Особенности работы с гиперактивными детьми.
методическая разработка

Плаксун Елена Юрьевна

Особенности работы с гиперактивными детьми. Рекомендации для воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы с гиперактивными детьми.

    Гиперактивный переводится дословно как сверхактивный. К внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Всем известно, что с каждым годом таких детей становится больше. Воспитатели в группах с большим количеством детей в большинстве случаев не желают находить подход к каждому ребёнку, учитывать потребности ребёнка не понимая, что тем самым они усложняют свою работу. Гиперактивные, агрессивные дети становятся для них раздражителями, нарушителями спокойствия и им зачастую бывает легче их наказать, нежели понять их и внести поправки в процесс воспитания, зачастую они просто не знают как это сделать. Работа педагогов в ДОУ должна строиться учитывая трудности с которыми сталкиваются эти дети и быть направлена в первую очередь на то, чтобы научить ребёнка концентрировать внимание, доводить начатое дело до конца, контролировать свои движения, снизить мышечное напряжение, контролировать свои эмоциональные проявления, расширять поведенческий репертуар во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Существует ряд правил которых необходимо придерживаться в работе с гиперактивными детьми, применяя их в своей работе, педагоги могут облегчить себе работу и избежать большинство трудностей, а главное помочь ребёнку:

    Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

    Не ожидайте всего и сразу. Начинать нужно с тренировки только одной функции (например, только внимания, при этом вы должны быть терпимы к ерзанью на стуле или перебиранию всех предметов на столе в процессе этой работы). Помните, что если вы одергиваете ребенка, то его усилия тут же переключаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время ваших игровых занятий.

     Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки, так как характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. При этом мозг продуктивно работает 5-15 минут, а затем 3-7 минут накапливает энергию для следующего цикла. Не начинайте ругать ребёнка за то, что он отвлёкся от задания, предложите ему вытереть с доски, принести карандаши, тогда образовательный процесс не будет нарушен, другие дети не будут отвлекаться, а гиперактивный ребёнок отдохнёт и вернётся к занятию. А если постоянно сдерживать его порывы покрутиться, встать посмотреть, что где расположено, не давая ему возможности снять напряжение, тогда ход занятия будет нарушен, ребёнок не воспримет материал занятия, что может сказаться на его самооценке. К тому же он начнёт отвлекать других детей.

     Будьте драматичным, экспрессивным педагогом. Это в первую очередь необходимо для того, чтобы наладить контакт с ребёнком и привлечь его внимание.

       Уменьшить рабочую нагрузку ребенка. Нельзя перенапрягать гиперактивного ребёнка, необходимо учитывать его особенности. Лучше давать материал небольшими частями и как можно чаще предоставлять ребёнку возможность выплеснуть скопившуюся в нём энергию.

       Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. Учитывая подвижность и торопливость таких детей необходимо понимать и быть готовым, что аккуратности в выполнении занятий вероятнее всего ждать придётся долго и быть готовым к этому, не требовать от ребёнка больше, чем он может сделать, не сравнивать его с другими. Особенно учитывая тот факт, что в каких-то ситуациях он может справиться лучше других детей.

      Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

         Сажать ребенка во время занятий рядом со взрослым.

           Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить ребенку полноценный сон и спокойную обстановку.

        Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из «можно» и «нельзя» были последовательны. Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны проявляться вовремя. Пусть это будет доброе слово, маленький сувенир или жетоны (сумму которых Вы обменяете на что-то приятное), но их передача ребенку должна являться достаточно быстрым проявлением Вашего одобрения его действий.

      Договариваться с ребенком о тех, или иных действиях заранее.

       Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

      Предоставлять ребенку возможность выбора.

       Помните, что ребёнок не виноват, что он такой. Ему тоже тяжело, он тоже переживает.

       Одним из главных требований, на мой взгляд, является работа с родителями таких детей. Педагог должен наладить с ними тесный контакт, постоянно обмениваться информацией о ребёнке, о его успехах или трудностях. Так же должен учитываться подход к ребёнку, требования к нему, так как требования должны быть одинаковыми со всех сторон, чтобы не путать ребёнка и не навредить ему ещё больше.

   Гиперактивному ребенку, как правило, делают огромное количество замечаний и дома, и в детском саду, и в школе, в связи с этим страдает его самооценка, поэтому надо почаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные. Нельзя, однако, забывать, что недопустима похвала неискренняя, незаслуженная. Все дети, а особенно гиперактивные (и особо чувствительные), быстро «раскусят» вас и перестанут доверять. Однако помня о том, что гиперактивному ребенку для укрепления уверенности в себе необходимы похвала и одобрение взрослых, нельзя забывать и о том, что если взрослый хочет похвалить ребенка за удачное выполнение задания, за усидчивость или аккуратность, лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.

    В течении дня устраивайте игры для детей, сейчас много литературы в которой представлен набор игр для гиперактивных, агрессивных, тревожных детей. И тогда ваш день пройдёт быстро и весело.

      С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с ним учебное, задание, то желательно, чтобы не было криков и приказаний, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Гиперактивный ребенок, будучи очень чувствительным и восприимчивым, скорее всего, быстро присоединится к вашему настроению. Эмоции его захлестнут и станут препятствием для дальнейших успешных действий.

Придерживаясь  этих правил Вы облегчите работу не только себе, но и поможете ребёнку.