Сказкотерапия.
статья

Лысенко Анна Юрьевна

Сказка рассматривается как метод физического развития детей.

Такие занятия позволяют активизировать двигательную, интеллектуальную и речевую деятельность, способствуют приобщению ребят к культурным традициям русского народа,

Скачать:


Предварительный просмотр:

СКАЗКОТЕРАПИЯ

Неотъемлемой частью в развитии детей является повышение и развитие их эмоциональной сферы, что достигается путём использования сказок на занятиях.

Сказка рассматривается как метод физического развития детей.

Такие занятия позволяют активизировать двигательную, интеллектуальную и речевую деятельность, способствуют приобщению ребят к культурным традициям русского народа, обеспечивают в полной мере физическое, умственное, эстетическое развитие, позволяют закрепить и совершенствовать двигательные умения и навыки.

Использование инвентаря привлекает детей своей необычностью и является более эффективным в развитии малыша.

Известно, что социализация происходит в процессе педагогического воздействия, организованного взрослым с целью приобщить ребёнка к культуре того общества, где ему суждено жить.

Народные сказки, особенно волшебные, где обязательно присутствуют сверхъестественная сила и персонажи  «вредители», аккумулируют в себе богатый материал, на основе которого дошкольники способны усвоить типичные образцы  модели поведения, определяемые не только сложившейся ситуацией (Иванушку посылают за Жар-Птицей, Васелис Премудрую похищает Кощей, Баба-_Яга помогает царю и т.п.), но и характером персонажа. В жизни человеку приходится много раз за день менять свои социальные роли сообразно с теми ролями, которые берут на себя другие люди. Среди многообразных форм взаимодействия модели взаимоотношений типа «хищник-жертва», «вредитель-даритель-герой» не редкость.

Детям легче понять это через сказку, через игру в театр, где каждый может «поиграть в образ», выбрав адекватный способ общения и взаимодействия с другим ребёнком-персонажем. Игра в театр, в отличии  от традиционной театрализованной деятельности, предполагает творческую свободу ребёнка, его как бы  «отстранение» от роли: ребёнок понимает что он не Иванушка , а Дима, который в Иванушку только играет и волен выйти из игры-роли в любой момент, чтобы, например, принять роль Кощея.

Опыт показал, что продуктивный процесс восстановления в целях социализации ребёнка должен начинаться с его комплексного включения в мир фольклора. Под этим имеется в виду систематическая работа над каким либо темой в курсе « Театр» в старшей и подготовительной к школе группах. Эта работа не предполагает того, что на выбранной (или сочинённой) для игры драматизации сказки ребёнок «зациклен» , т.е. сюжет сказки обязательно будет включаться во все виды деятельности: выбрали « Теремок». Ни во что иное это не выливается, кроме как  репетиции-шлифовки одного и того же…..

Но там где есть принуждение, нет творчества, нет свободы. Наоборот, целесообразно, чтобы занятия музыкой, изобразительной деятельностью, танцами, пластикой, театром носили разнотемный характер, однако цель занятий должна быть единой –включать ребёнка в процесс активного освоения фольклора, привить умение оперировать основными единицами сюжета сказки(персонажи, модели поведения, взаимодействие между ними, место действия и т.д) и песенками, танцами, поговорками, стихами     как в играх так и в создании спектакля.