Методическая разработка "Несколько советов постановщикам кукольных спектаклей для дошкольников"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Шакотько Ольга Борисовна

Методическая разработка для детей и взрослых по постановке кукольных спектаклей в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nsportmetodicheskaya_razrabotka.docx5.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №145 Московского района

 Санкт-Петербурга

Методическая разработка

музыкального руководителя Шакотько О.Б.

 «Несколько советов постановщикам кукольных спектаклей

для дошкольников»

В кукольных спектаклях используются куклы, надевающиеся на руку, как перчатка. Их так и называют - куклы на руке, ручные куклы или петрушки. Это потому, что их устройство заимствовано у народного кукольного театра, главным героем которого был Петрушка.

Когда такая кукла надета на руку, кукловод может управлять движениями головы и ручек куклы.

Несмотря на то, что лицо куклы неподвижно, а движения ограничены, она производит впечатление живого существа. Это достигается тем, что кукла может правдиво и довольно точно передать поведение героя сказки в определённых обстоятельствах.

Прежде, чем приступить к работе над конкретными ролями в кукольном спектакле, нужно усвоить некоторые общие правила ведения кукол:

  • Следует держать куклы на определённом уровне по отношению к ширме, из-за которой их показывают. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться над ширмой примерно на две трети своей высоты. Отводя куклу в глубину, нужно поднимать её повыше для того, чтобы передние зрители могли её видеть, так как, чем дальше кукла отведена от края ширмы, тем хуже она становится видна;
  • Когда кукла не жестикулирует и не совершает каких-либо физических действий, её руки должны быть прижаты к туловищу (правая ручка куклы придерживает левую);
  • Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки исполнителя. Следует помнить о том, что талия куклы приходится как раз на запястье руки, и ни в коем случае нельзя наклонять всю руку, держащую куклу;
  • Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить её, согнув в запястье руку, на которую надета кукла, выпрямить кисть руки. Когда сидевшая ранее кукла встаёт, она тоже должна сначала наклониться вперёд, а потом выпрямиться и одновременно приподняться до обычного уровня стоящей куклы;

***Если у куклы есть ноги, её можно посадить на край ширмы лицом к зрителям. В этом случае следует усадить куклу, держа её в профиль, и постепенно поворачивать лицом к зрителям, одновременно перекидывая её ноги через край ширмы.

***Если у куклы нет ног, нужно, сажая её на край ширмы, на место воображаемых колен поставить  снизу свободную руку кукловода, прикрыв её одеждой куклы.

  • Движения куклы и текст, произносимый от её имени, должны быть обращены к определённому объекту - к предмету или персонажу. Это достигается тем, что куклу надо повернуть всем корпусом или головой в ту сторону, куда она должна смотреть. Направить «взгляд» куклы на нужный предмет – значит направить её нос в эту сторону. Это же правило надо соблюдать, когда кукла слушает то, что ей говорят;
  • Говорящая кукла должна подчёркивать наиболее важные слова движениями головы или рук, так же как это делает человек в жизни;
  • Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны, иначе не понятно, какая из кукол говорит.

Знакомиться с  куклами и усваивать навыки игры с ними лучше на основе небольших сценок – этюдов. Сюжеты их могут быть разнообразными и очень простыми, например: «Здравствуйте!» (куклы встречаются, здороваются; встреча может быть радостной или наоборот неприятной, нежелательной), «Киска просит молочка» (ласковая, испуганная), «Мишка собирает шишки» (добродушный, сердитый)… Усвоению детьми и воспитателями этих правил нужно посвятить несколько занятий.

Спектакль сочетает сценическое действие и игру кукол-актёров. Роли персонажей могут играть как дети, так и взрослые. Если спектакль показывают дети, за ширмой обязательно должен находиться взрослый, который помогает детям вовремя надеть куклу на руку ребёнка.

Необходимо хорошо подготовиться к проведению спектакля:

  • За ширмой удобно разложить куклы;
  • Прикрепить декорации;
  • Одеть участников сказки в костюмы (если дети выступают перед ширмой) и загримировать;
  • Подобрать качественное несложное музыкальное сопровождение.
  • ***Так же такие занятия и рекомендации по постановке кукольных спектаклей можно проводить с  родителями воспитанников, тем самым привлекая их к совместной театрализованной деятельности с детьми. 

Желаю всем творческих успехов!

Музыкальный руководитель ГБДОУ д/с №145

Московского района

Санкт- Петербурга

Шакотько Ольга Борисовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ 03.2014 г. - 04.2015 г. - методическая разработка - «ВАЖНЫЙ РАЗГОВОР». Кукольный спектакль для старшего дошкольного возраста.

ПРОЕКТ - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:"ТЕАТРАЛЬНО - ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ".Разработка сценария и кукольной атрибутики ЛАУРЕАТ.  3 открытого конкурса 2015 г.«Твои друзья ку...

Сценарии кукольных спектаклей для дошкольников по пожарной безопасности.

Представлены сценарии кукольных спектаклей для дошкольников по пожарной безопасности....

Сценарий кукольного спектакля для дошкольников "Правила доктора Айболита"

Сценарий кукольного спектакля для детей младшего дошкольного возраста "Правила доктора Айболита" по формированию у дошкольников представлений о здоровом образе жизни....

"Заюшкина избушка" кукольный спектакль для дошкольников

Авторский Музыкальный кукольный спектакль по мотивам одноименной сказки...

Сценарий кукольного спектакля для дошкольников подготовительной группы "Как Колобок за ёлкой ходил"

Сценарий для новогоднего кукольного театра "Как Колобок за ёлкой ходил"...

Сценарий кукольного спектакля для дошкольников"Колобок и друзья"

Сценарий кукольногос пектакля для детей дошкольного возраста....

"Заюшкина избушка" кукольный спектакль для дошкольников

Авторский музыкальный кукольный спектакль по мотивам одноименной сказки...