Мои публикации
учебно-методический материал по теме

Насретденова Вария Рухелбаяновна

 

Выспупление на окружной научно-практической конференции (представления опыта)

Организация   работы   с  дошкольниками  и родителями   по  воспитанию  межнациональной  толерантности.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

«Толерантность» - один из самых популярных терминов в современной отечественной и зарубежной социально – политической, культурологической и правоведческой литературе. Существует множество гуманитарных подходов к определению и исследованию толерантности, однако при этом  собственно психологические трактовки фактически отсутствуют.

Понятие  межнациональной толерантности многообразно, у разных народов можно увидеть своеобразие подходов к его определению. В этом проявляется культура и самобытность каждого народа, каждого языка. Вместе с тем, существуют общие смыслы, объединяющие это понятие в разных языках:

- понимание взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех;

-признание единства и одновременно многообразие человечества;

- уважение права другого быть иным;

- воздержание от причинения вреда, так как это вред и для самого себя;

- приобщение к искусству жить в мире непохожих людей.

Однако, основы  межнациональной толерантности можно формировать уже в дошкольном возрасте так как само предназначение дошкольного периода развития заключается не столько в овладении знаниями,  сколько в становлении базовых свойств его личности.

Детям до 6 лет присуще «впитывающее сознание», когда ребенок беззащитен и доверчив, присваивает информацию без оценки. Именно в этот период времени у малыша закладываются доверие к себе, людям, миру, формируется характер, возникает и укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности в себе. Поэтому важную роль в воспитании ценностных качеств играют взрослые, которые способствуют, с одной стороны, созданию благоприятных условий для естественного созревания толерантной личности, с другой стороны, культурному совершенствованию, овладению культурными способами проведения и мышления.

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. Здесь ребенок учится делить радость и горе, сострадать, ощущать единство с родными людьми.

В Национальной доктрине образования  Россииской Федерации подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы образования невозможна без знаний о своей Родине, о своем народе. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. В нашем детском саду «Медвежонок» воспитываются дети разных национальностей, и у каждого народа свои обычаи, традиции, сказки, музыка, песни, танцы. Большинство детей старшего дошкольного возраста положительно относятся к людям разных национальностей. Вместе с тем замечены проявления иного отношения: смех,  ирония, неуважение. Причины отрицательных проявлений кроются в детской непосредственности, весьма ограниченном жизненном опыте, отсутствии необходимых представлений о людях других национальностей и культуре общения с ними. Гуманное отношение к людям других национальностей воспитывается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся постоянно рядом с ним. Это особенно актуально в наши дни, поэтому, начиная с детского сада, мы взрослые: педагоги и родители стремимся поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей. Наши родители являются непременными участниками работы по формированию у детей межнациональной толерантности. Как мы реализовали эту задачу?

Чтобы поближе познакомиться  с родителями провели анкетирование по изучению национального состава  семей, посещающих группу, и составили социальный портрет родителей группы,  получены результаты: большинство- 15 семей-  русские, 2 семьи – украинцы, 3 семьи – татары. Таким образом, нам предстояло работать с русской, украинской, татарской культурами. Так как мы живем в Ханты - Мансийском округе, то мы не могли оставить без внимания и культуру народов Севера.

 В начале учебного года мы с родителями провели "Круглый стол" на тему: "Давайте познакомимся". Ознакомили родителей с годовыми задачами дошкольного учреждения. Родителям были заданы вопросы о том, как они понимают,  что  такое межнациональная толерантность, как они относятся к межнациональному общению, культуре. Родителей этот вопрос заинтересовал. Каждый родитель внес конкретное предложение, на этой основе был составлен план  работы.   Мероприятия были очень интересные: например, составить карту-схему на тему "Кто,  где живет?", оформить  "Генеалогические древа семьи". Некоторые семьи решили  придумать вместе с детьми свой семейный герб.

image

Родители принимали самое активное участие в оформлении мини – музея четырех культур в группе. Многие подлинные вещи, предметы быта, которые собраны нашими родителями и детьми представляют большую ценность  и для нас и для семьи, кроме того, каждый родитель  и ребенок старались рассказать историю о принесенной вещи, предмете быта. В музей принесли даже прабабушкины полотенца, вышитые русским и татарским орнаментами.  Родители с интересом  отнеслись к изготовлению  национальных костюмов для кукол. Одна из эффективных форм совместной  работы  с родителями  была информационная папка "День за днем". Дома  дети с родителями подбирали информационный, иллюстрированный или  фото материал на интернациональную тематику и приносили в детский сад. Есть одно маленькое условие: родители  рассказывали ребенку, что изображено на фотографии, иллюстрации, а дети все это пересказывали в группе для других детей. Такая форма работы помогает развивать речь детей, память, обогащать знания об окружающем. Дети вместе с родителями неоднократно посещали городской краеведческий музей, а потом делились впечатлениями, обсуждали увиденное. Совместная поездка в городской краеведческий музей позволила уточнить знания и представления о русской избе, ее убранстве. Чтобы поближе познакомить родителей и детей с русской культурой провели открытый просмотр занятий "Русские народные традиции" и организовали экскурсию в мини-музей "Русская изба", который находится в нашем детском саду.

В нашей группе есть 3 семьи  татарской национальности, и я воспитатель- татарка, поэтому знакомство с татарской культурой было особенно интересно и понятно мне. Вместе с детьми  и родителями  сходили в музей  татарской культуры, который находится в детском саду №81. Нас встретила приветливо, воспитатель Сария  Хатмулловна, которая  руководит  в этом детском саду  кружком татарской культуры,  она рассказала нам для чего организован этот мини-музей, ознакомила с бытом, традициями татарского народа.

В конце учебного  года в группе  прошла неделя открытых занятий познавательного цикла для родителей «О русской культуре», «О татарской культуре», «Об украинской культуре».  Родители приходили не только  наблюдать, но и участвовать в ходе занятия. Когда дети знакомились с украинской культурой, на занятии присутствовала бабушка- украинка. Она  очень интересно рассказывала детям про уклад жизни, быт, историю своих предков, культуру украинского народа.

Вместе с родителями проведен конкурс рисунков "Национальность моей семьи".  В течение года проводили консультации  для  родителей  и  тематические  занятия для детей на темы: "Русские народные праздники", "Татарские народные праздники", "Украинская культура", "Народные игры","Старинные народные обычаи", "Национальные костюмы", "Русские и татарские матрешки", "Национальная кухня" и др. Проводили дискуссии с родителями на темы: "Без истории - нет будущего", "Семейная традиционная культура".  В течение года работал семейный клуб "Взаимодействие", где обсуждали с родителями дальнейшую работу, предстоящие праздники. Совместно разучили песни, imageтанцы, хороводы, стихи, составили сценарий праздника «В гостиной дружбы народов». Праздник стал итогом всей проведенной работы за год. После праздника родители организовали чаепитие вместе с детьми. Каждый родитель представил свое национальное блюдо. Дети вместе с родителями с удовольствием пили чай с русскими блинами, татарским "чак - чак", пробовали украинские галушки.

Итоговый праздник показал: что благодаря тесному сотрудничеству с родителями, дети имеют представление о том, что люди разных национальностей говорят на разных языках, в праздничные дни надевают разные национальные костюмы, но всех их объединяет чувство любви к Родине, желание сделать ее еще богаче и прекраснее. Отмечена динамика  в формировании    представлений  о человеке  в истории и культуре у каждого воспитанника.

 

Прав был великий татарский поэт Габдулла Тукай, написавший:

"С народом России мы песни поем,

Есть общее в нашем быту и морали,

Один за другим проходили года, -

Шутили, трудились мы вместе всегда.

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,

Нанизаны мы на единую нить!"

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc2.41 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.

laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П.  Распространение педопыта воспитателя...

Наличие публикаций, включая интернет публикации.

Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...

Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации

Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...

X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...

X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»

Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...