СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья (младшая группа) на тему

Сытникова Ирина Анатольевна

Материалы и условия необходимые для организации предметно-развивающей среды в младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_prs.docx34.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад №10 «Улыбка»

ТЕМА: «СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Воспитатель второй квалификационной категории:

Сытникова Ирина Анатольевна

СОДЕРЖАНИЕ:

I. Организация и оформление групповых помещений для детей раннего возраста

1.1. Интерьер помещений

1.2. Зонирование групповых помещений

1.3. Динамичность предметно-развивающей среды

1.4. Обеспечение безопасности среды

II. Перечень материалов и оборудования, используемых для групп раннего возраста

2.1. Материалы и оборудование для физического развития детей

2.2. Материалы и игрушки для социально-личностного развития детей

2.3. Материалы и игрушки для процессуальных и сюжетных игр

2.4. Материалы и игрушки для познавательного и речевого     развития детей
2.5. Материалы и оборудование для художественно-эстетического развития детей

2.6.  Оборудование и игрушки для детской площадки


ТЕМА: СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В моей группе малыши двух-трех лет, большая часть из которых только поступила в ясли.  Двухлетние дети очаровательны, они очень честны и искренни во всем - в своих симпатиях и антипатиях, привязанностях и увлечениях. Их глаза широко открыты для всего нового. Главной фигурой в их жизни является взрослый, без помощи которого ребенок еще не может справиться со многими своими проблемами. Возникающая еще в раннем детстве потребность во внимании и доброжелательности взрослого не исчезнет с возрастом. Время от времени ребенок нуждается в ласке и внимании. Работая в первой младшей группе детского сада, я стремлюсь к тому, чтобы ребенок легко адаптировался в новой, до того неизвестной ему обстановке. Именно поэтому необходима тщательно продуманная организация предметно-развивающей среды, в которой каждый ребенок чувствовал бы себя легко и комфортно (приближенно к домашним условиям). Организация группового пространства позволяет формировать положительное отношение к детскому саду, вырабатывать навыки общения, прежде всего со сверстниками, способствовать развитию речи. Предметный мир раннего детства — это не только игрушки, но и вся окружающая среда, которая направлена на физическое, социально-личностное, познавательное, художественно-эстетическое развитие малышей, расширяет их представления об окружающем. Например, посещая вместе с воспитателем врачебный кабинет или кухню, дети наблюдают за работой врача, медсестры, повара. В изобразительной или театрализованной студии дети знакомятся с ее оформлением, рассматривают работы старших детей. В зимнем саду они могут видеть экзотические цветы, фонтан, каменные горки, попугая, хомячков в террариуме. Полученные впечатления дети могут переносить в свои игры и другие виды деятельности.

        


I. Организация и оформление групповых помещений для детей раннего возраста

         1.1. Интерьер помещений

Для того, чтобы ребенок попадал в психологически комфортное пространство с первых минут прихода в детское учреждение, нами уделяется большое  внимание надлежащему интерьеру помещений и экстерьеру территорий, задействованных в процессе дошкольного образования детей.

С целью эстетичного оформления на территории дошкольного учреждения помимо различных строений прикладного характера(веранды, спортивные снаряды) создан красивый ландшафт (летом - разнообразные аллеи, клумбы, арки, украшенные вьющимися растениями; зимой – декоративные скульптуры из снега). Вестибюль, коридоры и лестничные пролеты хорошо освещены, украшены цветами, зеркалами, яркими картинками; также здесь присутствуют рисунки и игрушки, изготовленные детьми (при участии взрослых). В приёмной звучит музыка, при входе в группу малышей «встречает» большая игрушка (попеременно, медведь или зайчик). В элементах интерьера учтены особенности детского восприятия. Светлая, нарядная обстановка привлекает внимание малышей, радует их, облегчает разлуку с родными. Размер и планировка групповых помещений таковы, что каждый ребенок может найти место, удобное для занятий, игр, отдыха. Помещение для приема детей удобно и уютно для приходящих малышей, а также информативно для детей и родителей. Стены украшены цветами, фотографиями детей. На стене при входе хорошо виден стенд с информацией для родителей (дневное меню, распорядок дня, расписание занятий и пр.). Шкафчики для одежды украшены картинками, а также крючками, на которые ребенок вешает принесенные им игрушки (индивидуальные для каждого ребенка). Специальное место отведено для демонстрации детских работ (рисунков, лепки и пр.). На столике или в специальном кармашке, закрепленном на стене,  находятся дидактические материалы для родителей (списки рекомендуемой литературы по воспитанию детей, книги, журналы и пр.).

Оборудование туалетной комнаты приспособлено к нуждам маленьких детей. Каждому ребенку выделены горшок и полотенце. Над раковинами для умывания висят низкие зеркала, чтобы дети хорошо могли видеть в них свое отражение.

В групповом помещении для игр, занятий и приема пищи располагается детская мебель: столики, стульчики, диванчики, скамейки. Уют и тепло создают коврики, на которых малыши могут играть самостоятельно или вместе с воспитателем. Все это способствует поддержанию доверительных отношений между взрослым и детьми.

В групповой комнате предусмотрен «уголок уединения», где малыш всегда может побыть в одиночестве. Это ширма-домик, рассчитанный на 1-3 детей.

Мебель и оборудование в группе расположены так, чтобы оставалось достаточно места для свободной двигательной активности малышей. Дети имеют возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать, кататься на маленьких велосипедах (машинах), возить за веревочку различные каталки, машинки, толкать перед собой тележки. Оформление приемной и групповой комнаты организовано таким образом, чтобы пробуждать у детей познавательные интересы, вызывать положительные эмоции и чувства. На стене помещен стенд с детскими рисунками, фотографиями. Все экспозиции расположены на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их.

Групповая комната и спальня при необходимости оформляем звуковым дизайном: записями колыбельных песен, плеска воды, шума моря, пения птиц, шелеста листвы. Тихие, приятные звуки производят психотерапевтический эффект, успокаивают детей, создают особый уют, выполняют познавательную и эстетическую функции. Звуковой дизайн (веселые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений) используются во время режимных моментов в качестве фона (или дополнения). 


        1.2. Зонирование групповых помещений

Содержание предметно-развивающей среды направлено на удовлетворение детских потребностей всестороннего развития.

Грамотно спланированное пространство в группе дает детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты. Отдельные зоны отделены одна от другой (например, зона сюжетных игр находится отдельно от зоны подвижных игр для того, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу). При этом важно, что каждая зона хорошо освещена. Зонирование помещения помогает ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.

В групповом помещении организованы зоны для:
• приема пищи и занятий (столики со стульчиками);
• развития движений;
• сюжетных игр;
• игр со строительным материалом:
• игр с машинками;
• изобразительной деятельности;
• музыкальных занятий;
• чтения и рассматривания иллюстраций;
• игр (для опытов с песком и водой);
• отдыха (уголок уединения);
• размещения уголка природы (аквариум, домашние растения).

В групповой комнате оборудован уголок для «отдыха» кукол, небольшая низкая вешалка для одежды, предназначенной для «ряжения» детей.

Для того, чтобы расположение зон способствовало плавному переходу от одной деятельности к другой, зона для занятий со строительным материалом соседствует с зоной сюжетных игр (таким образом, играя с сюжетными игрушками, дети могут взять расположенные неподалеку кубики для строительства домика или дорожки для кукол).

В отдельном месте (на открытой полке) хранятся детские рисунки, альбом с групповыми и семейными фотографиями.

Разностороннему развитию ребенка способствуют не только игровой и дидактический материал фабричного производства, но и изготовленный воспитателем самостоятельно или при непосредственном участии родителей. Главное — что игрушки и материалы соответствуют возрасту детей, находятся в свободном доступе и адекватны целям развития. 

         1.3. Динамичность предметно-развивающей среды

 Предметная среда не должна оставаться неизменной. Зоны периодически объединяются, взаимно заменяются и дополняются. Подобная динамика позволяет малышам не только использовать в своей деятельности уже имеющиеся у них знания и умения, но и побуждает к исследованию нового. Мне, как воспитателю иногда приходится менять элементы интерьера, чтобы привлечь внимание малышей к новым красивым видам.

Элементы каждой зоны (игры, игрушки) периодически изменяются, своевременно выставляются новые предметы, вызывающие у детей эмоциональный отклик, стимулирующие их двигательную, речевую и познавательную активность, развитие игровой деятельности. Игрушки для сюжетных игр побуждают малышей к разыгрыванию традиционных для данного возраста сюжетов, и в то же время дополняют эти игры новыми предметами. Наряду с сюжетными игрушками детям предоставляется природный материал (шишки, палочки), элементы старых конструкторов для использования его в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей. Эти предметы периодически заменяются, чтобы стимулировать развитие воображения детей.


        1.4. Обеспечение безопасности среды

Предметная среда не только способствует развитию детей; она сформирована таким образом, чтобы быть максимально безопасной для них, предотвратить возможность несчастных случаев и травм, и, в то же время, не ограничивать свободу детей.

Мебель и оборудование расставлены так, чтобы дети и взрослые могли свободно передвигаться по комнате. Игры и игрушки располагаются на низких полках, чтобы дети могли свободно брать их и самостоятельно класть на место. Игры с водой и песком, с пластическими материалами проводятся под наблюдением воспитателя, который следит за тем, чтобы дети не пили воду из тазика, не брали в рот песок, пластилин и пр.

Все игрушки (в том числе резиновые или пластиковые), материалы для ручного труда (пластические материалы, клей, краски, ткани, бумага и пр.) нетоксичны.

        II. Перечень материалов и оборудования, используемых для групп раннего возраста

Групповое помещение оснащено оборудованием, материалами и игрушками для всестороннего развития детей раннего возраста. Это обеспечивается разнообразием тематики, комплексностью и многообразием материалов. В то же время для каждого определенного направления развития используются специфические материалы и оборудование.

       2.1. Материалы и оборудование для физического развития детей

В группе имеются различные приспособления, способствующие развитию двигательной активности детей (ползания, лазания, ходьбы, бега, прыжков), а также игрушки и материалы, развивающие мелкую и крупную моторику.

К приспособлениям для развития двигательной активности детей относятся:
• горки;
• лесенки;
• скамеечки;
• домики;
• игрушки-качалки;
• веревки;
• дорожки для ходьбы, задающие изменение направления движения;
• массажные дорожки и коврики с разным покрытием;
• «сухой бассейн»;
• мини-маты.

К игрушкам и материалам, развивающим мелкую и крупную моторику относятся:
• мячи разных размеров, в том числе массажные;
• кегли;
• обручи, кольца;
• игрушки, которые можно катать, толкать:
• разноцветные предметы различной формы для нанизывания;
• доски с пазами, крючочками, стержнями и молоточками;
• специальные приспособления — стенды, тренажеры — предназначенные для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (застежки — молнии, пуговицы, петли, крючки, шнуровки.);
• коробки с разными крышками и прорезями, копилки.

        


       2.2. Материалы и игрушки для социально-личностного развития детей

• Фотографии детей, семейные альбомы;
• фотографии, альбомы, отражающие жизнь группы и детского учреждения;
наглядные пособия (книги, иллюстрации)
, отражающие разнообразные занятия детей и взрослых;
• картинки и фотографии, изображающие разные эмоциональные состояния людей (веселый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивленный, испуганный и др.), их действия, различные житейские ситуации;
• наглядный материал и игрушки, способствующие развитию толерантности (картинки, куклы, изображающие представителей разных рас и национальностей; картинки, куклы, изображающие больных детей и животных и т. п.);
• аудио-, видеоматериалы о жизни детей и взрослых.

       2.3. Материалы и игрушки для процессуальных и сюжетных игр 

• Игрушки-персонажи: куклы разных размеров в  снимающейся одежде, куклы-голыши, антропоморфные («очеловеченные») животные из разных материалов (мишки, собачки, кошечки и т.д.);
• стационарная и настольная кукольная мебель (столы, стульчики, скамеечки, шкаф, кроватка);
• стационарный набор «кухня» (плита, стол, холодильник, буфет, дощечки для нарезания продуктов и пр.);
• игрушки для разыгрывания различных сюжетов: кормления кукол (посуда, столовые приборы), укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца), купания (ванночки, флаконы, губки, салфетки), лечения (игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания, кусочки ваты, бинтик и пр.), прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки), уборки (губка, мыло, мисочка или раковина, совок, веник, салфетки); игры в «парикмахерскую» (зеркало, расческа, ленточки, флаконы), игры в «магазин» (весы, игрушечный калькулятор, касса, «деньги», муляжи продуктов и др.); игры в «цирк» (заводные игрушки: обезьянка, курочка, «заяц с барабаном», перчаточные куклы, маски), игры в «солдатиков» (соответствующие наборы игрушек) и др.;
• строительные наборы для изготовления мебели, домов, дорожек и пр.
• машины разных размеров, цветов и назначения («скорая помощь», пожарная машина, грузовики, легковые гоночные машины, подъемный кран, самолеты, кораблики, поезд, трамвай, троллейбус);
• детские телефоны;
•предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, детали пирамидок и конструкторов, фигурные катушки и пр.);
• большие и маленькие коробки с прорезями в виде окон, из которых можно делать поезда, туннели дома и пр.

        2.4. Материалы и игрушки для познавательного и речевого     развития детей

В группе имеются бытовые предметы и игрушки, стимулирующие развитие предметной деятельности. Они выполнены из разных материалов, имеют разные размеры, цвет, фактуру, для выполнения разнообразных действий. Предусматривается наличие одинаковых наборов игрушек, чтобы дети могли подражать друг другу в действиях с предметами и не ссорились из-за них.

Среди игрушек и материалов, способствующих развитию предметной деятельности, имеются:

 
• пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий;
• большая напольная пирамида для совместных игр детей;
• матрешки:
• наборы кубиков и объемных тел (цилиндры, бруски, шары,
диски);
• игрушки-орудия (совочки, лопатки с наборами формочек, удочки, сачки, черпачки, грабельки, молоточка, веера и др.);
• наборы разнообразных объемных вкладышей;
• мозаики, рамки-вкладыши с различными геометрическими формами, пазлы;
• конструкторы;
• игрушки-забавы (звучащие, двигающиеся: неваляшки, колокольчики, пищалки, шумовые коробочки, клюющие курочки и др.);
• заводные игрушки (большие и маленькие волчки, машинки и пр.).

 
Материалы и игрушки для развития познавательной активности, экспериментирования:
• столы-поддоны с песком и водой:
• плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и пр.);
• разнообразные бытовые предметы для исследования (часы, не- работающая кофемолка. телефон и пр.);
• приборы. в том числе детские (лупы, бинокли, калейдоскоп. Зеркало, электрические фонарики, метроном, магнитные игрушки);
• игрушки из разных материалов и разной плотности (из тканей, резины. дерева. пластика и др.; мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками и пр.)):
• пластические материалы (глина, тесто):
• материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки. банки, фасоль. горох, макароны и пр.):
• трубочки для продувания. просовывания;
• игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой, шкатулки с разными застежками, головоломки, наборы для игр, направленных на решение проблемных ситуаций);
• игрушки со светозвуковым эффектом;
• волшебный мешочек, наполняемый мелкими предметами и игрушками:
• игрушки и предметы для наблюдения (железная дорога, эстакады с движущимися игрушками, мыльные пузыри и др.);
• книги, открытки, альбомы, аудио-. видеоматериалы. знакомящие детей с явлениями природы, жизнью животных и растений.
Материалы для развития речи
:
• книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов);
• предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки и др.);
• материалы с изображением различных знаков (магнитная азбука, кубики, объемные фигуры с буквами, цифрами и др.);
• разрезные картинки, наборы парных картинок;
• серии картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации);
• лото, домино;
• аудиоматериалы с записями детских песен, сказок;


        
2.5. Материалы и оборудование для художественно-эстетического развития детей

 Оборудование общего назначения:
• книги с красочными иллюстрациями, репродукции;
• альбомы с цветными фотографиями произведений декоративно-прикладного искусства:
• альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов;
• музыкальные инструменты (пианино, баян. аккордеон, гитара);
• фланелеграф;
• стенд для демонстрации детских рисунков и поделок:

• емкости для хранения материалов для изобразительной деятельности.

Материал для изобразительной деятельности:

• наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков;
• краски (гуашь, акварель, пищевые красители):
• кисти для рисования, клея:
• палитра, емкости для воды, красок, клея:
• салфетки для вытирания рук в красок:
• бумага разных форматов, цветов в фактуры, картон для рисования в аппликации:
• глина, пластилин (не липнущий к рукам):
• печатки. губки, ватные тампоны для нанесения узоров;
• трафареты для закрашивания:
• доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, глиной, тестом;
• мольберт:
• фартуки и нарукавники для детей.

Материалы для музыкального развития детей:

 
• игрушечные музыкальные инструменты (бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны. пианино);
• игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, шарманки. звуковые книжки, открытки);
• аудиосредства (магнитофон, музыкальный центр: аудиоматериалы с записями музыкальных произведений).

Материалы для театрализованной деятельности: 
• оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, сказочных персонажей, ширма для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты в пр.):
• карнавальные костюмы, маски:
• фланелеграф с набором персонажей и декораций;
• различные виды театров (би-ба-бо, настольный плоскостной, магнитный, теневой):
• аудио средства.

       2.6.  Оборудование и игрушки для детской площадки

• Песочница;
• скамейка;
• горка;
• качели;
• лодочка;
• санки;
• игрушки для двигательной активности (мячи, тележки, игрушки для толкания)
• игрушки для игр в песочнице (ведерки, формочки, лопатки, совочки);
• оборудование и игрушки для игр с водой в летнее время года (надувной бассейн, тазики для воды, плавающие игрушки, сачки и пр.).

Наличие данных материалов и оборудования помогает сделать жизнь детей в детском саду более интересной, разнообразной и способствует всестороннему развитию личности ребенка.


Список используемой литературы:

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребёнка в дошкольном детстве. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 146 с.

2. Ветрова В.В. Ладушки, ладушки… (Игры для детей и родителей). – М.: Знание, 1995. – 288 с.

3. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 1983. – 192 с.                                              

4. Воспитание детей раннего возраста. Пособие для работников ясли-сада. / Под ред. Г.М. Ляминой. М.: Просвещение, 2007. 199 с.

  1. Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации / Сост. С.Н. Теплюк. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 144 с.
  2. Галигузова Л.Н.        Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1 – 3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с.
  3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.
  4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация предметно - развивающей среды в группе раннего возраста

презентация организации предметно-развивающей среды в группе раннего возраста...

создание предметно-развивающей среды в группе раннего возраста

доклад о создании предметно-развивающей среды в группе раннего возраста...

Доклад на тему: «Создание предметно-развивающей среды в группе раннего возраста»

Предметная среда - это не только набор тематических зон, самое главное - это "среда обитания" малыша, в которой он находится большую часть времени....

"Создание предметно-развивающей среды в группе раннего возраста"

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда об...

Проект «Создание предметно – развивающей среды для детей раннего возраста «Островок Детства»

Актуальность и инновационная значимость проекта вызвана необходимостью поиска, разработки и освоения инновационного пространства, являющегося территорией, внутри которой жизнь воспитанников содержател...

Практико-ориентированного семинара педагогов ДОО раннего дошкольного возраста на тему: "Предметно -развивающая среда в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС"

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН ПРИКАЗ  «21» февраля  2017 г....

Создание предметно-пространственной среды в группах раннего возраста

Данные методические рекомендации представляют собой рекомендации по созданию предметно - пространственной среды в группах раннего возраста с учетом ФГОС ДО. В них отражено как предметное сод...