Должностная инструкция воспитателя
учебно-методический материал на тему

Дударева Виктория Александровна

Обязанности воспитателя прописаны в должностной инструкции. Существует типовая форма, в которой приведены стандартные общие положения, должностные обязанности, умения, однако руководитель дошкольного учреждения может вносить в документ небольшие коррективы, как и собственно воспитатель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Должностная инструкция воспитателя

1. Общие положения

  1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"».
  2. Воспитатель назначается и освобождается от должности за
    ведующим ГБДОО.
  3. Воспитатель непосредственно подчиняется заведующему
    и старшему воспитателю.
  4. Рабочая неделя воспитателя составляет 36 часов.
  5. В своей деятельности руководствуется:

  • Конституцией РФ;
  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • законодательными актами РФ;
  • Типовым положением о дошкольной образовательной организации;
  • правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
  • Уставом и локальными актами ГБДОО;
  • правилами внутреннего трудового распорядка; Коллективным договором;
  • приказами и распоряжениями заведующего ГБДОО;
  • настоящей должностной инструкцией;

—        Трудовым договором и Договором с родителями (законными
представителями ребенка)и др.

1.6. Воспитатель должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы
    РФ;
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • Конвенцию ООН о правах ребенка, инструкцию по охране  жизни и здоровья детей;
  • педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;
  • психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей;
  • возрастную физиологию и гигиену;
  • методы, формы и технологию мониторинга деятельности воспитанников;
  • педагогическую этику;
  • теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени воспитанников;
  • новейшие достижения в области методики дошкольного воспитания;
  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации личностно-ориентированного образования;
  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • основы экологии, экономики, социологии;
  • трудовое законодательство;
  • основы работы с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и веб-обозревателями (браузерами), мультимедийным оборудованием;
  • правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности;
  • санитарно-эпидемиологические требования к организации образовательного процесса,

        Трудовым договором и Договором с родителями (законными
представителями ребенка) и др.

1.7. Воспитатель должен соблюдать Конвенцию ООН о правах ребенка.

2. Требования к квалификации

  1. Воспитатель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
  2. Воспитатель должен обладать основными компетенциями в организации:

  • мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;
  • различных видов детской деятельности и общения воспитанников;
  • образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;
  • в методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса,
  • владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе.

2.3.        На основе приказа Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, имея стаж не менее 2 лет.

Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:

—        владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;

  • вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
  • имеют стабильные результаты освоения воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.

Педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации или установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.

Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:

  • имеют установленную первую квалификационную категорию;
  • владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
  • имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в т.ч. с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
  • вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоении новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.

..

3. Должностные обязанности

Воспитатель:

3.1. Осуществляет:

  • деятельность по воспитанию, образованию и развитию воспитанников, обеспечивая выполнение общеобразовательной программы в соответствии с федеральным государственным
    образовательным стандартом и годовым планом организации;
  • тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях организации на детских прогулочных площадках;
  • наблюдение за поведением детей в период адаптации и создание благоприятных условий для легкой адаптации;
  • изучение индивидуальных способностей, склонностей и интересов детей;
  • создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников,  содействие росту их познавательной мотивации и развитию способностей в разных формах организации детской деятельности;
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам реализации основной общеобразовательной программы, стратегии и тактики воспитательно-образовательного процесса, сотрудничества с детским садом и социумом.

3.2.        Планирует и организует:

  • жизнедеятельность воспитанников, разнообразную игровую деятельность, самостоятельную и совместную деятельность детей и взрослых по освоению основной общеобразовательной программы при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования и внутренним регламентом жизнедеятельности группы;
  • непосредственно образовательную деятельность в соответствии с общеобразовательной программой и регламентом образовательной услуги в тесном контакте со специалистами организации на основе интеграционного взаимодействия при реализации образовательных областей;
  • оснащение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • выставки детских работ;
  • досуг детей и другие мероприятия с детьми в соответствии с годовым планом;
  • участие детей в конкурсах разного уровня (для получения соответствующей квалификационной категории).

3.3.        Обеспечивает:

  • выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей в детском саду;
  • выполнение общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • использование образовательных технологий деятельностного типа;
  • уровень достижения воспитанниками планируемых результатов освоения образовательных областей и динамики формирования интегративных качеств, соответствующий федеральному государственному образовательному стандарту и московскому стандарту качества дошкольного образования или выше уровнем.

3.4.        Владеет современными, инновационными технологиями и методиками и эффективно применяет их в практической профессиональной деятельности.

3.5.        Доводит:

  • до каждого ребенка положенную ему норму питания во время кормления (завтрак, 2-й завтрак, обед и полдник);
  • информацию до каждого родителя о продвижении ребенка в освоении программы через различные формы;
  • информацию старшей медсестре об отсутствующих детях, выясняет причину их отсутствия,
  • информацию о проблемах в развитии воспитанников специалистам медицинской и психологической службы детского сада.

3.6.        Участвует:

  • в проведении комплексных мероприятий, способствующих укреплению здоровья, психофизическому развитию детей, ведет пропаганду здорового образа жизни;
  • в обогащении развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с возрастом детей;
  • в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам их заменяющим);
  • в работе по проведению родительских собраний и иных формах взаимодействия с семьей;
  • в педсоветах и других формах методической работы в организации, методических объединениях, семинарах и других мероприятиях, организуемых научно-методическим центром
    округа;
  • в распространении собственного опыта в области повышения качества образования;
  • в мониторинговой процедуре:
  • в начале учебного года — для определения зоны образовательных потребностей каждого воспитанника;
  • в конце года — в выявлении уровня достижений каждым ребенком итоговых показателей освоения программы, динамики формирования интегративных качеств.

  1. Проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми, их родителями и коллегами.
  2. Приходит на смену за 10 мин до начала рабочего дня. Сдает смену лично второму воспитателю, детей передает по списку.
  3. Поддерживает порядок на своем рабочем месте, в групповых помещениях и на участке для прогулок. Проводит санитарно-гигиеническую обработку игрушек в соответствии с требованиями Сан-
    ПиН. Бережно использует имущество организации, методическую литературу, пособия.

3.10.        Координирует:

—        работу младшего воспитателя (помощника воспитателя) в рамках единого воспитательно-образовательного процесса в группе, соблюдая санитарно-гигиенический режим и основные режимные моменты жизнедеятельности детей.

3.11.        Ведет:

  • табель учета посещаемости детей,
  • документацию воспитателя согласно номенклатуре дел в организации в соответствии с приказом.

  1. Проходит медицинский осмотр строго по графику в нерабочее время.
  2. Осваивает дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации (в объеме не менее 72 часов) не реже чем каждые 3 года.
  3. Содействует:

—. всестороннему развитию воспитанников через разные формы и виды детской деятельности;

  • формированию общей культуры личности, социализации, развитию познавательных интересов детей;
  • развитию общения воспитанников; решению проблем в общении со сверстниками и взрослыми.

3.15.        Соблюдает:

—        права и свободы воспитанников, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции о правах ребенка;

  • правила и нормы охраны труда и противопожарной защиты, санитарно-гигиенические нормы и требования;
  • трудовую дисциплину и Правила трудового распорядка, должностную инструкцию.

3.16. Обеспечивает:

  • охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательного процесса;
  • строгое выполнение установленного режима дня и расписания непосредственно организованной деятельности;
  • выполнение требований заведующего, старшей медсестры, старшего воспитателя, связанных с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.

4. Права

  1. Воспитатель имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», «Типовым положением о дошкольной образовательной организации», Уставом, Коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными актами ГБДОО.
  2. Воспитатель в пределах своей компетенции имеет право:

  • принимать участие в работе творческих групп,
  • устанавливать деловые контакты со сторонними организациями в рамках своей компетенции;
  • вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса;
  • вносить предложения при разработке образовательной программы и годового плана организации;
  • свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы в соответствии с общеобразовательной программой, утвержденной организацией;
  • представлять свой опыт работы на педагогических советах, методических объединениях, родительских собраниях,отчетных итоговых мероприятиях и в печатных изданиях
    специализированной направленности;
  • знакомиться с проектами решений руководителя дошкольной организации, касающимися его деятельности;
  • требовать от администрации организации создания условий, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей;

—        участвовать в работе органов самоуправления.

4.3. Повышать свою квалификацию (не реже 1 раза в 5 лет).

5. Ответственность

5.1.        Воспитатель несет персональную ответственность:

  • за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
  • за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
  • за причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

  1. В случае нарушения Устава организации, условий Коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов заведующего воспитатель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей
    192ТКРФ.
  2. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, педагог может быть уволен по ст. 336, п. 2 Трудового кодекса РФ.

Контроль за исполнением инструкции воспитателем возлагается на старшего воспитателя.

Источник – Новые должностные инструкции сотрудников ДОО Г. Б. Ларионова, 2014 г.