Методическая разработка по теме "Железная дорога - зона повышенной опасности!"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Суворова Светлана Эдуардовна

Знакомство с правилами поведения и безопасности на железной дороге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhd_zona_povyshennoy_opasnosti.doc256.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: «Железная дорога – зона повышенной опасности»

Цель: Знакомство с правилами поведения и безопасности на железной дороге.

                                                                                                                                                   

Сколько в мире дорог,

Сколько в мире путей,

Лишь одна нас связала

с тобою теперь.

Бесконечна, извилиста,

нрав ее крут.

Ведь не зря ту дорогу

 железной зовут.

      Железная дорога – удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Повышение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания пассажиров в пути и доставки грузов, и в то же время породило массу опасностей для человека.

     Каждому из нас приходилось сталкиваться с железной дорогой, Одним чаще, другим реже. Многие живут в непосредственной близости от железнодорожных путей. И поэтому каждый должен знать, что железная дорога – зона повышенной опасности, и все обязаны знать элементарные правила поведения.

Запомните: 


- Переходить через пути нужно только по мосту или  специальным настилам. 
 - Не подлезайте под вагоны! Не перелезайте через автосцепки!
 - Не заскакивайте в вагон отходящего поезда.
 - Не выходите из вагона до полной остановки поезда.
 - Не играйте на платформах и путях!

 - Не прыгайте с пассажирской платформы на железнодорожные пути!
 - Не высовывайтесь из окон на ходу.

 - Не поднимайтесь на крыши вагонов поездов!
 - Выходите из вагона только со стороны посадочной платформы.
 - Не ходите на путях.
 - На вокзале дети могут находиться только под наблюдением взрослых, маленьких детей нужно держать за руку.
 - Не переходите пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров. Поезд не может остановиться сразу!
 - Не подходите к рельсам ближе, чем на 5 метров.
 - Не переходите пути, не убедившись в отсутствии поезда противоположного направления.

Почему травматизм на железной дороге не уменьшается?


- Основными причинами травмирования граждан железнодорожным подвижным составом и поражения током контактной сети являются незнание и нарушение правил безопасности при нахождении в зоне железнодорожных путей, неоправданная спешка и беспечность, нежелание пользоваться переходными мостами, тоннелями и настилами, а порой озорство, хулиганство и игры, как на железнодорожных путях, так и на прилегающей к ним территории.
       Известны детские шалости с залезанием на вагон, чтобы прокатиться. Представьте себе, чем они заканчиваются. Ведь напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое: до 27500 вольт.

Детский травматизм вызывает особую тревогу в условиях развития высокоскоростного движения. Ведь дети не всегда могут оценить реальную опасность, предпринять какие-либо срочные меры и не успевают покинуть опасную зону. Особое внимание детей следует обратить на высокоскоростные поезда, такие как «Сапсан» и «Аллегро».

Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни - это самое ценное. Я хочу обратиться именно к детям: будьте внимательны и бдительны.  Не катайтесь по платформе на велосипеде, скейтборде и роликах - ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ!

     Приближаясь к железной дороге - снимите наушники - в них можно не услышать сигналов поезда!

     Никогда не переходите железнодорожные пути в местах стрелочных переводов. Поскользнувшись, можно застрять в тисках стрелки, которая перемещается непосредственно перед идущим поездом.

    Опасайтесь края платформы, не стойте на линии, обозначающей опасность! Оступившись, вы можете упасть на рельсы, под приближающийся поезд.

     Уважаемые взрослые! Не проходите равнодушно мимо шалостей детей вблизи железной дороги. Помните, что железная дорога – не место для детских игр.

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ!

Правила поведения на железной дороге детям легче запомнить в стихотворной форме


Чтобы с тобой не случилась беда-

Знай и выполняй всегда

Правила несложные

Правила железнодорожные.

На платформе мы стоим

Поезда встречаем,

Но за линию ограничительную

Мы не заступаем.

Чтобы на вокзале тебе не потеряться

Надо за мамину руку держаться

Не шалить, не кричать

И окружающим не мешать.

Не зная брода – не суйся в воду

Где попало не переходи железнодорожные пути,

Ведь для безопасного прохода

Придумали надземные и подземные переходы.

Дети с мячиком играли

И на рельсы забежали.

Знайте четко, ясно-

У путей играть опасно!

Ты по рельсам не ходи!

Видишь - поезд впереди.

Машинист тут не поможет,

Быстро затормозить не сможет.

Даже если время нет

И спешишь ужасно

Под составом подлезать

Очень уж опасно!

Очень интересно в поезде сидеть,

Очень увлекательно нам в окно глядеть.

И  не надо нас учить-

Знаем сами мы давно,

Что нельзя на скорости

Высовываться в окно!


Голубой вагон бежит, качается

Пассажиры заняли удобные места.

А на крыше поезда ехать запрещается,

Ведь случиться может страшная беда.

Примерный перечень тест-вопросов  по теме:  «Железная дорога – зона повышенной опасности».

  1.  Где можно осуществлять проезд и переход граждан через железнодорожные пути?

А. везде;

Б. в оборудованных для этого местах;

В. только в установленных и оборудованных для этого местах.

  1.  Где допускается проезд гражданина в инвалидной коляске через железнодорожные пути?

А. только по пешеходным переходам;

Б. везде;

В. по пешеходным переходам и обязательно с сопровождающим.

  1. Когда можно осуществлять посадку и (или) высадку?

     А. во время движения поезда;

Б. только при полной остановке поезда;

В. в момент экстренного торможения поезда.

  1. Где можно осуществлять посадку и (или) высадку?

А. на переезде;

Б.  только на платформе;

В. только со стороны пассажирской платформы (в специально отведенных и приспособленных местах железнодорожных станций).

  1. В каких случаях разрешено подлезать под пассажирскими платформами и железнодорожным подвижным составом?

А. во время движения поезда;

Б. только при полной остановке поезда;

В. категорически запрещено.

  1. В каких случаях разрешено заходить за ограничительную линию у края пассажирской платформы?

А. во время движения поезда;

Б.  категорически запрещено;

В. при приближении поезда.

  1.  В каких случаях запрещено проходить по железнодорожному переезду?

А. при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума;

Б. при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации при наличии шлагбаума;

В. при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации при опущенном шлагбауме.

  1. В каких случаях разрешено прыгать с пассажирской платформы на железнодорожные пути?

А. для перехода через железнодорожные пути;

Б. категорически запрещено;

В. при приближении поезда.

  1. В каких случаях разрешено прикасаться к проводам, идущим от опор и специальных конструкций контактной сети и воздушных линий электропередачи?

А. при приближении поезда;

Б.  при проходе по железнодорожным путям;

В. категорически запрещено.

  1.  Что категорически запрещено на железной дороге?

А. подходить к вагонам во время остановки поезда, прислоняться к стоящим вагонам, осуществлять высадку во время движения, высовываться из окон вагонов и дверей тамбуров;

Б. прислоняться к движущимся вагонам, стоять на подножках и переходных площадках, осуществлять посадку  во время движения, задерживать открытие автоматических дверей вагонов, повреждать железнодорожный подвижной состав;

В. подходить к вагонам до полной остановки поезда, прислоняться к стоящим вагонам, осуществлять посадку и (или) высадку во время движения, стоять на подножках и переходных площадках, задерживать открытие и закрытие автоматических дверей вагонов, высовываться из окон вагонов и дверей тамбуров, повреждать железнодорожный подвижной состав.

Ответы:

1

В

2

В

3

Б

4

В

5

В

6

Б

7

А

8

Б

9

В

10

В

Воспитатель вместе с детьми:

  1. Диагностика знаний детей в начале и конце учебного года о железной дороге.
  2. Чтение рассказов, стихов о железной дороге.
  3. Просмотр мультфильмов "Паровозик из Ромашково", "Человек рассеянный".
  4. Конкурс рисунков посвященный безопасному поведению на железной дороге.
  5. Викторина о железной дороге.
  6. Дидактические игры о железной дороге.
  7. Беседы с детьми на тему "Железная дорога - детям не игрушка".
  8. Рассматривание открыток, фотографий о железной дороге.
  9. Чтение художественной литературы.
  10. Заучивание стихов и песен о железной дороге.
  11. Встреча с папами и мамами, работающими на железной дороге.
  12. Сюжетно - ролевые игры.
  13. Изготовление макетов вокзала, железной дороги и поездов.
  14. Экскурсия на железную дорогу.
  15. Театрализованное представление "Я - будущий железнодорожник".

Совместная деятельность воспитателя и специалистов:

- Проведение спортивных игр и физкультурных досугов на железнодорожную тему.

- Проведение музыкальных развлечений и театрализованных представлений на тему «Железная дорога».

- Праздник в честь Дня железнодорожника. Выступление детей.

Воспитатель совместно с родителями:

- Собрание для родителей: «Как познакомить детей с профессией железнодорожника».

- Консультации для родителей на тему: «Железная дорога – зона повышенной опасности», «Правила поведения детей на объектах железнодорожного транспорта.

- Встреча с интересными людьми родителями-железнодорожниками.

- Помощь родителей в подготовке и оборудовании музея железнодорожника в группе.

Дети и родители:

- Чтение художественной литературы на тему железная дорога.

- Совместная деятельность  родителей и детей: Выставка рисунков «Дорога будущего».

- Целевые экскурсии на вокзал, локомотивное депо, музей железной дороги, музей паровозов, Малую Октябрьскую железную дорогу.

- Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов по данной теме.