Сохранение психологического здоровья старших дошкольников на основе эмоционально-личностного развития в условиях ДОУ.
методическая разработка

Данная работа определяет стратегию развития эмоциональной, социально-личностной сферы детей дошкольного возраста в ДОУ в рамках реализации программы "Детство", является организационно-методическим проектом, направленным на повышение качества образовательной деятельности в ДОО.

Более подробно с данной работой можно ознакомиться на сайте Всероссийского образовательного проекта RAZVITUM http://razvitum.org/participants/gallery?func=detail&id=22226

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt_paskina_a.m.doc185 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

педагога-психолога

Паскиной Александры Михайловны

по теме: «Сохранение психологического здоровья старших дошкольников на основе эмоционально-личностного развития в условиях дошкольного образовательного учреждения»

г.Нижневартовск

Аннотация

Настоящий педагогический проект раскрывает особенности создания комплексной системы по сохранению психологического здоровья старших дошкольников на основе эмоционально-личностного развития в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Представленная комплексная система содержит систему практических занятий для старших дошкольников по развитию эмоциональной и личностной сферы с целенаправленным включением предметно-развивающей среды, ориентированной на сохранение психологического благополучия детей. Включение оздоровительных технологий осуществляется через использование сенсорного оборудования, пособий и игрушек, способствующих релаксации и снятию напряжения. Данная комплексная система разработана с учетом ведущей деятельности дошкольника, индивидуальных особенностей психологического развития, зоны ближайшего развития и особых образовательных потребностей детей.  

Результаты итогового мониторинга реализации проекта подтверждают эффективность предлагаемой комплексной системы использования оздоровительных технологий в коррекционной и развивающей работе в эмоционально-личностной сфере со старшими дошкольниками, направленной на сохранения психологического благополучия.

Представленный педагогический проект ориентирован на педагогов-психологов, практических психологов в образовательной сфере, применяющих в работе оздоровительные технологии и занимающиеся коррекцией эмоционально-личностной сферы старших дошкольников.

Обоснование необходимости педагогического проекта.

В Концепции дошкольного воспитания в разделах «Охрана и укрепление здоровья детей» и «Возрастной подход в воспитании» отмечена важность эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста и сохранение психологического благополучия и здоровья дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения. Социальный заказ общества отражает «социальный» портрет выпускника дошкольного образовательного учреждения, в частности такие интегративные качества как: эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный управлять своим поведением. Кроме этого, актуальна необходимость модифицирования дошкольной среды, чтобы она была максимально благоприятна для решения образовательных задач дошкольного учреждения. Именно поэтому психологическое сопровождение остается необходимой и органической структурой образовательной системы. Без психологического сопровождения образовательного процесса трудно решать задачи гуманизации  образования,  обеспечить  личностно – ориентированное  обучение  и  воспитание,  создать  условия  для  полноценного психологического развития детей, обеспечить их психологическое здоровье, сформировать адаптивные качества, успешность при переходе к школьному обучению.

Нам, педагогам, необходимо иметь четкие представления об уровне эмоционально-личностного развития каждого ребенка, потенциальных и актуальных возможностях, потребностях не забывая о том, что зачастую нужна помощь ребенку в решении тех проблем, которые возникли у него во взаимодействии с окружающей средой. Это все протекает при развитии эмоционально-личностной сферы ребенка, образуя выше указанные новообразования и способствующие психологическому комфорту и благополучию.

Выше сказанное определяет психолого-педагогического сопровождение образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения

тремя направлениями:

  1. Создание социально-психологических условий для развития личности воспитанников и сохранению психологического благополучия и здоровья.
  2. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития.
  3. Оказание помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении и воспитании.

        Одна из целей нашего дошкольного учреждения - обеспечение психологического здоровья детей дошкольного возраста, а эмоционально - личностное развитие является одним из условий его достижения.

Проблемы, с которыми столкнулись педагоги при реализации программы «Детство», реализуемой в нашем дошкольном учреждении: недостаточность теоретических и методических знаний и их практического применения по проблемам эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста, сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса, которое влияет на их эмоциональное благополучие. Это, несомненно, сказывалось на качестве образовательной работы с детьми.

Цель педагогического проекта: создание комплексной системы эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, способствующей сохранению психологического здоровья и благополучия детей в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи педагогического проекта: 

  1. Осуществить анализ современного подхода к проблеме эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста и сохранения психологического здоровья в условия дошкольного образовательного учреждения и разработанность данного вопроса в психологической литературе.
  1. Осуществить анализ психологических проблем развития старших дошкольников.
  2. Создать комплексную систему оказания помощи ребенку в решении актуальных задач развития личности, нарушений эмоциональной сферы, сохранения психологического здоровья.
  3. Апробировать и внедрить комплексную систему эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, способствующую сохранению психологического здоровья и благополучия детей в дошкольном образовательном учреждении.
  4. Создать и поддерживать благоприятные условия в группах дошкольного учреждения для обеспечения психологического комфорта, развития эмоциональной сферы и личностного потенциала каждого ребенка.
  5. Формировать профессиональную компетентность педагогов и психолого-педагогическую культуру родителей воспитанников дошкольного учреждения по проблеме: «Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста и сохранение психологического здоровья».
  6. Выявить эффективность комплексной системы эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, способствующей сохранению психологического здоровья и благополучия детей в дошкольном образовательном учреждении.

Концептуально-методологические основы педагогического проекта.

Исследованиями развития эмоционально-личностной сферы детей-дошкольников занимались многие ведущие российские и зарубежные психологи: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже.

Те стадиальные изменения в психическом развитии, которые происходят на протяжении детства, необходимо связаны, как справедливо указывал Л. С. Выготский (1956; 1982, т.2), с глубокими изменениями в эмоциональной сфере личности ребенка. Вместе с тем изучение генезиса человеческих эмоций имеет и весьма важное психолого-педагогическое значение, ибо воспитание детей предполагает не только их обучение определенной системе знаний, умений и навыков, но и формирование у них определенного эмоционального отношения к окружающей действительности и к окружающим людям, отношения, соответствующего задачам, нравственным нормам, что отражается на общем благополучии ребенка.

А. В. Запорожец считает, что эмоция - это особая форма отражения действительности, при посредстве которой осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения.

Леонтьев А. Н. считает, что эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его психические функции. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом психологического развития детей дошкольного возраста. Развитие возможности управлять своим поведением составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. (А. Н. Леонтьев, 1980).

Концепция сопровождения как новая образовательная технология в нашей стране разработана Е. И. Казаковой  (1995—2001). Сопровождение - помощь субъекту в развитии и формировании ориентационного поля, ответственность за действия в котором несет сам субъект. Имеется в виду не любая форма помощи, а поддержка, в основе которой сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы.

Исходное положение для формирования теории и практики сопровождения - системно-ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций.

Необходимость оказания помощи детям, имеющим проблемы, предполагающая комплексный подход и особые условия для работы специалистов особой квалификации, нашла свое практическое воплощение в психологическом  сопровождении.  

Реализуемый педагогический проект базируется на следующих принципах:

  1. Единство возрастного и индивидуального в развитии эмоционально-личностной сферы ребенка (Д. Б. Эльконин).
  2. Деятельностный принцип осуществления эмоционально-личностного развития ребенка в быту и игровой деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин).
  3. Единство психологической диагностики и развивающей работы с детьми дошкольного возраста.

4. Принцип добровольности.

Основное содержание проекта.

В рамках данного направления мною разработана и реализуется компилятивная программа «Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста», направленная на развитие эмоционально-личностной сферы у детей 5-7 лет, сохранение психологического здоровья; методическое оснащение к ней: система совместной с педагогом-психологом деятельности для старших дошкольников по развитию эмоционально-личностной сферы, рекомендации для воспитателей и родителей по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников, оформлению зоны уединения и отдыха для детей в группах детского сада. Данная работа проводится в рамках реализации в дошкольном учреждении Программы «Здоровый малыш».

В основе программы рассматривается эмоционально-личностное развитие старших дошкольников, как основа психологического здоровья и совокупность следующих компонентов:

1. Инструментальный – умение понимать свои эмоции и эмоциональные состояния других, свободное проявление чувств без причинения вреда другим, владение рефлексией как средством самопознания, освоение навыков моделирования социальных отношений;

2. Потребностно-мотивационный – направлен на формирование умений находить в трудных ситуациях силы внутри себя, формирование потребности в самоизменении, личностном росте;

3. Аксиологический – принятие себя и других.

Главная цель программы «Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста»: формирование у детей 5-7 лет эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, приобретение детьми знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для развития адекватной самооценки, способствующих позитивному развитию личности ребенка, как основа психологического здоровья и благополучия.

Программа «Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста» реализуется через совместную с педагогом-психологом деятельность:

  1. Работа с детьми (подгрупповая, индивидуальная) проводится 1 раз в неделю.
  2. Длительность (по требованиям СанПиНа):

- дети шестого года жизни – 20 минут,

- дети седьмого года жизни – 25 минут.

Общая характеристика работы педагога-психолога с детьми:

  1. Проведение диагностического обследования детей в индивидуальной форме в начале и конце учебного года, по мере необходимости, при запросе от участников образовательного процесса.
  2. Анкетирование воспитателей.
  3. Беседы, консультации с воспитателями по вопросам эмоционально-личностного развития детей, сохранения психологического здоровья.
  4. Беседы, консультации с родителями по вопросам эмоционально-личностного развития детей, сохранения психологического здоровья.
  5. Выработка рекомендаций по развитию эмоционально-личностной сферы детей, сохранению психологического здоровья для воспитателей.
  6. Выработка рекомендаций по развитию эмоционально-личностной сферы детей, сохранению психологического здоровья для родителей.
  7. Взаимодействие с воспитателями по развитию эмоционально-личностной сферы детей и сохранению психологического здоровья (тетрадь «Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями»).
  8. Взаимодействие с профильными специалистами по сохранению психологического здоровья (интегрированным планом взаимодействия профильных специалистов).
  9. Подгрупповая работа с детьми по развитию эмоционально-личностной сферы детей и сохранению психологического здоровья.
  10.  Индивидуальная работа с детьми по развитию эмоционально-личностной сферы детей и сохранению психологического здоровья.
  11.  Ведение «Календаря настроения» в группах дошкольного образовательного учреждения и кабинете педагога-психолога (1 раз в квартал (групповая работа), при необходимости (индивидуально)).

При реализации проектной деятельности используются следующие образовательные  технологии:

  1. Личностно – ориентированная - ставит в центр образовательной  системы личность ребенка, обеспечение комфортных, безконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Характеризуется антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической  направленностью и  имеет  целью  разностороннее, свободное и творческое  развитие  ребенка.
  2. Здоровьесберегающие - психогимнастика, правильное дыхание, релаксационные упражнения, оптимальный двигательный режим, психофизическая тренировка обеспечивают ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные  знания в повседневной  жизни.

Совместная с педагогом-психологом деятельность проводится при обязательном использовании сенсорного оборудования.

  1. Игровая - подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием  социальных норм.
  2. Дифференцированного обучения - организация образовательного процесса, при  которой педагог работает с группой  детей,  составленной  с учетом наличия у них каких-либо значимых общих качеств:

-    по  возрастному составу;

-   по  личностно-психологическим типам.

  1. Индивидуализации обучения - форма, модель организации образовательного процесса, при которой педагог взаимодействует только  с одним ребенком. Достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы образовательной деятельности ребенка к его особенностям, вовремя вносить необходимые коррекции в деятельность как ребенка, так и  педагога.
  2. Коррекционные - собственно коррекционные; адаптирующая педагогика (адаптационные занятия, помогающие сохранять его здоровье).

Механизм реализации педагогического проекта.

        Проектная деятельность реализуется в дошкольном образовательном учреждении с 2009 года.

Дата

Мероприятия

Итоговый продукт

1 этап  подготовительный этап (педагогическое моделирование)

Задачи этапа: анализ проблемы и определение стратегии реализации проекта.

сентябрь

 2009 г.

1.1 Изучение нормативно-правовой документации, о необходимости психологического сопровождения, сохранения психологического здоровья дошкольников.

Пакет нормативно-правовых документов

1.2 Изучение методической и специальной литературы по проблеме развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста, использования здоровьесберегающих технологий (сенсорное оборудование).

Выводы о степени разработанности и

особенностях применения здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми

октябрь

2009 г.

1.3 Разработка концепции развития эмоционально-личностной сферы старших дошкольников с целью сохранения психологического благополучия в условия дошкольного образовательного учреждения.

Педагогический проект

1.4   Анализ условий реализации проекта.

Ресурсная база проекта

1.5 Определение критериев оценки и способов мониторинга.

Механизм мониторинга реализации проекта

2 этап. Диагностический этап

Задачи этапа: изучение уровня развития эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста.

сентябрь

2009 г.

2.1   Изучение уровня развития эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Результаты диагностического обследования, графическое отображение результатов 

2.2Анализ индекса здоровья воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

2.3 Фиксация результатов индивидуальной карте помощи ребенка.

3 этап. Проектная деятельность

Задачи этапа: проектирование комплексной системы эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, способствующей сохранению психологического здоровья и благополучия детей в дошкольном образовательном учреждении.

сентябрь, октябрь 2009г.

3.1 Отбор содержания психологических, развивающих игр и упражнений, психологических этюдов и пр.

Выборка психологических игр и упражнений

3.2 Систематизация и классификация психологических игр и упражнений (5-го - 7-го года жизни) по акцентным задачам развития

Перспективный план работы с детьми

3.3 Создание в дошкольном учреждении предметно-развивающей среды, способствующей психологическому комфорту и благополучию детей.

В группах дошкольного учреждения, кабинете педагога-психолога

3.4 Отбор здоровьесберегающих технологий.

Включение  

сенсорного оборудования, игрушек и пособий, способствующих релаксации и снятию напряжения в занятия

3.5 Разработка методики проведения работы с детьми с применением сенсорного оборудования, игрушек и пособий, способствующих релаксации и снятию напряжения.

Итоговый продукт (3.1-3.3): программа

«Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста». 

Рецензент: кандидат педагогических наук,

доцент кафедры общей и социальной педагогики НГГУ Г.Г. Зайдуллина.

Программа представлена на премию Губернатора ХМАО-Югры в номинации «Лучший педагог (воспитатель) ДОУ».

сентябрь октябрь

2009 г.

3.6 Разработка мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогов и психолого-педагогической культуры родителей воспитанников дошкольного учреждения по проблеме: «Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста и сохранение психологического здоровья».

Программа «Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста»

август,

сентябрь 2009 г.

3.7 Совершенствование системы психологического мониторинга результатов работы: разработка системы измеримых показателей; разработка процедуры оценки; проведение систематического мониторинга реализации проекта.

Инструментарий, критерии оценки,

диагностический материал

4 этап. Внедрение педагогического проекта

Задачи этапа: непосредственное внедрение педагогического проекта

4.1 Организация работы по реализации проектной деятельности

октябрь 2009 - апрель 2014

Программа «Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста»

в течение

учебного года

4.2 Организация преемственности в работе с воспитателями

Тетрадь «взаимодействие педагога-психолога  с воспитателями»

4.3 Реализация программы «Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста»

Повышение  компетентности

(педагоги, родители)

5 этап. Аналитический

Задачи этапа: анализ, систематизация и теоретическое осмысление полученных результатов

апрель, май

2014г.

5.1 Мониторинг результатов реализации хода проекта

Результаты обследования детей с фиксацией в индивидуальной карте помощи ребенка,

графическое отображение результатов,

аналитическая справка,

педагогический проект

5.2  Итоговое оценивание

5.3 Анализ полученных данных, их систематизация, сопоставление с прогностическими результатами, теоретическое осмысление полученных результатов с выходом на перспективу дальнейшей работы.

Аналитическая справка,

педагогический проект

Ресурсное обеспечение педагогического опыта. 

Для реализации проектной деятельности необходимо следующее организационное и методическое обеспечение:

1. Методические материалы:

  1. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ, Москва, 2004 г.
  2. Касаткина Ю.В., Клюева Н.В. Учимся общению, Ярославль,  1996 г.
  3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей, Ярославль,  1996 г.
  4. Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности, Москва, 1996 г.
  5. Шипицына Л.М., Защиринская  О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения, развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет), Санкт-Петербург, 1998 г.
  6. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного  возраста, Санкт-Петербург, 1999 г.
  7. Раздаточный материал для детей, родителей, педагогов.

2.        Технический материал:

  • цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики, картон, клей, кисточки, пластилин, акварельные краски, альбомные листы;
  • анкетные бланки, бланки опросников;
  • печатные материалы.

3. Материально-техническое обеспечение:

1. Для организации зоны отдыха и уединения в помещении групп дошкольного образовательного учреждения

- мягкий уголок;

- увлажнитель воздуха;

- набор игрушек для снятия напряжения.

2. Оборудование сенсорной комнаты.

3. Оборудования для Зимнего сада.

4. Магнитофон.

5. Принадлежности для продуктивной деятельности.

6. Мультимедийное оборудование.

7. Песочница с набором мелких игрушек.

8. Игрушки для сюжетной игры.

4.        Вспомогательный материал:

  • нормативные и методические документы;
  • книги и периодические печатные издания по повышению профессиональной компетентности педагога-психолога;
  • литература по проблемам возрастного развития детей, особенностям их поведения, вопросам личностно-эмоционального развития дошкольников, детской компетентности, адаптации к социальным условиям, а также по вопросам семейных взаимоотношений;
  • атрибуты к занятиям: куклы с выражением разных эмоциональных состояний, маски, шапочки для перевоплощения в того или иного героя, игрушки для творческого самовыражения и освобождения эмоций, альбомы с фотографиями и др.;
  • оборудование сенсорной комнаты;
  • музыкальный центр, CD-записи с разнохарактерной музыкой; стимульный и интерпретационный материалы.

4. Диагностический материал:

  • Методика по изучению взаимоотношений между детьми и педагогами  «2 дома» Л.А.Венгера,
  • Проективная методика исследования внутрисемейных отношений «Семья» В.Вульфа,
  • Методика по изучению межличностных отношений в группе ДОУ по игре «Секрет» (социометрия) Т.А.Репиной,
  • Методика по изучению самооценки ребенка «Лесенка» Д.Якобсона,
  • Методика определения эмоционального состояния детей Э.Т. Дорофеевой,
  • Беседы с детьми, педагогами, родителями; наблюдения за детьми.

В работу по реализации Программы включены субъекты образовательного процесса: педагоги, профильные специалисты, дети, родители воспитанников.

Административное сопровождение.

 Заведующий дошкольным образовательным учреждением:

- осознание необходимости работы по укреплению психологического здоровья дошкольников;

- обеспечение условий работы педагогов,

- выделение необходимых материальных ресурсов на реализацию проекта,

- взаимодействие с участниками реализуемого проекта, организация и планирование деятельности.

Методическое сопровождение.

Заместитель заведующего по воспитательно-методической работе:

- единство подходов и целей в работе с педагогами,

- участие в проведении психопросветительской и психопрофилактической деятельности.

Психологическое сопровождение.

Педагог-психолог:

- психодиагностика,

- психокоррекция, психоразвивающая работа,

- психопросвещение, психопрофилактика,

- консультативная деятельность.

Педагогическое сопровождение.

Воспитатели:

- участие в психокоррекционной работе.

Родители:

- участие жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения,

- доверительной отношение с участниками реализуемого проекта.

        

Ожидаемые результаты педагогического проекта и социальный эффект.

Реализация проектной деятельности предполагает:

1. Создание и реализация комплексной системы эмоционально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, способствующей сохранению психологического здоровья и благополучия детей в дошкольном образовательном учреждении на современном уровне.

2. Создание и поддержка благоприятных психологических условий в группах дошкольного учреждения для обеспечения психологического комфорта, развития эмоциональной сферы и личностного потенциала каждого ребенка. 

3. Повышение уровня сформированности эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста, способствующей психологическому здоровью и благополучию;

-  повышение и закрепление адекватной самооценки каждого ребенка, позитивных эмоциональных черт характера, способствующих взаимопониманию в процессе общения с окружающими;

- повышение у старших дошкольников способности к совместным эмоционально-позитивным действиям в быту и игровой деятельности.

4. Повышение профессионального мастерства педагогических кадров по проблеме: «Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста и сохранение психологического здоровья».

5. Повышение психолого-педагогической культуры родителей воспитанников по эмоционально-личностному развитию детей дошкольного возраста и обеспечению психологического благополучия в семье.

Мониторинг результатов реализации хода проекта в работе с детьми старшего дошкольного возраста ориентирован на определенные показатели:

1) неустойчивость/устойчивость эмоций личности, которая проявляется в быстрой смене настроений, переживаний;

2) направленность действий, поступков (на себя, на других, на предметы или ситуации);

3) глубина переживаний;

4) произвольность/непроизвольность эмоциональных проявлений;

5) эмоциональное благополучие в социуме (проявление эмпатии);

6) качество взаимоотношений с окружающими.

С целью определения уровня эмоционально-личностного развития, эмоциональной и мотивационной готовности к обучению в общеобразовательной школе, анализ индекса здоровья воспитанников ежегодно (сентябрь и апрель) в каждой группе для детей 5-го, 6-го, 7-го года жизни проводится диагностическое обследование.

Результативные параметры:

С целью определения эффективности Программы 2 раза в год проводится психологический мониторинг:

Направления

Показатели

Цель

Название методики, автор

Социальная ситуация развития дошкольника

социальная адаптация

Получение информации об эмоциональном  не/благополучии ребенка и взаимоотношениях между членами семьи.

Проективная методика исследования внутрисемейных отношений «Семья», В.Вульф

эмоциональный климат в группе детского сада

Получение информации об оценочном отношении детей дошкольного возраста к воспитателям своей группы, определение причин имеющегося неблагополучия.

Методика по изучению взаимоотношений  между детьми и педагогами «2 дома», Л.А.Венгер

социальный статус ребенка в группе

Получение информации о психологическом климате в группах детского сада и взаимоотношениях между детьми, выявление особенностей социально-психологической характеристики детских групп, определение статуса ребенка в группе

Методика по изучению межличностных отношений в группе детского сада по игре «Секрет», Т.А.Репина

Основные личностные новообразования старшего дошкольника

самооценка

Получение информации и определение особенностей самооценки детей дошкольного возраста, определение эмоционального не/благополучия ребенка в социуме и группе детей.

Методика по изучению самооценки ребенка  «Лесенка», Д.Якобсон

эмоциональное развитие

Получение информации об эмоциональном  состоянии детей дошкольного возраста,

определение уровня развития эмоциональной сферы детей, не/благополучия ребенка в целом.

Методика определения эмоционального состояния детей, Э.Т.Дорофеева

Беседы с детьми, педагогами, родителями и наблюдения за детьми

Готовность  ребёнка  к  школьному  обучению.

мотивационно-личностная готовность

Получение информацию о «школьной  мотивации», потребности в изменении социального статуса старшего дошкольника.

«Экспериментальная беседа по определению внутренней позиции школьника», Гуткина Н.И.

При реализации Программы можно выделить следующие характеристики критериев:

Критерии

Содержание

Общие

1. По своей новизне отражает совершенствование существующей образовательной ситуации: Программа разработана на основе требований программы «Детство», реализуемой в детском саду; совместная с педагогом-психологом деятельность проводится при обязательном использовании сенсорного оборудования.

2. Носит локальную масштабность и системный характер.

3. С точки зрения эффективности предполагает существенное обогащение образовательного процесса.

4. Предполагает транслируемость идеи через возможность ее тиражирования: использование в других дошкольных учреждениях.

Конкретные практические

В работу по реализации Программы включены субъекты образовательного процесса: педагоги, профильные специалисты дошкольного образовательного учреждения, дети, родители воспитанников.

Расчеты по кадровому, экономическому, материально-техническому и научному обеспечению и реализации педагогического проекта.

Бизнес-план.

Наименование

сроки

сумма

1.Организационно-установочный (2009-2010 гг.).

1.

Приобретение  методической литературы по эмоциональному развитию детей, сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса.

2009

1.200 руб.

2.

Повышение педагогического мастерства педагогов в области освоения здоровьесберегающих технологий.

2009

20.000 руб.

3.

Приобретение:

- компьютер,

- мультипроектор,

- колонки.

2009

50.000 руб.

80.000 руб. 20.000 руб.

4.

Уголок отдыха для детей:

- мягкий уголок

- сухой бассейн

- кондиционер

2009

40.000 руб.

60.000 руб.

20.000 руб.

5.

Оборудование для сенсорной комнаты

2009

70.000 руб

всего

361 200 руб.

2.Этап реализации (2010-2013 гг.).

1.

Участие Программы в представлении на премию Губернатора ХМАО-Югры в номинации «Лучший педагог (воспитатель) ДОУ».

2010

5.000 руб.

2.

Обучение педагогов по теме: современные образовательные технологии

2010

20.000 руб.

3.

Совершенствование методической и материальной базы:

- дидактические материалы,

- практические пособия.

2011

30.000 руб.

10.000 руб.

4.

Супервизия педагога-психолога

2011

20.000 руб.

всего

85 000 руб.

3.        Аналитико-коррекционный этап (2013-2014 гг.).

1.

Издание научно-методической литературы с целью распространения опыта работы ДОУ, педагогов.

2013

5.000 руб.

2.

Создание фильма о ДОУ  с привлечением телекомпаний.

2013

10.000 руб.

3.

Проведение ГМО педагогов на базе ДОУ по теме сохранения психологического здоровья детей.

2014

5.000 руб.

всего

20 000 руб.

Итого:    466 200 руб. 00 коп.

Используемая литература:

  1. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя., Харьков, 1997 г.
  2. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста; под ред. Леонтьева А.Н., Запорожца А.В., М., 1995 г.
  3. Выготский Л.С. Лекции по психологии. С - Пет. 1997 г.
  4. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ, М., 2004 г.
  5. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника; под ред. Коломенского Я.Л., Панько Е.А., Минск, 1997 г.
  6. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы с детьми дошкольного возраста. М.,1996 г.
  7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды в 2-х томах. М.,1986 г.
  8.  Изгард К.Е. Эмоции человека. М.,1980 г.

11. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. М.,1997 г.

12. Кряжева  Н.Л. Развитие  эмоционального  мира  детей. М., 1998 г.

13. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1996 г.

14. Программа «Детство» (программа развития и воспитания детей в детском саду). С-П., 2000 г.

15. Развитие личности ребенка; под ред. Фонаревой А.М. М., 1987 г.

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.,1946 г.

17. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения (развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет)) С-П., 1998 г.

18. Шипицына  Л.М.  «Комплексное  сопровождение  детей  дошкольного  возраста». С-П., 1998 г.

Паскина А.М.

педагог-психолог МАДОУ ДС № 68 «Ромашка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования психологического здоровья старшего дошкольника

Программа развития эмоционально-личностной сферы старших дошкольников, состоящая из трех разделов и рассчитанная на два учебных года....

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ РИТМИКОЙ

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ РИТМИКОЙSummary.The relationship of music and game techniques directed to the development of psychological health of older ...

Создание условий для сохранения психологического здоровья дошкольников

Данный материал был представлен на Педагогической конференции и представляет собой опыт работы по использованию Сенсорной комнаты в ДОУ....

Основы формирования психологического здоровья старших дошкольников.

Особенности работы по психологической поддержке детей в условиях детского сада....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья....

Статья на тему "Психологическое здоровье старших дошкольников"

Раскрываются понятие "психологическое здоровье", основные аспекты формирования психологического здоровья, особенности работы по спихологической поддержки детей в ДОУ....