Обобщение передового педагогического опыта работы.
статья (подготовительная группа) на тему

Тимофеева Татьяна Владимировна

Обобщение передового педагогического опыта работы по теме:

«Инновационный подход обучения дошкольников к школе.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение передового педагогического опыта работы по теме:

«Инновационный подход обучения дошкольников к школе.»

ПОДГОТОВИЛА ТИМОФЕЕВА Т.В.

ВОСПИТАТЕЛЬ КГКП ДЕТСКИЙ САД «КАРЛЫГАШ»

Инновационный подход обучения дошкольников к школе.

Инновационный педагог –это новатор, мыслитель, исследователь, патриот, спортсмен, полиглот, координатор, семьянин, эколог, постоянно занимающийся самосовершенствованием.

Учитывая это, я стараюсь развивать и практиковать в себе эти качества.

В наш век бурного технологического и технического развития  нужны люди логически мыслящие, умеющие пользоваться современной техникой, владеющие  языками, практическими навыками и умениями в разных областях,  в том  числе  математическими знаниями и оперирующие математическими объектами.

     Изучение математики- это не только получение новых знаний, - это также развитие мыслительных процессов, пространственных представлений, памяти и внимания. Основным направлением к подготовке дошкольников я выбрала формирование элементарных математических представлений.

 Для  подготовки воспитанников  моей группы  ,  я использую  инновационные механизмы в обучении детей математике .

Была создание творческая  среда  для побуждения мотивации у детей . Для углубленного изучения математических представлений   есть уголок  математики, где сосредоточены  литература математического  содержания, ребусы, головоломки, кроссворды, прописи, раскраски, листы с заданиями, игры на развитие внимания, мышления, логики, памяти, математические игрушки ( кубик Рубика,  доска Воскобовича и т.д.) соответствующие возрасту детей.

Для закрепления  математических представлений   разработаны атрибуты  сюжетно-ролевых игр  с математическим содержанием,  Мною были  связать продукты из пряжи для таких игр как: «Магазин продуктов», «Кафе», «Семья». Сначала я пробовала связать продукты по представлению, но потом, случайно наткнулась в интернете на сайт и просто была удивлена количеством схем и представленных моделей изготовления продуктов. Для меня такое вязание оказалось  не только увлекательным, но и практически необходимым.   Дети с удовольствием играют вязанными изделиями :  фруктами , овощами, пельменями, тортами, пирожные  и т.д.  Играя в «Магазин» , «Банк» , «Что? Где?  Почем?»,дети знакомятся с национальной валютой тенге, производят вычислительные действия, получают знания по экономике.

В  группе  достаточное количество настольно-печатных игр, таких как «Логика и счет», «Домино- цифры», «Лото- легкий счет», экономические  игры «Монте-Карло» и «Монополия», шашки, таблицы и т.д.

По экономике, провожу занятия в занимательной форме. На пример тема «Состав семейного бюджета», между детьми распределяем роли папа, мама, бабушка, дедушка, старший брат или сестра,  маленький ребенок, знакомимся с такими понятиями как  «бюджет», доход», «пенсия», «стипендия», «пособие».  Далее обыгрывая такую ситуацию как «Расходование семейного бюджета», приходим вместе с ребятами к выводу, что необходимо планировать доходы и расходы на определенный период времени.

- Воспитательно-образовательный процесс в детском саду  строится  в игровой форме. В игре  есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. Ребенок  формируется как активный деятель, выполняя взятую на себя роль, может производить игровые разнообразные счетные, измерительные и другие действия. Самостоятельность, активность, саморегуляция- важнейшие характеристики свободной игровой деятельности.

Для восприятия разнообразных новшеств происходящих в социальной среде были  созданы социально -культурные условия. Использую интерактивную доску, ТСО - телевизор, компьютер, детские компьютеры.

В становлении личности дошкольника Казахстана  важным компонентом содержания обучения и воспитания является национально-региональный компонент, который присутствует  во всех   областях  программы, в том числе и  в области «Познание»  по  формированию элементарных  математических представлений.  Так, знакомя детей  с произведениями казахских авторов и  устного –народного творчества, я подвожу их к использованию математических знаний.

Например казахская народная сказка « Лиса, скворец и ворона». Здесь ребятам предлагаю ответить на такие вопросы:

Вспомните и назовите 10 сказок где встречаются

лиса и ворона. Сколько скворчат  было в

гнезде?  Гнездо скворца выше или ниже земли?

Казахская народная сказка: «Старик - Канбак»

Какого размера был великан?

Сколько гор он перекатывал в руках?

Сколько великанов пришло в гости к Канбаку?

Использую также   казахские народные игры :  «тенге алу», Кыз-куу» (догони девушку), и другие.

Обучение детей в подготовительной группе проходит по гос. программе, в том  числе  и по ознакомлению детей с новыми математическим понятиями в области «Познание».Но для качественной подготовки  к школ,  я провожу дополнительное образование детей через кружок « Занимательная математика».

Основные задачи кружка:

  • развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
  • развитие математических способностей и склонностей;
  • качественная подготовка ребенка к школе;
  • развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;

Я организую  деятельность кружка на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания  детей заниматься математикой. Для привлечения внимания детей,  поддержания интереса к математике, создала картотеку игр, разработала конспекты, подобрала материал для экспериментирования и исследовательской деятельности.

Основная работа дополнительного образования ведется по следующим направлениям:

В разделе количество и счет мне помогают следующие игры

 «Назови следующее, предыдущее число»

«Назови соседей числа»

«Математическая рыбалка»

 «Большая стирка»

«Числовые домики»

«Войди в избушку»

«Математические пазлы»

Данные игры  помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют  устойчивый интерес  к математическим  знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.

В разделе геометрические фигуры, использую такие дидактические игры как:

 «Геометрический конструктор»

«Геометрические собиралки»

«Отремонтируй робота»

 «Конструктор»,

 Проводимая работа помогает    закреплять знание  ребенка  о  геометрических фигурах  их свойствах, развивает  умение классифицировать их по отдельным признакам и  выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.

В работе по разделу  «Величина»  использую игры–эксперименты:

«Больше, меньше ли равно»

«Возьми-то, не знаю что!»

«В каком сосуде больше воды?»

«Что легче, что тяжелее?»

«Что тонет, что плавает?»

В   подобных играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём сравнивать массу,  объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнить полученные результаты, делать выводы и умозаключения. 
Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют мыслительную активность.

Раздел « Ориентировка во времени» проходит  через закрепление  

знаний детей  в  следующих  дидактических играх:

 «Мой режим дня по часам»

«Определи время по часам»

«Когда это бывает?»

«Что перепутал художник?»

Используемые игры  способствуют развитию  ориентировке детей во времени: (последовательностью дней недели, частей суток, месяцев  и времен года), совершенствую представления детей о режиме дня,  развивают чувство времени, умение определять время по часам.

Особым блоком выделяю логические задачи.

Основной задачей данного раздела – является  развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

Используемые  пособия ( палочки Кюизенера «Танграмм», «головоломки »,« Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.

Особо хотелось отметить математическую  исследовательскую деятельность в нашей группе. Так как главный путь развития у ребенка исследовательского поведения – собственная исследовательская практика.  Для проведения опытов было подготовлено специальное оборудование: весы, песочные часы, лупы, пинцеты, пробирки, различные емкости для измерения, взвешивания и наблюдения. На примере опыта с  водой были использованы  разные емкости, куда влили одинаковое количество воды и дети сделали вывод, что  чем больше емкость, тем ниже уровень воды и наоборот.  Во втором опыте дети имели возможность убедиться в том, что чем  больше  камней (глины, песка, почвы), тем  выше уровень воды в одинаковых резервуарах и чем меньше  песка, тем уровень воды  ниже. И также проводим опыты с условной меркой, одинаковое количество крупы измеряем разными мерками(большой и маленький стаканчик), дети приходят к выводу, чем больше мерка, тем меньше число, чем меньше мерка, тем больше число  и т.д.

   Добиться хороших результатов обучения детей мне помогает работа с родителями. Моя цель как педагога- создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Привлекаю родителей к участию в празднике «Царство математики», КВН «Математика-это весело»,  к изготовлению пособий, экспериментальной лаборатории,  книг-ширм Мною была подготовлена  наглядная  информация- папки-передвижки : «Математика в детском саду»,  памятки «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И СПОСОБНОСТЕЙ  У ДОШКОЛЬНИКОВ, через игру», буклеты- «Определение уровня готовности к обучению математике», «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ВНИМАНИЯ».

  • В своей работе я  использую литературу: З.А. Михайлова, Е.А.Носова Логико-математическое развитие дошкольников 2013г.
  •  Мария Фидлер, Математика уже в детском саду, 1981г.
  •  И.А.Помораева, В.А. Позина, Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада, 2012г.
  •  И.А.Помораева, В.А. Позина, Система работы в подготовительной к школе группе детского сада, 2013г.
  •  Т.П. Епанешникова, Дошкольник в мире экономики, 2013г.
  •  Организация опытно - экспериментальной работы в доу, 2013г.

Таким образом подводя итоги своей деятельности, можно сказать что проводимая мною работа показала следующие  результаты. Это подтверждается результатами диагностики. Результат знаний детей по математике за сентябрь 2013 г. показал 68%, а в  январе 2014г. этот показатель увеличился до 80%.

Подводя итоги всему выше сказанному, нельзя не сказать, что современный воспитатель- должен работать в инновационном режиме и уметь организовывать инновационную и экспериментальную работу в своем дошкольном учреждении, владеть новыми информационными технологиями. А самое главное -любить свою профессию и детей. Я желаю всем воспитателям быть профессионалами и помнить, что профессионализм приходит с опытом и зависит от личных способностей, интереса к делу, стремления к постоянному познанию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационный подход обучения дошкольников к школе. Подготовила Тимофеева т.В. Воспитатель КГКП Детский сад « Карлыгаш »

Слайд 2

Математический уголок

Слайд 3

Сюжетно-ролевые игры «Магазин продуктов»

Слайд 4

Занимательные игры по экономике «Состав семейного бюджета» «Расходование семейного бюджета»

Слайд 5

Казахские народные игры «Тенге алу »

Слайд 6

Кружок « Занимательная математика». задачи: развитие логического мышления и основных мыслительных операций; развитие математических способностей и склонностей; качественная подготовка ребенка к школе; развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;

Слайд 7

Геометрические фигуры «Геометрический конструктор»

Слайд 8

Величина «Больше, меньше или равно»

Слайд 9

Ориентировка во времени

Слайд 10

Логические задачи

Слайд 11

Экспериментально-исследовательская деятельность

Слайд 12

Диагностика

Слайд 13

Спасибо за внимание!