Главные вкладки

    Проект "Почемучки"
    проект (средняя группа) на тему

    Долгосрочный проект по развитию у интеллектуальных способностей у детей средней группы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pochemuchki.docx25.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

         Одно из направлений работы нашего детского сада - развитие умственных способностей ребенка.  Ребенок-дошкольник с достаточно высоким уровнем интеллектуального развития более успешно устанавливает причинно-следственные связи, не просто запоминает, а понимает содержание образовательной деятельности. Эти умения позволят ему более успешно осваивать учебный материал в школе.

         В нашей группе с начала 2013/2014 учебного года осуществляется проект «Почемучки», в рамках которого проводится комплексное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.

         Успешному интеллектуальному развитию детей способствует последовательная организация опытно-экспериментальной деятельности детей. Со среднего возраста дети знакомятся с объектами живой и неживой природы, учатся делать правильные умозаключения, вдумчиво устанавливать причинно-следственные связи процессов и явлений, логически рассуждать, связно и убедительно излагать свои мысли.

    Цель проекта:

    Развивать умственные и творческие способности ребенка среднего и старшего дошкольного возраста. Помогать детям лучше узнать окружающий мир неживой природы.

    Задачи:

    1. Развитие зрительного восприятия (величина, форма)
    2. Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы).
    3. Развитие мышления, навыков конструирования по образцу.
    4. Развитие внимания и различных видов памяти.
    5. Создание благоприятных условия для сенсорного восприятия,
    6. Обучение детей исследованию жидких и твёрдых тел (вода, песок, камни) в разных их состояниях. Через игры и опыты научить детей определять их физические свойства, делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования. 

    Вид проекта: долгосрочный.

    Участники проекта: 2013/ 2014 учебный год - воспитатели, дети (3,5 – 4,5 года) и родители средней группы

    Способ организации

    Используется три основных способа организации детей: фронтальный, групповой и индивидуальный.

    Методы проведения обучения

    - игровой

    - самостоятельная экспериментальная деятельность

    - совместная деятельность педагога с детьми

    Реализация проекта:

    Использование дидактических игр для развития психических процессов (см. Приложение 1), счетного материала, наглядного материала; работа в индивидуальных тетрадях, развивающие игры; задания для работы дома с родителями, проведение консультаций и мастер-классов для родителей; совместное с педагогом и самостоятельное проведение опытно-экспериментальной деятельности (см. Приложение 2)

    Ожидаемые результаты:

    1. Повышение интеллектуального уровня развития детей.
    2. Умение анализировать.
    3. Формирование абстрактного мышления.
    4. Подготовка руки к письму.
    5. Повышение интереса к участию в опытно-экспериментальной деятельности.

         В результате реализации проекта отмечается значительный рост интеллектуального развития детей (развивается и память, и мышление, и внимание), дети стали обращать внимание на мелочи, внимательнее относиться к заданиям.  Часть детей группы с хорошими результатами участвовала в международном интеллектуальном конкурсе «День мамы».  У большинства детей наблюдается активизация словарного запаса, развивается фразовая речь. Все дети хорошо складывают паззлы.

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Береславский Л.Я. Задачки на внимание. – М.: Махаон, 2008.

    2. Земцова О.Н. Запомни картинки. Развиваем память. – М.: Махаон, 2007.

    3. Земцова О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие. – М.: Махаон, 2007.

    4. Земцова О.Н. Найди отличия. Развиваем внимание. – М.: Махаон, 2007.

    5. Земцова О.Н. Задачки для ума. Развиваем мышление. – М.: Махаон, 2007.

    6. Султанова М.Н. Развиваем логику. – М.: Махаон, 2008.

    7. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Дошкольники. – М.: Рольф, 2000.

    Приложение 1

    Дидактические игры для развития психических процессов у детей 4-5 лет:

    «Игрушки, посуда и мебель» - группировка по определенному  признаку

    «Запомни домики» - развивать наблюдательность и умение запоминать и припоминать.

    «Кто спрятался» - развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие.

    «Узнай предмет» - развивать умение определять предметы с помощью тактильных ощущений.

    «Подбери недостающий предмет» - развивать умение сравнивать и рассуждать.

    «Рассмотри картинку» - развивать наблюдательность и умение припоминать.

    «Найди отличия» - развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие.

    «Собери пирамидку» - развивать восприятие величины, цвета.

    «Запомни слова» - развивать умение запоминать  слова на слух и припоминать их при рассматривании картинок.        

    «Путаница» - развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие.        

    «Чего не хватает?» - развивать наблюдательность.

    «Найди лишний предмет» - развивать мышление, умение находить отличный от других предмет.        

    «Что изменилось?» -  развивать зрительную память.        

    «Найди такую же фигуру»-  развивать умение сосредоточивать внимание.

    «Забавный человечек» - развивать воображение, умение абстрагироваться от второстепенных деталей.

    «Сосчитай и запомни» - развивать умение запоминать и припоминать, закреплять счётные навыки в пределах 5.                

    «Сделай так» - развивать восприятие, умение конструировать из кубиков по образцу.

    «Что сначала, что потом» - развивать мышление, умение устанавливать правильную последовательность событий.        

    «Рисунки-помощники» - развивать умение запоминать слова, используя вспомогательные картинки-помощники.        

    «Покажи фрагмент» - развивать концентрацию внимания.        

    «Утёнок и цыплёнок» - развивать воображение, умение находить оригинальные решения.

    «Запомни картинки» - развивать   зрительную память.        

    «На кухне» - развивать внимание, упражнять в пространственном поиске.

    «Найди игрушку» - развивать восприятие, внимание.

    «Что перепутал художник?» - развивать мышление, умение находить ошибки.

    «Кто где живёт?» - развивать устойчивость внимания.        

    «Домик и солнышко» - развивать воображение, умение абстрагироваться от второстепенных деталей.

    «Сравни предметы» - развивать мышление, умение сравнивать и рассуждать.

    «Рисунки-помощники» - развивать умение запоминать слова, используя вспомогательные рисунки-помощники.        

    «Кораблики» - развивать концентрацию внимания.        

    «Парные картинки» - развивать зрительную память, умение припоминать недостающий по смыслу предмет.        

    «Кто спрятался в цветах?» - развивать внимание, упражнять в пространственном поиске.        

    «Гусеница» - развивать воображение, умение придумывать оригинальные решение.

    «Коврики» - развивать зрительное восприятие, умение подбирать заплатку, не нарушая узор.

    «Цирк» - развивать мышление, умение соотносить предметы по смыслу.

    «Фрагмент» - развивать концентрацию внимания, умение быстро находить нужные фрагменты.        

    «Кляксы» - развивать воображение.

    «Помоги Коту» - развивать внимание, умение находить заданные предметы на рисунке.        

    «Что стёр ластик?» - развивать воображение, умение придумывать оригинальные решения.

    «Цвета-помощники» - учить детей запоминать слова, используя вспомогательные цвета-помощники.        

    «Весёлый жонглёр» - развивать концентрацию внимания, умение находить одинаковые предметы.        

    «Пуговицы» - развивать восприятие цвета, величины.

    «Бусы рассыпались» - развивать мышление, упражнять в поиске закономерности.

    «Помоги щенку» - развивать устойчивость  внимания.        

    «На что похожи фигурки?» - развивать воображение.

    «Куда едут дети?»

    Цель: развивать мышление, умение находить закономерность и объяснять свой выбор.        .                «Волшебный квадрат»

    Цель: упражнять в составлении картинки из геометрич. фигур.

    .        «Машинки»

    Цель: развивать умение запоминать цвета и фигуры.        «Неваляшки»

    Цель: учить находить одинаковые предметы.        «Разноцветные дуги»

    Цель: развивать воображение.

            .        «Деревенский дворик»

    Цель: развивать внимание, упражнять в пространственном поиске.

    «Кому что нужно?»

    Цель: развивать мышление, умение соотносить предметы по смыслу.        «.

    «Волшебный карандаш»

    Цель: развивать воображение.

    «Построй по росту»

    Цель: развивать умение строить предметы в ряд по высоте.

    «Такие разные карандаши»

    Цель: развивать мышление, умение обобщать, составлять последовательную цепочку.        «Каскад слов»

    Цель: развивать слуховую память.        

    Приложение 2

    Опытно-экспериментальная деятельность

    «Как построить замок из песка?»

    Песок и его свойства

    Цель: Познакомить детей с песком и его свойствами (сыпучий, состоит из песчинок, мокрый песок сохраняет форму)

    «Почему кирпичи делают из глины?»

    Свойства глины

    Цель: Познакомить детей с глиной и ее свойствами (состоит из частичек, плохо сыпется, плохо пропускает воду, мокрая глина мягкая,  может менять форму), сравнить со свойствами песка.

    «Можно ли забить в камень гвоздь?»

    Свойства камня

    Цель: Познакомить детей со свойствами камня (бывают разного размера, цвета, формы, гладкие и шероховатые), сравнить со свойствами глины.  

    Почему снеговика нельзя забрать домой?

    Снег и его свойства

    Цель: познакомить со снегом и его свойствами (состоит из снежинок, холодный, бывает липким, тает в тепле)

    Свойства воды

    Цель: исследовать свойства воды, (жидкость, не имеет формы, течет, ее можно пролить. У воды нет запаха и вкуса; она прозрачная, но ее можно покрасить)

    Свойства льда

    Цель: познакомить со свойствами льда (прозрачный,  хрупкий; тает, превращаясь в воду, вода, замерзая, превращается в лед)

    Почему лодка не тонет?

    Древесина, ее качества и свойства

    Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качества и свойства (твердая,  не бьется, не тонет в воде).

    «Как увидеть невидимку?»

    Свойства воздуха

    Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха (невидимый, прозрачный, легкий)

    «О чем рассказал солнечный зайчик?»

    Цель: выявить природные и искусственные источники света, узнать, все ли предметы пропускают свет, почему появляется тень, как образуется радуга.

    Приложение 3

    Мастер-класс «Интеллектуальное развитие дошкольников»

    (с участием детей средней группы и их родителей)

    Цель: Рассказать родителям о том, как можно развивать интеллектуальные способности детей.

    Задачи: Познакомить родителей с различными видами деятельности, направленными на интеллектуальное развитие детей,   с простыми и доступными играми, которые можно проводить дома и на прогулке. Способствовать воспитанию взаимопонимания, доброжелательного отношения, сплочения детей и родителей

    Место проведения: групповое помещение

    Участники: воспитатель, дети и родители

    Оборудование: овощи и фрукты, емкости с фасолью и гречкой, фасолью и горохом, мисочки,  счетные палочки, небольшие игрушки, машинки, трафареты, листы с готовыми заданиями для игры с контурами, цветные карандаши, бумага, листы с незаконченными рисунками.

    Карта мастер-класса

    Этап

    Игры

    Материалы

    Информация для родителей

    Играем на кухне

    • «Принеси овощи для супа»
    • «Сосчитай, сколько всего…»
    • «Разложи покупки»
    • «Для чего на кухне … (чайник, холодильник, посуда и т.д.)
    • «Перебери крупу»

    Овощи, фрукты, емкость с перемешанными горохом и фасолью, гречкой и горохом.

    На кухне много предметов, которые можно использовать для игры. Предложите ребенку пересчитать, овощи, разложить покупки, помочь перебрать крупу…

    Играем в комнате

    • «Что изменилось»
    • «Разложи бусины по цвету»    
    • «Найди игрушке ее место»

    Небольшие игрушки, машинки, бусины

    В игровой комнате много игрушек. Их можно расставлять в определенном порядке; собирать бусины или игрушки по определенному признаку или определить, что изменилось в комнате.

    Играем за столом.

    • «Сложи узор/фигуру»,
    • «Сосчитай, сколько животных/предметов на картинке»
    • «Найди и раскрась контур…» (зайца, кастрюли, рыбы…)
    • «Какой контур лишний

    /не похож на остальные»

    Счетные палочки, трафареты, листы с заданиями для игр «Найди и раскрась», «Сосчитай», «Какой контур лишний»

    На обычном детском столе тоже немало вещей для создания развивающих игр.

    Например, счетные палочки. Из них можно выложить узор или фигурку по схеме. Детские трафареты тоже можно использовать для игр.  

    Развиваем воображение

    • «На что похожи ладошки?»
    • «Дорисуй»

    Бумага, цветные карандаши, листы незаконченными картинками

    Хорошо развитое воображение и фантазия – залог оригинального нестандартного мышления, что в свою очередь способствует более легкому решению задач.