Развитие детского творчества в ДОУ
методическая разработка (средняя группа) на тему

Каплина Елена Николаевна

Атестационная работа с курсов переподготовки вопитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsionna_rabota.docx62.39 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области

ГАУ СО УЦ

Специальность:воспитательдетей    дошкольного возраста

Аттестационная работа на тему:

«Проблемы и пути развития детского творчества»

                                                         Выполнил:

                                                                Каплина Елена Николаевна                                                                                            

                                                                Проверил:

                                                                Рыбалко Наталья Григорьевна

г.Саратов 2014 г.

Оглавление

Введение                                                                                                                  3

Глава 1  «Детское творчество»                                                                           4

Глава 2«Пути развития детского творчества в МБДОУ №14»                  7

Заключение                                                                                                           32

Список литературы                                                                                             34

                                                                                                                       Введение

Одной из современных проблем дошкольной педагогики является    воспитание творческой личности. Слово «творчество» происходит от слова «творить», что означает «искать, изображать, создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном и общественном». Творческая деятельность - это деятельность, порождающая нечто новое. Это ее существенный признак. Творчество охватывает широкий спектр человеческой деятельности: наука, искусство, все изобретения человеческой цивилизации, да и сами формы жизни людей созданы творчеством.

Глава 1

«Детское творчество»

Творческая деятельность - это свободная деятельность по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «Я». Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Проблема детского творчества - одна из актуальных проблем педагогики и психологии. Исследовали ее Л. С. Выготский, Л. И. Венгер, Т. С. Комарова, А. Н. Леонтьев, Н. А. Ветлугина, Е. А. Флерина, Б. М. Теплов, А. И. Волков и др.

Детское творчество - это создание ребенком субъективно (значимого прежде всего для него) нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, сказки, игры) и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельности; результата (придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ).

Истоки творчества восходят к тому периоду детства (2-2,5-3 года), когда идет импровизация, когда творческое появляется во многих непроизвольных видах деятельности (игры с песком, со снегом, детское словотворчество). Важную роль в развитии детского творчества играет сюжетно-ролевая игра. Игра - это уже есть творчество, сугубо субъективное, но творчество, когда ребенок полностью свободен в проявлении своего «Я».

К основным видам творческой деятельности относятся: художественная творческая деятельность (изобразительное творчество, музыка, танцы, песенное, литературное, декоративно-прикладное, архитектурное, техническое творчество и др.).

Методика организации творческой деятельности должна основываться на следующих принципах:

- свобода волеизъявления, когда взрослый помогает ребенку в организации творческой деятельности, не навязывает ему тему, дает свободу выражения своего собственного «Я»: «Делай, как хочешь, как тебе это нравится». Творческий процесс будет творческим, если в нем меньше

заданности, при заданности результат всегда отвечает вкусам и желаниям взрослых;

- организация всех видов деятельности (музыка, танцы, изо деятельность, театр и др.). Необходимо дать возможность ребенку проявить себя везде, где бы он мог выразить свое «Я»;

- привлечение всех детей до единого: нет бесталанных детей, каждый имеет свои склонности, способности, каждый где - то может проявить себя, свою активность. Пока нет социальной активности, нет творчества;

- приобщение к творческой деятельности через использование всех сенсорных каналов.

В дошкольной педагогике выделяют условия развития детского творчества:

  1. Раннее начало, раннее приобщение к творческой деятельности.
  2. Создание взрослыми для ребёнка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых.
  3. Формирование у ребенка чувства внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.
  4. Поддержание эмоционального состояния в процессе творческой деятельности, демонстрируя ребёнку положительное отношение к нему и его деятельности: улыбаться, аплодировать, проявить мимическую заинтересованность.
  5. Создание ситуации успеха для ребёнка.
  6. Отсутствие внешнего принуждения или жесткой регламентации деятельности.
  7. Обогащение предметно-пространственной среды для реализации творческой активности ребенка. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств (красок, карандашей, гуаши, восковых мелков, пластилина и т.п.) для обеспечения разнообразной деятельности ребёнка.
  8. Творческая личность самого педагога. Только личность творческая, нестандартно мыслящая может воспитать творческую личность.

Роль творчества во всестороннем развитии личности столь велика, что даёт основание рассматривать её как универсальный способ, обеспечивающий успешное развитие различных видов деятельности. В какой степени у ребенка будут сформированы творческие способности, во многом зависит от педагогов и родителей, их внимания к реализации обозначенных условий с целью развития детского творчества.

Глава 2

«Пути развития детского творчества в МБДОУ №14»

Урок помогает активизировать творческий потенциал детей, научить детей использовать выразительные средства (интонация, мимика, жест, поза, походка) для передачи образа, развития эмоциональности и эмпатии, развивать речь, коммуникативные навыки, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, образное мышление.

Больше двадцати лет я занимаюсь педагогической деятельностью. Проблема развития детского творчества актуальна для меня все эти годы. Хочу поделиться опытом.

Занятия с детьмитеатрализованной деятельностью позволили понять: театрализованные игры - действенное средство в решении проблемы развития творческих способностей детей. Театрализованная игра близка и понятна детям, поскольку игра - ведущий вид деятельности дошкольников. Включение театрализованных игр во все режимные моменты воспитательно - образовательного процесса (занятия, совместная деятельность детей и взрослых, свободное время, самостоятельная деятельности детей) помогает решать следующие задачи:

  • активизировать творческий потенциал детей;
  • научить детей использовать выразительные средства (интонация, мимика, жест, поза, походка) для передачи образа, развития эмоциональности и эмпатии;
  • развивать речь, коммуникативные навыки, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, образное мышление;
  • развивать умение договариваться между собой, самостоятельно создавать творческие группы и условия для театрализованной игры.

Театрализованные игры на занятиях - это игровой прием и форма обучения детей, при которой вводимые персонажи позволяют доступно объяснить детям обучающий материал и помогают усвоить необходимые знания, умения, навыки. На практике это выглядит так: при ознакомлении с окружающим, с детьми играют лисенок и ежонок, на математике - Незнайка, на рисовании - королева кисточка и король карандаш. Дети в диалоге со сказочными героями или в их образе, через эмоциональные впечатления, осмысляют и осваивают материал. При ознакомлении с художественной литературой умение слушать, запоминать, воспроизводить последовательность событий текста и воображать героев развиваются при использовании специальных упражнений: "Изобрази героя", "Измени голос"; мимические и пантомимические этюды тоже играют важную роль.

Различные театрализованные упражнения с постепенным усложнением, в зависимости от возраста детей используются и при обучении средствам речевой выразительности ("Попросись в теремок разными голосами", "Спой песенку козы и волка", "Разыграй диалог двух персонажей"). Ненавязчиво и непринужденно дети учатся словесному перевоплощению, развивают артикуляцию, речевое дыхание. Используемые упражнения приводят к необходимости ознакомления с основными эмоциональными состояниями и способами их внешнего проявления. Образное перевоплощение осваивается через такие упражнения как: "Разные настроения" (по карточкам - пиктограммам), "Изобрази настроение героя", "Что случилось?".

При смене деятельности на занятиях небольшая театрализованная игра, этюд, используемые в качестве физкультминутки, проявляют себя как средство отдыха и расслабления. Игры - этюды, игровые ситуации можно использовать и на прогулках. Все это оказывает эмоциональное воздействие на детей, обогащает их опыт и затем переносится в самостоятельные творческие игры.

В свободное от занятий время в совместной деятельности с детьми используются такие приемы как: обыгрывание отдельных эпизодов для закрепления знания литературного произведения, организация игры - драматизации, подготовка театрализованных представлений, проведение развлечений с участием различных героев. Все это повышает интерес к творческой деятельности у детей и способствует возникновению творческой игры. Творческие задания позволяют развивать умение организовывать и самостоятельно проводить театрализованные игры. В начале детей надо научить организовывать творческие группы и распределять роли по заданному сюжету. Затем следует развивать способности в самостоятельном выборе сказки, стихотворения, эпизода для постановки; в конце - умение совместно продумывать и реализовывать свои действия.

Театрализованные игры - вид детского творчества. Опыт моей работы показал, что творчество в игре у детей проявляется и в оформлении места для игры (изготовление деталей костюмов, декораций, различных атрибутов), и в подборе музыкального сопровождения. Мне оставалось обеспечить возможность использования различных материалов для этой творческой работы и помочь при необходимости в реализации задуманного. Материал для организации творческой самостоятельной театрализованной детской игры собран мною за многие годы педагогической практики: методическая литература, разнообразные виды театров, фонотека, костюмы, маски.

Положительная динамика в развитии творческих способностей детей в результате проведенной работы проявилась в следующем:

  • активизации творческого потенциала при организации театрализованных игр;
  • свободе общения со сверстниками и взрослыми;
  • умении работать в коллективе, создавать творческие группы и условия для игры;
  • использовании выразительных средств при передаче образов в творческой работе;
  • развитии психических процессов.

Творческие способности дети демонстрируют при проведении различных праздников, развлечений, разыгрывании кукольных и драматических спектаклей для сверстников, детей младшего возраста, родителей.

Мои воспитанники постоянно участвуют в театрализованных конкурсах, занимают призовые места и награждаются почетными грамотами.

Лепка так же имеет большое значение в развитии  и воспитании детей. Она благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Правильно поставленная работа по лепке и внимательное отношение к ней воспитателя приводит к тому, что дети с увлечением создают предметы, которые они могут использовать для игры. Самостоятельность детей во время подобных занятий проявляется в том, что они без помощи взрослых определяют замысел, а в связи с ним необходимое количество пластилина. Обстановка во время такой лепки более непринужденная, дети чаще отвлекаются, смотрят работы друг друга, советуются. Воспитатель внимательно следит за всеми детьми, уделяет внимание и тем, кто занимается лепкой. Он следит за осанкой детей, правильной постановкой рук, за тем, как осуществляет замысел каждый ребенок. Детям, которых воспитатель сам привлек к этой работе с пластилином, нужно уделить особое внимание. Воспитатель чаще подходит к ним, задает вопросы, может показать изображение того или иного предмета; например, он может вылепить утку, а детям предложить вылепить утят и поставить все вылепленные игрушки на подставку.

Таким образом, руководя свободной деятельностью детей, воспитатель старается направить ее по творческому пути, приучая детей действовать обдуманно и планомерно.
В связи с тем, что занятия лепкой помогают детям не только овладеть приемами работы с пластилином, но и положительно влияют на общее развитие ребенка: развивают мышление, память, внимание, моторику, речь, фантазию, воображение, воспитывают чувство прекрасного, развивают творческие способности, мною был создан проект: «Развитие детского творчества в лепке».

Ребенку свойственно неутомимое желание играть. Малыш, не испытывающий этого желания, по меткому определению Н. К. Крупской, «или болен, или перепедагогизирован». Подвижные игры составляют обширный, многообразный и вполне самостоятельный мир ребенка. Немецкий поэт Ф. Шиллер писал: «Человек играет тогда, когда он в полном значении слова Человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Голландский историк культуры Й. Хейзинга называет современного человека «гомолуденс» – «человек играющий».

Через всю человеческую жизнь проходит игра, от своеобразного символа младенчества – погремушки до более поздних игр в мяч. В игре ребенок проходит тот путь, который преодолело человечество от первобытного состояния до современного. Это положение дает основание рассматривать подвижную игру как неотъемлемую часть развития культуры общества.

Глубокий смысл подвижной игры – в ее полноценной роли в физической и духовной жизни народа, в истории и культуре каждой страны. Подвижная игра не только является культурной ценностью, но и создает культурные ценности. Культуры разных народов отражают сходство и неистощимое многообразие игр.

Подвижная игра является важным воспитательным стимулом. В ней не только развиваются физические и умственные способности, но и изучаются и осваиваются общие правила поведения, сведения о коллективе, усваиваются этические ценности общества. Игра развивает фантазию и воображение, формирует духовное богатство человека. Ряд исследователей обращают внимание на то, что игра как способ общения между людьми даже шире чем речь (Ю. В. Бромлей, Ю. Г. Подольный, М. Мид и др.). Дети дошкольного возраста, принадлежащие к разным народам и не понимающие речи друг друга, без труда находят общий язык в игре.

Поскольку игра служит носителем социального аспекта – традиций, культуры, – она является важнейшей формой преемственности между поколениями.

Подвижные игры – одно из условий развития культуры ребенка. В игре малыш, двигаясь, осмысливает и познает окружающий мир. Наряду с развитием движений игра развивает интеллект, будит фантазию, воображение, формирует социальную направленность.

В социальном воспитании ребенка подвижные игры имеют огромное педагогическое значение. Ученые отмечают, что игры отражают индивидуальность ребенка и его творческую деятельность, в основе которой обычно лежат унаследованные от прошлого, но приспособленные к современным условиям традиции.

Игровая деятельность содержит огромные воспитательные возможности, которые недостаточно полно используются в работе с детьми (A.B.Запорожец, Т.А. Маркова, К. Ринцлер).

Отмечая разнообразное содержание детских игр, их свойств, характера, следует подчеркнуть, что общим во всех подвижных играх является творчество. Творческая деятельность свойственна только человеку. Она всегда социальна по содержанию и выражает свободу личности.

Игровая деятельность ребенка имеет два источника – объективный и субъективный:

• объективно игра моделирует жизненную ситуацию;

• субъективно для ребенка она полна реального смысла, теснейшим образом связана с действительностью, ведь творя свой фантастический мир в игре, ребенок верит в его реальность. Нередко он изображает ситуацию, с которой может столкнуться в жизни. Игра воспитывает в ребенке чувство свободы, независимости: он чувствует себя хозяином своей судьбы, а это основа человеческого достоинства.

Человек, как и всякое живое существо, с рождения обладает рефлексами голода и подражания. Однако ребенок, в отличие от животных, приобретает социальную значимость. В ней он реализует воображаемую свободу, и поэтому игра как условие социальной свободы ведет к творческой деятельности, формируя и развивая ее.

Начальным этапом формирования творческой деятельности является подражание, особенно характерное для подвижных игр детей младшего возраста. В этот период ребенок подражает всему, что видит. Характерно, что подвижные игры малышей отражают не общение со сверстниками, а изображают жизнь взрослых или окружающий животный мир.

У малышей великолепно развито воображение, они могут с удовольствием летать, как «воробушки», взмахивать руками, как «бабочки крылышками», и т. д. Это стремление к одухотворению предметов объясняется желанием ребенка придать изображаемому образу живой характер. Ребенка интересует такое игровое действие, в котором он вживается в образ. В этот момент активно формируются сопереживание, соучастие, сопричастность к игровым событиям.

Воспитательное значение подражания отмечала Н. К. Крупская: «Подражательность ребенка есть не что иное, как особая форма творчества – перевоплощение чужих мыслей и чувств. Это период, когда у ребенка очень сильно начинают развиваться общественные инстинкты, и человеческая жизнь, и человеческие отношения делаются центром внимания». Именно благодаря способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего возраста носят сюжетный характер.

На пятом году жизни меняется характер игровой деятельности детей. Их начинает интересовать результат подвижной игры. В игровой деятельности ребята стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное, творчески отобразить в своем воображении и поведении накопленный двигательный и социальный опыт.

Однако подражательность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте. Взрослые часто недооценивают тот факт, что в подвижной игре дети осваивают разнообразие окружающего мира, испытывают глубокие переживания и чувства. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто и остаются в области подсознания. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его дальнейшие поступки.

Являясь следствием естественной потребности в деятельности, подвижная игра, с одной стороны, дает ребенку возможность познать и преобразовать окружающую действительность, а с другой – развивает его способности и творческую деятельность.

Для подвижных игр характерны большой эмоциональный подъем и наличие правил, обязательных для всех играющих и являющихся законом.

Таким образом, в каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Даже при отсутствии специального педагогического руководства развитие творческой деятельности спонтанно-стихийно всегда присутствует и развивается в игре. Целенаправленное, методически продуманное руководство подвижной игрой совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимает ее на более высокий социальный уровень. Методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, направляющего и формирующего творческую деятельность детей.

Продуманная подготовка воспитателя к игре, комплексный межпредметный подход к формированию двигательного и социального опыта подводят ребенка к более осмысленному восприятию игровой ситуации, обеспечивают его вхождение в роль.

Важная роль в подготовке и проведении игры принадлежит художественному слову. Оно действует на детей не только смысловым содержанием, но и внутренним ритмом, мелодичностью, что значительно увеличивает силу воздействия на фантазию и воображение. Поэтому объяснение подвижной игры должно быть не сухим, ситуативным, а образным, лаконичным, максимально вразумительным, воздействующим на фантазию, воображение; пробуждающим мысль и чувства.

Большинство подвижных игр включает множество физических упражнений, выполнение которых требует переноса двигательных навыков в игровую ситуацию. Поэтому важно при обучении физическим упражнениям направлять творческую деятельность детей. Особое значение имеет использование метода творческих заданий, обеспечивающего развитие творчества при составлении комбинаций физических упражнений.

Использование разнообразных комбинаций движений в подвижных играх не только активизирует творческую деятельность детей, но и способствует использованию физических упражнений в качестве средства решения двигательных задач. Важно, чтобы дети стремились в игре к активным физическим упражнениям, способным дать интенсивные мышечные усилия. Оригинальные комбинации движений дети придумывают в ряде подвижных игр («Затейники», «Сделай фигуру», «Цветные домики», «День и ночь» и др.). Чем больше внимания педагог уделяет развитию творческой деятельности детей при обучении физическим упражнениям, тем более необычные, интересные упражнения, движения придумывают ребята в таких играх.

При ведущей роли воспитателя дети привлекаются к созданию вариантов игр. Многочисленные и довольно интересные варианты придумывают ребята в таких играх, как «Ловишки», «Перебежки», «Пожарные на учении» и др.

Следующим чрезвычайно важным этапом развития детского творчества является умение ребенка самостоятельно организовывать подвижные игры. Наивысшим уровнем детского творчества является придумывание новых подвижных игр по материалам знакомых художественных произведений, эпизодам из жизни. При систематическом, целенаправленном руководстве воспитатель, вооруженный соответствующей методикой, может добиться значительных результатов в комбинировании движений, варьировании игр, проведении знакомых игр со всей группой и небольшими группами детей.

Придумывание новых игр дается не всем ребятам. Причинами этого являются индивидуальные особенности, уровень двигательного и социального опыта и заорганизованность педагогического процесса, не всегда достаточно активно побуждающего детей к творчеству.

Чрезвычайно важна атмосфера добра, радости, веселья в игре, но это не означает, что в проведении игры не должно быть строгости, требовательности. Воспитатель должен помочь ребенку раскрыть в игре его интеллектуальные и физические способности.

По своей природе каждая подвижная игра является носителем творческой деятельности. При умелом руководстве игровой деятельностью можно значительно повысить творческий потенциал ребенка. Развивая, совершенствуя творчество ребенка в игре, мы воспитываем социально активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и творчески. Удовлетворяя потребность в движении, развивая творчество в процессе двигательной деятельности, мы формируем физическую культуру. A.C. Макаренко писал, что культурное воспитание ребенка начинается очень рано, когда ему еще далеко до грамотности, когда он только научается хорошо видеть, слышать и кое-что говорить. Развивая гармонию движений, было бы неправильно сводить роль подвижной игры только к физическому развитию.

В игре красота движущегося человеческого тела должна достигать кульминации. В наиболее развитых формах игры движения ребенка насыщены ритмом и гармонией – благородными дарами эстетического восприятия, которые доступны только ему.Плавность, изящество движений, приобретенные при обучении физическим упражнениям, играют важную роль в творческом проявлении ребенка в подвижной игре. Все органы тела могут быть упруги, развиты и тренированы. Чувства обострены для впечатлений, мощь и выносливость мускулов увеличена. Чувственная восприимчивость может быть развита для более полного ощущения тела и происходящих в нем преобразований. Моторный контроль может быть усовершенствован до такой степени, что результатом будет достижение пластичности, красоты, грациозности движения, улучшение координации и сноровки, физического совершенства.Подвижная игра формирует духовное богатство личности, культуру чувств, широту интересов. «Стремление к совершенству формы – биологическое стремление, – писал А. М. Горький, – в основе его лежит желание человека воспитать в себе самом гибкость и силу мускулов, легкость и ловкость движений. Это стремление к физической культуре тела особенно ярко воплощено было древними греками в непревзойденных образцах их скульптуры. Люди знают, что здоровью сопутствует полнота ощущения радостей жизни; людям, работающим над изменением вещества, материи и условий жизни, доступна величайшая из радостей – радость творцов нового, необыкновенного».

Подвижная игра проходит через всю человеческую жизнь. Ребенок, не наигравшийся в детстве, не познавший радость свободной и самопроизвольной творческой деятельности, вырастает менее социально активным человеком. Педагогически правильно организованная игра дарит детям радость, функциональное удовольствие от движения, чувство товарищества, дружбы, взаимопомощи и взаимопонимания, успеха в достижении общих игровых целей. Радость творчества дает неповторимое ощущение раскованности и свободы, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, столь необходимое в будущей жизни.

Развитие творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, развивает стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложнейших задач, поставленных перед ним разнообразными жизненными обстоятельствами.При проведении подвижных игр создаются широкие возможности для формирования у детей творчества, потому что игры никогда не состоят только из автоматизированных действий. Творческая инициатива проявляется у детей уже в младшем дошкольном возрасте: в начальной форме у двухлетних и в более развитой – у детей трех лет.

В репертуаре подвижных игр для маленьких детей преобладают сюжетные игры: они уточняют представления об окружающем их мире, содействуют активности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воздействуют на возникновение и развитие воображения.

Реально-условная ситуация сюжетных игр помогает ребенку своеобразно воспроизвести знакомый ему жизненный образ. Малыш испытывает радость от самих движений, подражания птицам и животным: летает, как птичка; прыгает, как зайчик, бегает, как лошадка. Поэтому во время игры слышатся смех, веселые восклицания, и в основе игрового процесса заключается простейшая исполнительская активность ребенка, начальная попытка воплощения в игровой образ.

Творческая направленность игровой деятельности детей во всех возрастных группах, особенно в младших, определяется продуманной эмоционально-образной методикой руководства воспитателя. Его задача состоит в том, чтобы постепенно формировать у детей эмоционально положительное отношение к игровым образам, отражающим окружающую жизнь, чувство сопереживания и действенного творческого соучастия в данной игровой ситуации. Для успешного проведения подвижной игры большое значение имеет ознакомление детей с ее содержанием, игровыми действиями персонажей и правилами. Учитывая особенности детей младшего возраста, педагог продумывает приемы общения с ребятами, содействующие возникновению у них эмоциональной заинтересованности при восприятии содержания, нетерпеливого желания действовать. Он намечает игровые приемы, включающие сюрпризность, неожиданность, уместные для начала и в процессе всей игровой деятельности; краткий эмоционально-образный рассказ сюжета игры, уточняющий наглядно-образно ее ситуации, характеристику и действия игровых персонажей; создает вариант игры для использования при повторении. В вариантах игры, сохраняя основной сюжет игры, педагог вводит новых персонажей, действия, изменяет ситуацию (например, игра «Воробушки и кошка» и ее варианты:«Воробушки и автомобиль», «Воробушки и лошадка» и т. п.). Указанные приемы содействуют возникновению и сохранению интереса детей к игре благодаря некоторой новизне восприятия, вызывающей работу творческого воображения, ориентировку в игровой ситуации, освоение несколько усложненных двигательных действий.

Приведем примеры подобных приемов. Так, перед игрой «Мыши в кладовой», когда все дети приготовились послушать, как они будут играть, из-за двери вдруг раздается мяуканье (его имитирует помощник воспитателя). «Кто-то мяукает за дверью, – говорит воспитатель, – вы тихонько посидите, а я посмотрю, кто там». Подходит к двери, открывает ее и ласково говорит: «Это кисонька пришла к нам в гости». Вносит игрушку-кошку и обращается к детям: «Посмотрите, ребята, какая красивая кошечка. Поздоровайтесь с ней!» Затем воспитатель предлагает детям погладить кошечку, рассмотреть, какие у нее красивые глаза, ушки, большие усы, бантик, какая мягкая, шелковая шерстка и говорит: «Кошечка пришла с нами поиграть». Воспитатель сажает кошечку к себе на колени и обращается к детям: «Сейчас я вам расскажу, как мы будем играть… В большой кладовой, где хранились сыр, крупа, горох, сладкие сухарики, появились мыши. Они прибегали из своих норок и грызли все. Тогда в кладовую посадили кошку, и она приготовилась ловить мышей: прислушивалась и смотрела, когда они появятся. А мышки увидели кошку и спрятались в своих норках. Стало тихо-тихо. Когда кошка заснула, мышки пробрались в кладовую, разбежались в разные стороны и стали грызть – кто сыр, кто крупу, а кто сухарик. Кошка проснулась, сердито мяукнула и бросилась ловить мышей. Мышки испугались и быстро-быстро побежали к себе в норки… Вы все будете маленькие мышки, а ваши норки будут стульчиками. А кошка будет сидеть вот здесь, в кладовой, у двери. Игра начинается».Воспитатель ведет игру, поясняя происходящее, изменяя ситуацию в соответствии с сюжетом, направляет деятельность детей. Иногда педагог выполняет ведущую роль и в то же время играет вместе с детьми: он и кошка, и мышка, и воробушек, и автомобиль. Практика показала, что дети не замечают такого перевоплощения воспитателя и с увлечением действуют в процессе игры. Очень важно бережно сохранять игровую ситуацию и роли, взятые на себя детьми, время от времени поощрять их: «Хорошо клюет зернышки воробушек Ира» или: «Какая ловкая мышка Настенька, нашла сухарик и грызет его». В ходе игры педагог не делает замечаний. Если необходимо направить действия детей, он старается сделать это так, чтобы не нарушился игровой сюжет, образ. Замешкавшемуся или расшалившемуся ребенку воспитатель говорит: «Все мышки побежали быстро, а мышка Наташа и мышонок Сережа не успеют убежать. Кошка проснулась, торопитесь!»

Руководя игровой деятельностью, педагог поощряет малейшие проявления самостоятельности, следит за образным выполнением движений, за тем, чтобы дети по возможности двигались выразительно, действовали в соответствии с сигналом. Заканчивая игру, воспитатель выводит детей из игровой ситуации. Он не забывает о внесенном в игру персонаже и может, например, сказать детям: «Мы очень хорошо поиграли с кошечкой, ей у нас понравилось, и она поживет здесь, в игровом уголке. Мы еще поиграем с ней». Такая законченность игровой деятельности очень важна для полного ее завершения и создания у детей уверенности в возможности последующих игровых действий с игрушкой.

При повторении игры «Мышки в кладовой» воспитатель использует разные варианты: мышки возвращаются только в свои норки, пролезают в щели, расположенные в разных местах игровой площадки, подлезают под натянутый шнур.Необходимо приучать детей выполнять правила игры уже в младшей группе. Наиболее целесообразно это делать так, чтобы правило опиралось на роль и игровую ситуацию. Для этого в подвижную игру вносят различные атрибуты, с их помощью ребенок входит в роль, а в роли он, естественно, подчиняется правилам.Итак, в развитии творческой активности детей важное место отводится эмоционально-образной методике руководства воспитателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, педагог стимулирует и направляет творческо-исполнительскую игровую деятельность каждого ребенка.

Для развития творческих способностей очень полезна обогащенная изобразительная деятельность: в рисунках и пластилиновых скульптур​рах должны обязательно присутствовать разнообразные сюжеты;с де​тьми необходимо обсуждать замысел этих сюжетов, предлагать новые интересные для них темы. О.М. Дьяченко призывает приучать ребен​ка реализовывать задуманное, выражать свои образы, «и вы увидите, как постепенно он начнет испытывать радость творчества, не замыка​ясь в собственных фантазиях, а раскрывая себя все полнее в творчес​ком созидании».Развитие творческих способностей невозможно без создания на занятиях по изодеятельности требующей решениятворческой задачи. Выход из нее — поиск нового метода, приема, средства деятельности. Творческая ситуация стимулирует развитие творческих способностей. Следует помнить: что восприятие прекрасного должно быть подкреплено участием ребенка в созидании красоты. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать ин​терес к рисованию с младшего дошкольного возраста, можно исполь​зовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, рас​крываетвозможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуе​мостью. Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных, художественных техник на занятиях по рисованию, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развития творческого потенциала.

Нетрадиционные техники, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу фантазии и вселяют уверенность в свои силы. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок тем самым преодолевает дальнейшее творчество, что в дальнейшем будет доставлять ему только удовольствие. Опыт работы показывает: рисование необычными материала​ми и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабывае​мые положительные эмоции. Эмоции, как известно, — это и процесс, и результат художественного творчества.

Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального тезауруса. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как соРаботу по развитию музыкальных способностей дошкольников следует проводить систематически и последовательно, использовать все виды музыкальной деятельности, применять разнообразные методы и приемы.

Для развития у детей музыкальных способностей предлагаем ряд музыкальных игр и упражнений:

«Музыкальные игрушки»

Динь-динь-динь-динь колокольчик

Динь-динь-динь-динь колокольчик

Динь – слушай колокольчик

Бам-бам-бам-бам – барабанчик

Бам-бам-бам-бам - барабанчик

Бам – слушай барабанчик

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши

Хлоп – хлопаем в ладоши!

Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количеству детей в группе). Раздайте детям инструменты и покажите или напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с малышами. Побуждаем детей в соответствии с текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать (делаем паузы в пении).

« Погремушка»

Погремушка-погремушка,

музыкальная игрушка

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Хочешь, сразу две возьми

И греми, греми, греми!

Спрячь за спинку погремушки

Отдохнут от шума ушки

        На соседей погляди        

И тихонько посиди

На соседей погляди

И тихонько посиди.

Для игры понадобятся погремушки. Рекомендуем использовать одинаковые для всех детей и заранее проверить их звучание (громкость): учитывайте, что будут играть все дети и у каждого будет по две погремушки, поэтому лучше подбирайте негромко «шуршащие», а не гремящие.

Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.

Пальчиковые и жестовые игры

«Рыбки»

(1)Пять маленьких рыбок играли в реке,

(2)Лежало большое бревно на песке,

(3)И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»

(4)Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»

(5)А третья сказала: «Мне хочется спать!»

(6)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(7)А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

(8)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он открывает пасть.

Предложите детям «поиграть в рыбок».

Ладони сомкнуты, чуть округлены.

1 - выполняем волнообразные движения в воздухе.

2 - руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)

3 -ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.

4 - качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

5 - ладони кладём под щёчку (рыбка спит).

6 - быстро качаем ладонями (дрожь).

7 - запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).

8 – прячем руки за спину, педагог старается их поймать.

«Мой зонтик»

(1)Вот это - мой зонтик, я в дождь хожу с ним

(2)Пусть дождь барабанит - останусь сухим.

(3)А вот моя книжка, могу почитать,

(4)Могу вам картиночки в ней показать.

(5)Вот это - мой мяч, очень ловкий, смешной

(6)Его я бросаю над головой.

(7)А вот мой котёнок, я глажу его,

Мяукает он для меня одного!

Перед игрой покажите детям все предметы, о которых идёт речь в песенке. Вам понадобится: зонтик, книжка, мячик, котёнок. Спросите детей: Когда мы открываем зонтик? Что они видят на картинках в книжке? Что мы можем делать с мячиком? Как мы можем играть в мяч? Как разговаривает котёнок? Покажите жесты, необходимые для игры.

1 - Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик)

2 – «Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику)

3 - Раскрываем ладони "книжечкой" (сомкнуты мизинцы)

4 - Руки вытягиваем, ладони открыты (сомкнуты большие пальцы)

5 - Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки

6 – «Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки

Упражнение «Природный оркестр»

Цель. Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать стремление детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью предметов, материалов, музыкальных инструментов. Развивать воображение.

Рекомендации к проведению упражнения.

Детям предлагается послушать звуки природы. Попробовать определить их источники. Используя разнообразные материалы, предметы, музыкальные инструменты, дети могут воспроизвести услышанные звуки. Оценить их сходство. Когда у детей накопится достаточный опыт, организуйте «природный оркестр». Каждый ребенок выбирает свой способ передачи звуков. Сначала «природный оркестр» составляется произвольно.

Более сложный вариант упражнения: воспитатель подбирает не большой рассказ с описанием природы, а дети, прослушав его, озвучивают.

Упражнение «Забавные танцы»

Цель: Идентификация с животными и растениями. Стимулирование желания передавать их образы в танце.

Рекомендации к проведению упражнения.

Участникам предлагается представить самое любимое растение или животное и попробовать выразить его в движениях. Один ребенок показывает, остальным предлагается угадать, чей это образ. Постепенно упражнение усложняется. Детям предлагается придумать танец улитки, дождевого червяка, засыхающего листочка, надломленного дерева, а далее танец дождя, радуги и других явлений, происходящих в природе. Танец может сопровождаться любой музыкой.

Музыкально-дидактические игры

«Повтори звуки»

Для детей старшего дошкольного возраста.

Для игры потребуются карточки (по числу играющих) с изображением 3 бубенчиков: красный — «дан», зеленый — «дон», желтый — «динь», маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждой по одному), металлофон.

Ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит намного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): «дон-дон-дон». Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», он звучит так (поет соль первой октавы): «динь-динь-динь».

«Восьмерка»

Дети встают в круг. По сигналу все игроки делают глубокий вдох, чтобы живот получился надутым, подгибают одну ногу, немного наклоняются вперед и начинают считать до 8, до тех пор, пока живот «не спустится» — выдох. Воздух нужно расходовать постепенно.

Счет (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) повторяется, пока не закончится дыхание. Ребенок может выдохнуться на счет пять во втором повторе. В этом случае, как только он чувствует, что живот «спустился», опускает ногу и ждет, пока остальные закончат считать.

Как только все дети перестают считать, воспитатель снова дает сигнал и повторяет упражнение. Его можно повторять до тех пор, пока дети не начнут на один вдох повторять счет несколько раз до восьми.

Ведущий следит за тем, чтобы дети считали четко. Игра позволяет тренировать дыхание перед распевками.

«Зов».

Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой.

По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а.

Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо).

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание. Игра способствует развитию слуха.

«Где мои детки?».

Игра для детей младшего дошкольного возраста.

Потребуются четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, просто птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Дети сидят полукругом напротив ведущего, у каждого по одной маленькой карточке. Ведущий предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусыня с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы (мелодия начинается со звука ре), слоги тя-тa в слове «утята» и «бя-та» в слове «ребята» поются на фа).

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля первой октавы).

Ведущий забирает у детей карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ми первой октавы — ход мелодии тот же). Дети, у которых на карточках изображены цыплята, поют на звуке си первой октавы. Гусята «отвечают» на фа первой октавы (тональность си мажор); птенчики «отвечают» надо второй октавы (тональность фа мажор).

Затем ведущий дает возможность детям побыть «мамами-птицами».

Музыкальные способности детей будет развиваться более эффективно, если использовать в образовательном процессе детских садов следующие рекомендации:

Рекомендации музыкальному руководителю:

1.Обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными произведениями и сведениями о них.

2.Приобщать к различным видам музыкальной деятельности, обучать способам и навыкам пения и музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах.

3.Формировать певческие голоса детей, добиваться выразительного пения, образности и ритмичности движений, и координации, точности игры на музыкальных инструментах, развивать музыкальные способности.

4.Стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности (инсценировки песен, импровизации несложных попевок, движений, комбинирование элементов танцев).

5.Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.

6. Исполнять небольшие песенки-распевки с постепенным мелодическим движением.

Рекомендации к педагогу:

1.Побуждать активный интерес к музыке, развивать правильное ее восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно - эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.

2.Побуждать к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке, исполнять (без помощи взрослых) знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности.

3.Воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев, хороводов и т.д.

4.Развивать у детей чувство уверенности в себе.

5.Развивать коммуникативные функции речи у детей.

6.Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.

Рекомендации для родителей:

1.Приобщать детей к музыкальной деятельности.

2.Поощрять творческие способности детей.

3.Развивать у детей эстетическое отношение к музыке.

4.Привлекать внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.

Итак, музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

Заключение

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель - и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.Руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала.Таким образом, важнейшей задачей воспитателя по созданию развивающей среды в группе и на участке является умение организовать быт так, чтобы тесно увязать все элементы повседневной жизни с развитием, обучением, игрой и приобщением детей к труду, а для этого необходимо создать спокойную и доброжелательную атмосферу в группе, ДОУ, т.е. социальную среду.

Полноценное развитие, воспитание и образование детей могут осуществляться только при определенных условиях:

  • Рядом с ребенком должны быть любящие, понимающие, ответственные и высокопрофессиональные педагоги;
  • Ребенку необходимо создать развивающую среду; и не только за счет набора соответствующих возрасту предметов и игрушек. Среду важно наполнить эмоциональным комфортом, душевным теплом, весельем и гармонией.
  • Важно учитывать особенности каждого ребенка. И не только те, которые проявляются в индивидуальных темпах развития, но и те, которые связаны со здоровьем детей.

Список используемой литературы

1. Разумовский В. Г., Развитие технического творчества учащихся, М., 2000 г

2.Войцеховский Б. Т., Развитие творчества учащихся при конструировании, М., 2003 г

3. Кудрявцев Т. В. и Якиманская И. С., Развитие технического мышления учащихся, М., 2003 г.

4. Бакушинский А. В., Художественное творчество и воспитание, М., 1999 г.

5. Ветлугина Н. А., Музыкальное развитие ребенка, М., 2005 г.

6. Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте, 2 изд., М., 2001 г.

7. Игнатьев Е. И., Психология изобразительной деятельности детей, 2 изд., М., 2002 г.

8. Лабунская Г. В., Изобразительное творчество детей, М., 2004 г.

9. Сакулина Н. П., Рисование в дошкольном детстве, М., 2000 г.

10.Гусева Е.П.. Левочкина И.А.. Печенков В.В.. Тихомирова И.В. Эмоциональные аспекты музыкальности. Художественный тип человека (комплексные исследования). М.,1994,

11. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М..2005 г.