Главные вкладки

    Воспитание нравственно-патриотических чувств через ознакомление дошкольников с родным селом
    материал на тему

    портнягина алевтина владимировна

    Воспитание любви и уважения к родному краю – важнейшая составляющая нравственно-патриотического воспитания.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon опыт работы151.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                  Портнягина

    Алевтина Владимировна,                                                                                                                        воспитатель МБДОУ

                                                                                                     «Нижнеомский детский сад №1»

    Нижнеомского МР

    Воспитание нравственно-патриотических чувств через ознакомление дошкольников с родным селом

    Воспитание любви и уважения к родному краю – важнейшая составляющая нравственно-патриотического воспитания.  Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается, не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому, селу, детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, а потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.

    Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за неё необходимо всегда. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою Родину, свое село, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Любовь к родному селу надо прививать с раннего детства. Базовым этапом формирования у детей любви к малой родине является накопление ими социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

    Поэтому я взяла тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств через ознакомление дошкольников с родным селом».

    Целью моей деятельностью является развитие представлений у дошкольников о родном селе.

     Работу по теме начала с изучения литературы и систематизации материала в картотеке. Создала соответствующую развивающую среду: оформила патриотический и книжный уголки. Составила перспективный план.

    Для реализации своей темы использовала все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую; разнообразные формы работы: НОД, экскурсии и прогулки по селу, чтение художественной литературы, беседы, развлечения, дидактические игры, самостоятельную игровую деятельность.

    Знакомство дошкольников с родным селом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого села, историю его возникновения, достопримечательности. Поэтому работу проводила последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, улица), к более сложному (село, район).

    Начиная работу с младшими дошкольниками, поставила следующие задачи:

    1. Как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родному дому, улице, селу.
    2. Познакомить с названием села и улицей, на которой находится детский сад.
    3. Помочь детям запомнить свой домашний адрес.

              Воспитывая любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким, совместно с родителями оформили альбомы «Моя семья». Для ознакомления детей с детским садом и его сотрудниками, провела экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в детском саду», «Кому,что нужно для работы». Объясняла детям, что в селе живут сельчане, которые наводят порядок на улицах села. Что они тоже – маленькие сельчане, поэтому должны делать все, чтобы наше село было чистым. Знакомство дошкольников с родным селом, начала с наблюдения ближайшей улицы, на которой находится детский сад. Рассказала детям о том, как называется улица, что на ней много разных домов, у каждого дома номер, что кроме детского сада есть и другие объекты: школа, магазин. Дала понятие, что такое «улица». Во время прогулок обращала внимание на празднично украшенные улицы и на то, как красиво наше село.

    После наблюдений дети отражали свои впечатления в продуктивной деятельности: рисование «Бусы на елку», аппликация «Гирлянды из флажков». В конце учебного года  провела итоговую беседу на тему «Мое село». Сказки формируют начало любви к своему народу, к своей стране. Поэтому было проведено совместное развлечение с родителями «В мире сказок», на котором дети драматизировали сказку «Репка», родители сказку «Курочка ряба». На информационном стенде для родителей, размещала советы и рекомендации. Обращалась к ним с просьбами: рассказывать детям о селе, рассматривать здания, познакомить с названием улицы и номера дома, где живет семья.

              В конце второй младшей группы провела мониторинг по ознакомлению детей с родным селом (в группе 22 детей).  

    Критерии мониторинга

    Количество

    детей

    %

    1. Знают название села и улицу, на которой

    находится детский сад.

    15

    68%

    1. Знают свой домашний адрес.

    15

    68%

    1. Называют некоторые объекты села и

    для чего они нужны.

    17

    77%

    Результаты мониторинга показали, что не все еще дети запомнили название села и улицы, на которой находится детский сад, свой домашний адрес.

    В среднем возрасте наметила следующие задачи:

    1. Продолжать знакомить детей с селом, его достопримечательностями.

    2. Познакомить с пословицами о Родине, труде.

    3. Формировать представление о труде взрослых.

    4. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, улице, селу, гордость за мужество воинов.

    Продолжая работу по ознакомлению дошкольников с родным селом, совершала с ними целевые прогулки по ближайшим улицам. Рассматривая объекты: школа, аптека, дом творчества, почта, магазин, рассказывала об их назначении. Подчеркивая, что все это создано для удобства человека. Знакомила детей с названием улиц. Во время прогулок дети любовались и восхищались красотой родного села. Свои впечатления они отражали в рисовании: «Праздничное село», «Улица села». Большое значение имели беседы с дошкольниками на темы: «Моя малая родина», «Как село готовиться к новому году», «Река Омь», «Как мы с семьей праздновали 9 Мая»,  где они рассказывали, что интересного увидели и узнали о родном селе.  

             В устном  народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, представления о добре, трудолюбии, верности. Особое место занимает уважительное отношение к труду и любовь к Родине. Поэтому знакомство детей с пословицами способствовало приобщению их к нравственным общечеловеческим ценностям. Познакомила дошкольников со стихотворением о родном селе:                                                                          

    Село моё любимое,

    Село моё родное.

    Зелёное ты летом,

    А осенью цветное.

    Белоснежное и чистое

    Ты стоишь зимою.

    А весной ты нежное,

    Я горжусь тобою.

    Пусть ты не столица,

    Но люблю тебя.

    И знакомых лица радуют меня,

    На большой планете

    Городов не счесть

    На реке Оми - Нижняя Омка есть!

              Одна из задач патриотического воспитания – уважение к трудящемуся человеку. Наблюдая за сельчанами и их трудом по благоустройству села, за машинами на улицах, как они помогают человеку, показала детям родное село как село-труженик. Знакомя дошкольников с трудом взрослых, организовала экскурсию на почту, где дети познакомились с ее назначением, с профессиями работников социальной сферы. Полученные знания о труде взрослых, дети вносили в свои сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Магазин», «Больница».

               Совместно с родителями старалась научить ребенка искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким. Для этого организовали фотовыставку «Дом, в котором я живу». Рассматривая фотовыставку, дети с гордостью рассказывали о своем доме, о своих родных.

                Знакомство с героическим прошлым нашего села начала с экскурсии к Мемориалу Славы. В группе рассмотрели репродукцию Вечного огня. Провела беседу о часовых, стоящих на почетной вахте, объяснила, почему они стоят, почему нужно положить цветы к Вечному огню. Совместно с родителями оформили фотовыставку «Папа-защитник Отечества».

                Провела родительское собрание на тему «Семья - здоровый образ жизни», оформила папку передвижку «Совместные занятия спортом детей и родителей». Родители принимали активное участие в тематическом развлечении «Осенины», в создании проектов «Отдых семьи в Египте», «Кормушка для птиц», «Модные прически», стенгазеты «Здоровый образ жизни семьи».

                 Дети стали проявлять больше интереса к родному селу, рассказывая о тех местах, где они побывали вместе с родителями.

                           В конце средней группы провела мониторинг по ознакомлению детей с родным селом (в группе 23 детей).  

         

    Критерии мониторинга

    Количество

    детей

    %

    1. Знают название села и ближайших улиц,

    называют достопримечательности.

    19

    83%

    1. Знают пословицы о Родине, о труде.

    18

    78%

    1. Имеют представление о труде взрослых.

    19

    83%

                   

    В старшем возрасте поставила задачи:

    1. Формировать представление о родном селе, основных архитектурных сооружениях и памятниках.

    2. Познакомить с названием улиц, носящих имена известных людей.

              3. Познакомить с символами села (флаг, герб).

              4. Расширять представления о труде взрослых, как родителей, так и жителей села, о его необходимости и общественной значимости.

                5. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, улице, селу, гордость за мужество воинов.

    Чтобы воспитать любовь  к родным местам, гордость за свой народ, нужно научить детей любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Продолжая знакомство  старших дошкольников с родным селом,   старалась показать, как оно красиво и современно. Работа строилась в форме экскурсий по родному селу. Знакомила детей с достопримечательностями и архитектурой  села, с его улицами, а также в честь кого они названы. Экскурсия к Мемориалу Славы, дала возможность еще раз показать и рассказать детям, что люди помнят и чтят имена тех, кто отдал жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии улиц, в их честь воздвигнуты памятники. Познакомила детей с памятником Ленину. На экскурсии  с дошкольниками к доске почета рассказала о лучших людях, которые  трудом прославляли не только свое село, но и всю страну. Во время экскурсий и прогулок по родному селу, дети имели возможность любоваться его красотой, учились беречь и любить свою малую родину. Постигая новое, они начали активно общаться между собой и взрослыми. Результаты экскурсий не заставили себя долго ждать. Рассматривая фотографии, сделанные  во время экскурсий, дети обменивались впечатлениями, вспоминали увиденное, рассказывали, что интересного узнали о селе. Свои впечатления от экскурсий дети отражали в рисовании «Мое село», в конструировании «Улицы села».

    При ознакомлении детей с трудом взрослых, показала им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично какому-то человеку, но и всему селу, всей стране. На экскурсии в библиотеку, в  пожарную часть, познакомила детей с общественными зданиями, их назначением, расширяла знания о профессиях, о содержании и значимости труда для жителей села. Провела беседу с дошкольниками о производственных предприятиях села, рассказала какую продукцию они выпускают. В беседе о труде хлебороба, рассказала какой ценой достается людям хлеб, как тяжело убирать урожай, как тесно связаны в труде люди разных специальностей. Дети получили представление о том, как хлеб появляется у них на столе. Они  стали бережнее относится к хлебу. Садясь за стол, часто вспоминали полюбившуюся пословицу «хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска, так и стол доска». Приобщение  дошкольников к народным пословицам способствовало развитию образного мышления, обогащению речи детей. Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное  чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к малой родине, необходимо, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящих свой вклад в общее дело. Поэтому решила познакомить детей с профессиями их родителей. Дома родители составили рассказы вместе с детьми о своих профессиях, записали их и вместе с фотографиями принесли в детский сад. В группе дети рассказывали о профессиях своих родителей. Углубленное изучение профессий через  профессии своих родителей способствовало развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Совместный труд детей по уборке мусора в парке села, дал им возможность понять, что они тоже могут что-то сделать для села. Вместе с детьми занимались благоустройством участка в детском саду, сажали и ухаживали с ними за цветами.

    Игра занимает важное место в жизни дошкольника. Самостоятельная игровая деятельность детей рождается из потребности познать окружающий мир, быть его участником. В ролях пограничников, рабочих, врачей, учителей они приобщались к миру взрослых. Чтобы поддержать у детей интерес к игре, обращала их внимание на явления  окружающей жизни, подбирала художественные произведения и старалась донести их содержание до сознания детей. Это вызывало у детей эмоциональный отклик, желание играть. В коллективной игре дошкольники становились дружнее, их разговоры содержательнее, развивалась любознательность, расширялись знания о малой родине.

    Не менее сильным средством в воспитании любви к малой родине принадлежит художественной литературе. Познакомила детей с произведениями Тимофея Белозерова. Читала дошкольникам произведения классика русской литературы – А. С. Пушкина, стихи С. А. Есенина, А. А. Блока, рассказав, что произведения этих писателей известны во всем мире. Для воспитания патриотических чувств важны исторические знания. Поэтому читала книги Л. Кассиля «Твои защитники», С. Михалкова «Победа», «Были для детей», в которых рассказывалось о героизме людей в годы Великой Отечественной войны, а затем беседовала с детьми о прочитанном.

    Выставки рисунков детей к праздничным датам «День победы», «Наша Армия родная», «Космос», дали возможность каждому ребенку в группе проявить свои способности, почувствовать полезность своей деятельности и лучше понять события общественной жизни. Принимая участие в празднике «День рождение детского сада», дети имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья. В праздничном зале была оформлена выставка детских рисунков «Мой любимый детский сад».

    Познакомила детей с символами села, флагом и гербом. Рассказала, что означают цвета и изображения на них. Оформила дидактические игры «Собери герб села», «Заколдованное село»; фотоальбомы «Экскурсии по нашему селу», «Моя малая родина - Нижняя Омка».

    Взаимодействие с родителями остается одним из важных направлений в работе. Провела родительское собрание по теме «Воспитание нравственно-патриотических чувств через ознакомление дошкольников с родным селом». Совместно с родителями был оформлен проект «Профессии моих родителей». Родители принимали участие в праздниках «День Отца», «День Матери»; в выставках поделок «Мастерская Деда Мороза», «Дары осени».

    В конце учебного года провела мониторинг по ознакомлению дошкольников с родным селом (в группе 22 детей).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

    Критерии мониторинга

    Количество

    детей

    %

    1. Знают название села и ближайших улиц,

    называют достопримечательности.

    22

    100%

    1. Знают символы села, флаг и герб.

    18

    82%

    1. Имеют представление о труде взрослых.

    20

    91%

    Результаты мониторинга показали, что уровень развития представлений о родном селе у дошкольников повысился. Этому способствовала систематическая работа с детьми, сотрудничество с родителями. У детей расширились знания о родном селе, его достопримечательностях, истории и символах; представления о труде взрослых  и его общественной значимости, о профессиях родителей; обогатился и активизировался словарь.      

    Список используемой литературы:

    1. Мискина Л.И. «Нижнеомский район: вехи истории». – Учебное пособие, 2003.
    2. Александрова Е.Ю. «Система патриотического воспитания в ДОУ». – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
    3. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного  возраста. – М., 2004 г.
    4. Деркач Л.И. Современные подходы к патриотическому  воспитанию дошкольников. // Дошкольная педагогика. – 2009 г. – № 2.

    Приложение

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ СЕЛОМ          (младшая группа)

    Сентябрь               Мой дом        

    Дать детям понятие «дом», рассказать о его назначении, о разных видах домов, о том, что у каждого человека есть свой дом, где он живёт со своей семьёй.

    Октябрь         Мой детский сад        

    Познакомить детей с назначением детского сада, познакомить с людьми, которые работают в детском саду, воспитывать дружелюбные отношения между детьми.

    Ноябрь               Улицы села        

    Дать детям понятие «улица», что в селе много разных улиц,  помочь запомнить название  улицы, на которой находится детский сад.

    Декабрь  Мой домашний адрес        

    Формировать у детей представление о том, что у каждого человека есть домашний адрес – то место, где находится его дом, помочь детям запомнить свой домашний адрес.

     Январь                 Мое село        

    Рассказать детям о селе, в котором мы живём, рассмотреть иллюстрации с изображением разных достопримечательностей, прививать любовь к родному селу.

    Февраль           Мой папа        

    Рассказать детям о празднике, который мы отмечаем в феврале – День защитника Отечества,  дать представление о том, что все папы – защитники своих детей, своих семей, своей Родины.

     Март                   Моя мама        

    Познакомить детей с праздником всех мам, бабушек – Днём 8 Марта, воспитывать любовь к маме, желание помогать ей.

    Апрель         Природа на участке детского сада        

     Воспитывать бережное отношение к природе.

    Май                   Беседа «Мое село»

     Побуждать детей делится   впечатлениями при рассматривании  фотографий о селе. Воспитывать любовь  своему селу.

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ СЕЛОМ

    (средняя группа)

    Сентябрь        Улицы села        

    Знакомство детей с улицами села, закрепить знание домашнего адреса, воспитывать любовь  к родному дому и своим близким.

    Октябрь         Моё село, село-труженик        

    Продолжить знакомство детей с родным селом,  воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.

    Ноябрь         Город и село (сравнение)        

    Расширить представление детей о городе (много улиц, площадей, высотных домов, театров, предприятий, транспорта и т.д.), дать различия города и села на основе архитектурных особенностей и труда людей в городе и на селе.

    Декабрь                Транспорт нашего села        

    Углубить представления детей о транспорте, как он помогает жить человеку в селе.

    Январь

     Экскурсия на почту

    Познакомить детей с назначением почты для села, с профессиями социальной сферы.

    Февраль        Защитники Отечества        

    Познакомить детей с Мемориалом Славы памятником защитникам Отечества, провести беседу о часовых, стоящих на почетной вахте, объяснить, почему они стоят, почему нужно положить цветы к Вечному огню , воспитывать уважение к защитникам Отечества. Дать знания о службе солдат в мирное время.

     Март                Архитектура нашего села.        

     Познакомить с разными формами архитектурных сооружений: многоэтажные дома, коттеджи, кинотеатры, Дворцы культуры.

    Апрель          Сельская природа        

    Дать детям знания о расположении села на берегу реки Оми, знакомить с правилами поведения в природе, научить понимать и ценить красоту природы родного села.

    Май                   Достопримечательности нашего села        

    Продолжать знакомить детей с достопримечательностями, воспитывать любовь к родному селу.

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ СЕЛОМ

    (старшая группа)

    Сентябрь        Экскурсия в библиотеку        

    Познакомить с назначением библиотеки для села, с профессиями.

    Октябрь         Улицы села        

    Продолжать знакомить с улицами села. Дать знания о улицах, названных в честь знаменитых людей. Познакомить с памятником Ленину.

    Ноябрь         Архитектура современных зданий        

    Закрепить представления детей об архитектуре современных зданий. Познакомить с памятниками архитектуры.

    Декабрь               Предприятия села        

    Дать знания о том, какие предприятия есть в нашем селе. Рассказать какую продукцию они производят.

    Январь                  Село-труженик

    Продолжать знакомить детей с трудом жителей села, с профессиями родителей. Побеседовать о почетных людях села.

    Февраль         Защитники Отечества        

    Закрепить представления детей об особенностях службы солдат в мирное время. Познакомить с памятниками героям ВОВ села. Воспитывать уважение к воинам, защищающим нашу страну.  Воспитывать гордость за историческое прошлое соотечественников.

     Март                     Мое село

    Беседа  о родном селе, о его достопримечательностях. Различать функциональную принадлежность зданий (жилые дома, детские сады, школы, магазины, предприятия). Познакомить с символами села, флаг и герб.

    Апрель         Природа родного края        

    Познакомить с природными особенностями родного края. Воспитывать в детях бережное отношение к  природе родного села. Развивать чувство уважения к труду сельчан по благоустройству села, желание помочь в поддержании порядка и чистоты в селе. Благоустройство участка детского сада.

    Май         Экскурсия в пожарную часть

    Познакомить детей с назначением пожарной части для села, с профессиями.

    Беседа: «Моё село»

    Цель: Формирование представлений о своем селе.

    Задачи: 

    - Формировать у детей  понятие «село».        

             - Побуждать детей делится   впечатлениями при рассматривании  фотографий о селе.

             - Воспитывать любовь к своему селу.

    Материал:

    Фотографии  с видами села Нижняя Омка, кукла – Петрушка.

    Содержание:

    В гости к детям приходит Петрушка и рассказывает, что приехал из  другого  города и  хочет познакомиться с нашим  селом. Как помочь Петрушке?

      Детям вместе с Петрушкой рассматривают фотографии  родного села.

    - Как  называется село, в котором  мы  живем?  (Нижняя Омка)

    - Нравится ли вам  наше село?

    - Что вам  в нем  нравится?  (ответы  детей)

    - Как  называется  улица, на которой  расположен наш  детский сад? (Трудовая)

    - Найдите среди фотографий  наш детский сад.

    - Для чего нужен детский сад?  (дети  ходят в детский сад, играют …..)

    - Посмотрите на  эту фотографию.  Кто-нибудь узнал это  здание?  (школа)

    - Для чего нужна школа?  (дети ходят учиться в школу)

    - У кого  брат или сестра учатся  в школе?  

    - Есть  ли в нашем селе магазины?  Найдите их среди  фотографий.

    - Для чего нам  нужны  магазины?  (покупать)

    - На  этой фотографии  изображена река Омь, которая  протекает рядом с Нижней Омкой. Кто  из вас  был на реке? Что там делали?  

    Предлагаю детям  по своим фотографиям рассказать, что они  делали на  реке.

    Физминутка:

    «По селу мы идем

    Звонко песенку поем: ля-ля-ля

    Мы по улице  шагаем

    Ноги ровно поднимаем

    Делай шаг -  раз, два,

    Взмах руками – три, четыре.

    Повернулась голова

    Руки вверх и  ноги шире.

    Прыгнем вместе  высоко

    И побегаем легко»

    Мы  посмотрели фотографии  с видами нашего села, увидели, какое наше село красивое. А что такое село?

    Подвести детей  к тому, что село -  это место, где много людей, которые  живут в домах. Дома выстроены в ряд. Возле  домов  дороги  для пешеходов и машин.  Называется  все  это  улицей. Улиц в нашем селе тоже  очень много.

    - А на какой улице  живете вы?  (ответы  детей)

    - Скоро  наше село,  и вся  страна  будут праздновать День Победы. Наши  улицы  будут нарядными и красивыми. Все  мы пойдем  праздновать  День Победы на Мемориал Славы.  (показываю фотографию)

    Наша Нижняя Омка всех приглашает на праздник.

    - О чем мы с вами сегодня  рассказывали Петрушке?

    Петрушка прощается с детьми и   благодарит  за интересный рассказ о селе.

    Проект  (творческий)  «Профессии моих родителей»

    Актуальность темы

    В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов.

    Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение его к ценностям. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

    Цель:

    -Расширение и обобщение представление детей о профессиях родителей.

    Задачи:

    -Помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии.

    -Расширять представление детей о труде взрослых, о его необходимости  

    и общественной значимости.  

    -Расширять и активизировать словарь по теме «Профессии».

    -Воспитывать уважение к труду взрослых.

    Содержание:

    -Рассматривание иллюстраций о людях разных профессий.

    -Загадывание загадок о профессиях.

    -Знакомство с пословицами о труде.

    -Чтение художественной литературы С. Михалков «А, что у вас?»,

    В. Маяковского «Кем быть», Д. Родари «Чем пахнут ремесла?».

    -Дидактические игры: «Кто, что делает?», «Кому, что нужно для работы».

    -Домашнее задание: побеседовать дома о профессиях родителей.

    При помощи родителей записать эти рассказы, их иллюстрирование.

    -Создание книги «Профессии моих родителей».

    -Беседа с детьми по теме «Профессии моих родителей».  

    Результат:

    -Дети знают, где и кем работают их родители, о необходимости и

    общественной значимости их труда.

    -С уважением относятся к труду взрослых.

    -У детей расширился и активизировался словарь по теме «Профессии».

    Литература:

    Нищева Н. В. «Детям о профессиях», «Мамы всякие нужны»,

    Издательство «Детство-Пресс», 2006 год.  

                                                                                   

    Проект (творческий)  «Дедушкина медаль»

    Актуальность темы

    Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей малой Родине как к источнику патриотического начала. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.

    Цель:

    - Узнать, воевали ли прадеды и были ли у них медали.

    Задачи:

    - Закрепить знания детей о защитниках страны в годы ВОВ.

    - Рассказать, что спустя много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших.

    - Воспитывать чувство уважения к ветеранам ВОВ.

    Содержание:

    - Чтение и обсуждение серии  рассказов о подвигах защитников русской земли во время ВОВ.

    - Беседа с родственниками дома с целью узнать, воевали ли прадеды и были ли у них медали.

    - При помощи родителей запись этих рассказов, их иллюстрирование.

    - Создание рукописной книги для музея детского сада.

    Результат: 

    -Дети узнали, где воевали их прадеды и какие у них были медали.

    -Стали гордится своими прадедами.

    Рассказы из рукописной книги:

    - Прадедушка Олейника Даниила Балашов Павел Ильич был призван на военную службу 20 августа 1942 года. Проходил службу в должности радиотелеграфиста, участвовал в боях и боевых походах ВОВ с марта 1943 года по январь 1944 года, при 209 стрелковом полку. 12 января 1944 года был тяжело ранен в левую ногу (уволен по ранению).

    Награды: медаль за победу над Германией, медаль за отвагу.

    - Прадедушка Левашовой Даши Измайлов Василий Андреевич закончил Пуховинское военно-пехотное училище, по специальности командир стрелкового полка. Военное звание-младший лейтенант. Проходил службу в вооруженных силах СССР с октября 1940 года- сентябрь 1946 г.

    1. Ленинградский военный округ.

    2.Карельский фронт 1941-1944 г. г.

    3.Первый Украинский фронт, затем Прикарпатский с марта 1945 – по май 1945 года.

    Награды: медаль за боевые заслуги, орден Красной Звезды, медаль за победу над Германией, медаль за взятие Берлина, медаль 20 лет победы ВОВ.

    Тема: Природа родного края.

    Цель: Формирование представлений о тайге – самом большом лесе Сибири.

    Интеграция образовательных областей:

    Познание, коммуникация.

    Задачи:

    - формировать представление о роли леса в жизни человека, его обитателях;

    - развивать речь, включить в активный запас слова: березняк, ельник, сосняк, осинник, кедрач;

    - воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю, желание принять посильное участие в охране и защите природы.

    Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.

    Предварительная работа: - чтение рассказов о деревьях, заучивание стихов, рассматривание изделий из дерева.

    Оборудование: карта Омской области; иллюстрации деревьев, музыкальных инструментов; изделия из дерева.

    Содержание непосредственной образовательной деятельности.

    1. Вступительная беседа о Родине.

     В. – Как называется наша Родина? (Россия) значит, мы с вами: (россияне). Страна наша очень большая, а мы с вами живем вот здесь (показываю на карте) - в Сибири. Значит, мы: (сибиряки).  Сибирь - это часть нашей большой Родины - России. Послушайте стихотворение о Родине (читает ребенок):

    Мы живем в России:

     У нас леса густые,

     У нас березы белые

     И космонавты смелые,

     И небо наше чистое,

     И реки наши быстрые,

     И Москвы - столицы нашей,

     В целом мире нету краше!

    2. Сибирь - край богатый. В недрах земли имеются запасы золота, из которого делают украшения (кольца, сережки), железа, из которого изготавливают машины, станки, трубы и многое другое, газа (по трубам поступает в дома и дает тепло). Но есть еще одно богатство в Сибири. Какое? Вы сейчас догадаетесь, если прослушаете внимательно загадку:

    "Дом со всех сторон открыт,

     Он резною крышей крыт,

     Заходи в зеленый дом,

     Чудеса увидишь в нем." (Лес)

    О чем мы сегодня будем с вами говорить? Что такое лес? Конечно, лес - это не только много деревьев. Это кусты, трава, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери. Давайте вспомним. Какие деревья растут  у нас?

    Игра с мячом «Назови дерево».

    -Какое дерево является символом России?

    -Для многих людей символом России является белоствольная береза. Береза – любимое дерево народа. Оно красиво в любое время года, о нём сложено много стихов. Послушайте стих о березе (читает ребенок):

    Люблю берёзку русскую,

     То светлую, то грустную,

     В белёном сарафанчике,

     С платочками в карманчиках,

     С красивыми застёжками,

     С зелёными серёжками.

     Люблю ее нарядную,

     Родную, ненаглядную,

     То ясную, кипучую,

     То грустную, плакучую.

    -Почему берёзу называют «Доктор»? (из березовых почек  приготавливают  лекарства, берёзовый веник выгоняет хворь, сок полезный и вкусный).

    Рассматривание изделий из берёзы.

     В Сибири лесов очень много. Леса бывают разные. Как называется лес, где растут березы? (березняк). Найдите среди картин ту, на которой нарисован березняк. А как назовем лес, где растут ели? (Находят картинку ельника.) Сосны? (Сосняк.)

    3. Самый большой лес на земле, который тянется на многие километры, называют тайга. Сибирь называют таежным краем. Давайте с вами попробуем мысленно посетить тайгу (прием погружения). Закройте глаза: сосны, ели, кедры, пихты: тяжело гудят вершины деревьев. Скрипят, стонут стволы, поросшие мхом. Сыро, сумрачно, глухо. Корни - выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы. Кругом звериные следы, тишина и безлюдье.

    Как вы себя почувствовали в тайге? (Неуютно, захотелось на простор, на солнышко.)  Вот такая суровая, негостеприимная тайга.

    Послушайте еще одну загадку :

    "Что же это за девица:

     Не швея, не мастерица,

     Ничего сама не шьет,

     А в иголках круглый год?" (Елка)

     Ель легко узнать: она похожа на палатку, остроконечная верхушка и почти горизонтальные ветки внизу.

    Ель - дерево певучее. Почему? Что оно умеет петь? Оказывается, из нее делают музыкальные инструменты - скрипки, пианино. А еще телеграфные столбы, шпалы, бумагу.

    Рядом с елью в тайге растет чудо-дерево - кедр. Его еще называют кедровой сибирской сосной. Это дерево может (при благоприятных условиях) вырасти огромной величины: представьте себе высоту в 2 пятиэтажных дома, поставленных друг на друга. Вот такой может быть кедр. Леса, где растут чистые насаждения кедра, встречаются очень редко и носят название - кедрач. Повторите это слово. Обычно кедр растет в смешанных лесах, соседствует с елью, пихтой. Ребята, а знаете ли вы, что растет на кедре? Кедровые шишки. Когда шишка созреет, она опадает на землю, не раскрываясь, и орешки из нее не высыпаются. Очень любят лакомиться кедровыми орешками птицы тайги - кедровки. Они собирают орехи в защечные мешки и затем прячут их в траву, под мох. Потом кое-какие орехи они съедают, а некоторые остаются в земле и прорастают. Можно ли сказать, что птицы-кедровки выращивают лес? Из кедра получают вкусное и полезное масло, оно чем-то напоминает нам подсолнечное масло в бутылках, халву. Древесина кедра очень прочная: из нее делают мебель, железнодорожные вагоны, карандаши.

    Физкультминутка "Добрый лес":

    Добрый лес, старый лес,

     Полный сказочных чудес!

     Мы идем гулять сейчас

     И зовем с собою вас!

     Ждут нас на лесной опушке

     Птички, бабочки, зверушки.

     Паучок на паутинке,

     И кузнечик на травинке!

    А сейчас я расскажу сказку еще про одно таежное дерево - лиственницу. Когда-то Природа раздавала всем деревьям наряды: березке достались нежные листочки, кедру - длинные пушистые иголки, сосне - тоже иголки, но другие. Деревья говорят: "Почему березке и осинке такие симпатичные лоскутки, а нам - иголки? Мы что, все жизнь шить будем?" И сказала Природа: "Листья будут появляться весной, а на зиму облетать. А иголки останутся на вас вечно, так будет справедливо". Тут и лиственницы очередь подошла. Сперва попросила она себе иголки: все-таки среди снегов всегда оставаться зеленой - просто замечательно! Потом вернулась и попросила хоть чуть-чуть сделать ее похожей на березу. "Хорошо!" - сказала Природа. И у лиственницы остались иголки, как у кедра, сосны, ели, но на зиму они стали желтеть и облетать, как листья у березки. Лиственница - очень прочный строительный материал. Дома, построенные из нее, сохраняются сотню лет. В воде лиственница не гниет, становится прочной, как металл.

    Вы думаете, деревьям живется лучше, чем людям? В школу ходить не надо, уроки делать. Это так. Но у деревьев свои сложности. Больше всего деревья боятся заморозков и пожаров. Ведь дерево не может соскочить с места и убежать. Почему в лесу возникают пожары? Что надо помнить людям, которые находятся в лесу? (Не разжигать костров, не мусорить, не ломать ветки, не шуметь.)

    О лесе люди придумали пословицы (читают дети):

     "Лес - богатство и краса, береги свои леса!"

     "Враг природы тот, кто леса не бережет".

    4. Чтение стихотворения С. Маршака "Праздник леса":

                Что мы сажаем, сажая леса?

     Мачты и реи - держать паруса, рубку и палубу, ребра и киль -

     Странствовать по морю

     В бурю и штиль.

     Что мы сажаем, сажая леса?

     Легкие крылья - лететь в небеса.

     Стол, за которым ты будешь писать,

     Ручку, линейку, пенал и тетрадь.

     Что мы сажаем, сажая леса?

     Чащу, где бродит барсук и лиса,

     Чащу, где белка скрывает бельчат,

     Чащу, где пестрые дятлы стучат.

     Что мы сажаем, сажая леса?

     Лист, на который ложится роса,

     Свежесть лесную, и влагу, и тень -

     Вот что сажаем в сегодняшний день!"

     

    5. Рефлексия

    В. – Что стало бы, если исчезли леса? Что дают леса? Что нового вы узнали?

     

    Игровая ситуация «Моя малая родина»

    Цель: Расширение представлений о родном селе.

    Задачи:

    - Формировать у детей понятие "малая родина".

    -Различать функциональную принадлежность зданий их архитектурную особенность.

    -Знакомить с пословицами о Родине.

    - Продолжать учить детей составлять короткие рассказы по фотографии.  

    -Воспитывать  любовь к своей малой родине.

    Интеграция: социализация, коммуникация, чтение художественной литературы.

    Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

    Словарь: Россия,  малая родина.

    Материал:   фотографии села Нижняя Омка.

    Содержание организационной деятельности детей:

    - Дети, хотели бы вы раскрыть тайну и секрет слова «родная»?

    Для этого нужно придумать к словам «родная», «родной» походящее слово.

    Игра «Подбери словечко».

    - Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.

    Дети: мама, папа, улица, дом, село, край.

    -Молодцы, замечательно подобрали и разгадали тайну слова «родная».

    -У нас с вами есть родная страна. Скажите, как она называется?  (Россия)

    - Россия наша Родина мы гордимся и любим ее. О любви к Родине сложено немало мудрых пословиц. Дети, какие пословицы знаете вы?

    Дети: - Нет в мире краше Родины нашей.

    Одна у человека мать, одна у него и Родина.

    Человек без Родины, что соловей без песни.

    Родина-мать, чужбина-мачеха.

    На чужой стороне Родина милей вдвойне.

    - О Родине написано много стихов. Послушайте стихотворение и скажите, о какой Родине мы сегодня поговорим?

    -Малая родина-

    Островок земли.

    Под окном смородина,

    Вишни расцвели.

    Яблоня кудрявая,

    А под ней скамья.

    Ласковая родина малая моя!

    - О какой Родине говорится в стихотворение? (О малой родине)

    - Что такое малая родина? (Ответы детей)

    - У каждого из нас есть своя малая родина - тот уголок земли, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом. У кого-то малая родина - небольшое село, у кого-то - городская улица. Словом, малая родина у каждого своя. Для нас малая родина это наше село и улица, на которой мы живём.

    - Скажите, как называется наше село? (Нижняя Омка)

    - Как называется улица, на которой вы живёте? (Ответы детей)

    Рассказать детям о улицах, носящих имена известных людей.

    Физминутка:

     По селу мы идем (маршируют),

    Звонко песню мы поем (покачивания головой вправо-влево, напевая: ля-ля-ля).

    Мы по улице шагаем (маршируют),

    Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги).

    Делай шаг – раз, два,

    Взмах руками – три, четыре.

    Повернулась голова (в любую сторону),

    Руки вверх и ноги шире.

    Прыгнем вместе высоко и побегаем легко.

    Игра «Заколдованное село»

    - У меня есть фотографии нашего села. Давайте посмотрим их и назовём, что на них изображено. Но что же случилось, вместо фотографий какие-то рисунки с контурами. Это злой волшебник заколдовал наше село. Что же делать?

    -Давайте превратимся в добрых волшебников и расколдуем наше село.

    Предлагаю рассмотреть рисунки с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить рисунки с фотографиями. Каждый ребёнок показывает свою фотографию, рассказывает, что на ней изображено и размещает на фланелеграфе.

    - Дети посмотрите, какое красивое наше село!  Послушайте о нём стихотворение.

    - Село моё любимое,

    Село моё родное.

    Зелёное ты летом,

    А осенью цветное.

    Белоснежное и чистое

    Ты стоишь зимою.

    А весной ты нежное,

    Я горжусь тобою.

    Пусть ты не столица,

    Но люблю тебя.

    И знакомых лица радуют меня,

    На большой планете

    Городов не счесть

    На реке Оми - Нижняя Омка есть!

    - И пусть засветит солнышко, чтобы лучше было видно, сколько красивых мест у нас есть. У нашего солнышка нет лучиков. Вы будете называть красивые слова о нашем селе и у солнца появятся лучики.

    Дети: - Наше село красивое, светлое, спортивное, гостеприимное, чистое, родное, современное, любимое, большое.

    На каждое названное ребёнком слово выкладывается лучик.

    - Посмотрите, какое лучистое солнышко засверкало над нашим селом.

    - О чем мы сегодня говорили?  Какая Родина есть у каждого из нас? Что вам понравилось?

    - Дорогие дети! Любите свою Родину - большую и малую.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ.

    Размещаемый материал представляет собой статью о необходимости нравственно-патриотического воспитания у дошкольников,о комплексном характере воспитательной работы,а также о взаимодействии родителей и ...

    Воспитание любви к Родине через ознакомление с историей родного края

    Тему педагогического опыта подсказала повседневная работа с детьми. Низкий уровень знаний детей о родном городе, недостаточность методического материала для создания предметно-развивающей среды по дан...

    План работы по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

    План работы  по экологическму воспитанию детей дошкольного возрастачерез ознакомление с природой родного края...

    ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ.

    В статье сообщается о воспитании нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрста через ознакомление их с родным краем. Представлены цели и задачи работы, условия  и этапы р...

    "Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств через ознакомление с природой родного края"

    Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриотичесих чувств у ребенка. Чувство патриотизма...

    Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

    Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»...