Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма в летне-оздоровительный период
консультация на тему

Консультация для педагогов «Организация деятельности по ознакомлению дошкольников безопасному поведению на улице»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospit-ley_po_pdd.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №114»

Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма в летне-оздоровительный период

Консультация для педагогов «Организация деятельности по ознакомлению дошкольников безопасному поведению на улице»

Старший воспитатель О.В. Солнышкова

2014 год


Дети - самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и в-лей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте. При этом педагог должен чётко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников.

Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице.

Инновационный подход к организации деятельности с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:

  • Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
  • Ознакомление дошкольников с дорожной лексикой. Включение их в самостоятельную творческую работу. Позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
  • Формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

Но самая главная цель воспитательной работы по ознакомлению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:

  • Через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т.д.
  • В процессе специальной развивающей и обучающей деятельности по дорожной тематике.

Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т.е. понимание ребёнком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у ребёнка дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно).

Воспитывая детей, педагогу необходимо применять такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В дошкольном возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т.д. по дорожной тематике, а также во время бесед при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.

Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами всё увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

При переходе из одной возрастной группы в другую ребёнок должен иметь определённые знания по основам безопасного поведения на улице. Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и чётко знали правила дорожного движения.

Обучение основам безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста.

В младшей группе ознакомление с ПДД лучше всего по возможности проводить на прогулках (для лучшей наглядности).

На них в-ль показывает детям тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети узнают, кого называют водителем, пешеходом, пассажиром. При изучении светофора им объясняют значение красного и жёлтого сигналов как запрещающих движение и значение зелёного сигнала как разрешающего движение.

Также дошкольники наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать транспортные средства по названию и величине (большой/маленький): легковой автомобиль, автобус, троллейбус, грузовик и т.д. Педагогу важно объяснить детям, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными.

Находясь в помещении группы полезно прибегать к наглядному моделированию дорожных ситуаций. Наилучший способ – подталкивать детей к играм с машинками, в ходе которых они будут вслух с помощью в-ля проговаривать каждое действие (машинка развернулась, дала задний ход, быстро поехала и т.д.)

Для развития правильной ориентации детей в пространстве нужно обучать их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам.

В результате такого обучения младшие дошкольники получают знания о том, что такое светофор, транспорт, дорога. Они привыкают, находясь на улице, держать взрослого за руку.

Дидактические игры по дорожной тематике могут проводиться в виде рисования в альбомах или специальных тетрадях с заданиями по штриховке, обводке, дорисовке предметов, развивающих мелкую моторику рук.

Опираясь на данные научных исследований следует учитывать то, что дошкольники младшей группы способны запомнить только два-три ярких признака предметов.

Обучение основам безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста.

На прогулках с детьми среднего дошкольного возраста нужно начинать обучение ориентированию на местности, а именно на территории д/с. Также в-ль непременно должен объяснить, что самостоятельно выходить за её пределы нельзя.

Если существует возможность выходить на прогулку за территорию ДОУ то здесь необходимо расширять знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. В-ль показывает детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть.

В группе педагог может дать задание составить рассказ о дорожной ситуации. К примеру, ребята могут рассказать, как ехали в машине (автобусе, троллейбусе). Или как они шли пешком в д/с. При этом в-ль не навязчиво закрепляет у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными. А также выясняет, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой.

В объяснении полезно использовать иллюстративный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, к примеру во дворе. А также различные указания по поведению рядом с проезжей частью.

Опираясь на данные научных исследований следует учитывать то, что дошкольники средней группы могут запомнить три-четыре признака предмета.

Обучение основам безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.

В старшей группе продолжается знакомство детей с особенностями дорожного движения транспорта и пешеходов. Закрепляется умение ребят свободно ориентироваться на территории вокруг д/с в присутствии в-лей. Дети должны уметь объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в д/с. Также нужно продолжать знакомить детей с основными понятиями дорожного «словаря».

На прогулках за территорией дошкольного учреждения рекомендуется обращать внимание дошкольников на правильные и неправильные действия других пешеходов. При этом педагогу необходимо проследить за тем, смогут ли дети сами рассказать, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности.

 И на прогулках и в группе (с помощью иллюстрированного материала) нужно обращать внимание дошкольников на особенности движения крупно- и малогабаритного транспорта. В-ль объясняет, что такое «закрытый обзор». На прогулке в-ль наглядно показывает дошкольникам движение транспортных средств: больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов, которые не видны за большим транспортом. Объясняет, что если пешеход переходит дорогу в неположенном месте, он не видит, что за большим транспортом может ехать мотоцикл, легковая машина с большой скоростью. В свою очередь, водитель автомобиля тоже не видит пешехода, если он переходит дорогу в месте закрытого обзора. В результате происходят наезды.

Интересной и эффективной формой работы станет организация ролевых игр, в которых ребята доведут до автоматизма навыки безопасного поведения на улице. В этом поможет макет микрорайона с улицами, который можно изготовить самостоятельно.  В-ль используя этот макет может рассказать детям про город, улицы, светофоры (транспортные и пешеходные), пешеходные переходы и т.д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, в-ль наглядно показывает, что может произойти, если нарушить правила ДД. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрёстках и т.д.

Стоит отметить, что дети из старшей группы запоминают не более пяти-шести признаков предмета.

Обучение основам безопасного поведения детей подготовительной группы.

Особенно внимательно нужно относиться к детям подготовительной группы, ведь они – будущие школьники, которым совсем скоро придётся самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. С ними необходимо продолжать деятельность на развитие познавательных процессов.

У дошкольников этой возрастной группы нужно развивать способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации. Они должны уметь самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода, пассажира, предвидеть опасность на улице.

Также к этому возрасту дошкольники должны уметь наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха (увидел сигнал светофора, услышал предупредительный звуковой сигнал, подаваемый водителем автомобиля и т.д., с пониманием объяснять опасные места в окружающей дорожной среде.

Расширять представления детей о правилах безопасного поведения на улице в-ль может с помощью подборки заданий в альбомах по рисованию. Эти задания должны развивать познавательные способности детей и активизировать их самостоятельную работу по изучению правил безопасного поведения на улице.

(СПРАВОЧНИК СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ ДУ №6/2009 статья «Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице» автор Е.А.Козловская (канд. пед. наук))


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми и родителями по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на летнюю оздоровительную кампанию..

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН  РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ  ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА НА ЛЕТНЮЮ ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ КАМПАНИЮ - перактический материал для ...

План мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и обучению детей правилам дорожного движения на 2013 – 2014 учебный год

В план входят:Мероприятия в области нормативно-правового обеспечения МБДОУОрганизация работы с педагогамиОрганизация работы с детьмиОрганизация работы с родителямиСовместная работа с ГИБДД...

План работы , связанной с обучением детей правилам дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

План работы , связанной с обучением детей правилам дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма...

Методическое объединение №2 воспитателей старших групп Тема: Предупреждение детского дорожно- транспортного травматизма. Проект «Дорожная азбука»

Методическое объединение №2  воспитателей старших  групп Тема: Предупреждение детского дорожно- транспортного травматизма.  Проект «Дорожная азбука» Дата пров...

План работы по предупреждению детского дорожного - транспортного травматизма в младшей группе на летний период 2022-2023 учебного года

План работы по предупреждению детского дорожного - транспортного травматизма в младшей группе  на летний период 2022-2023 учебного годаЦель: Создать условия для формирования у детей навыка следит...