Одарённые дети
методическая разработка на тему

Коваль Наталия Викторовна

Семинар для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_odaryon._deti.docx38.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  №41«Белоснежка

«Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей дошкольного возраста»

(Семинар для педагогов ДОУ)

                                                                                Педагог-психолог: Коваль Н.В.

Основная задача, стоящая перед дошкольным учреждением, по отношению к одаренным воспитанникам – предоставление каждому  сферы деятельности, необходимой для реализации социальных и творческих способностей, формирования потребности в самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь.  

Одаренность это  способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы одаренности, как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения. и т. д.

Одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таким образом, понятие одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений.

2. Цель семинара: создание условий для развития  одаренных детей,  расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации воспитанников, гармонизация отношений в системах «воспитатель –  одаренный ребенок», « одаренный ребенок – ребенок».

 3. Задачи:

  1. Психологическое просвещение педагогов  по вопросу социальной одаренности.
  2. Диагностика социальной одаренности детей в ДОУ.
  3. Вовлечение одаренных детей в кружковую деятельность.

 4. Ожидаемые результаты

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.
  • Творческая самореализация выпускника детского сада.
  •  Повышение квалификации педагогов в связи с переходом детского сада к новым ФГТ.

МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
И ПРИЗНАКОВ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ.

Можно сказать без всякого преувеличения, что решительно все практические мероприятия по охране развития ребенка, по его воспитанию и обучению... необходимо нуждаются в диагностике развития.

Выявление одаренных детей, их идентификация — проблема, давно привлекающая к себе внимание психологов и педагогов, как теоретиков, так и практиков, родителей. Однако и на сегодняшний день она во многом остается нерешенной, ее относят к числу актуальных, особо сложных, требующих повышенного внимания.

Нет однозначного отношения к самому процессу раннего выявления одаренности. Вместе с тем в последние годы все чаще и убедительнее как теоретиками, так и практиками высказываются мнения, суждения о необходимости ранней идентификации одаренности.

Для чего ее проводят? Чаще всего:

— для удовлетворения интереса со стороны взрослых, в отдельных случаях — родительского и педагогического тщеславия;

— для снятия тревожности, страха за ребенка («не такой, как все — это болезнь, ненормально»);

— для определения форм психологической помощи неординарному ребенку;

— для создания условий развития дарования, в частности — выбора развивающих заданий, программ обучения и воспитания".

Что касается диагностики социальной одаренности в дошкольной группе, то здесь  хотелось бы отметить особо еще одно важное ее назначение-создание благоприятных условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей, воспитывавшихся в условиях дошкольного учреждения.

Какие принципы следует положить в основу выявлены социальных способностей и одаренности у детей?

Изучение способностей и одаренности области общения предполагает опору и на такие принципы, как:

— комплексный подход к оцениванию разных сторон по ведения и деятельности;

— развернутое во времени наблюдение за поведением в разных ситуациях;

— анализ деятельности ребенка в тех сферах, которые наиболее соответствуют его интересам;

— охват более широкого спектра социальных способностей.

На что в процессе диагностики социальных способностей и одаренности важно обратить внимание?

Соответственно последнему из вышеуказанных и принципов важно изучить, насколько развиты отдельные компоненты данного вида одаренности:

  • социальное и эмоциональное мышление;
  • социально-психологическая наблюдательность;
  • коммуникативные и организаторские способности ребенка;
  • его личностные качества (развитость нравственных чувств, интерес к людям, эмпатия и др.).

Лидерство предполагает

  • самоуважение;
  • позитивные Я-концепцию и
  • самооценку.

Не упустим из поля зрения и эти личностные образования, а также

  • креативность;
  • творческие способности ребенка.

   Выявить одаренного ребенка очень сложно. Для этого необходимо знать основные признаки одаренности, которые проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный (могу) и мотивационный (хочу).

 

Инструментальный аспект поведения

Мотивационный аспект поведения

Характеризует способы деятельности ребенка.

Выделяются три основных уровня успешности деятельности:
- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.

Особый тип организации знаний одаренного ребенка:

высокая структурированность;

способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей;

свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени;

категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности).

Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации.

Знания одаренного ребенка отличаются:

повышенной «клейкостью» (ребенок сразу схватывает и усваивает соответствующую его интеллектуальной направленности информацию),

высоким удельным весом процедурных знаний (знаний о способах действия и условиях их использования),

большим объемом управляющих, организующих знаний,

особой ролью метафор как способа обработки информации и т.д.
Своеобразный тип обучаемости  может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

Характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

 Признаки:
 Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности; высокая увлеченность каким-либо предметом или деятельностью; неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов; высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
 Наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода  о ее безусловном наличии.

 Мотивация является «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.

 

Итак, выделяют следующие критерии видов   одаренности:
1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
2. Степень сформированности.
3. Форма проявлений.
4. Широта проявлений в различных видах деятельности.
5. Особенности возрастного развития.

Работа с одарёнными детьми

Одним из средств интеллектуального развития детей является игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, получает новые знания, закрепляет полученные навыки. Поэтому на занятиях ситуация используется игровая, а деятельность детей максимально приближена к исследовательской и познавательной.

Практика показывает, что развивающие игры способствуют развитию интеллектуальных возможностей дошкольников, являются своеобразным тренингом познавательных способностей, стимулируют активность детского мышления, фантазии и творчества. Игру называют поистине универсальной формой детского развития.

Особенно важное место в умственном развитии детей занимают современные развивающие игры интеллектуально-познавательной направленности. Их обязательными элементами являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Одновременно активизируются и все мыслительные процессы. Такая деятельность позволяет детям упражняться в решении умственных задач с большим интересом и без особого напряжения.

В процессе работы по развитию интеллектуально-творческого потенциала дошкольников я убедилась в эффективности использования следующих методических материалов:

  • Логические блоки Дьенеша;
  • Развивающие кубики “сложи узор”;
  • Игры на составление плоскостных изображений (по типу “танграм”).

Это очень увлекательный для детей игровой материал, стимулирующий мыслительную деятельность, творческую активность, самостоятельность и другие интеллектуальные способности.

Логические блоки Дьенеша.

Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

  • формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
  • цветом – красные, желтые, синие;
  • размером – большие и маленькие;
  • толщиной – толстые и тонкие.

Основная цель использования дидактического материала (по имени автора называемого "блоки Дьенеша"): научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Основное умение, необходимое для решения логических задач – это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. На занятиях я использую следующие варианты игр: “логические цепочки” с одним и более условием, “карточки-схемы” для выкладывания по образцу, классификация по заданному признаку и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

Развивающие кубики “сложи узор”.

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все шесть граней каждого кубика окрашены по-разному в четыре цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3-, и даже 4-цветные узоры в огромном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов. В игре с кубиками выполняют три вида заданий. Сначала учатся по узорам-образцам складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. Третье задание – придумать новые узоры, т.е. выполнить творческую работу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность задания в широком диапазоне.

В этой игре развивается сообразительность, пространственное воображение, способность детей к анализу, синтезу – важным мыслительным операциям, используемым во всякой интеллектуальной деятельности, способность к комбинированию, а также усидчивость, аккуратность, целеустремленность. Детям очень нравится играть в разноцветные кубики, а в процессе игры можно быстро добиться результатов.

Игры на составление плоскостных изображений (по типу “танграм”).

Наборы фигур представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное, они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур, с целью создания силуэта.

Этапы освоения игры:

  • Ознакомление с набором фигур, преобразование их в изображение из двух-трех.
  • Составление фигур – силуэтов по расчлененным образцам.
  • Воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным).

Эти головоломки развивают у детей воображение, геометрическое мышление, помогают овладеть навыками пространственного воображения, кроме того, стимулируют работоспособность, целенаправленность и усидчивость.

Такого рода деятельность способствует накоплению опыта ребенка, который содержит, эталоны и символы, условные заместители, модели, средства и способы взаимодействия, а значит активно влияет на интеллектуальное развитие детей, что составляет важнейшую базу для успешного обучения в школе.

ТРИЗ – одно из эффективных средств развития творческого мышления у дошкольников. Я использую следующие игры из системы ТРИЗ: “загадочные животные”, “черное и белое”, “проблемные ситуации”. Такие занятия помогают развитию творческого воображения, умения устанавливать закономерности, креативности и чувство юмора.

На занятиях в кружке я использую следующие, на мой взгляд, эффективные приемы:

  • “умные вопросы” – такой прием помогает учить детей использовать уже имеющиеся знания об окружающей действительности; совершенствовать речевую активность; углублять знания детей; содействовать формированию интеллектуальной компетентности в определенной области знаний позволяют “мини-сообщения” детей по разным темам;
  • “карточки-модели” с символическим изображением “методов исследования” ( по А.Савенкову) стимулируют проявление познавательной активности; учат использовать приемы подбора, анализа и преподнесения доступной информации об окружающем;
  • ребусы позволяют учить детей использовать уже имеющиеся навыки знания букв и умения читать в нестандартных заданиях; развивать логическое мышление;
  • “путаница”, “что перепутал художник” – развивает концентрацию внимания, способность устанавливать причинно-следственные связи.

У детей с признаками одаренности отмечаются проблемы в коммуникативной сфере: трудности в общении со взрослыми и сверстниками, нарушения в эмоционально-волевой сфере. Именно поэтому на занятиях я считаю необходимым использование следующих приемов: тренинг “деревья”, коммуникативные игры: “ива”, “тихий голос”, психогимнастические этюды, что помогает создавать эмоционально-комфортную обстановку на занятии; формировать навыки невербального взаимодействия со сверстниками, развивать эмпатию.

 Современным детям, а особенно детям одаренным, очень нравится заниматься с материалом, оформленным с использованием мультимедийных технологий. Такого рода занятия с детьми помогают педагогу учитывать интересы современного ребенка и стимулируют формирование познавательной мотивации

В нашем детском саду подобраны и другие разнообразные игры и пособия промышленного производства интеллектуально-познавательной направленности: серия игр “Учись играя” (“ассоциации”, “логика”, “закономерности”, “наблюдательность” и др.), магнитные конструкторы и геометрические мозаики, разнообразные развивающие лото (“биологическое”, “зоологическое”, “математическое” и др.), развивающие игры “Уникуб”, “Волшебный круг”, развивающий планшет с карточками-схемами “Логико-малыш”, игры со счетными палочками, подборка игр для развития мелкой моторики и ориентировки на листе и многие другие. Такие игры позволяют разнообразить и варьировать приемы и формы работы с детьми на занятиях в кружке, стимулировать познавательную самостоятельность, предоставлять детям возможность выбора игрового материала, развивать интерес к интеллектуальным играм, формировать настойчивость в поиске решения задач, чувство юмора и любознательность.

Систематическая работа с детьми в ДОУ способствует формированию интеллектуально-творческого потенциала и, соответственно, высокого уровня интеллектуальной подготовки к школе. А в качестве результата интеллектуального развития выступает интеллектуальная компетенция.

 

Сценарий занятия

«Посвящение в юные интеллектуалы»

Программные задачи:

        

  • стимулировать познавательную активность детей, любознательность, стремление к получению новых знаний, речевую активность;
  • развивать у детей сообразительность, внимательность, способность к мыслительным операциям анализа и синтеза, установлению закономерностей, творческое воображение, креативность мышления;
  • стимулировать развитие логического мышления и элементарного чувства юмора;
  • повышать интерес к интеллектуальным играм через специально организованную деятельность с использованием мультимедийного оборудования;
  • совершенствовать навыки общения со взрослыми и сверстниками, развивать эмпатию, произвольность поведения.

Предварительная работа с детьми:

  • ознакомление детей с приемами использования карточек-моделей;
  • беседа: «знакомство с телепередачей «Что? Где? Когда?»;
  • подготовка с детьми индивидуальных мини-сообщений по темам: «Что я знаю о космосе», «Моя коллекция камней и минералов», «Откуда пришли цифры».

Материал к занятию:

  • презентация к занятию «Видеописьмо с заданиями от ведущего телеигры «Что? Где? Когда?» (Приложение 2);
  • мантии, конфедератки, кубики «Сложи узор», блоки Дьенеша, карточки с изображением ребусов и загадочных животных, запись музыки на посвящение, дипломы - свидетельства.

Ход занятия:

Ведущий: «Ребята! К нам в детский сад пришло необычное письмо. Предлагаю вам посмотреть на экран». На экране видео-обращение ведущего телеигры «Что? Где? Когда?», который предлагает вступить в клуб «юных интеллектуалов» предварительно выполнив задания.  (Слайды 1,2,3).

Ведущий: «Ребята, вам понравилось предложение ведущего? А вы знаете, что значит «интеллектуал»? Вы хотите стать юными интеллектуалами? А трудностей вы не боитесь? Тогда я предлагаю подготовиться. А для этого необходимо выполнить упражнение «шапочка размышлений».

Дети выполняют тренинг произвольности поведения. Закрыть глаза, успокоиться, сосредоточиться, затем сцепив пальцы в замок, держать над головой некоторое время.

Ведущий: «Такое упражнение помогает сосредоточиться. А теперь проговорите волшебные слова, которые помогают выполнить даже самые трудные задания».

Дети говорят: «Я умею! Я могу! У меня все получится!».

Ведущий: «Молодцы! Теперь вы готовы и можете смело приступать к выполнению заданий! Обратите внимание на экран». Каждое задание выполнено в виде слайда на экране.

На экране 1 видео вопрос задают малыши: «Можно ли поймать солнечного зайчика?» (Слайды 4,5).

Ведущий: «Эти ребята еще маленькие, об окружающем мире знают очень мало. А вы смогли бы ответить на их вопросы?».

Дети отвечают.

Ведущий вновь обращает внимание детей на экран, где появляется 2-й видео вопрос (откуда появились цифры?). (Слайд 6).

Дети на них отвечают.

Затем на экране появляются вопросы-тексты. (Слайды 7,8).

Дети могут их прочитать и отвечают по желанию, затем отвечают те, кто готовился заранее. Ведущий поощряет всех детей, а особенно тех, кто делал минисообщения (Егор собирает коллекцию камней и минералов. Он очень увлечен и много знает об этом. А Ваня много читает о космосе, знает все о черных дырах и космонавтах).

Ведущий обращается ко всем детям: "Ребята, на все вопросы вы ответили правильно! Вы уже так много знаете! Скажите, как и с помощью чего можно получить знания?" (Слайд 9).

Дети отвечают. Ответы детей сопровождаются показом слайда с карточками-моделями.  Ведущий обращает внимание детей на экран, комментирует ответы детей, уточняет при необходимости, подводит итог. (Слайд 10).

Ведущий: «Ребята, нам пора немного отдохнуть». Проводится тренинг «Деревья».  Дети становятся в круг, друг за другом, представляют себя деревьями. Ведущий читает текст, дети выполняют действия.

Ведущий: «В лесу светило солнце.  Все деревья тянули к нему свои ветви. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носочки, высоко тянут руки, перебирают пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья.  Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят, только ветки немного раскачиваются (дети раскачиваются, крепко стоя на ногах). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины впереди стоящего).  Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами).  Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам впереди стоящих). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев капли, почувствовали внутри себя радость, бодрость и жизненную силу».

Ведущий: «Ребята, на экране следующее задание. Сложите узор из кубиков». На экране слайд с заданием. (Слайд 11).

Детям предлагается самостоятельно выполнить узоры по образцу. Ведущий при необходимости помогает, направляет, одобряет правильность выполнения.

Ведущий: «Ребята, вы отлично выполняете все самые трудные задания! А сможете ли вы разгадать ребусы?»

На экране появляется слайд с ребусами. (Слайд 12).

Ведущий: «Ребята, вы справились с заданием верно и быстро. Посмотрите на экране следующее задание. Сложите логическую цепочку.  Внимательно послушайте правило. Рядом не должны стоять фигуры одинаковой формы и одного цвета». На экране слайд с заданием. (Слайд 13).

Дети выставляют фигуры  цепочкой в соответствии с правилом. Ведущий помогает,  направляет, проверяет, в конце подводит итог, поощряет.

Ведущий: «Ребята вы правильно выполнили предыдущее задание. А на экране следующее задание. Придумайте название загадочным животным. Предположите, где они могут обитать и чем питаться».  На экране слайд с заданием. (Слайд 14).

Дети отвечают. Ведущий помогает при необходимости,  поощряет правильные ответы.

Ведущий: «Ребята, вы правильно выполнили все задания.  Вы хорошо подготовились и поэтому сумели справиться с трудностями! Сегодня вы проявили качества настоящих интеллектуалов: сообразительность, уверенность в себе, желание узнать что-то новое. Поэтому вы достойны стать «юными интеллектуалами». (Слайд 15, 16, 17).

Разрешите начать церемонию посвящения в члены клуба «юные интеллектуалы».

Мантией, конфедераткой и дипломом-посвящением награждается каждый из детей.  Процедура сопровождается комментариями о ребенке (его особенные качества, чем увлекается, как себя проявляет ит.д.) и музыкальным сопровождением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по выявлению одарённых детей по теме: «ДИАГНОСТИКА МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Ввиду внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ особенно остро встал вопрос мониторинга, т.е. постоянного отслеживания качества дошкольного образования. Для того, чтобы результат мониторинга стал до...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста "Одарённый ребёнок" в соответствии с ФГОС ДО

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...

Консультация на тему: «Детская одарённость. Типы одарённых детей»

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....

"Психологические особенности одарённых детей. Виды одарённости"

Проблемой одаренности человека занимались с самых давних времен. Именно в античную эпоху зародились понятия «гений» и «талант», которые вплоть до XIX века прочно утвердились в ...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...

Консультация на тему: «Детская одарённость. Типы одарённых детей»

   Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном...