Консультация для воспитателей: «Когда и как нужно развивать способности у детей?»
статья на тему

Борисова Татьяна Александровна

Советы родителям и воспитателям по развитию способностей у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Когда и как нужно развивать творческие способности у детей?»

   К. Э. Циолковский в своё время вывел удивительную формулу, приоткрывающую завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим; затем стал открывать истины, известные некоторым, и,  наконец, стал открывать истины, никому ещё не известные».

Задача воспитателя – помочь ребёнку встать на этот путь.

Основные условия развития творческих способностей:

  1. Раннее начало развития природных задатков творчества;
  2. Создание необходимой развивающей среды;
  3. Работа с учетом возрастных возможностей дошкольников и с учётом «зоны ближайшего развития»;
  4. Обеспечение психологически комфортной для творчества атмосферы;
  5. Предоставление ребёнку свободы выбора деятельности.

   Дети играют с куклами, баночками, кубиками и машинками, играют с мебелью, деревьями, песком и водой, играют с взрослыми и во взрослых, играют со всем, что их окружает. Мир для них – игра, которую они подчиняют своим правилам, а игра – их мир. Нужно полнее использовать способность малышей воспринимать информацию через игру. Период с рождения ребёнка до трёх лет наиболее благоприятный для такого восприятия, и чем богаче и разнообразнее предлагаемая ребёнку информация, тем впоследствии выше уровень его способностей. Другими словами, точка равновесия между рождением и взрослостью приходится на возраст трёх лет.

   Наблюдения показывают, что интеллектуальные способности выше развиты у тех детей, с которыми с первых дней жизни родители  занимались гимнастикой, плаванием и другими физическими упражнениями. Следовательно, первый этап в формировании способностей – активное физическое развитие ребёнка.

  С физическим и интеллектуальным развитием неразрывно связано развитие эстетическое, включающее в себя пробуждение интереса к музыке, литературе и творчеству.  Ребёнок интенсивно впитывает звуки, краски, тонко воспринимает эмоциональную окраску произведений, что легко определяется по его реакции.

  Стоит ли спешить?

   По мнению шведского учёного нейробиолога  Холгера Хидена, проводившего эксперименты на молекулярном уровне, « мозг человека требует для своего полного развития, особенно в ранних стадиях, не только соответствующего питания, но и стимуляции. Без неё нейроны мозга просто атрофируются и становятся бесполезными».

    Итак, важно как можно раньше начинать  развитие способностей ребёнка, в том числе и творческих.

  Для развития творческих способностей нужно как можно раньше окружить ребёнка такой обстановкой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную творческую деятельность: предоставить ребёнку мел и доску для рисования, обеспечить свободный доступ к книгам с красочными иллюстрациями, доступ к строительному материалу и т.д.  Предоставить ему всё то, что способствует значительному расширению его мира познания. В это время он больше чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, самостоятельно и без предварительного обучения решать многие для него совершенно новые задачи.

  Но предоставленная ребёнку свобода не только не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Самое сложное, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь - в подсказку.

   Нельзя делать за ребёнка то, что он может сделать сам, думать за него, когда он сам может додуматься. Подсказка – распространённая форма «помощи» детям – очень часто приносит вред.

     Творческие способности лучше всего развиваются у детей в игре. Играя с готовыми покупными игрушками ребёнок не получает необходимую интеллектуальную нагрузку так как они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, значит нужны игры другого типа, моделирующие сам творческий процесс. Такими играми являются развивающие игры с характерным для них целым набором задач, усложняющихся в зависимости от возраста ребёнка. Здесь вступает в силу один из основных принципов обучения – от простого к сложному.

Таким образом, можно сделать вывод: 1)начинать развивать способности у ребёнка надо как можно раньше; 2)на эффективность  развития творческих способностей огромное влияние оказывает развивающая среда и уровень подготовки взрослых, осведомлённых в особенностях детского развития.             Важно помнить, что возможность развиваться не остаётся неизменной, а значит нельзя терять ни минуты драгоценного времени.