Музейная педагогика в образовательном процессе ДОО
консультация на тему

Консультация посвящена музейной педагогике, которая рассматривается как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности и как инновационная педагогическая технология. Даются рекомендации по организации мини-музеев в дошкольном учреждении и созданию системы работы с детьми и родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika_v_obrazovatelnom_protsesse_doo_1.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика в образовательном процессе ДОО

Сегодня посещением музея не удивишь. Картинные галереи, краеведческие музеи, музеи искусства, науки и многие другие стали неотъемлемой частью нашей культурной жизни. Нередко люди специально приезжают в Москву, Санкт-Петербург, Париж, Рим, чтобы посетить знаменитые музеи. Да и не только в такие крупные города. Многочисленные посетители всегда находятся даже у самого маленького музея, особенно если в нем собраны необычные экспонаты. Но я думаю, вряд ли кто из вас задумывался над тем, когда и как появились первые музеи? Какие необычные музеи существуют в наше время?

Известно, что при раскопках древних городов на территории средиземноморского побережья среди предметов быта и культуры определенного времени археологи нередко обнаруживали коллекции предметов более древних эпох. Получается, что уже за несколько веков до нашей эры древние греки вели раскопки и коллекционировали образцы еще более древних культур. До наших времен дошла информация о том, что один из фараонов Древнего Египта собирал папирусные свитки для личной библиотеки и подвешивал к ним своеобразные бирки из керамики.

В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. В мире  насчитывается не один десяток тысяч музеев.

Самым большим музеем мира считается парижский Лувр. Его выставочная площадь более 60 тысяч квадратных метров.

Чтобы осмотреть все его экспонаты, понадобится неделя, а то и больше.

Самый маленький музей мира находится в Литве, в деревне Биетай. Называется он «Баублис» и размещается в дупле старого дуба диаметром 2 метра. Этот первый в Литве краеведческий музей был создан в 1812 году литовским писателем Дионизасом Пошкой. В числе экспонатов музея – кости мамонта, древнее оружие, коллекции старых монет и даже библиотека из 200 книг. Чтобы дуб не отсырел, уже в наши дни рестовраторы надели на него стеклянный «плащ».

Самый старый музей мира – это Британский музей в Лондоне, основанный в 1753 году. Его экспозиция занимает 94 галереи. Это сокровища римской, египетской, азиатской культур, богатая коллекция европейских художественных полотен. Общая протяжённость экспозиций составляет 4 км. В основу вошли коллекции трёх известных людей — графа Роберта Харли, врача Хэнса Слоуна и антиквара Роберта Коттона.

От последнего музей получил огромную коллекцию книг, которая положила начало созданию Британской библиотеки.

Интересно, что создание необычного музея способно оживить экономику даже малоизвестного и не очень богатого городка. Пример тому город Мышкин Ярославской области Энтузиазм горожан прославил этот небольшой городок на весь мир, Здесь создали единственный в мире музей мыши. Это изменило маршруты туристических теплоходов, музей стал посещаемым.

Этот пример не единичен. В 20 веке во многих местах стали появляться небольшие музеи, посвященные определенной узкой теме.

Очень популярны в мире профессиональные музеи. Их экспонаты повествуют об истории возникновения профессии. Здесь представлены коллекции профессионального оборудования – от старинного до современного. Например, музей стоматологии – США, общественного питания – г. Москва, музей аптеки – г. Львов.

Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. И на помощь нам приходит музейная педагогика.

Еще известные русские философы, искусствоведы, педагоги начала 20 века (Н. Федоров, П.А. Флоренский, Ф. Шмит, А.В. Бакушинский) придавали огромное значение образовательной, воспитательной, эстетической и духовной функциям музея.

Понятие «музейная педагогика» было введено в научный обиход в конце 19 века в Германии и первоначально понималось как направление музейной работы с учащимися. Как особая область знаний и исследований музейная педагогика начинает формироваться в 60-ые гг. 20 века (первые центры музейной педагогики появились в Берлине, Кёльне, Мюнхене и Нюрнберге), в нашей стране термин «музейная педагогика» начал употребляться только в 70-ые гг. 20 века.

Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

В системе дошкольного образования и воспитания создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М.Ю. Коваль, О.В. Дыбиной, Л.В.Пантелеевой, Н.А.Рыжовой и др.)

Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики является создание мини-музеев в каждой возрастной группе.

Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: « В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.- Я поведу тебя в музей,- сказала мне сестра». А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Просто потому, что в ближайших окрестностях его нет. Именно поэтому в дошкольных учреждениях создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини - музеи неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.

Трудно себе представить человека, который никогда не был в музее. Что же такое музей?

Музей – это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений; это учреждение культуры, осуществляющее сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности личности.

Что такое музей, это понятно. Но что такое мини - музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, коридора. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини - музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Большинство детских садов создают небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини - музеи. Важно, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их родители. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатели советуются с ними и по вопросу выбора темы.

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе обогащения познавательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста необходимо учитывать следующие принципы:

1. Наглядность.

2. Доступность.

3. Динамичность.

4. Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

5. Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, реализуемой в ДОУ, ориентированной на проявление активности детей.

6. Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

7. Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

8. Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

9. Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

10. Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Любой музей (и в частности мини-музей) имеет экспонаты и одну или несколько экспозиций.

Экспонат – это предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке.

Экспозиция – это выставка экспонатов, подобранных на какую либо тему и выставленных по определенной системе.

Пополнение экспонатов музея происходит постоянно. Это и обновление имеющихся экспонатов и привнесение новых. Экспонатом предмет становится только тогда, когда он «обрастает» своей историей. Тогда экспонат интересен детям, становится своим и значимым, ребенок может об этом экспонате рассказывать много и долго.

В чем же преимущество музейной технологии?

С введением ФГОС в новом проекте основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» большой акцент делается на нравственно - патриотическое воспитание дошкольников. Именно музейная педагогика оказывает неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании. Это – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка. Музейная педагогика поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, т.к. музей располагает тем, что выше всей конкуренции, - истинными ценностями.

Музейная педагогика дает возможность:

  • осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;
  • раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала;
  • попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
  • объяснять материал на простых и наглядных примерах;
  • организовать интересные нетрадиционные формы работы педагога с воспитанниками;
  • формировать самосознание, становление активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире.

Что же дает реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОО?

  • У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к музею.
  • Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.
  • У детей формируется ценностное отношение к природе, к предметному окружению, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии экспонатов музея.
  • Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, более чем у их сверстников развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойней и раскрепощенней. Определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

Одним словом, значение музея в культурном развитии личности невозможно переоценить.

Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на три этапа:

1. Подготовительный этап

2. Этап реализации проекта

3. Обобщающий этап

Этапы создания мини-музея

Рассмотрим поподробнее каждый этап создания мини-музея.

1этап, подготовительный - «Планирование мини-музея».

2 этап, практический - «Создание мини-музеев».

3 этап, деятельностный - «Функционирование мини-музеев».

1этап, подготовительный предполагает:

  • Знакомство педагогов с принципами функционирования мини-музеев.
  • Анкетирование родителей с целью выявления степени заинтересованности родителей в данной деятельности и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини-музеев.
  • Определение перспективы создания мини-музеев и разработка алгоритма по созданию мини-музеев в группе.
  • Создание творческой группы педагогов, курирующей работу по созданию мини-музеев.

Второй этап, практический предполагает:

Работа на этом этапе проводится в соответствии с разработанным алгоритмом по созданию мини-музеев в группах.

Приступая к работе, мы должны понимать, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей (законных представителей) и педагогического коллектива.

1. Выбор темы мини-музея

Тематика мини-музеев могут быть различная в соответствии с изучаемой программой и возраста детей.

2. Разработка модели или схемы будущего музея

Это не значит, что нужно привлекать профессиональных архитекторов или художников, это значит, что педагогам надо включить свою фантазию и, конечно, необходимо привлечь родителей и детей.

3. Определение места размещения мини-музея (групповое помещение, раздевалка)

Месторасположение мини-музеев определять с учетом принципов интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности. Учет этих принципов дает возможность максимально использовать музейные экспозиции для организации разнообразной детской деятельности, позволяет обеспечить безопасность использования экспонатов мини-музея для жизни и здоровья воспитанников.

4. Определение содержания экспозиции

Необходимо продумать, какое оборудование вы будете использовать при создании мини-музея, какие материалы вам пригодятся, какие экспонаты вы будете выставлять, на какие предметы обратите особое внимание и т.д.

Мини-музеи в ДОУ могут располагать постоянными и сменными экспозициями.

Экспозиции могут быть представлены по разным основаниям, например:

- по тематике: «Овощи», «Фрукты»», «Декоративные птицы»;

- по материалу: «Кладовая земли»; «Загадки камней»;

- по решаемой задаче: для формирования представлений, их систематизации («Домашние животные», «Растения красной книги»); установления взаимозависимостей («От семечка до плода»; «Человек + природа = удивительные вещи»); овладения действиями различного характера («Средства защиты от вредных насекомых»).

На базе мини-музеев можно организовывать кратковременные (даже однодневные) «экспресс-экспозиции». Например, в мини музее «Растения дома» можно организовать такие экспресс-экспозиции: «Растения семьи Петровых», «Комнатное дерево», «Кактусы».

5. Рассмотрение вариантов участия в создании музея детей и родителей

Например, на первом этапе родители являются основными источниками организации музея; на втором – принимают участие в изготовлении новых экспонатов, организуют экскурсии вместе с педагогом, проводят беседы с детьми и т.д.

6. Определить перспективы развития

Например, в первую неделю необходимо внести в экспозицию те изменения и дополнения, которые помогли бы наиболее полно раскрыть тему и способствовали реализации поставленной цели. Во вторую неделю вы предполагаете рассмотреть вопросы, связанные с происхождением экспонатов, следовательно, необходимо и изменение содержания экспозиции.

6. Оформление визитной карточки и паспорта мини-музея

7. Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев

Занятия-экскурсии, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, игры-развлечения, игры-путешествия, графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций, выполнение совместных творческих заданий.

8. Разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей

9. Разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея

10. Планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях

Включает этапы организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях (теоретический этап, практический этап, этап самостоятельных исследований) и соответствующие им задачи, методы, приемы и формы организации поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

11. Представление мини-музеев (Смотр-конкурс мини-музеев)

На этом этапе проходят презентации мини-музеев. Сначала педагоги вместе с детьми представляют визитную карточку своего мини-музея, в которой содержится краткое описание экспозиций и приглашение посетить мини-музей. Визитки распространяются по группам и раздаются родителям.

Презентация пройдет в форме экскурсий для воспитанников других групп, где экскурсоводами могут быть сами воспитанники.

Также мини-музеи могут быть представлены в форме игры-драматизации, в форме мини-концерта.

Третий этап, деятельностный - «Функционирование мини-музеев».

Любой мини - музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка».

В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса.

Формы работы в мини-музеях

Работа по музейной педагогике предполагает ее включение во все сферы многообразной деятельности детей, охватывающей не только учебную, но и свободную, самостоятельную, совместную с взрослыми.

Формы работы в организованной совместной деятельности педагога с детьми:

- практические опыты

- разработка и изготовление детских коллективных и индивидуальных работ-экспонатов

- выставки

- экспресс-выставки

- чтение художественной литературы

- беседы

- поисковая работа

- запись рассказов детей на электронный носитель (аудио, видео, занимательные познавательные и творческие задания (ребусы, логогрифы, составление словариков и др.)

- праздники (развлечения, конкурсы, викторины и т. п.)

- проекты

Создавая мини-музеи, никогда не нужно забывать о том, что, конечно же, ведущей деятельностью дошкольников есть и остается игра. Поэтому в содержании мини-музеев в уголке самостоятельной деятельности ребенку должна быть предоставлена возможность поиграть в дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, задания, содержащие игровые обучающие задачи.

Одной из форм работы музея является экскурсия. Экскурсии могут быть:

  • Обзорные экскурсии. Они, как правило, предполагают ознакомление детей с достаточно широким кругом экспонатов
  • Тематические экскурсии предполагают знакомство дошкольников с определенной темой.
  • Научно-просветительские экскурсии направлены на более углубленное изучение какой-либо темы.

Конечно, при создании мини-музея мы можем столкнуться с определенными трудностями, такими как: недостаточная материальная база, высокие требования, предъявляемые к педагогу (а именно, воспитатель должен попробовать себя в роли дизайнера, художника, экскурсовода, музееведа и историка).

И, тем не менее, воспитательное и познавательно-развивающее значение данного вида работы нельзя недооценивать. Постоянное обогащение представлений об окружающем новыми впечатлениями, умение работать в группе, находить компромиссные решения, практические навыки речевого общения, развитие любознательности и гордости за результаты своего труда перевешивают те трудности, с которыми мы можем столкнуться.

И в заключении хотелось бы произнести народную мудрость: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины»

Список литературы:

  1. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
  2. Рыжова Н.А. Как стать коллекционером. Игра и дети N 24, 2004.
  3. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
  4. Рыжова Н.А., Ларионова Г.Б., Данюкова А.И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование N 22, 2002.
  5. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...

Методические рекомендации по использованию музейной педагогики в образовательном процессе

Из опыта работы по использованию музейной педагогики в образовательном процессе....

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

В  материале представлен опыт работы с детьми, который позволил определить наиболее эффективные методы и формы работы по использованию музейной педагогике в образовательном процессе ДОУ.Тем...

Музейная педагогика в образовательном процессе дошкольного учреждения.

В данной теме описывается, как музейная педагогика применяется в группах детей младшего дошкольного возраста....

Музейная педагогика в образовательном процессе дошкольного учреждения.

В презентации коротко описывается тема: "Музейная педагогика в образовательном процессе дошкольного учреждения"...

Проектная работа на тему: «Внедрение музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ»

Построение образовательного процесса в ДОУ на основе использования средств музейной педагогики....

Проектная работа на тему: «Внедрение музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ»

Построение образовательного процесса в ДОУ на основе использования средств музейной педагогики....