ОФОРМЛЕНИЕ УГОЛКА НАСТРОЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
учебно-методическое пособие (младшая группа) на тему

Ольга Николаевна Слюсаренко
Научить ребёнка понимать своё настроение, свои эмоции и чувства должен взрослый. Для этого в детсадах организовывают уголки настроения. Надеюсь, что моя идея уголка настроения поможет воспитателям в развитии эмоциональной сферы дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oformlenie_ugolka_nastroeniya.docx230.9 КБ

Предварительный просмотр:

ОФОРМЛЕНИЕ УГОЛКА НАСТРОЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Хотелось бы поделиться с коллегами идеей оформления уголка настроения.

Сегодня можно купить все для оформления группы и приемной в готовом виде: папки раскладушки для родителей, тематические папки, раздаточный материал, уголки дежурства, природные уголки и т.д. Проблема обстоит с уголком настроения. На сегодняшний день его нет в продаже в готовом виде – бери и используй. Есть отдельные элементы  эмоциональной культуры.

Изготовить такой уголок своими руками занимает много времени и сил воспитателя. Порой педагогу не хватает фантазии и терпения для изготовления такого уголка. Можно заказать уголок настроения в рекламном агентстве. Но тогда все дело упирается в финансовый вопрос. Таким образом, педагоги сталкиваются с необходимостью изготовления уголка настроения своими руками. Но как сделать уголок красивым, эстетичным, долговечным и недорогим.

Предлагаю изготовление уголка настроения своими руками.

Краткое описание:

 Научить ребёнка понимать своё настроение, свои эмоции и чувства должен взрослый. Для этого в детсадах организовывают уголки настроения. Надеюсь, что моя идея уголка настроения поможет воспитателям в развитии эмоциональной сферы дошкольников.

           К уголку настроения идут карточки с предметами или буквами.
Для обозначения своего настроения дети используют карточки с буквами или предметами, которые закреплены за каждым ребенком. Так же можно использовать фотографии детей. Желательно их заламенировать для длительного использования. Карточки прикрепляются к уголку с помощью липучек.

 Цветовые квадраты обозначают детские эмоции. Приходя утром в детский сад, дети отмечают свое настроение, размещая свою карточку в определенном квадрате. В течение дня, если настроение у ребенка меняется, то карточка переставляется уже в другой карман.

       Уголок настроения можно использовать  в любой возрастной группе, поэтапно вводя каждый квадрат.

       Уголок  настроения понравился и детям, и родителям.

C:\Users\ACER\Desktop\детский сад\SL377733.JPGC:\Users\ACER\Desktop\детский сад\SL377735.JPG

Можно научить ребенка управлять своим настроением, но для этого нужно научить его отслеживать свое эмоциональное состояние и правильно его оценивать. В дошкольном детстве важную роль в формировании эмоциональной культуры отводится именно целенаправленному обучению детей под руководством воспитателя.

Именно этой цели и служат «Уголки настроения», которые введены в практику работы дошкольных учреждений.

При организации работы в этом направлении возникает ряд вопросов, которые нуждаются в детализации, переоценке и систематизации.

Варианты отслеживания эмоционального состояния детей.

Цель: отслеживание эмоционального состояния ребенка для повышения эффективности воспитательного воздействия и оказания своевременной коррекции и полноценной поддержки развитию личности ребенка.

Задачи:

  • Диагностировать эмоциональное состояние ребенка для корректировки силы и интенсивности воспитательного воздействия через наглядные варианты фиксации полученных данных.
  • Учить определять свое эмоциональное состояние.
  • Развивать эмпатийные способности ребенка (способность постигать эмоциональное состояние свое и другого человека).
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость и сопереживание

Основные требования к уголку настроения.

  1. Уголок настроения должен находиться на уровне глаз ребенка.
  2. Внесение изменений в уголок настроения производится самим ребенком.
  3. При определении настроения используются как цветовые, так и пиктограммные изображения. Возможно их одновременное использование.
  4. В оформлении уголка настроения недопустимо использование более 3-х цветовых вариантов (за исключением цвета настроения).
  1. Цвета настроения вводятся одновременно с соответствующим определением:
  2. Фиксация настроения в уголке ведется ежедневно по приходу ребенка в детский сад.
  3. Для отслеживания эмоционального состояния в течение месяца воспитатели ведут табель-календарь.
  4. Табель-календарь находится в приемной в удобном для просмотра родителями месте.
  5. Календарь настроения имеет вариативные формы, отличные друг от друга (по возрастным группам).

Вариативные формы ведения и оформления календарей настроения в разных возрастных группах.

Группа общеразвивающей направленности 2-3 лет:

Уголок настроения может быть представлен в варианте «Здравствуй, я пришел». Для родителей табель-календарь не демонстрируется.

Задачи:

  • Формировать положительный эмоциональный настрой на посещение детского сада.
  • Контроль и регулирование эмоционального состояния ребенка.

Группа общеразвивающей направленности 3-4 года:

До середины учебного года ведется уголок настроения по форме «Здравствуй, я пришел». Со второй половины учебного года вводится новая форма – «Уголок настроения». При обозначении настроения используются два цветовых квадрата уголка настроения (желтый квадрат – веселое настроение, синий квадрат – грустное настроение) . Два других квадрата прикрываю сюжетными картинками.

Задачи:

  • Учить определять свое настроение исходя из двух противоположных состояний: «веселое» и «грустное».

Группа общеразвивающей направленности 4-5 лет:

В средней группе ввожу еще один цветовой квадрат (зеленый квадрат – спокойное настроение).  При обозначении настроения можно вводить пиктограммы – схематические изображения условных лиц с соответствующей мимикой. Даются термины, обозначающие определенное настроение и демонстрируются соответствующие пиктограммы. Понятие «пиктограмма» не дается. Предлагается детям определение трех вариантов эмоциональных состояний. Дети определяют только свое эмоциональное состояние.

Задачи:

  • Учить использовать понятие «спокойное» настроение (в дополнение к используемым со II младшей группы).

Группа общеразвивающей направленности 5-6 лет:

Вводятся цветовые обозначения настроения. Понятия о соответствии выбранного цвета определенному настроению не дается.

Задачи:

  • Учить использовать понятие «радостное», «унылое (обида)», «злое (гневное)», «счастливое» настроение.
  • Привлекать детей для определения настроения другого человека (можно учить определять настроение другого ребенка, взрослого человека, включая воспитателя)

Группа общеразвивающей направленности 6-7 лет:

При обозначении настроения можно использовать прием «привлечение мнения другого ребенка»: Саша, определи, какое сегодня настроение у Димы?

Задачи:

  • Закреплять полученные ранее знания и умения.
  • Определять эмоциональное состояние детей дважды в день: утром и вечером (после сна).

Список литературы:

  1. Велиева С. В. «Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста»
  2. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей. –М.: 1995
  3. Данилина Т.А., ЗедгенидзеВ.Я. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. – 4-е изд., М.:Айрис-пресс 2008. 160с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние комнатных растений на здоровье детей. Оформление уголков природы в детском саду"

Комнатные растения в интерьере детских учреждений играют особую роль: они являются не только украшением помещений, но и действенным средством в воспитании и образовании детей....

Оформление уголка книги в детском саду в соответствии с ФГОС ДО

Коллектив нашего детского сада принимал участие в районном этапе городского конкурса "Уголок книги в группе детского сада" - 2015. Общими усилиями мы показали свое виденье центра развития в соответств...

оформление уголка ПДД в детском саду

памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения...

Оформление уголка ППД в детском саду

Уголок "Правила дорожного движения" был оформлен как наглядное игровое пособие для воспитанников старшего дошкольного возраста. Столешница превращена в "оживленный перекресток" со ...

Рекомендации для оформления уголка "Уединения" в детском саду.

Нервная система дошкольника развивается слишком быстро,его психическое состояние весьма не устойчиво. Педагог должен уметь  регулировать детскую эмоциональную сферу. Ребёнка ни в коем случае нель...

"Оформление уголка безопасности в детском саду"

Научить детей не попадать в опасные ситуации как в домашних условиях, так и во внешнем мире — важнейшая задача для родителей и для воспитателей детских учреждений. Учить детей безопасному поведе...