Перспективный план (содержательная модель деятельности) по развитию выразительной диалогической речи дошкольников в процессе театрализованной деятельности
методическая разработка на тему

Рычкова Оксана Александровна

Данный переспективный план будет полезен воспитателям групп младшего, среднего и старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx43.71 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №42 «Аленка» г. Воркуты

«Челядьӧссӧвмӧдан   42№-а  видзанін   «Аленка»

школаӧдзвелӧданмуниципальнӧйсьӧмкуд учреждение Воркута к.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН  

(СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ  МОДЕЛЬ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

по развитию выразительной диалогической речи дошкольников в процессе театрализованной деятельности.

   

   

                                                                                                                                                                    Разработчик: Рычкова Оксана Александровна

   воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего

вида № 42 «Алёнка» г. Воркуты.

                             

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН

(СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ  МОДЕЛЬ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

по развитию выразительной диалогической речи дошкольников в процессе театрализованной деятельности.

Направления развития детей

МЛАДШИЙ  ВОЗРАСТ (3-4 года).

Содержание и виды деятельности по развитию дошкольников.

Главные задачи речевого развития

Главные задачи театрализованной деятельности

Настольный театр игрушек и картинок

Фланелеграф

Пальчиковый театр

Куклы би-ба-бо

Игры-драматизации

Теневой театр

           О к т я б р ь -  Н о я б р ь

Помочь детям в освоении разговорной речи на основе понимания обращённых к ним высказываний с опорой и без опоры на наглядность, умения вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Обогащение детского замысла яркими впечатлениями через художественную литературу, восприятие театрализованных игр. Пробуждение интереса к театрализованной деятельности.

1. «Репка».

2. «Теремок».

1. «Курочка ряба».

1. «Ёж и грибок»

1. «Заяц и гуси».

2. «Утята и шалуны».

3. «Петрушка и шарик».

1. Потешки «Кисонька-мурысонька»; «Заяц Егорка», «Ты, собачка, не лай».

Вспомогательные способы и формы работы по реализации направлений развития детей:

- Развивающая игра «Чей это голосок?».

- Слушание, разучивание  и частичное обыгрывание потешек «Ах ты ноченька, ночка тёмная»; «Улитка, улитка!»; «Жили у бабуси»; «Кисонька, мурысонька»; «Котик, коток».

- Чтение сказок и обсуждение содержания «Волк и козлята», «Бычок – чёрный бочок, белое копытце», «У страха глаза велики; «Два жадных медвежонка».

- Чтение и разучивание стихов В.Орлов «Жёлтые мышки», А.Плещеев «Осень наступила», А.Блок «Зайчик», П.Воронько «Хитрый ёжик»; В.Берестов «Больная кукла», «Бычок», «Котёнок»; К.Чуковский  «Мойдодыр», «Ёжики смеются»: И.Токмакова «Где спит рыбка».

Упражнения в обыгрывании мимикой и жестами отрывков из стихов в процессе чтения наизусть.

Д е к а б р ь – ф е в р а л ь.

Настольный театр игрушек и картинок

Фланелеграф

Пальчиковый театр

Куклы би-ба-бо

Игры-драматизации

Теневой театр

Развивать способность понимания разнообразных вопросов и умение отвечать на них, задавать вопросы самого различного характера, активно включаться в диалог.

Формирование умения и стимулирование желания разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки и литературные тексты. Развитие способности удерживать в памяти и воспроизводить последовательность событий.

1. «Теремок».

2. «Репка».

1. «Три медведя».

2. «Волк и семеро козлят».

1. Игры «Котята», «Ладушки».

1. «Колобок».

1. М.Ивенсен «Ёлочка».

2. А.Барто «Грузовик».

Вспомогательные способы и формы работы по реализации направлений развития детей:

- Разучивание и обыгрывание потешек при их рассказывании: «Уж ты зимушка-зима», «Заря-заряница», «Сидит, сидит зайка», «Тень-тень-потетень», «Разговоры».

- Слушание сказок и беседа по их содержанию: «Петушок и бобовое зёрнышко» (обр. О.Капицы), «Лиса и журавль» (обр. А.Афанасьева), «Рукавичка» (украинская, обр. Н.Благинина); «Почему у месяца нет платья» (сербская, обр. Е.Покрамович)

- Чтение и разучивание стихов: И.Никитин «Зашумела, разгулялась», А.Блинов «Где зелёный шум зимует» из книги «Ветер-водонос»; В.Берестов «Снегопад», А.Чепурнов «Вьюга по полю не скачет», А.Пушкин «Месяц-месяц, мой дружок», Е.Благинина  «Научу обуваться и братца», «Посидим в тишине»; А.Кушнер «Кто разбил большую вазу?», А.Кымытваль «Песенка бабушки про непоседу»; И.Токмакова «Медведь», Б.Заходер «Шофёр»; Ю.Мориц «Хохотальная путаница».

- Хороводные игры «Зайка беленький сидит», «Зимний хоровод». Сочетания движения, текста и выразительной мимики и пантомимы.

- Сюжетно-ролевые и сюжетно-дидактические игры: «В гостях у матрёшки», «Кукла Таня у нас в гостях, «Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Детский сад».

- Развивающие игровые упражнения «Поменяй голос, как я», «Чей голосок», «Повтори словечко, подскажи словечко».

М а р т  - М а й.

Настольный театр игрушек и картинок

Фланелеграф

Пальчиковый театр

Куклы би-ба-бо

Игры-драматизации

Теневой театр

Расширение словаря дошкольников за счёт литературных текстов, как потенциальной основы для элементов диалога и монолога.

Активизация детей в  рассказывании или обыгрывании сказок, стихов, пение песенок, исполнение танцев с использованием различных выразительных средств.

1. «Про маленького котёнка».

2. «Упрямые козлики»

1. «Колобок».

2. «Кто сказал «мяу»?»

1. «Ножки не идут».

2. «Ёж и медведь».

1. «Лиса-лапотница».

2. «Теремок».

1. Потешка «Кисонька-Мурысонька».

2. «Три медведя».

1. «Лиса и заяц».

Вспомогательные способы и формы работы по реализации направлений развития детей:

- Разучивание и обыгрывание потешек при их рассказывании: «Весна-весна красная», «Дедушка Ежок», «Шла уточка бережком», «Тили-бом!», «Медвежья колыбельная! (латышская, пер. А.Ремизова); «Дедушка Рох» (польская), «Кораблик» (английская, обр. С.Маршака).

-  Слушание сказок и беседа по их содержанию: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкин; «Хитрая лиса» (корякская, пер. Г.Меновщикова), «Упрямые козы» (узбекская, обр. Ш.Сагдуллы), «Гуси-лебеди» (обр. М.Булатова); «Кот, петух и лиса» (обр. Боголюбской);

- Чтение и разучивание стихов, обыгрывание отрывков: А.Чепурнов «На берёзе теремок»; А.Плещеев «Весна», «Сельская песня»; А.Майков «Ласточка примчалась», В.Берестов «Весенняя сказка»; В.Берестов «Петушки», «Сестрица-медсестрица»; А.Пушкин «Свет наш, солнышко, скажи»;

- Сюжетно-дидактические  и сюжетно-ролевые игры: «Научим Чебурашку красиво и правильно сервировать стол», «Кукла Таня собирается в гости», «У нас в гостях бабушка», «Научим Хрюшу умываться», «Магазин игрушек», «Семья», «Автобус», «Зоопарк».

- Развивающие и дидактические игры: «Подскажи красивое словечко», «Братец – ИК и братец –ИЩ», «Какой, какая, какое, какие».

Направления развития детей

СРЕДНИЙ  ВОЗРАСТ  (4-5 ЛЕТ).

Содержание и виды деятельности по развитию дошкольников.

С е н т я б р ь – н о я б р ь.

Главные задачи речевого развития

Главные задачи театрализованной деятельности

Настольный театр игрушек и картинок

Фланелеграф

Пальчиковый театр

Куклы би-ба-бо

Игры-драматизации

Теневой театр

Воспитание инициативности и самостоятельности детей в речевом общении со взрослыми и свертсниками, обучение диалогу и монологу.

Формирование умений соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить выразительно и связно текст рассказа или сказки, использовать данные умения в процессе театрально-игровой деятельности. Стимулирование интереса к театрализованным играм, участие в играх-имитациях.

1. «Про машину».

2. «Почему они одинокие».

1. «Кто как от дождя спасается».

2. «Красная Шапочка».

1. «Лисичка со скалочкой».

1. «Лесная история».

2. «Привередница».

1. «Лиса и заяц».

2. «Как непослушный котёнок обжёг себе лапу» (придумывание).

3. «Как у Наташи чуть не улетела птичка».

1. «Оживим наши сказки».

Вспомогательные способы и формы работы по реализации направлений развития детей:

- Разучивание и обыгрывание потешек при их рассказывании с упражнениями на изменение силы  и высоты голоса, темпа речи:

«Я по лесу по зелёному бреду», «Ножки-ножки, где вы были?», «Ваня-Ванечка, куда ходил?», «Стучит-бренчит по улице», «Зайчишка-трусишка».

- Слушание, обсуждение, разучивание и обыгрывание отрывков считалок, загадок, скороговорок, сказок:

«Жихарка», «Три поросёнка» (английская, пер. С.Маршака),  Э.Мошковская «Чужая морковка», Ю.Дмитриев «Что такое лес?», Э.Блайтон «Знаменитый утёнок Тим» (пер. с англ. Э.Паперной).

- Чтение и разучивание стихов, обыгрывание отрывков: И.Бунин «Листопад», «Осенние листья по ветру кружат», А.Майков «Кроет уж лист золотой», Ю.Тувим «овощи», С.Чёрный «Кто?», О.Дриз «Правая и левая» (пер. с еврейск. Р.Сефа), С.Михалков «Дядя Стёпа», Э.Мошковская «Добежали до вечера», И.Токмакова «Ветрено», «Сосны», Д.Хармс «Игра».

- Дидактические и развивающие игры: «Кто заблудился» (расширение словаря, подбор синонимов); «Чей это голос» (звукоподражание), «Дует ветер» (сила голоса, речевое дыхание), «Поспешили-насмешили» (дикция); «Как говорит Таня?» (интонация); «Дирижёры» (восприятие мелодики речи), «Большие и маленькие» (темп речи); «Едет паровоз» (сила голоса),  «Подскажи словечко, отыщи словечко» (подбор однородных определений и обстоятельств).

- Артикуляционные упражнения, чистоговорки

Д е к а б р ь – Ф е в р а л ь.

Настольный театр игрушек и картинок

Фланелеграф

Пальчиковый театр

Куклы би-ба-бо

Игры-драматизации

Теневой театр

Помочь детям освивать умения диалогической и полилогической речи: охотно вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы и отвечать на них, слушать ответы товарищей; говорить по очереди, не перебивая собеседника

Совершенство-вание имеющихся у детей умений организовывать игровое взаимодействие и выстраивать ролевой диалог в зависимости от содержания театрализованной игры. Расширить количество средств невербальной выразительности: мимики, пантомимы.

1. «Снегурушка и лиса».

2. «Лисичка-сестричка и волк».

1. «Маша и медведь».

2. «Детки в клетке».

1. «Светофор».

2. «Перчатки».

3. Концерт «Снег ложится белый-белый».

1. «Зимовье».

2. «Как собака друга искала».

1. «Три поросёнка».

1. «Как вести себя на улице».

Вспомогательные способы и формы работы по реализации направлений развития детей:

-  Разучивание и обыгрывание потешек при их рассказывании с упражнениями на изменение силы  и высоты голоса, темпа речи: «Белый по белому»; К.Чуковский «Растёт она вниз головою», Е.Благинина «Красавица какая»; «Ножки-ножки, где вы были?», «Ваня-Ванечка, куда ходил?».

- Чтение и разучивание стихов, обыгрывание отрывков: А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка»; Я.Аким «Первый снег»; А.Барто «Ёлка»; З.Александрова «Птичья ёлка»; И.Суриков «Зима»; Н.Некрасов «Мороз-воевода»; С.Дрожжин «Улицей гуляет»; С.Маршак «Багаж», Д.Хармс «Врун».

- Дидактические и развивающие игры: «Скажи наоборот», «Копилка добрых слов»,  «Я начну, а ты продолжи» (развитие словаря, активизация речи); «Шуточный вопрос – шуточный ответ», «Я назову ответ –  ты угадай вопрос» (построение диалога);  «Лесенка» (дифференциация двух видов мелодики речи); «Карусели» (темп речи); «Чудо-лесенка» (изменение силы и тона голоса);

- Артикуляционные гимнастики, чистоговорки, скороговорки.

-Сюжетно-ролевые и сюжетно-дидактические игры «Детский сад», «Салон красоты», «Театр»; «Как мы готовились ко дню рождения».

М а р т  -  М а й.

Настольный театр игрушек и картинок

Фланелеграф

Пальчиковый театр

Куклы би-ба-бо

Игры-драматизации

Теневой театр

Помочь детям в освоении умений пересказывать литературные произведения, воспроизводить текст по иллюстрациям, сочинять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам.

Воспитание позиций «зритель» и «артист» в процессе театрализованных игр. Стимулирование интереса к театрализованным играм, участие в играх-имитациях. Закрепление умений организовывать игровое взаимодействие и выстраивать ролевой диалог в зависимости от содержания театрализованной игры.

1. К.Чуковский «Федорино горе».

1. «Заюшкина избушка».

2. «Жихарка».

1. «Лесная история»..

1. «Играем в кукольный театр» (импровизация).

1. «Красная шапочка».

2. «Порадуем своих родных» (импровизация).

3. «Отдых на реке» (импровизация).

1. «Заяц и ёж».

Вспомогательные способы и формы работы по реализации направлений развития детей:

-  Разучивание и обыгрывание потешек при их рассказывании с упражнениями на изменение силы  и высоты голоса, темпа речи: «Лесной наряд» (болгарская); «Иди, весна, иди, красна!»; «Дон!Дон!Дон!...», «Барашек» (английская, обр. С.Маршака); «Ласточка» (армянская, обр. И.Токмаковой).

- Слушание, обсуждение, разучивание и обыгрывание отрывков считалок, загадок, скороговорок, сказок:

«Небывальщина» (обр. И.Колпаково); бр. Гримм «Бременские музыканты»; «Ивовый росток» (японская).

- Чтение и разучивание стихов, обыгрывание отрывков:

Л.Квитко»Бабушкины руки»; Э.Успенский «Разгром»;  В.Берестов «Песенка весенних минут»; И.Токмакова «Ива»: С.Маршак «Вот какой рассеянный»; Ф.Грубин «Слёзы» (пер. с чешского).

- Сюжетно-ролевые игры: «Театр», «Кукольный театр»; «Экскурсия в музей».

- Дидактические и развивающие игры:

«Чей это голос» (звукоподражание), «Угадай героя» (звукоподражание и умение соотнести речь с ролью); «Позовём вместе» (восприятие мелодики речи с переломом мелодического рисунка); «Дождик» (изменение силы голоса и темпа речи); «Разные слова» (расширение словаря, активизация речи); «Поймут ли друг друга собеседники?», «Шуточный вопрос – шуточный ответ», «Я назову ответ –  ты угадай вопрос» (умение выстраивать диалог);

СТАРШИЙ  ВОЗРАСТ:

(5 – 7лет).

С е н т я б р ь  -  Н о я б р ь.

Настольный театр игрушек и картинок

Фланелеграф

Пальчиковый театр

Куклы би-ба-бо

Игры-драматизации

Теневой театр

Введение в диалогическую речь детей средств художественной выразительности (эпитеты, сравнения); помощь дошкольникам в овладении лексической и грамматической культурой.

Дальнейшее совершенствование связной и выразительной речи за счёт расширение образного словаря, совершенствования умений использовать общие речевые навыки и сложные предложения.

Развитие самостоятельности в организации театрализованных игр, формирование умений самостоятельно разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням. Совершенствование исполнительских умений.

1. «Светофор».

2. Н.Сладков «Ласточка».

3.  Мамин-Сибиряк «Серая шейка».

1.  К.Паустов-ский «Кот-ворюга».

2. М.Горький «Случай с Евсейкой».

1. «Репка».

2. «Дюймовоч-ка».

3. «Морозко».

4. «Не хвастайся».

1. «Петрушкины загадки» (ДВ, 1994, № 2, с.91).

2. «В гостях у Василисы» (ДВ, 1998, №6, с.132).

3. Д.Биссет «Спасибо, извини и пожалуйста».

1. «Крылатый, мохнатый да масляный».

2. Музыкально-литературный час «Осень».

3. «Осенние сестрички» (ДВ, 1998, № 10, с.127).

4. «В стране весёлых песен» (ДВ, 1994,

1. «Три медведя».

2. «Отгадай, где я» (ДВ, 1994, №2, с.14).

3. С.Сахарнов «Самый лучший пароход».

Вспомогательные способы и формы работы по реализации направлений развития детей:

-  Разучивание и обыгрывание потешек  и песенок при их рассказывании с упражнениями на изменение силы  и высоты голоса, темпа речи:

«Уж как я ль мою коровушку люблю», «Как пошёл наш козёл да по ельничку», «Барашек», «Грачи-киричи», «Заря заряница», «Боровик, боровик», «Земелюшка добра», «Барашкины кудряшки», «Ел щенок».

- Пословицы, скороговорки, считалки, загадки:

«Раз картошка, два картошка», «Сентябрьская скороговорка», «Ёжик-ёжик, чудачок».

- Чтение и разучивание стихов, обыгрывание отрывков:

Н.Минский «Листопад»,  Н.Стачнев «Осенняя гамма» (пер. с болг. И.Токмаковой); Л.Квитко «Чудо», Е.Городецкий «По бруснику», Я.Пишумов «Загадочный рисунок», А.Барто «Вам нужна сорока», В.Орлов «Колосок», М.Алимбаев «Урок вежливости».

- Чтение, пересказ инсценировки и образовательные ситуации по сказкам:

«Заяц-хвастун» (обр. О.Капицы), «Лиса и кувшин» (обр. О.Капицы), А.Ремизов «Хлебный колос», «Финист-Ясный сокол», П.Ершов «Конёк-горбунок», В.Жуковский «Спящая царевна», Х.Мякеля «Господин Ау».

- Дидактические и развивающие игры»:

«Скажи как указанный герой» (умение менять средства речевой выразительности в зависимости от роли); «Копилка прекрасных слов» (расширение и активизация образного словаря); «Цепочка слов» (ассоциативное мышление и расширение словаря); «Что было бы, если бы» (построение диалога, умение реагировать на высказывание); «Вопрос – ответ – совет» (построение диалога, умение реагировать на высказывание); «Волшебная линия» (развитие речевого слуха, умение менять мелодику речи); «Торопыга и лентяй» (умение менять и выбирать темп и ритм речи); «Какое настроение, такой и разговор» (умение менять интонации, передавать в речи эмоции).

- Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на другую планету»; «Магазин», «Пароход».

- Образовательные ситуации: обсуждение вариантов изменения сюжета сказки; урок вежливости и этикета («Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»; «Портрет самого лучшего друга»); «Как я расту», «Как мы дружили с малышами».

(Д е к а б р ь   - Ф е в р а л ь ).

Настольный театр игрушек и картинок

Фланелеграф

Пальчиковый театр

Куклы би-ба-бо

Игры-драматизации

Теневой театр

Совершенствование монологической и диалогической речи в соответствии с требованиями структуры сюжетного повествования.

 Стимулирование активности и инициативности ребёнка в диалоге и монологе. Совершенствование умения построения сложных, распространённых высказываний, в которые включаются разнообразные средства выразительности.

Восприятие литературных героев в разнообразных проявлениях (внешний вид, поступки, переживания, мысли). Помощь детям в осознании средств выразительности (многозначность слова, сравнение, усиление), в осознании средств комического в произведениях.

1. Игра «Котята и Барбос».

2. «Лиса и козёл».

3. В.Одоевский» «Мороз Иванович».

1. Г.Скребицкий «Зимние долги».

2. «Дружная семья).

3. «Полезные дети тундры»

(ДВ, 1995, № 11, с.10).

1. Л.Толстой «Белка и волк».

2. «Святки» (ДВ, 1993, №10, с.80).

3. «Не хвастайся».

1. «Трудолюбивая курочка».

2. « 12 месяцев».

1 . Г.Сапгир «Небылицы в лицах».

2. С.Козлов «Доверчивый ёжик»

3. «В лес на прогулку» (импровизация).

1. «Как вести себя на улице».

2. «Оживим наши сказки».

3. . «Лисичка со скалочкой».

Вспомогательные способы и формы работы по реализации направлений развития детей:

-  Разучивание и обыгрывание потешек  и песенок при их рассказывании с упражнениями на изменение силы  и высоты голоса, темпа речи:

«Тень-тень-потетень», « Болтали две сороки», «Снежки на поле лежали», «Заинька, где ты был-побывал»; «Дом, который построил Джек», «Федул, что губы надул?», «Сбил, сколотил – вот колесо», «Ты мороз-мороз, мороз», «Как на тоненький ледок», «Коляда, коляда, ты подай пирога».

- Чтение и разучивание стихов, обыгрывание отрывков:

В.Берестов «Дракон», Э.Мошковская «Какие  бывают подарки», В.Смит «Про летающую корову» (ДВ, 1994, № 4, с.86), И.Токмакова «Осинка», С.Есенин «Пороша». А.Блинов «Арифметика природы», Б.Прохоров «Кормушка», Н.Кушак «Новость», Е.Карганова «Новогодние пожелания».

- Пересказ, обсуждение и образовательные ситуации по сказкам:

«Айога» (нанайская, обр. Д.Нагишкина), «Кукушка» (ненецкая, обр. К.Шаврова); Ш.Перро «Мальчик-с.пальчик», Н.Носов «Бобик в гостях у Барбоса»; Г.Сапгир «Небылицы в лицах»; А.Пушкин «Сказка о царе Салтане», Е.Шварц «Сказка о потерянном времени».

- Дидактические и развивающие игры»:

«Скажи как указанный герой» (умение менять средства речевой выразительности в зависимости от роли); «Копилка прекрасных слов» (расширение и активизация образного словаря); «Цепочка слов» (ассоциативное мышление и расширение словаря); «Чей это голос» (звукоподражание), «Угадай героя» (звукоподражание и умение соотнести речь с ролью); «Позовём вместе» (восприятие мелодики речи с переломом мелодического рисунка); «Дует ветер» (сила голоса, речевое дыхание), «Поспешили-насмешили» (дикция); «Как говорит Таня?» (интонация); «Дирижёры» (восприятие мелодики речи),  «Шуточный вопрос – шуточный ответ», «Я назову ответ –  ты угадай вопрос» (построение диалога);  «Лесенка» (дифференциация двух видов мелодики речи); «Карусели» (темп речи); «Чудо-лесенка» (изменение силы и тона голоса);

- Артикуляционные гимнастики, чистоговорки, скороговорки.

_ Образовательные ситуации:

«Путешествие по маршруту добрых чувств»; «Посмотри вокруг»; «Я отправляю письмо моему другу»;  «Кто поможет найти добрые слова для…»; «Я – волшебник», «Как улучшить своё настроение»; «Доброе отношение к людям».

- Сюжетно-ролевые игры : «Я беру интервью», КВН.

М а р т  -  М а й

Настольный театр игрушек и картинок

Фланелеграф

Пальчиковый театр

Куклы би-ба-бо

Игры-драматизации

Теневой театр

Помощь дошкольникам в освоении объяснительной формы речи, речи-доказательства и включение данных форм речи в выразительный диалог. Развитие творческих способностей детей к творческой речевой деятельности, формирование умений отбирать для диалога и творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, находя подходящие выразительные средства передачи, включая в рассказ описания природы, окружающей действительности.

Стимулирование у детей творчества  в изготовлении элементов декораций и атрибутов для театрализованной деятельности.. Развитие у детей креативности, расширение игрового опыта в ролевых играх по литературным сюжетам. Развитие умений  отбирать для драматизаций наиболее интересные части сюжета (или сюжеты полностью), формирование игровой позиции «зритель», «артист», «режиссёр», «оформитель».

1. «День Рождения Чебурашки».

2. «Петрушка и Афоня» (ДВ, 1994, № 2, с.92).

3. «Федорино горе».

1. «Хаврошечка».

2. Г.Остер «Как лечить удава»., «Бабушка удава».

3. И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука».

1. «Дюймовочка».

2. «Морозко».

3. . Л.Толстой «Белка и волк».

4. «Не хвастайся».

1. «Смешные истории».

2. Е.Носова «Как ворона на крыше заблудилась».

3. «Как аукнется, так и откликнется» (русская сказка).

1. Музыкально-фольклорный праздник «Алёнушкина сказка» (ДВ, 1995, № 6, с.114).

2. Инсценировка ст. М.Карима «Врунишки».

3. «Русская ярмарка» (ДВ, 1994, 3 10, с.22).

4. «Дружные зайчата».

1. М.Горький «Воробьишко».

2. «Отгадай, где я» (ДВ, 1994, №2, с.14).

Вспомогательные способы и формы работы по реализации направлений развития детей:

-  Разучивание и обыгрывание потешек  и песенок при их рассказывании с упражнениями на изменение силы  и высоты голоса, темпа речи:

«Как задумал комарик жениться», «Весна-красна, ты с чем пришла?», «Как Марфуша для Петра», «Как пошли наши подружки», «Болтали две сороки», «Заинька, где ты был-побывал?»,  «Дома ль кум-воробей?», «Радуйся, белая берёзка»,  «Полетел тут комарище во лесище».

- Чтение и разучивание стихов, обыгрывание отрывков:

Ф.Тютчев «Весенние воды», Л.Блинов «Когда планета кружится»,  Г.Ладонщиков «Весенняя песенка», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Э.Успенский «Память», А.Блинов «Какого цвета гром»,  Е.Серова «Ландыш», В.Выготская «Земля», Г.Виеру «Девятое мая», Х.Широв «Корабль земли» О.Дриз «Утренний поезд».

- Пересказ, обсуждение и образовательные ситуации по сказкам:

«Илья Муромец и соловей-Разбойник», Р.Киплинг «Слонёнок», Л.Толстой «Белка прыгала с ветки на ветку», К.Аксаков «Аленький цветочек», В.Катаев «Цветик-семицветик», Н.Телешев «Крупеничка»,  Л.Петрушевский «Кот, который умел петь»,

- Дидактические и развивающие игры»:

«Скажи как указанный герой» (умение менять средства речевой выразительности в зависимости от роли); «Копилка прекрасных слов» (расширение и активизация образного словаря); «Цепочка слов» (ассоциативное мышление и расширение словаря); «Чей это голос» (звукоподражание), «Угадай героя» (звукоподражание и умение соотнести речь с ролью); «Позовём вместе» (восприятие мелодики речи с переломом мелодического рисунка); «Дует ветер» (сила голоса, речевое дыхание), «Поспешили-насмешили» (дикция); «Как говорит Таня?» (интонация); «Дирижёры» (восприятие мелодики речи),  «Шуточный вопрос – шуточный ответ», «Я назову ответ –  ты угадай вопрос» (построение диалога);  «Лесенка» (дифференциация двух видов мелодики речи); «Карусели» (темп речи); «Чудо-лесенка» (изменение силы и тона голоса); «Я пришивала пуговицу и уколола палец» (пантомима);

- Артикуляционные гимнастики, чистоговорки, скороговорки.

_ Образовательные ситуации:

«Кем быть?», «Кто важнее?», «Мы – друзья-товарищи»,  «На земле, в небесах и на море», придумывание сказки «Спасаем колобка», «Винегрет из сказок», «Какие книги я люблю читать», «Помоги Федоре», «Что может подсказать наше лицо», «Догадайся, почему возникло такое настроение», «Разговор по телефону».

Список литературы:

1. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1991.

 2. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н.В.Гончарова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.