Консультация для воспитателей "Проектный метод - как метод развивающего обучения дошкольников"
консультация на тему

Содержание консультации: история вопроса; понятийный аппарат; классификация проектов; структура, типы и виды проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

     Консультация для воспитателей

Тема: Проектный метод - как метод развивающего обучения дошкольников

разработана старшим воспитателем ГБДОУ детский сад № 60

 Колпинского района Санкт-Петербурга

Макшиной Светланой Викторовной

План

1.1  История вопроса

1.2  Теоретический блок

1.2.1 Понятийный аппарат

1.2.2  Классификация проектов

1.2.3  Структура проекта

1.2.3  Типы и виды проектов

3. Дискуссия «Место проекта в педагогическом процессе ДОУ»

4.  Творческое задание -  анализ одного из проектов.

Методы:

  • теоретический анализ литературы
  • беседа
  • постановка проблемных вопросов
  • обсуждение

  1. История вопроса

Метод проектов -  это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой  ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Что же считается проектной деятельностью?

Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие  оказывается невозможным. Другими словами, если ребёнок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта деятельность не будет считаться проектной – все действия  ребёнок выполнил в рамках традиционной продуктивной деятельности.

В ходе же проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения.

         Например, ребёнок хочет сделать подставку для карандашей и кисточек. Реализация этой задачи в случае проектной деятельности не осуществляется сразу. Сначала дошкольник пытается представить несколько вариантов изготовления подставки. Поскольку в дошкольном возрасте доминирует образное мышление, то варианты выполнения поставленной задачи могут быть представлены в форме рисунка. Создав несколько изображений, ребёнок удерживает в своём сознании целый ряд вариантов. Фактически каждый такой вариант позволяет дошкольнику лучше понять то, что он собирается  делать и уяснить последовательность действий. При изготовлении подставки ребёнок может использовать различный материал. Кроме того, при сравнении рисунков могут приниматься во внимание  люди, которые будут участвовать в совместном проекте. При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребёнка, как правило, намного опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые должны оказывать помощь  дошкольнику при реализации замысла.  

Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам для себя и для других разрабатывает новые условия, изменяет самого себя. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

Таким образом, можно сказать, что проектирование является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития детей.

Немного об истории развития метода.

 Метод проектов возник в 1920-х гг. в США и связан  с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи. Он разработал метод проектов – новый дидактический метод, который предусматривает определённую последовательность в организации обучения детей, состоящую из 3-ёх этапов:

  1. Педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников.
  2. Педагог вносит предложение, которое является отправной идеей для совместного обсуждения с детьми. Результат обсуждения – план работы, а затем проект.
  3. Реализация проекта детьми в соответствии с намеченным планом, при необходимой помощи педагога.

Идеи Джона Дьюи реализовались в 1884-1916 гг. его учеником – американским педагогом         У.Х. Кильпатриком, который считал, что проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей,  объединённых в данный момент общим интересом.

Он выделил 4 вида проектов:

  • созидательный (производительный)
  • потребительский (изготовление предметов)
  • проблемный (преобладающий интеллектуальные затруднения)
  • проект- упражнение

Использование этих проектов, по мнению американского педагога, не только подготавливает ребёнка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

Метод проектов нашёл своё отражение в идеях отечественных учёных 20-ых гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, Е.Г. Кагорина,

М.В. Крупениной.

Советские педагоги считали, что метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

Е.Г. Кагаров считал, что исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня.

        По мнению М.В. Крупениной, метод проектов необходимо реализовывать, учитывая следующие педагогические принципы такие как: самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Однако в 30-х гг. данный метод в России был запрещён, т.к. в его использовании были допущены перегибы (проектами полностью подменялась программа обучения) и возродился он  только в 90-ых годах в виде интегрированных курсов.

        За рубежом судьба проектного метода сложилась иначе. Он активно и успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Германии, Италии и других странах. Так в 1950-е гг в детских садах  на Западе работа с дошкольниками планировалась  с учётом индивидуальности каждого и интересов всех. Дети составляли планы на день, на неделю, обсуждали их вместе с педагогами и воспитателями, принимали участие в планировании задач на месяц.

Сотрудничество российских учёных и практиков с зарубежными коллегами в исследовательских проектах  ускорили внедрение описываемого метода в практику работы российских ДОУ.

  1. Теоретический блок

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Как влияет проектная деятельность на развитие ребёнка?

  • Расширяются знания детей об окружающем мире (это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов)
  • Развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование  оригинального замысла, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т.д.
  • В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
  • Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становиться более разнообразной и  структурированной.

  1. Общая классификация проектов

Мы вам представляем следующую классификацию проектов (таблица № 1)

        Цель проектного метода – развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития деятельности детей.

        Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов

Структура проекта.

  • постановка цели;
  • поиск формы реализации проекта;
  • разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
  • организация развивающей, познавательной, предметной среды;
  • определение направлений поисковой и практической деятельности;
  • организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
  • работа над частями проекта, коррекция;
  • коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Используя метод проектов в работе с дошкольниками, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в детском саду предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к  поисковой деятельности. Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке можно поставить яркие книги — энциклопедии для детей, альбомы с изображением растений, животных, птиц, «Красную Книгу» природы. В игровом уголке необходимо систематизировать и поставить игры на экологическую тему. В «красном углу» групповой комнаты рекомендуется организовать «фитобар», а на коробочках с фиточаем наклеить изображение данного растения. «Официанты», подавая чай, будут рассказывать о его целебных свойствах, побуждая детей узнавать новые рецепты.

На стене групповой комнаты или в приемной можно повесить плакаты экологического содержания (выполненные детьми).

Содержание сюжетно-ролевых игр тоже будет носить экологический характер;

— «Путешествие в подводное царство»;

— «Путешествие на Луну»;

— «Гомеопатическая аптека»;

— «Зоологический магазин»;

— «Зоопарк» и т.д.

На территории детского сада или в ближайшем сквере, парке необходимо организовать экологическую тропу, подготовить экскурсоводов (детей) и проводить путешествие по этой тропе для малышей, гостей, родителей.

К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (приготовить макет лесной полянки, альбом с рисунками редких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых цветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель тщательно продумывает их. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.

Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

  1. Типы и виды проектов (таблица № 2,3)

Мы предлагаем вам рассмотреть классификацию проектов по Киселёвой.

Как вы видите из таблицы,  темы проектов могут быть самыми различными, главное их условие – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.  Воспитатель, который прислушивается к детям, знает, что их интересует, найдёт много тем  для проектов.

Как же организовать проектную деятельность в детском саду?

Проектная деятельность – это сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системное преобразование всего учебного и воспитательного процесса.

Для занятий проектированием удобнее всего выделять один день в две недели.  При этом желательно, чтобы в проектной деятельности участвовали оба воспитателя, поскольку на первых порах она должна реализовываться в ходе занятий  с детьми по подгруппам.

 ( по 5-9 человек) Таким образом, каждая подгруппа занимается своим проектом.

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды.

Поскольку проектная деятельность предполагает активную аналитическую и рефлексивную работу педагогов мы предполагаем организацию консультаций, встреч, семинаров и других форм общения для внедрения проектной технологии в жизнь детского сада.

3. Дискуссия «Место проектной деятельности в ДОУ».

  • Возможно ли осуществление проектной деятельности в условиях нашего детского сада? В чём вы видите трудности для коллектива? Для  детей?

Каких знаний и умений в работе по этому направлению вам не       хватает?

  • Насколько необходима самостоятельность детей в исследовании?

      Нужно ли её поощрять? Контролировать?

  • Считаете ли вы необходимым привлечение родителей к работе над проектом? Реальным?
  • Использовали ли вы когда-нибудь при организации деятельности детей технологию, аналогичную проектной? Если да, то где именно?

4.  Творческое задание -  анализ одного из проектов.

Оптимальные критерии анализа.

  1. Название проекта
  2. Вид, тип проекта.
  3. Актуальность (целесообразность)
  4. Доступность реализации (характер затрат)
  5. Спектр участвующих специалистов
  6. Степень взаимодействия с родителями.
  7. «Плюсы» и «минусы» проекта.
  8. Эффективность результатов.