Примерный перечень и методика проведения опытнической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему

Комиссарова Наталья Евгеньевна

Примерный перечень и методика проведения опытнической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursy_-_kopiya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный перечень и методика проведения

опытнической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

                                                                                       Что я слышу – забываю.

                                                                                       Что я вижу – я помню.

                                                                                       Что я делаю – я понимаю

                                                                                                                Конфуций

Работа по экологическому воспитанию  в детском саду строится по принципу, предложенному Конфуцием. Ещё Ральф У. Эмерсон писал:  «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».

             Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

Цель: На основе опытнической деятельности познакомить детей с явлениями неживой природы (со свойствами воды).

           Задачи:

  • формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде, знакомить со свойствами воды;
  •  расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные действия;
  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности, умение делать выводы.

                                Методика проведения опыта.

  1. Опыт строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.
  2. Проводя опыт, воспитатель и дети не должны наносить вред и ущерб растениям и животным – окружающей среде.

        В детском саду проводятся опыты с предметами живой и неживой природы. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться в занятия.

Опыты с водой.

Опыт 1 «Вода может испаряться»

Цель: Дать детям представление о свойствах воды – вода может испаряться.

Средство: Блюдце и стакан с водой, маркер.

Условие: Горячая батарея.

Ход: Утром поставить у батареи блюдце и стакан с водой, маркером отметить уровень воды в обеих ёмкостях. Вечером отметить маркером уровень воды в ёмкостях.

Вопрос: Что изменилась? Куда делась вода из блюдца? Почему из блюдца вода испарилась быстрее?

Вывод: При нагревании вода испаряется. Испаряется вода быстрее из более мелкой посуды.

Опыт 2 «Вода может испаряться»

Цель: Дать детям представление о свойствах воды – вода может испаряться и оседать (конденсировать) на предметах.

Средство: Стакан с чистой водой, кусок оргстекла 10см x10см.

Условие: Горячая батарея.

Ход: Утром налить в стакан чистой водопроводной воды. Поставить его у горячей батареи, закрыть оргстеклом. Посмотреть на воду через оргстекло. Воду хорошо видно, оргстекло сухое, чистое. Вечером посмотреть на воду через оргстекло.

Вопрос: Что изменилось? Видно ли воду? Что произошло со стеклом?

Вывод: Вода при нагревании испаряется, оседает на предметах в виде мелких капелек (конденсата).

Опыт 3 «Вода может испаряться»

Цель: Дать детям представление о свойствах воды – вода может испаряться.

Средство: Стойки с верёвкой для просушивания белья, кукольная одежда, тазик.

Условие: Солнечная, ветреная погода.

Ход: В группе вместе с детьми выстирать кукольную одежду, хорошо её выполоскать, отжать. Вынести для просушивания на улицу, развесить бельё на верёвке. Вечером снять одежду.

Вопрос: Почему мы с вами стирали кукольное бель, какое бельё мы вывесили на улицу? (Чистое, мокрое) Что произошло с бельём на улице? (Оно высохло) Как сохнет бельё? (Вода из него испаряется).

Вывод: В солнечную, ветреную погоду вода быстро испаряется.

Опыт 4 «Вода может испаряться»

Цель: Дать детям представление о свойствах воды – вода может испаряться.

Средство: Выстиранная влажная кукольная одежда, тазик.

Условие: Горячая батарея.

Ход: В группе вместе с детьми выстирать кукольную одежду, хорошо её выполоскать, отжать. Предложить детям развесить выстиранную одежду на горячи батареи в помещении группы. Вечером снять одежду.

Вопрос: Почему мы с вами стирали кукольное бель, какое бельё мы вывесили на батареи? (Чистое, мокрое) Что произошло с бельём на батареях? (Оно высохло) Как сохнет бельё? (Вода из него испаряется).

Вывод: На горячих батареях вода из белья испарилась. Бельё высохло.

Опыт 5 «Вода может испаряться»

Цель: Дать детям представление о свойствах воды – вода может испаряться в мороз.

Средство: Стойки с верёвкой для просушивания белья, кукольная одежда, тазик.

Условие: Морозная погода.

Ход: В группе вместе с детьми выстирать кукольную одежду, хорошо её выполоскать, отжать. Вынести для просушивания на улицу, развесить бельё на верёвке. Вечером снять одежду.

Вопрос: Почему мы с вами стирали кукольное бель, какое бельё мы вывесили на улицу? (Чистое, мокрое) Что произошло с бельём на улице? (Оно сначала застыло, а потом высохло) Как сохнет бельё? (Вода замёрзла, а потом испарилась).

Вывод: В морозную погоду вода вымерзает, испаряется.

Опыт 6  «Пар - это тоже вода»

Цель: Опытническим путем показать детям, что пар это тоже состояние воды.

Средство: Термос с горячей водой, настольное зеркало.

Ход: Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети  увидели пар… Поместите над паром зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.

Вопрос: Откуда взялись капельки воды на зеркале? Что это такое?

Вывод: Пар - это состояние воды при испарении.

Выводы:

          В ходе  проведенной работы по экспериментированию в неживой природе видно положительное влияние на: 

  • Развитие психических процессов ребенка:

* памяти, воображения, представления;

*отмечено повышение уровня развития мышления и любознательности:  

(умение видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

  • Качественно изменился уровень речевого развития за счет:

*обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь, идёт развитие словотворчества);

  • Улучшились личностные характеристики детей:

*(появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии развивающего обучения. Опытническая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развиваются наблюдательность, мыслительная  деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого...

Экспериментально - опытническая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей.

"Эксперименты — это интересно" Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объек...

Сборник Опытническая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают дет...

Опытническая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Опытническая деятельность с детьмистаршего дошкольного возраста...

«Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи» 22/11/2017г.

laquo;Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи»...

ОПЫТНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Картотека опытов для подготовительной группы по блокам...

Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста.

Методы и этапы проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста....