ИКТ в экологическом образовании старших дошкольников
статья (старшая группа) на тему

Кормушкина Ольга Дмитриевна

Информационно-компьютерные технологии проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_v_ekologicheskom_vospitanii.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кормушкина Ольга Дмитриевна, воспитатель МБДОУ  № 113  Автозаводского района  города Нижнего Новгорода.

«Экологическое образование дошкольников в контексте темы: «Использование  информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании  детей старшего дошкольного возраста ».

Информационно-компьютерные технологии проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей.

При работе с  бумажным демонстрационным материалом  возникали определенные трудности:

-Для приобретения демонстрационного материала по ознакомлению с природой необходимы большие материальные затраты.

-Отсутствие помещения, для хранения большого количества иллюстрационного материала.

-Отсутствие многих необходимых иллюстраций в продаже.

-Неудобство в использовании большого количества иллюстраций на одном познавательном занятии.

-Быстрый износ бумажных иллюстраций.

Решение проблемы: использовать в воспитательно – образовательной работе с детьми информационные компьютерные технологии.

В своей практике работы, знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции  художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Я использую следующие виды иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:

  1.Звуковые материалы – это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д.;

  2.Экранные материалы – это слайды, то есть серия отдельных кадров, посвященной отдельной теме. По статичности они напоминают дидактические картинки.

  3. Мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.

  4. Медиазанятия,  которые провожу в групповой комнате с применением ноутбука или в музыкальном зале, оборудованном компьютером, проектором и экраном.

Мультимедийные экологические игры включаю как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры -путешествия, игры - загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры.

Например: тема занятия "Насекомые". Включаю мультимедийную игру "Разгадай кроссворд и ты узнаешь, как называется эта группа животных". Презентация «Составь цепь питания и найди лишнюю картинку",

 Ребус "Угадай кто здесь?"( Какое насекомое спряталось в этом ребусе).

Тема занятия "В гостях у лесовичка".    Мультимедийная игра "Подбери правильно"

Правила мультимедийной игры:  

необходимо определить породу деревьев,

затем подобрать листик к дереву,

найти с какого дерева плод.

Интересны для детей игры-занятия, составленные в виде викторины. Они охотно отвечают на вопросы, ответы которых сопровождаются яркими картинками. Викторина позволяет ребёнку разобраться в своих знаниях, развивает память (Какая ягода бывает черной, красной и белой?  Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет?)

Вне занятий мультимедийные игры помогают закрепить знания детей, их использую я  и  для индивидуальных занятий с детьми. В свободное от занятий время организую  игры с медиотехнологиями:

  • Загадывание загадок.
  • Пальчиковые игры.
  • Организация двигательной деятельности с помощью моделирования движений. (Например, на экране  модель-кузнечика, с использованием звука)

По результатам работы стало видно, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии  обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста:

  1. Предъявление информации на экране компьютера  в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
  2.  Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
  3. Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.
  4. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально остановиться  на вопросах, вызывающих затруднения.
  5. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
  6. Компьютер обладает стимулом познавательной активности детей. Такие занятия побуждают детей к поисковой  и познавательной деятельности.
  7. Использование разного рода слайд-шоу позволяет показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как свойства воды, почвы, и пр.
  8. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.  

Из всего вышесказанного можно сделать выводы, что:

  1. Информационно-компьютерные технологии  прочно входят  в систему образования, которая предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
  2. Применение информационных технологий в сфере дошкольного образования позволит педагогам изменить содержание, методы и организационные формы обучения, будет способствовать развитию их информационной компетентности.      

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы экологического образования старших дошкольников

Экологическое воспитание – относительно новое направление в дошкольной педагогике. Система знаний о природе, построенная на основе взаимосвязей растений и животных с внешней средой и тем самым являюща...

Опыт работы экологического образования старших дошкольников.

Технология экологического воспитания старших дошкольников на занятиях в ДОУ и повседневной жизни,  в условиях сельского детского сада....

Ознакомление с птицами на участке детского сада как средство экологического образования старших дошкольников

Тема работы -  «Формирование  представлений у старших дошкольников представлений о птицах участка ДОУ». Мы не случайно выбрали ее, так как любовь к птицам, трепетное отношение к ним, забота ...

Проектно- исследовательская деятельность в экологическом образовании старших дошкольников

Я считаю, что данный опыт будет полезен педагогом средней полосы проживания, потому что мы находимся в одной территориальной и климатической зоне; родителям- обогатить свой опыт и передать его своим д...

ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ОБЪЕКТАМИ ПРИРОДЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В каждом маленьком ребенке — И мальчишке, и девчонке Есть по двести грамм взрывчатки Или даже пол кило. Должен он бежать и прыгать, Все хватать, ногами дрыгать, А иначе он взорвется, Трах-бабах... и н...

«Роль игр в экологическом образовании старших дошкольников».

Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также...

"Использование игровых технологий в экологическом образовании старших дошкольников"

Описание системы работы  «Использование   игровых технологий   в экологическом образовании старших дошкольников»...