перспективное планирование по развитию связной речи и развитию мелкой моторики
методическая разработка (старшая группа) на тему

Свирина Марина Михайловна

Перспективное планирование по развитию связной речи и развитию мелкой моторики у старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по развитию мелкой моторики и развитию связной речи старших дошкольников.

Первая и вторая недели - диагностика.

Сентябрь

3-я неделя

1.»Моя семья».

Задачи: сформировать представление о семье как о людях, которые живут вместе. Воспитывать желание заботиться о близких людях. Углубить знания о своей семье.

2.»Кто это?» - обрывание линий бумаги по контуру фигуры человека(из частей),выкладывание и наклеивание.

3.»Кто в домике живёт?» - выкладывание из палочек дома и силуэта человека с соблюдением пропорций.

4-я неделя

1.»Описание игрушки. Чебурашка.»

Задачи: формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия, составить совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушке. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

2.»Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками фигуры чебурашки по контуру.

3.»Ловкие ручки» - завязывание бантиков  и шнурков, лент.

Октябрь

1-я неделя.

1.Составление рассказа» Осень наступила».

Задачи: учить детей рассказывать, ориентируясь на план.

2.»Собираем урожай» - лепка овощей.

3.»Красивые листочки» - обводка трафаретов листьев клена, дуба; штриховка и раскрашивание по устной инструкции.

2- я неделя

1.Пересказ сказки» Лиса и козёл».

Задачи: уточнение содержания (идеи и характеристики образов), привлечение внимания к языку (подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы), активная подготовка к выразительному пересказу.

2.»Сложи лист» - складывание листа (кленового, дубового), разрезанного на 6 частей.

3.»Сушка фруктов» - нанизывание на проволоку кружочков из толстого картона с дырочкой посередине.

3-я неделя.

1.Весёлые рассказы Н.Носова. «Огурцы».

Задачи: познакомить детей с новым произведением; пополнение словарного запаса.

2.»Что выросло на грядке?» - выкладывание овощей и фруктов пластилиновыми жгутиками по контуру.

3.Натюрморт» Дары осени» - обрывание по контуру овощей и фруктов из цветной бумаги и наклеивание их в альбом.

4-я неделя

1.Рассматривание картины «Курица с цыплятами».

Задачи: формировать навык связного текста, уметь озаглавить картины, дать связный описательный рассказ.

2.»Птицы из проволоки» - выгибание из проволоки геометрических форм (овала, круга, треугольника) и выкладывание из них птицы.

3.»Мама кормит птенчика» - перекладывание зёрен риса, семечек подсолнуха с одного подноса на другой, сортировка.

Ноябрь

1-я неделя

1.»Чтение и выборочный пересказ русской народной сказки «Хаврошечка».

Задачи: формировать навык выборочного пересказа, закрепить умение детей работать с иллюстрацией как средством конкретизации содержания, воспитывать добросовестное отношение к обязанностям.

2»Конструктор» - выкладывание из палочек орудий труда (по памяти, с предварительным рассматриванием образца).

3.»Удобный инструмент» - обматывание палочки («ручки инструмента») ниткой.

2-я неделя

1.Чтение и пересказ сказки «Заюшкина избушка».

Задачи: расширение словарного запаса в процессе работы с толкованием слов подбора синонимов, антонимов.

2.»Картинки из мозаики» - выкладывание ведра, лопаты, молотка, топора из мозаики по схематическому рисунку.

3.»Красивые инструменты» - обводка трафаретов инструментов и заполнение их объема маленькими кружочками.

3-я неделя

1.Описание куклы.

Задачи: помочь детям составить план-описание куклы, учить составлять описание самостоятельно; составлять связный рассказ.

2.»Сушка белья» - развешивание кукольной одежды на бельевой верёвке и пристёгивание тугими прищепками.

3.»Бабушкины помощники» - наматывание клубков из толстых ниток.

Декабрь

1-я неделя

1.Пересказ рассказа В.Драгунского» Друг детства».

Задачи: учить пересказывать небольшой отрывок произведения, употреблять в речи антонимы, синонимы, фразеологизмы.

2.»Маленький модельер» - конструирование предметов одежды из геометрических фигур.

3.»Ножницы потерялись»- обрывание лишней бумаги у контурных изображений предметов одежды.

2-я неделя

1.Лексическое упражнение. С.Маршак. «Почта».

Задачи: активизировать в речи детей существительные и прилагательные.

2.»Пластилиновые жгутики» - выложить грузовик, автобус пластилиновыми жгутиками по контуру.

3.»Разрезные картинки»- сложить картинку автобуса из 6-8 частей.

3-я неделя.

1.Пересказ сказки К.Ушинского» Умей обождать».

Задачи: развивать устную речь, обогащать словарный запас, учить осмысленно и эмоционально воспринимать художественное произведение, активизировать интерес к пересказыванию.

2.»Что спряталось в комочке?» - разглаживание смятых в комочек трафаретов автобуса из альбомной бумаги, обводка, штриховка.

3.»Строители» - выложить дом из палочек с задуманным количеством этажей.

4-я неделя.

1.Чтение и выборочный пересказ сказки» Мороз Иванович».

Задачи: формировать навык пересказа содержания по вопросам, умение вступать в беседу и поддерживать ее, использовать в речи фразеологизмы, крылатые выражения, развивать способность к оценочным суждениям.

2.»Снеговик» - заготовить кружки из квадратов разной величины методом обрывания; намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью и выложить снеговика.

3.»Зимнее дерево» - выкладывание дерева из спичек.

Январь

2-я неделя

1.Пересказ рассказа В.Бианки» Купание медвежат».

Задачи: учить детей пересказывать литературный текст.

2.»Угощение для белочки» - лепка орешков и грибов.

3.»Оленьи рога» - выложить из пучка ниток, прикрепленных к голове трафарета оленя, рога.

3-я неделя

1.Пересказ рассказа К.Паустовского «Кот-ворюга».

Задачи: формировать навык выборочного пересказа, закреплять умение детей работать с иллюстрацией.

2.»Маленький конструктор» - выкладывание котёнка, щенка из готовых геометрических фигур.

3.»Пластилиновые жгутики»- выкладывание по контуру пластилиновыми жгутиками силуэтов кошки, щенка.

4-я неделя.

1.Составление рассказа по картине» Кошка с котятами».

Задачи: учить озаглавливать картину, давать описательный рассказ.

2.»Картинки из яичной скорлупы» - измельчение яичной скорлупы и заполнение объема трафарета кошки, щенка по методу цветной мозаики.

3.Коллективная работа» У щенка День рождения». Дети самостоятельно выбирают трафареты домашних животных и при помощи кусочков цветной бумаги заполняют объем фигуры по методу мозаики. Все трафареты приклеиваются к общему панно.

Февраль

1-я неделя

1.Рассматривание картины на зимнюю тему. Описание.

Задачи: учить детей рассматривать картины, последовательное рассматривание отдельных эпизодов, развивать умение составлять содержательный рассказ.

2.»Кто, чем питается?» - сортировка крупы для птиц: перловка и горох.

3.Коллективная работа «Птицы на кормушке». Дети отщипывают от большого куска пластилина маленькие комочки и примазывают их на трафарет птицы по всему объему. Затем «ставят» на общую кормушку.

2-я неделя

1.Чтение и пересказ сказки «Три медведя».

Задачи: формировать навык пересказа содержания по вопросам, развивать способность к оценочным суждениям.

2.» Маленький мастер»- лепка из пластилина стульев для медведей.

3.Иллюстрация к сказке» Три медведя»- выкладывание из спичек по контуру стульев для сказочных героев.

3-я неделя

1.Чтение и пересказ сказки «Снегурочка».

Задачи: формировать умение включаться в диалог и поддерживать его, развивать умение придумывать план, развивать чувство ритма.

2.»Маленький скульптор»- лепка из пластилина фигуры человека.

3.»Снегурочка»- выкладывание снегурочки из геометрических фигур.

4-я неделя

1.Чтение и выборочный пересказ рассказа Н.Носова «Милиционер».

Задачи: учить пересказывать небольшой отрывок из произведения, употреблять в речи антонимы, синонимы, фразеологизмы.

2.»Строители»- выкладывание дома из цветной мозаики.

3.»Фармацевт»- заготовка и расфасовка таблеток (отщипнуть комочек пластилина и придавить его на бумажную полоску).

Март

1-я неделя

1.Заучивание стихотворения Е.Благининой» Посидим в тишине».

Задачи: помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение; воспитывать доброе, внимательное отношение к маме.

2-4 недели

Изготовление поздравительной открытки» Ветка мимозы». На листе бумаги нарисованы контуры вазы и ветки мимозы. Вазу промазать клеем и посыпать крупой. Для мимозы из клочков желтой  бумаги, путём их скатывания делаем маленькие комочки;  стебель и листочки вырезаем ножницами из зелёной бумаги и приклеиваем.

Апрель

1-я неделя

1.Пересказ сказки Э.Шима «Соловей и вороненок».

Задачи: учить детей пересказывать текст, развивать умение грамотно, выразительно излагать свою мысль.

2.»Грачи прилетели»- на белом листе бумаги в нескольких местах примазываем кусочки чёрного пластилина и стекой наносим точки - следы грачей.

3.»Корм для птиц» - сортировка гречки, риса и семечек подсолнуха.

2-я неделя

1.Заучивание стихотворения И.Сурикова» Вот моя деревня».

Задачи: помочь детям заучить стихотворение; дать характеристику неизвестным слова - пополнение словарного запаса.

2.»Ловкие пальчики»- зашнуровать сапожок и завязать бантик.

3.»Домик для птиц» - вылепить из пластилина гнездо и выстелить его изнутри клочками ваты.

3-я неделя

1.Чтение и пересказ сказки» Лиса и волк».

Задачи: формирование аналитических способностей детей при работе с текстом, развивать умение подбирать антонимы, воспитывать чувство доброжелательности, отзывчивости.

2.»Птица с птенчиком»- обвести трафареты птицы и птенца, заполнить объем клочком цветной бумаги по методу цветной мозаики.

3.»Домик для скворца» - выкладывание из спичек.

4-я неделя

1.Составление рассказа по картинкам.

Задачи: продолжать учить детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающемся действием.

2.»Почки распускаются» - отщипывание от зелёного куска пластилина маленьких комочков и примазывание их к ветке дерева, нарисованного на альбомном листе.

3.»Парикмахер» - плетение косичек из шнурков.

Май

1-я неделя

1.Составление рассказа по картине» Собака со щенками».

Задачи: формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, воспитывать умение слушать друг друга, уметь отвечать на вопросы воспитателя по содержанию картины.

2.» Готовим саженцы» - выкладывание дерева с корешками из палочек различной толщины.

3.»Вспаханный огород» - изготовление объёмной иллюстрации : на голубом фоне методом обрывания из чёрной бумаги делаются грядки.

2-я неделя

1.Чтение и пересказ сказки «Лиса и журавль».

Задачи: развивать умение логически завершать какую-либо сказку, умение осмысливать воспринимаемое, правильно заканчивать мысль.

2.»Угощение для лисы и журавля» - выгибание предметов из проволоки.

3.»Кто, чем питается?» - в « сухом бассейне» найти предмет, определить его на ощупь, назвать и сказать, кто это ест.

3-4 недели

1.Игра-путешествие по русским народным сказкам.

Задачи: развивать умение грамотно, выразительно излагать свою мысль, логическое мышление, тренировать память. Формировать умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей.

2.»Изготовление поделок» - дети самостоятельно выбирают различные материалы, рассказывают о том, что собираются делать и комментируют свои действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики в таблицах и схемах

Методическое пособие "Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики в таблицах и схемах...

Методическая разработка "Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук"

Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук....

Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах

Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах...

Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка, формирование навыков речевого общения с окружающими.Развитие речи дошколь...

«Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах»

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка, формирование навыков речевого общения с окружающими.Развитие речи дошколь...

«Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах»

Развитие связной речи детей – одна из главных задач детского сада и родителей....

Построение работы по развитию связной речи и развитию мелкой моторики рук в таблицах и схемах

Развитие речи дошкольника – это целая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности по формированию речи детей.Развитие связной речи детей – одна из главных задач детского са...