«Ребенок и взрослый: педагогика сотрудничества, диалог с ребенком и родителями»
проект на тему

Мязина Оксана Ивановна

Дошкольное образовательное учреждение, обладая грамотными педагогическими кадрами, развивающей предметной средой, опытом и желанием может стать тем социокультурным институтом, который объединит усилия педагогов и родителей, поможет решить проблему возрождения традиций семейного чтения.

Инновация проекта состоит в том, что в условиях дошкольного учреждения необходимо создать комфортную социокультурную среду, побуждающую осознанное и уважительное отношение взрослых к читательской деятельности с детьми, оказывающую целенаправленное воздействие в подборе литературы для детского чтения и помощь в совместном чтении, через эмоциональное межличностное общение, являющееся источником и условием развития личности ребенка.

С развитием массового телевидения и компьютеризации читать детям стали значительно меньше. Телевизор и компьютер в этом поединке с книгой без труда вышел «победителем». Ребенок чаще сидит у телевизора и компьютера, чем с книгой. На данный момент необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка: воспитанию уважения к книге, миру человеческих взаимоотношений, интереса к повседневной действительности, которая окружает маленького читателя. Тогда ребенок научится не только «прочитывать» книгу, но соотносить ее со своими делами, мыслями, поступками. Для изменения ситуации необходимы не только усилия дошкольного учреждения, но и целенаправленные совместные действия с родителями. Семья и детский сад создают окружение, формирующее Человека Читающего, человека будущего. Дефицит внимания хотя бы одной из сторон негативно сказывается на ребенке в целом.

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все труднее, все хуже они понимают друг друга. И книга-это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Книга поможет нам возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа - она учит добру и справедливости, развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать. Она вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств: радостей и страданий, отношений и побуждений, мыслей и поступков.

Воздействие чтения на ребенка заставляет без специальной словарной работы находить интересные слова, очень обогащает речь. Когда ребенок слушает текст, он выстраивает свое представление, видение образов, воссоздает по описанию различные картины, старается понять намерения автора. Все это способствует мощному развитию мышления.

Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. У ребенка – память сердца. Не сопереживающие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века – этическим, экологическим, эстетическим.

В свете всего выше сказанного работа с книгой имеет свою специфику. В нашей работе мы делаем акцент не только на приобретение дошкольниками необходимых знаний, умений, навыков, но и на развитие личности в процессе работы с книгой.

Важным моментом является само общение, его мы и взяли за основу. Оно выступает в качестве своеобразного социально – психологического механизма, посредством которого и осуществляется воздействие на духовный мир человека, на его психику и сознание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_detskiy_sad_budushchego.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Детский сад будущего»

«Ребенок и взрослый: педагогика сотрудничества, диалог с ребенком и родителями»

1. Актуальность проблемы

Дошкольное образовательное учреждение, обладая грамотными педагогическими кадрами, развивающей предметной средой, опытом и желанием может стать тем социокультурным институтом, который объединит усилия педагогов и родителей, поможет решить проблему возрождения традиций семейного чтения.

Инновация проекта состоит в том, что в условиях дошкольного учреждения необходимо создать комфортную социокультурную среду, побуждающую осознанное и уважительное отношение взрослых к читательской деятельности с детьми, оказывающую целенаправленное воздействие в подборе литературы для детского чтения и помощь в совместном чтении, через эмоциональное межличностное общение, являющееся источником и условием развития личности ребенка.

С развитием массового телевидения и компьютеризации читать детям стали значительно меньше. Телевизор и компьютер в этом поединке с книгой без труда вышел «победителем». Ребенок чаще сидит у телевизора и компьютера, чем с книгой. На данный момент необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка: воспитанию уважения к книге, миру человеческих взаимоотношений, интереса к повседневной действительности, которая окружает маленького читателя. Тогда ребенок научится не только «прочитывать» книгу, но соотносить ее со своими делами, мыслями, поступками. Для изменения ситуации необходимы не только усилия дошкольного учреждения, но и целенаправленные совместные действия с родителями. Семья и детский сад создают окружение, формирующее Человека Читающего, человека будущего. Дефицит внимания хотя бы одной из сторон негативно сказывается на ребенке в целом.

С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все труднее, все хуже они понимают друг друга. И книга-это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Книга поможет нам возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа - она учит добру и справедливости, развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать. Она вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств: радостей и страданий, отношений и побуждений, мыслей и поступков.

Воздействие чтения на ребенка заставляет без специальной словарной работы находить интересные слова, очень обогащает речь. Когда ребенок слушает текст, он выстраивает свое представление, видение образов, воссоздает по описанию различные картины, старается понять намерения автора. Все это способствует мощному развитию мышления.

Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. У ребенка – память сердца. Не сопереживающие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам века – этическим, экологическим, эстетическим.

В свете всего выше сказанного работа с книгой имеет свою специфику. В нашей работе мы делаем акцент не только на приобретение дошкольниками необходимых знаний, умений, навыков, но и на развитие личности в процессе работы с книгой.

Важным моментом является само общение, его мы и взяли за основу. Оно выступает в качестве своеобразного социально – психологического механизма, посредством которого и осуществляется воздействие на духовный мир человека, на его психику и сознание.

2.Цель

Дошкольное образовательное учреждение как социокультурный институт способствует возрождению традиций семейного чтения, организации семейного общения, духовного единения между детьми, родителями и педагогами.

3.Теоретическое обоснование инновации

Разработка данного проекта основывается на учете особенностей развития ребенка-дошкольника, важности раскрытия и обогащения прикладного значения теоретических достижений дошкольной педагогики, актуальности и необходимости осуществления задач педагогики сотрудничества.

Приобщение ребенка к чтению книг начинается в раннем возрасте, с того момента, когда он впервые берет ее в руки, исследует (ощупывает, рассматривает, переворачивает странички, даже пробует на вкус).

Чувственный опыт – самый удобный и естественный способ познания мира ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Поэтому непосредственное участие детей в процессе чтения книг, обсуждения отдельных художественных произведений, их анализ, сравнение и следующие за этим различные инсценировки, театрализованные постановки, где дети исполняют определенную роль – наиболее эффективный и рациональный способ поддержания и расширения читательского интереса дошкольников в условиях детского сада и семьи.

Как показывают исследования, особенностью детей дошкольного возраста также является наиболее частое и охотное проявление неподдельного интереса к слову, речи, словотворчеству. Это отражается, например, в стремлении услышанное стихотворное произведение «переложить» в прозу, рассказывать только что выдуманную историю, выдавая ее за чистую правду. Все это говорит об уровне сформированности и грамотности речи, развитии воображения, памяти, мышления, умении и желании создавать что-то свое, то есть творить. Чтобы помочь ребенку раскрыть его творческий потенциал, необходимо использование в работе по ознакомлению с произведениями золотого фонда детской литературы заданий, требующих умения говорить, договариваться, проявления смекалки, находчивости, навыков сочинительства.

Основной формой учебной деятельности детей – дошкольников по-прежнему является занятие. Но знакомство с книгой, ее содержанием может осуществляться не только на традиционных занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Это может быть и досуговая деятельность в форме комплексных, интегрированных, тематических занятий, организованных педагогом группы совместно со специалистами дошкольного учреждения. При этом важно отметить необходимость нового подхода к содержанию таких занятии. Они могут носить игровой, сюжетный, постановочный, соревновательный характер. В них могут принимать непосредственное участие дети из других групп (зрители, участники), сотрудники детского сада, а также родители.

Чтение книг – один из способов объединения ребенка с семьей, так как ребенок-дошкольник является читателем лишь «условно». В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и заканчивая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, создание системы чтения – все это во власти взрослого. От него в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем. От установок взрослого также зависит формирование доброго отношения ребенка к книге. Поэтому крайне важным в деле приобщения ребенка к книге, возрождения традиций семейного чтения является сотрудничество работников дошкольного учреждения с родителями воспитанников. В этой работе необходим тесный контакт обеих сторон, ясное понимание того, что чтение способствует духовной связи ребенка со взрослым, преодоление дефицита общения детей и родителей.

4.Основная гипотеза проекта.

Мы предполагаем, что создание социокультурной среды для детского чтения окажет благотворное влияние не только на разностороннее развитие ребенка, но и обеспечит его полноценное межличностное общение со взрослыми.

5.Задачи.

-широкая пропаганда семейного чтения как фактора, содействующего укреплению и развитию семейных отношений.

-организация содержательного досуга семьи, расширение и углубление круга семейного чтения.

-определение форм и методов деятельности дошкольного учреждения по просвещению и практической подготовки родителей к семейному чтению.

-оказание помощи родителям в руководстве детским чтением в условиях семьи.

-привлечение родителей к активному сотрудничеству в работе дошкольного учреждения по реализации данного проекта.

6.Основное содержание и этапы реализации проекта

Реализация проекта предполагает определение системы работы по формированию и развитию читательской деятельности детей и взрослых в дошкольном учреждении, которая осуществляется поэтапно.

Задачами первого этапа работы становятся:

-исследование состояния воспитательно-образовательного процесса по формированию у детей интереса к книге, чтению в условиях дошкольного учреждения и семьи как средству непосредственного общения ребенка с окружающим его социумом;

-определение уровня педагогической и информационной грамотности родителей и педагогов в вопросах методики организации детского чтения;

-анализ условий социокультурной, развивающей, предметной среды для организации читательской деятельности в дошкольном учреждении.

Методы, используемые на данном этапе работы, направлены на выяснение характера детско-родительских отношений; наличия читательского интереса и предпочтений детей и взрослых; понимания взрослыми роли книги в жизни ребенка.

Используются следующие методы:

  1. Опрос родителей, педагогов и детей («Воспитательная роль книги»; «Книга в жизни нашей семьи»; блиц-опрос «Семейное чтение – это…»).
  2. Анкетирование родителей и педагогов («Любимые книги нашего детства»; «Мы и литература»).
  3. Интервьюирование детей («На кого ты хочешь быть похожим»), родителей («Мама, папа, я – читающая семья?»), педагогов («Какие книги читать детям», «Интервью с ребенком», «Лесенка»).
  4. Психологические методики: «Родительское сочинение», «Интервью с ребенком», «Лесенка», тест-игра «День рождения».
  5. Индивидуальные беседы с детьми, родителями; наблюдения с целью выявления стилей родительского воспитания детей в семье.

Задачей второго этапа реализации проекта является определение содержания системы воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения, направленной на возрождение традиций семейного чтения, интереса детей к книге.

Система работы предполагает организацию социокультурных условий, определение наиболее эффективных методов и форм деятельности детей, родителей и педагогов, способствующих достижению основной цели проекта.

Литература как вид искусства лучше воспринимается тогда, когда создана особая эмоциональная атмосфера, особый настрой на чтение книги, благоприятная обстановка для общения. С этого начинается формирование читательской культуры дошкольников. Содержание работы дошкольного учреждения по организации социокультурной среды включает в себя несколько направлений:

  1. Создание книжных уголков в группах, в которых размещается литература, соответствующая данному возрасту и решению программных задач. А также в игровых комнатах полезно иметь книжные полки. Полка располагается на уровне роста детей и «подрастает» вместе с ними. Здесь рекомендуется выставлять разнообразные яркие книги, периодически менять их, обращая внимание детей на «новинку». Наполняемость книжной полки зависит от интересов детей и их родителей (это могут быть любимые детьми или семьей новые, имеющие необычный дизайн книги; книги одного жанра или тематики и др.).
  2. Создание детской библиотеки в дошкольном учреждении.

Книжная индустрия сегодня предлагает нам большой выбор детских книг. Поэтому необходим грамотный подход к вопросу отбора книг для детской библиотеки, заключающийся в педагогических принципах (доступность восприятия дошкольниками, учет обучающего и воспитывающего аспектов работы, эстетичность оформления, периодичность тематики и жанров). Здесь содержатся различные виды книг: книжки – малышки, книжки – подушки, книжки – элерманы, книжки – вырубки, книжки – панорамы, книжки – игрушки – для младших дошкольников; детские книги разнообразной тематики (детская жизнь; изображение животных, зверей, птиц; игра, игрушки; состояние природы, времена года; взаимоотношения со взрослыми, старшими детьми, друзьями) и жанров (детский фольклор, стихотворения, циклы стихов, сказки, азбуки). Причем произведения как русской, так и зарубежной литературы.

Помещение детской библиотеки должно быть достаточно освещено, иметь «мягкий уголок», где ребенку или взрослому будет комфортно самостоятельно работать с книгой. Стеллажи с книгами необходимо расположить так, чтобы к ним удобно было подойти, свободно взять необходимую литературу. Важно также обращать внимание на качество иллюстрации в книгах, четкость их изображения, так как они тесно связаны с текстом, «проясняют» его.

  1. Создание детского видеосалона. Это помещение, где дети и взрослые располагаются свободно (на ковре, диванчике, кресле рядом с большими мягкими игрушками) у экрана или имеют возможность заниматься художественной деятельностью в процессе или после просмотра, слушания записей. Здесь содержатся видеокниги, диафильмы, диски и кассеты с записью сказок, литературных произведений для детей, исполняемых известными артистами, чтецами. А с видеопленки можно проводить «встречи» детей с детскими писателями, поэтами (их телевизионные выступления).
  2. Просторные помещения холлов также должны быть функциональными и способными оказать неоценимую помощь в достижении цели возрождения семейного чтения и задач педагогики сотрудничества. Например, один из холлов оборудован для выставок детско-родительских работ. Другой – имеет стилизацию «Русской избы», где могут осуществляться театрализованные постановки, проводиться экскурсии. Холл «Музыкального салона» может использоваться для литературных чтений, творческих вечеров, а также для отдыха и самостоятельной работы ребенка с книгой. Один из холлов может быть оформлен в виде панорамы «Сказочной поляны». Это пространство можно использовать для театрализованных игр, постановок детей со взрослыми, для творческих заданий.

Таким образом, создание социокультурных условий требует не только достаточного материально-технического обеспечения, но и творческого воплощения современных дизайнерских находок.

Основной формой работы по развитию у дошкольников интереса к книге остаются занятия по ознакомлению с художественной литературой. Используются комплексные, сюжетные, тематические и театрализованные виды занятий. Учитывая возрастные особенности детей, педагог определяет тематику и содержание работы. Прописываются цепочки интересных событий и алгоритм освоения сказок или художественных произведений. Определенным итогом данной работы являются: театрализованные постановки, драматизации. В них учувствуют все дети: играют роли, рисуют декорации, участвуют в массовых сценках.

Наряду с занятиями организуются разнообразные формы работы:

- Литературные досуги.

- Игровые студии (игры – путешествия, литературные викторины и конкурсы, театрализованные игры).

- Творческие мастерские (мастерская «Словотворчества», литературные кружки, выставки, «создание книг», моделирование проблемных ситуаций, этические беседы, речевое моделирование).

Проведение литературных досугов, основой сценария которых служат произведения детских писателей, расширяют кругозор детей, обогащают их жизненный опыт, приобщают к мировой детской литературе, знакомят с творчеством таких замечательных писателей и поэтов, как А.С. Пушкин, Л.Н.Толстой, К. И. Чуковский и др. Это учит детей понимать смысл литературного произведения, видеть своеобразие изображения действительности, поддерживать интерес к художественному слову, а также знакомят детей с жанровыми особенностями литературных произведений: прозы, поэзии, рассказы, сказки, стихотворения и фольклор.

Органично вплетенные в ткань сценариев, мудрые пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки русского народа призваны вызвать у детей интерес к народному творчеству, желание продолжить знакомство с ним.

На встречах с произведениями детских писателей дети учатся различать добро и зло, оценивать поступки героев и свои собственные. В результате непринужденного общения во время представления у детей развивается слуховая, зрительная и двигательная память, артистические способности, формируется воссоздающее воображение — умение мысленно представить себе события и героев литературных произведений.

Тематика литературных досугов может быть разнообразной.

1.Праздник детской книжки.

2.Сказка – концерт «Герои наших любимых книг».

3.Новые приключения старых знакомых «Русские народные сказки на новый лад»

4.Вечер веселых стихотворений.

5.Детские рассказы о животных «Ребятам о зверятах».

6.Детский фольклор «В гости к бабушке на блины да оладушки».

7.Знакомство с авторскими сказками.«Волшебники приходят к детям».

8.Фольклорный досуг «Делу время – потехи час».

9.Знакомство с детскими писателями «Детям о писателях».

10.Вечер детской поэзии.

Приобщение детей к книге предполагает получение детьми большого количества информации. А игра как ведущий вид деятельности дошкольного возраста является наиболее эффективным способом приобретения детьми знаний. Поэтому необходимо использовать разнообразные игровые формы в работе с детьми – дошкольниками по ознакомлению с художественной литературой. С этой целью в дошкольном учреждении можно организовать разнообразную работу.

Игровые студии - викторины и конкурсы:

- «Чудо – дерево» (по сказкам Чуковского);

- «Мы с Тамарой ходим парой» (по стихотворениям А.Барто);

- «Там по неведомым дорожкам» (по сказкам А.С.Пушкина);

- Викторины («Поиграем – угадаем»; «Наши любимые книги»; «Поэты детям»;

- Конкурс «Назови героев сказки»; «Мой маленький театр»; «Мастера и мастерицы» (по иллюстрации детской книжки).

- Конкурс чтецов «Мамочка моя родная» (стихи о родных и близких людях); «Люблю грозу в начале мая» (стихи о природе); «Родные просторы» (стихи о Родине);

Игры – путешествия:

-«Приключения Незнайки и его друзей» (по рассказам Н.Носова);

-«Сказки для добрых сердец» (по народным сказкам);

-«Путешествия в волшебный город» (по сказкам детских писателей);

-«В гостях у Мойдадыра»;

-«Цветик семицветик».

Театрализованные игры, постановки особенным образом развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, позволяют формировать опыт социальных навыков поведения, позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого либо персонажа. С этой целью можно выделить следующие игры постановки:

- «Кто в гости пришел?»;

- «Пчелки и медведь»;

- «Полянка»;

- «Веселые загадки»;

- «Дружная семья»;

- «Веселые превращения»;

-«Волшебный сундучок»;

-«Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я?»;

-«Очень жить на свете туго, без подруги или друга»;

-«Дружно, весело с охотой, быстро справимся с работой» и другие игры.

Выбор содержания таких игр, постановок зависти от возраста детей, педагогических задач, тематики, индивидуальных особенностей.

Книга – это не только источник многообразных знаний, воспитатель души, но и способ развития творческого потенциала дошкольников. С этой целью в условиях дошкольного учреждения создаются творческие мастерские:

  1. «Клуб юных поэтов и писателей» (предполагает детское сочинительство стихов сказок, рассказов, историй с помощью выполнения творческих заданий, игр. Например, досочинить сказку автора, преобразовать ход повествования, введение новых, придуманных детьми персонажей).
  2. Детская типография «Цветик семицветик» (создание литературно-художественного журнала, сборников детских стихов и рассказов, где «издателями» являются сами дети. Они определяют содержание каждого номера, иллюстрируют его, придумывают его дизайн).
  3. Литературные кружки по интересам:

-«Раз словечко – два словечко»;

-«Волшебное слово»;

-«Литературный трамвайчик»;

-«Дом сказки».

4. Детские художественно-литературные выставки:

-«Наши книжки-малышки» (сделанные своими руками);

-Рисуем сказку;

-Детские стихи в картинках;

-Любимые книги ребят-дошколят.

(Дети являются экскурсоводами по выставке).

Эффективность и успешность реализации задач проекта полностью зависит от систематического и грамотного руководства деятельностью детей педагогов дошкольного учреждения. Поэтому необходимо формировать их педагогическую компетентность по проблеме организации детского семейного чтения.

Наряду с традиционными консультациями по вопросам методики проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой и рекомендациями по подбору круга детского чтения в разных возрастных группах, необходимо использовать такие формы работы с педагогами, которые будут способствовать обучению их организовывать читательскую деятельность и формировать интерес к книге не только детей, но и их родителей. С этой целью планируется проводить:

  1. Семинары-практикумы («Литературное воспитание дошкольников», «Учим детей, сочинять», «Выразительное чтение»).
  2. Устный журнал «Семья в жизни и творчестве детских писателей» (обсуждение вопросов семейного воспитания через детские литературные произведения).
  3. «У вас вопрос – у нас ответ» (встреча с работниками районной детской библиотеки).
  4. Круглый стол:

- оформление наглядной пропаганды для родителей «Ребенок и книга» (информационные стенды «Поучите вместе с нами», папки – передвижки «Организация детского чтения  в условиях семьи»);

- «Книга в восприятии детей и взрослых»;

-«Войдем в мир книги вместе» (обсуждение форм работы сотрудничества с семьями).

5. Деловая игра «Детские радости и горести» (методика проведения нравственно-этических бесед с детьми по прочитанным литературным произведениям).

6. Педагогический диспут «Детское чтение в семье и в дошкольном учреждении» (обсуждение вопросов преемственности круга детского чтения в работе дошкольного учреждения и семьи).

7. Пресс обзоры лучшего опыта работы «Мудрые мысли наших коллег».

8. Творческая педагогическая лаборатория («Читаем с любовью», «Как увлечь ребенка чтением», «Неделя детской книги в дошкольном учреждении», «Организация и проведение литературных досугов», Что и как читать малышу», «Театральная гостиная», «Презентация новых детских книг», организация рекламной акции «Чтение – вот лучшее учение»).

9. Консультации: «Создание условий для детского чтения в группе»; «Детская библиотека в дошкольном учреждении»; создание видеоклуба «Волшебный экран».

10. Педагогический досуг (Час путешествие «В глубину веков», поэтический час «Парус поэзии», час релаксации «Отбросим дела и заботы»).

Как было замечено, сегодня ребенок практически не увлекается книгой. Причиной этого является отсутствие читательских традиций в семье. Для формирования знаний, понимания необходимости семейных традиций чтения необходима целенаправленная, систематическая работа дошкольного учреждения с родителями.

Работа с родителями может быть трех видов: просветительская, консультативная, информационная.

Формы просветительской работы:

-Родительское собрание «Что читаем нашим детям?»;

-Школа родительской грамотности «Семья и книга»;

-Дискуссия «Книжный хит-парад»;

-Конкурс мини – сочинений «Телевизор, книга и ребенок»;

-Фотоконкурс «Книга и чтение в нашей семье»;

-Выставка книг «Книги прошлого и настоящего»;

-Создание музея книги.

-Выставка «Герои книг в рисунках и поделках»;

-Выставка – путешествие «Любимые книги наших родителей».

Формы консультативной работы:

-Консультации: «Книжные новинки»; «Что и как читать детям»; «Воспитание детей сказкой»; «Домашняя библиотека»; «Читаем дома»;

-Групповые консультации: «Воспитываем любовь к чтению»; «Библиотека и семейное чтение»;

-Родительский досуг «Читаем с рождения»;

-Мастерская чтения «Читай и наслаждайся!;

-Круглые столы: «Чтение начинается с колыбели»; «Читаем дома».

Формы информационной работы:

-День информации «Круг семейного чтения»;

-Семейная игротека «Читаю я, и моя семья»;

-«Золотая полка детства»;

-Информационный стенд «Ребенок и книга»;

-Работа библиотеки – передвижки «Почитай сам – передай другому»;

-Рекламная акция «Чтение – вот лучшее учение»;

-Конкурсно - игровая программа «Быть читателем полезно».

Данные формы работы с родителями помогут повысить уровень педагогических знаний, сформировать понимание значения детской литературы для разностороннего развития, духовной культуры и нравственно - эстетического воспитания ребенка – дошкольника. Также совместные встречи, обмен опытом семейного воспитания родителей между собой способствуют установлению партнерских отношений дружбы, желанию оказывать взаимопомощь, эмоциональному сближению людей разных поколений.

Передача положительного жизненного опыта поколений – очень важный аспект современной дошкольной педагогики. Основным условием осуществления данной идеи является совместная деятельность младшего и старшего поколений - их сотрудничество. Поэтому задачей третьего этапа  проекта является  установление сотрудничества детей и родителей через читательскую деятельность.

Чтобы дать понять детям и родителям как интересно чтение необходимо объединить родителей и детей в совместном семейном чтении и творчестве, познакомить семьи друг с другом, научить разные поколения вместе трудиться и отдыхать.

Используемые в дошкольном учреждении формы и способы организации совместной деятельности детей и взрослых, также многообразны. Во-первых, это образование клуба Сотрудничество «Растем вместе с книгой», в рамках которого проводятся акции («Семейный архив», «Любимые книги детей и родителей», «Вместе с книгой мы растем», «Чтение - вот лучшее учение»), семейные презентации («Семейные книжные новинки», «Книга, сделанная своими руками», «самая интересная книга этого года»). Во-вторых, это проведение выставок, конкурсов («Герои книг в рисунках и поделках», «Самая читающая семья», «Сказка в семейном кругу», «Семья – источник вдохновения», «Семейное чтение для души и разума»).

В-третьих, и детям и взрослым интересно выполнять игровые задания, викторины. С этой целью организовываются семейные игротеки: «Читать – это модно», «Семейный ералаш», «Сказки, в которых мы живем», «Играем, познаем, учимся».

Работа дошкольного учреждения по установлению сотрудничества с семьей, духовного единения ее членов, укрепления между ними эмоциональных связей, социализации ребенка наиболее эффективно реализуется в совместной культурно - досуговой деятельности. Это также способствует формированию их общей культуры, развивает творческую активность.

В праздничных мероприятиях по произведениям детских писателей участвуют дети и взрослые.

Дети и родители — главные герои праздника. Они активно участвуют в его подготовке, учат наизусть и рассказывают стихи, разыгрывают различные сценки, принимают участие в конкурсах и аттракционах, играют, поют, танцуют. Взрослые также являются и зрителями подготовленного совместными усилиями праздника. Эта роль, хоть и пассивная, тоже очень важна: внимание и доброжелательность зала поддерживают выступающих, свое одобрение зрители выражают громкими аплодисментами.

Для того чтобы содержание таких мероприятий носило новаторский характер, создаются специальные творческие группы. В их состав входят педагоги, родители, сами дети. Творческая группа решает какие стихи, сказки, сценки будут использованы, какие декорации, атрибуты необходимы и кто будет заниматься их изготовлением.

Основная цель досуговой деятельности – вызвать к ней интерес у детей и у взрослых. Поэтому следует проводить предварительную работу с детьми и взрослыми (чтение книг, рассматривание иллюстраций к ним, прослушивание грамзаписей стихов и сказок, разучивание стихов, отрывков из текстов с последующей драматизацией).

Некоторые номера готовятся «по секрету» от остальных. Необходимо заметить, что, чем больше волшебного, необычного, чудесного происходит на празднике, тем больше радости получают дети.

Опыт проведения праздников по произведениям детских писателей показывает, что на этих досугах царит атмосфера взаимопонимания, содружества, совместного творчества взрослых и детей. Желание делать друг для друга хорошее, радовать окружающих помогает детям и родителям объединиться в еще более тесный круг, наладить тот контакт, которого иногда не хватает в их отношениях. Обычно после таких праздников дети и родители не торопятся расходиться, каждому хочется высказать свое впечатление, поделиться радостью от своего выступления, вспомнить то, что больше всего понравилось и запомнилось.

Итогом досугов является не только получение знаний, но и опыт выступлений детей в качестве артистов.

Итогом сотрудничества ребенка с родителями и педагогами также может быть:

  1. Создание семейных рукописных книг;
  2. «Праздник детской книги»;
  3. Викторины, конкурсы по сказкам и произведениям детских (русских и зарубежных) писателей;
  4. Выставка «Сказка, которую мы рассказали сами»;
  5. Конкурс «Самая читающая семья»;
  6. Досуг «Книги наших мам и пап, бабушек и дедушек»; «Детская юморина»;
  7. День добрых дел «Услышать друг друга»;
  8. Вечер отдыха за чашкой чая «Сказки милой бабушки»;
  9.  «Вечер дружной семьи»;
  10.  Конкурс «Мама, папа, книжка, я – читающая семья»;
  11.  Создание клуба «Семейное чтение», «Радость родительских забот», «Мир семьи», где дети и взрослые могли бы знакомиться с творчеством писателей и художников, встречаться с интересными людьми, участвовать в конкурсах, играх, делиться опытом проведения домашних вечеров.

Важным направлением работы дошкольного учреждения является установление связи с другими социальными институтами.

Данный проект предусматривает связь работы с районной детской библиотекой, библиотеками школ, музыкальной школой им. Гайдна ДК «Новокосино». Сотрудничество с ними обеспечит непосредственное общение детей и родителей с работниками библиотеки (взаимопосещение экскурсии, тематические встречи, «Семейное чтение для души и разума», предполагающие обмен читательским опытом, круглый стол по распространению опыта семейного чтения).

Таким образом, идея создания комфортной среды общения ребенка и взрослого, возрождение традиций семейного чтения реализуется через развитие читательской деятельности, интереса к книге детей и взрослых, через объединение усилий работы с детьми, семьей и педагогами.

7.Ресурсное обеспечение проекта:

-договор о сотрудничестве с библиотекой;

-библиотека детского сада;

-передвижная библиотека для родителей;

-музыкальный зал для проведения встреч с родителями;

-компьютер;

-видео блок;

-выставочный комплекс.

8.Описание продукта.

Результат работы проекта "Ребенок и взрослый: педагогика сотрудничества, диалог с ребенком и родителями" на первом этапе реализации может быть представлен в форме аналитического отчета диагностических карт детей; диагностики профессиональной компетентности педагогов; анкет для родителей; уровня социокультурных условий созданных в ДОУ.

На втором этапе результат реализации может быть представлен в виде систематического планирования форм и методов работы с детьми, педагогами и родителями; разработок практического материала для решения и осуществления задач проекта.

Результат реализации проекта на третьем этапе может быть представлен в форме протоколов открытых мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении совместно с родителями и общественными организациями, а так же в виде фото отчетов и видеоматериалов.

Продукт реализации проекта представляется в виде:

-наличия комфортных условий для осуществления читательской деятельности детей и взрослых в дошкольном учреждении;

-наличия детской библиотеки в дошкольном учреждении;

-наличия методических разработок и рекомендаций по организации воспитательно–образовательного процесса в ДОУ;

-материально – технической базы (наличие оптимального количества книг, соответствующих возрастным особенностям детей – дошкольников, их интересам; технические средства обучения: телевизор, DVD, диапроектор, компьютерные программы, видеокамера, фотоаппарат; дидактические пособия и обучающие игры).

9.Система мониторинга.

Отслеживание и оценка реализации проекта осуществляется с помощью:

-собеседования с педагогами, родителями и детьми;

-анкетирования;

-анализа читательской деятельности детей и взрослых;

-игровых тестовых заданий;

-изучение продуктов совместной творческой деятельности взрослых и детей;

-проведение итоговых контрольно – оценочных занятий.

10.Возможности внедрения в систему дошкольного образования.

Трансляция инновации может быть осуществлена в условиях дошкольного учреждения и других социальных институтах (библиотека, школа), а так же на уровне Восточного административного округа в форме:

-проведения семинаров, консультаций, открытых мероприятий для родителей и педагогов ДОУ;

-организация семейных конкурсных программ, игр, выставок;

-презентация семейных проектов "Мама, папа, я – читающая семья";

-открытых мероприятий для дошкольных учреждений, школ: консультации, семинары, совместные досуги;

-игровых, конкурсных программ для детей дошкольных учреждений района;

-организация массовых мероприятий совместно со школой района;

-оформления выставочного зала в помещении районной библиотеки.

11.Смета расходов.

-Расширение библиотечного фонда;

-приобретение проектора мультимедиа;

-приобретение проекционного экрана.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "О чём говорить с ребенком в семье. Монолог или диалог?"

Консультация для родителей "О чём говорить с ребенком в семье. Монолог или диалог?"...

Консультация для родителей: "РОЛЬ МАТЕРИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ РЕБЕНКА. ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ"

Создавая в себе физическое тело малыша до рождения, после рождения мама формирует его духовный мир. Она как будто на ладонях привносит то светлое, что может дать ребенку. «Привносит на ладонях&r...

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ, РОДИТЕЛЯ И РЕБЕНКА

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ, РОДИТЕЛЯ И РЕБЕНКА...

СТАТЬЯ: «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗОНЫ В ДОУ - ПРОСТРАНСТВО СОТРУДНИЧЕСТВА И ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО»

Организация интегративных зон в детском саду, как выставочное пространство для детских работ и использование это в образовательных путешествиях - рассматривается как особая форма работы детей, педагог...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ ЧЕРЕЗ ОТНОШЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РЕБЕНКОМ И ВЗРОСЛЫМ

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных п...

Консультация для педагогов на тему « Труд как условие социализации ребенка, формирование цивилизованных способов сотрудничества со взрослыми и сверстниками».

Консультация для педагогов на тему « Труд как условие социализации ребенка, формирование цивилизованных способов сотрудничества со взрослыми и сверстниками»....

Консультация "Дидактические игры и упражнения на формирование сотрудничества ребенка со взрослым и на овладение способами усвоения общественного опыта"

Ребенок развивается в процессе общения со взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое ста­новится необход...