Готовимся к школе. Что такое "школьная зрелость" и "психическая готовность".
статья (подготовительная группа) на тему

Гудкова Татьяна Николаевна

Информация для родителей, дети которых идут в первый класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_got_k_shk_shk_zr_i_ps_got.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Готовимся к школе.

Что такое  «школьная зрелость» и «психическая готовность»

Переход к школьному обучению связан с серьезными изменениями в привычном образе жизни ребенка, в системе его отношений с окружающим миром. Впервые главное место в жизни ребенка занимает общественно значимая учебная деятельность. Л. И. Божович (1968) отмечает: «… беспечное времяпровождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности, - он должен ходить в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, делать на уроке то, что требует учитель; он должен неукоснительно подчиняться школьным правилам поведения; добиваться хорошего уровня усвоения положенных по программе знаний, умений и навыков».

Чтобы справиться с новыми серьезными требованиями и обязанностями, ребенок должен обладать не только какими-либо знаниями и умениями, сколько более сложными формами умственной деятельности, более высоким уровнем нравственных качеств, способностью произвольно управлять своим поведением, большей работоспособностью, чем прежде.

В связи с происходящими в жизни ребенка, готовящегося к поступлению в школу, изменениями, педагоги, психологи и другие специалисты говорят о понятиях «психологическая готовность к школе» и «школьная зрелость». Понятие «школьная зрелость» получило широкое распространение в современной научной литературе. Большое количество исследований, посвященных готовности ребенка к школе, проводится в разных странах. Однако,  понятия «готовность» и «зрелость» в зарубежной литературе часто путают (говоря о «зрелости», часто подразумевают «готовность»).

По мнению отечественных ученых, «психологическая готовность» является необходимой частью «школьной зрелости». В общем виде под школьной зрелостью воспринимается такой уровень физического и психического развития, при котором можно предполагать, что ребенок полностью справится со всеми требованиями школьного обучения. Выявляется школьная зрелость при помощи оценки состояния здоровья и биологической зрелости организма ребенка. Необходимый компонент школьной зрелости – развитие ряда физических функций или физическая готовность к школе.

Физическая готовность к обучению в школе включает в себя хорошее состояние здоровья ребенка, закаленность, определенную выносливость и работоспособность организма, высокую степень сопротивляемости заболеваниям. Гармоничное физическое и нервно-психическое развитие ребенка, соответствие морфологического и физиологического развития возрастным показателям, высокий уровень развития моторики, овладение культурно-гигиеническими навыками, привычка к соблюдению правил личной гигиены также входят в структуру физической готовности.

Как считает А.В. Запорожец (1960), физическая готовность ребенка к школе имеет существенное значение для успешного обучения, так как серьезный учебный труд требует от школьника значительного напряжения в физическом плане.

Понятие «психологическая готовность» является общепринятым, оно суммирует важнейшие с позиции успешного обучения в школе качественные показатели психического развития поступающего в первый класс ребенка. В настоящее время многие исследователи выделяют в психологической готовности личностный и интеллектуальный компоненты.

Значение интеллектуальной готовности к школе обусловлено ведущим видом деятельности школьника – учением, требующим от учащегося напряженного умственного труда, активизации умственных способностей.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка, поступающего в школу, достаточно широкого запаса знаний об окружающем мире. Эти знания необходимы, так как на их основе начинает строить свою работу учитель, они должны быть достаточно дифференцированными. Ребенок должен выделять как относительно большие области действительности (живую и неживую природу, мир вещей, различные сферы человеческой деятельности и отношений), так и остальные стороны предметов, явлений и собственной деятельности.

Существенным для интеллектуальной готовности к школе является качество освоения знаний детьми. Показателем качества знаний выступает прежде всего достаточная степень их осмысления: точность и дифференцированность представлений и полнота содержания и объема элементарных понятий, способность детей к самостоятельному оперированию знаниями при решении доступных практических и теоретических задач; системность, то есть способность ребенка отражать доступные, существенные связи и отношения между предметами и явлениями (функциональные, пространственные, причинно-следственные и другие).

Компонентом интеллектуальной готовности является уровень развития познавательной деятельности. Особое значение приобретают:

  1. произвольность познавательных процессов (способность к произвольному смысловому запоминанию и воспроизведению материала;
  2. повышение качества познавательных процессов (точность ощущений, полнота восприятия, быстрота и точность запоминания и воспроизведения)
  3. наличие у ребенка познавательного отношения к окружающему миру, стремление к получению знаний и к обучению в школе.

Как подчеркивают многие отечественные психологи,  воспитание у детей дошкольного возраста любознательности, интереса к знаниям, желания учиться и выполнять школьные правила, формирование положительного отношения к школе, интереса к книге является важной предпосылкой для создания у детей устойчивых учебных интересов и ответственного отношения к учебе в школе.

Существенную роль в формировании интеллектуальной готовности к школе играет общий уровень мыслительной деятельности будущего ученика. У детей дошкольного возраста формируются также ценные черты мыслительной деятельности, как способность к достаточно полному анализу предметов, умение принять сенсорные эталоны для обследования свойств и качеств предметов и явлений, способность к элементарному обобщению на основе выявления главных связей и зависимостей в предметах и явлениях, умение проводить сравнение предметов на основе последовательного выделения признаков сходства и различия. У будущего школьника должна сформироваться элементарная самостоятельность умственной деятельности: умение самостоятельно планировать свою практическую деятельность и осуществлять ее в соответствии с планом, умение поставить простую познавательную задачу и решить ее. Перечисленные черты познавательной деятельности в совокупности составляют важное условие для сознательного и активного усвоения учебного материала в школе.

Необходимым компонентом интеллектуальной готовности является достаточно высокий уровень развития речи. Четкое  звукопроизношение, разнообразие словаря, умение выражать мысли связно, грамматически правильно, культура речевого общения – все это составляет обязательное условие успешного обучения в школе.

Таким образом, интеллектуальная готовность детей с ЗПР к обучению в школе складывается из многих взаимосвязанных компонентов умственного и речевого развития детей. Необходимо особо отметить взаимосвязь нарушений речи, в частности общего ее недоразвития, с познавательной деятельностью. У  детей с речевыми нарушениями наблюдается недостаточность произвольности       познавательных процессов, то есть способности к произвольному смысловому запоминанию и воспроизведению материала, и качества познавательных процессов (недостаточной полноты восприятия, быстроты и точности запоминания и воспроизведения материала). Авторы подчеркивают, что от речевого нарушения зависит возникновение особенностей познавательной активности, являющейся основой интеллектуальной готовности к школе.

Единство общего уровня развития познавательной деятельности, познавательных интересов, способов детского мышления, достаточно широкого запаса осмысленных, систематизированных представлений и элементарных понятий об окружающем мире, речи и элементарной учебной деятельности обеспечивает детям интеллектуальную готовность к усвоению учебного материала в первом классе.

                                                        Учитель-дефектолог, логопед

                                                        Гудкова Т.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети с ЗПР. Готовимся к школе. Эмоциональная готовность.

Особенности эмоциональной готовности к школе детей с ЗПР....

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».Венгер Л.А.Поступление в школу – серьёз...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников»

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова  «Готовимся к школе: 60 занятий п...

"Быть готовым к школе уже сегодня — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться". Л. А. Венгер.

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному – готовность к школе подразделяется на: физиологическую, психологическую и познавательную...

Консультация для родителей."Готовимся к школе. Физическая готовность детей к школе".

В данном материале представлены рекомендации для родителей о физической подготовке ребёнка к школе....

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовности

Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовностиПсихологическая готовность к обучению в школе является одни...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Готовимся к школе всей семьёй с удовольствием» (нетрадиционные формы работы с семьёй в дошкольной организации при формировании готовности детей к школе)

Проект разработан и реализуется в соответствии с «Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комар...