Проект "Народная культура и традиции татарского и русского народов"
проект (подготовительная группа) на тему

Асадуллина Айсылу Искандеровна

Расширять  представление  о национальной культуре  татар  и русских.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tatarskiy.docx703.17 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Народная  культура и традиции русского и татарского народов"

Подготовили: воспитатели ӏ квалификационной

  категории ГБОУ СОШ №2092 дошкольного

  структурного подразделения «Кояш»

 Асадуллина А. И.

Субханкуллова З.В.

Вид проекта: творческий, краткосрочный, коллективный.

Участники: дети подготовительной группы.

Сроки  реализации: две недели.

Образовательная область: патриотическое воспитание.

Цель проекта: Познакомить детей  с традициями  русского и татарского народов.

Задачи проекта:

  • Расширять  представление  о национальной культуре  татар  и русских.
  • Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
  • Создание образовательной - культурной среды в группе: пополнение краеведческого уголка материалом "Декоративно-прикладное искусство татар и русских", "Национальные костюмы народов татар и русских", "Национальный орнамент", "Сказки народов", "Пословицы и поговорки ", "Народные  игры  татар и русских"; создание галереи детского творчества; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту.
  • Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
  • Развивать творческие способности детей.

Планируемый результат.

Расширение представлений детей об окружающем мире.

Обогащение представлений детей о традициях и культуре народов.

Углубление жизненного опыта.

Знание правил народных игр, умение в них играть.

Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.

1-ая неделя проекта.

Тема: «Культура и традиции татар».

Понедельник.

Образовательная деятельность в режимные  моменты.

Утро:

1.Беседа.

Тема: Народная культура и традиции татар.

Цель: Познакомить детей с культурой и традициями  татарского народа.

Задачи: 

  • Познакомить с народными традициями, обычаями, обрядами; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о татарской национальной кухне.
  • Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
  • Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.

2.Художественное творчество: Рисование.

Тема: Украшение  фартука татарским национальным орнаментом.

Цели:  Учить рисовать цветок формообразующими движениями из дуг, сочетая цвета, располагать элементы татарского узора ритмично; закреплять знания о содержании татарского растительного орнамента, воспитывать интерес и любовь к татарскому народному орнаментальному искусству.

Задачи:

  • Познакомить детей с татарским орнаментом. Развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус.
  • Воспитывать любовь к народному  искусству.
  • Научить, последовательно выполнять задание воспитателя.

Вопросы к занятию:

  - Люди каких национальностей живут в нашей стране?

  - Что такое национальная одежда, чем она отличается от нашей одежды?

 - Каким узором будем украшать?

 - Какие элементы татарского узора вы знаете?

 - Какие цвета в татарском орнаменте?

  1. Рассматривание образца.

       2.Объяснение и показ способов и этапов работы.

       3.Работа детей.

       4.Анализ занятия.

G:\DCIM\100CASIO\CIMG9364.JPG

3. Музыка.

Разучивание татарской народной песни «Эпипэ»

Знакомство с национальной музыкой, прослушивание аудиозаписи с татарской музыкой.

Цель: учить детей определять национальные особенности музыки, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

 Вечер:

Татарские народные игры:

"Перетяни канат".

"Не пролей воды".

Изучение пословиц и поговорок татарского народа.

Просмотр иллюстраций, рисунков костюмов татарского народа.

Вторник

Образовательная деятельность в режимные  моменты.

Утро:

Коммуникация: Развитие речи.

Тема:  Татарский национальный костюм.

Цель: Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, тюбетей, читек) и женского (кулмэк, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов;

 Задачи:

  • Формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта;
  • Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.

       2.Художественное творчество: лепка.

Тема: «Чак-чак – национальное татарское блюдо» (соленое тесто).

Цель: Дать детям представление о национальных татарских блюдах.

Задачи:

  • Учить работать с тестом, учить катать тесто между ладонями, выполнять лепку по образцу и словесной  инструкции воспитателя;
  • Развивать зрительную – двигательную координацию;
  • Развивать у детей положительные эмоции, эстетическое восприятие.

G:\DCIM\100CASIO\CIMG9385.JPG

Вечер

Дидактические игры «Укрась фартук», «Собери узор», «Назови правильно».

Чтение сказки «Три дочери»

Цель: назвать русские слова по-татарски.

Среда.

Образовательная деятельность в режимные  моменты.

Утро:

        Познание: Окружающий мир.

 Тема:  "Народные праздники татар"(презентация).

Цель: Формирование у детей представления о богатой народной культуре татарского народа, знакомство с этнографией и фольклором татар.

Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями татарского народа.
  • Формировать основы праздничной культуры татарского народа.
  • Воспитывать патриотические чувства.

G:\DCIM\100CASIO\CIMG9404.JPG

Вечер:

Экскурсия в музей детского сада.

Прослушивание музыкальных произведений, ритмических композиций, классических произведений татарского народа.

Четверг.

Образовательная деятельность в режимные  моменты.

Утро:

Художественное творчество: аппликация.

Тема: Украшаем сапожек (читек).

Цель: Учить украшать сапожек (читек) татарским национальным узором: «тюльпан» и «листок».

Задачи:

  • Развивать умения создавать орнамент из трех частей;
  • Знакомство с народной культурой;
  • Воспитывать аккуратность;

G:\DCIM\100CASIO\CIMG9429.JPG

Вечер:

Изучение танца "Сабантуй"

G:\DCIM\100CASIO\CIMG9310.JPG

Цель: Развивать пластику движений с использованием различных предметов, атрибутов, элементов костюма.

Отгадывание загадок.

Задачи:

  • Воспитывать уважение к ответам товарищей.
  • Развивать дослушивать загадку до конца.
  • Учить понимать смысл загадки.

Пятница.

Образовательная деятельность в режимные  моменты.

Утро:

Музыка.

Тема: Пение татарской народной песни «Колыбельная».

Вечер:

Миниконцерт с участием детей.

Выставка "Татарские национальные блюда".

Обмен опытом (рецепты). Чаепитие.

Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

2 -я неделя проекта.

Тема: "Русский народ - великий народ".

Понедельник.

Образовательная деятельность в режимные  моменты.

Утро:

          1.Беседа.

Тема: "Паровозик дружбы".

Цель: Познакомить детей с культурой и традициями  русского народа.

Задачи:

  • Учить помнить и чтить обычаи и традиции русского народа. 
  • Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа.
  • Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за мужество русских людей, желание быть похожими на них.

  2.Художественное творчество: Рисование.

Тема: «Русский сарафан».

Цель: Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.

Задачи:

  • Познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды;
  • Вызвать интерес к жизни своих предков;
  • Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.

Вопросы к занятию:

- Какую одежду одевали русские девушки?

-Из какой одежды состоит женский народный костюм?

-Какого цвета использовали материю для изготовления материи?

1.Рассматривание образца.

2.Объяснение и показ способов и этапов работы.

3.Работа детей.

4.Анализ занятия.

G:\DCIM\100CASIO\CIMG9441.JPG

3.Музыка.

Тема: «Знакомство с обрядовыми песнями масленицы».

Цель: Дать детям представление о народном празднике – масленице.

Задачи:

  • Заучить с детьми заклички, обрядовые песни, посвященные масленице;
  • Продолжать учить детей петь выразительно, передавая характер песни;
  • Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

Вечер:

Подвижные игры: "Бабка -Ёжка", "У дедушки Трифона".

Слушание народных песенок, закличек, потешек.

Вторник

Образовательная деятельность в режимные  моменты.

Утро:

Коммуникация: Развитие речи.

Тема: «Русский национальный костюм».

Цель: Познакомить детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси;

Задачи:

  • Прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми;
  • Обогащать словарный запас: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство;
  • Формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта;
  • Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.

Словарь: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство;

       2.Художественное творчество: лепка.

Тема: Лепка дымковского коня.

Цель: продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу—изготовлению игрушек; 

Задачи:

  • Уточнить представление о специфике дымковской игрушки; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; развивать эстетический вкус, воспитывать интерес к быту и обычаям России;
  • Учить видеть выразительность формы игрушки, учить лепить лошадку скульптурным способом из цилиндра приемом надрезания с двух сторон и оттягивания пластилина от общего куска;
  • Учить декоративно оформлять вылепленных лошадок дымковской игрушки: кругами, пятнами, точками, прямыми и волнистыми линиями.

G:\DCIM\100CASIO\CIMG9448.JPG

Вечер:

Дидактическая игра "Сказочная мозаика".

Инсценировка сказки "Гуси лебеди".

Среда.

Образовательная деятельность в режимные  моменты.

Утро:

 Познание:  Окружающий мир.

Тема:  Мультимедийная презентация "Культура и быт русского народа".

Цель: Расширить знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров. Познакомить детей с традициями, обрядами праздников.

Задачи:

  • Познакомить детей с жилищем русского человека – избой, как её строили;
  • Познакомить детей с элементами быта предков;
  • Вызвать интерес к русским традициям;
  • Воспитывать доброту и любовь друг к другу;
  • Вечер

Русские народные игры "Курилка", "Гори - гори ясно".

Чтение русских народных сказок "Снегурочка".

Четверг.

Образовательная деятельность в режимные  моменты.

Утро:

Художественное творчество: аппликация.

Тема: Русская матрешка.

Цель: Познакомить детей с историей создании русской матрешки и традиционными народными промыслами России.

Задачи:

  • Формировать у детей к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке;
  • Дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки;
  • Воспитывать желание самим создавать  и творить по мотивам русского народного творчества;
  • Прививать любовь к русской культуре;

G:\DCIM\100CASIO\CIMG9455.JPG

Вечер:

Разучивание русского хороводного  танца «Карусель».

Народные игры "Олени и пастух", "Море волнуется".

Пятница.

Образовательная деятельность в режимные  моменты.

Утро:

         1.Беседа.  

 Тема: "Как на Масленой неделе, из трубы блины летели! ".

Цель: Знакомство с процессом выращивания, переработки и получения продуктов питания для приготовления блинов.

Просмотр проекта: Совместная работа мамы с ребенком «Мы печем блины».

Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

          2.Музыка.

Тема: Разучивание частушек.

Цель: Учить выразительно исполнять музыкальные произведения (частушки, песни), с желанием и пониманием читать пословицы, потешки, частушки.

Вечер:

Выставка всех работ, проделанных с детьми за две недели.

Анализ и обобщение полученных результатов.

Создание мини музея.

G:\DCIM\100CASIO\CIMG9467.JPG

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников, знаниях о народах проживающих на  территории России, культуры поведения дошкольников;
  • Раскрытие индивидуальности ребенка;
  • Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.

Совместное творчество детей с родителями.

G:\DCIM\100CASIO\CIMG9342.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

«Традиции русского народа. Роспись у славянских народов. «Жостовская роспись»»

Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.Задачи: учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, т...