следует начинать сказкотерапию с теми, кто быстрее откликается на приглашение взрослого; при этом целесообразно дополнительно мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического комфорта участников непосредственно зависят их активность, глубина эмоциональной включенности. До проведения сказкотерапии дети знакомятся со сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от текста. Кроме того, при повторной встрече со сказкой дошкольникам легче будет сосредоточиться на образной лексике, характеризующей внешний вид героя, выразительно отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа. в программе большое внимание уделяется двигательной активности. Усталость после многократного выполнения психогимнастических этюдов приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, снятию эмоционального напряжения. Лишь небольшую часть времени ребята располагаются на стульчиках: при рассказывании сказки взрослым, фантазировании по музыкальной композиции, роли зрителей в игре-драматизации по отдельным эпизодам сказки. в играх поощряются самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки, действия сверстников, собственных переживаний. Поэтому когда по окончании сказкотерапии обсуждения не завязываются сами собой, взрослый должен расспросить детей о том, какие игры и упражнения понравились , запомнились, роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно. Если ребенку трудно сформулировать связное сообщение по памяти, ему предлагается посмотреть видеозапись отдельных игр сказкотерапии. Мнение детей учитывается. между сеансами сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым малышам целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера(Сильный мишка ,смелая Даша) , склонные к упрямству , капризам, ябедничеству в сказкотерапии в этюдах изображают отрицательные черты характера, составляют комментарии, истории о таких персонажах (каприза, цыпленок-хвастунишка, кривляки, непослушный Ваня). В дальнейшем можно заменить положительные эффекты, улучшения настроения, развитие устойчивости и связной речи ребенка.

УСЛОВИЯ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

Наиболее удобное место для проведения сказкотерапии –отдельное , небольшое по размерам, хорошо освещенное помещение(комната сказки, психологической разгрузки).

Комната должна быть по возможности освобождена от лишней мебели, понадобятся лишь стульчики для детей и стул для ведущего. Не должно быть предмето, отвлекающих ребенка. Желательно, чтобы комната находилась в стороне от музыкального и физкультурного залов и помещений хоз.обслуживания. Сказкотерапию достаточно проводить 1 раз в неделю. в младшей и средней группах 15-20 мин.в старшем дошкольном возрасте продолжительность может достигать 25-30 мин. Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. Если у детей возникает утомление, взрослому следует прекратить сказкотерапию и плавно переключить внимание на другой вид деятельности: вылепить из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки, поиграть в кляксы.