Статья "Игрушки и игры с ними. Развитие фантазии детей".
статья по теме

Хопова Юлия Николаевна

В статье рассказывается о негативном влиянии интерактивных игрушек на развитие фантазии и воображения ребенка. Приводятся примеры создания "игр из ничего".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_igrushki_i_igry_s_nimi.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

КАКИЕ ИГРУШКИ НЕ РАЗВИВАЮТ ФАНТАЗИЮ ДЕТЕЙ? Современные интерактивные игрушки блокируют креативное мышление детей, поэтому их должно быть не много, предпочтение надо отдавать традиционным куклам и солдатикам, которые позволяют в каждом конкретном возрасте развивать у ребенка фантазию и способность что-то сделать самостоятельно.

 Интерактивные игрушки блокируют креатив "Ситуация на рынке современных игрушек довольно сложная: с одной стороны, их огромное количество, а с другой стороны, выбрать хорошую игрушку очень непросто", - считает заведующая лабораторией психологии детей дошкольного возраста института Российской академии образования, профессор Елена Смирнова. "Хорошей я называю ту игрушку, с которой удобно играть, которая развивает у ребенка игровую деятельность. Как известно, игра — это самый важный и полезный вид деятельности для ребенка", — отметила она. Чтобы играть с игрушкой, она не должна быть наделена собственной активностью. Она не должна кричать, петь, махать руками, сосать и издавать какие-то собственные звуки. А современная игрушечная промышленность идет как раз в направлении технологизации. Эти игрушки бессмысленны для игры. Они сводят игру к примитивному нажимаю кнопок, к восприятию активности самой игрушки. Такого же мнения ведущий эксперт Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игрушек при МГППУ , лауреат премии Грант Москвы, педагог — психолог высшей категории Елена Абдулаева. "Родители часто ценят яркость, броскость игрушки, а потом очень разочарованы, когда она валяется, и ребенок выпрашивает новую. Все дело в скуке. Засилье интерактивных игрушек, которое сейчас есть, крайне неполезная вещь", — добавила она.

Говорящие интерактивные игрушки, во-первых, заменяют ребенку воображение, в то время как он может сам наделить куклу или зверя определенным тоном, интонацией, словами. Во-вторых, они вытесняют и подменяют настоящее общение. Кроме того, сейчас появилось огромное количество "страшных игрушек", которые никак не ассоциируются у ребенка ни с образом человека, ни с образом обычного животного. "Постоянное искажение образа человека — это современная тенденция культуры не только в игрушках, но и в фильмах и даже в учебниках. Сейчас стало модно снимать фильмы о привидениях, вурдалаках, инопланетянах, вампирах", — сказала педагог. "Кроме того, сейчас продаются игрушечное сердце, печень, много конструкторов, где нужно собрать человека из его внутренних органов. Для маленьких детей расчленение человеческого тела — это не предмет игры. И когда ребенок собирает, а потом разбирает человека — это ведет к разрушению его представлений о целостности самого человека, как будто его органы живут самостоятельной жизнью", — добавила профессор.

Место для фантазии

Полезные игрушки — это традиционные игрушки, в которые дети играли испокон века. Обычные куклы, мягкие игрушки, детские столовые приборы, солдатики, машинки. Потому что игра — это создание воображаемого пространства, мира и игрушка не должна ребенку в этом препятствовать.

Дети плохо играют в готовых домиках, поскольку это пространство неизменно и не предполагает подстраивания под нынешние нужды ребенка, оно быстро теряет новизну и ценность.

Ребенку нужны специальные предметы для конструирования "своего" пространства. Это могут быть ширмы, доски, подушки, покрывала.

В Англии, например, есть специальные магазины, где продаются "бросовые" материалы как предметы творческой игры и конструирования.

Если хотим, чтобы у ребенка развивалось воображение, у него должно быть мало игрушек, но для многих вариаций игры.

Дети, которые живут среди избытка однообразных игрушек, страдают от этого. Они все время неудовлетворенные, хотя у них, казалось бы, все желаемое есть. От того, что ребенок не может формировать творческий потенциал, умственные и волевые способности в свободной игре, он все время вял и недоволен. Сейчас игрушка перестала быть элементом игры, а стала свидетельством достоинства и элементом его имущества. Игрушки сейчас покупают не для того, чтобы играть, а для того, чтобы похвастаться. Детство охвачено этой рыночной стихией, у ребенка все больше и больше игрушек, в которые он не играет, которые просто лежат в его комнате как его имущество.

Елена Смирнова считает, что сейчас родители откупаются количеством игрушек из-за недостаточного внимания. "По нашим подсчетам у ребенка в среднем в комнате более 200 игрушек. Реально использует он в игре порядка 5-6% от того добра, что у него есть", — пояснила она. Если у ребенка есть любимые игрушки, то их ему достаточно. Помощь взрослых не заканчивается предоставлением правильных игрушек. Важно дать игрушке жизнь, то есть ввести ее в игру, тогда ребенок с удовольствием подхватит это. Когда у ребенка получается что-то сделать самому, у него появляется блеск и радость в глазах. ==================================================================

Теперь про игры. Нам важно понять, а как же играть с этими самыми развивающими фантазию игрушками. Что можно сделать с кубиком, кроме постройки башни или забора? Что с палочкой? С пуговицей?..

Давйте познакомимся с «методом глаголов», который поможет придумать много новых игр.

Итак, берем любую игрушку или просто предмет, который можно в качестве нее использовать. Кладем перед собой, можно повертеть в руках и пишем 10 глаголов, что с этим предметом можно сделать. Даже те, которые опасны и те, которые кажутся глупыми и нереальными. Чтобы знать наперед, что с ними может делать ребенок.

Например, пуговица:

Застегивать

Расстегивать

Проглотить (внимание мам малышей!!!)

Засунуть в нос (опять внимание!)

Кидать …  Получилось 10? Тогда дальше. Сколько получится!

И еще одна статья для вдохновения.

 Игры из ничего: Марина Озерова как то задала вопрос: «Вы помните, чем мы развлекали себя в детстве?» Как обходились без приставок, квестов, радиоуправляемых или интерактивных игрушек? Мы вспомнили множество игр и занятий с разными материалами.

Фантики, спички и крышки от чайников. В ход шли любые подручные средства. Например, вместо машинки — шишка, спичечный коробок, кубик, колпачок от фломастера или… Список может продолжить каждый. Из первых попавшихся материалов создавалась цивилизация: город, царство, страна или даже планета. Это царство мы заселяли «людьми» — фантиками, кусочками мозаики, пуговицами, крышечками от заварочных чайников и карандашами. А ведь людей ещѐ нужно было накормить, построить им дома и машины. В общем, в их жизни происходили захватывающие события, пока нас не звали домой.

Чем меньше предмет-заместитель напоминает сам объект, тем лучше для развития воображения. Если ребѐнок не знает, чем заменить привычные игрушки, в дальнейшем у него могут возникнуть сложности с творческим мышлением.    Бумажные замки Помните, девочки рисовали и вырезали кукол, платья и туфельки для них. Мальчики делали гоночные машинки, рисовали им дороги, складывали бумажные кораблики и лодочки, а потом запускали их в лужи. Из обычной тетрадки можно устроить домик для бумажных кукол. Например, на одной страничке вырезать окошки — если постараться, получится настоящий дворец. На остальных — сад для прогулок и другие декорации. Читатели вспоминают: «У нас было целое бумажное царство: король, королева, министры, принцы и принцессы, слуги и служанки. И все они были роскошно одеты». Если родители немножко знакомы с техникой оригами, из обычного листа бумаги можно сделать всякие интересные вещи, а потом раскрасить их вместе с детьми.

Каштаны в оттопыренных карманах Как здорово нести в оттопыренных карманах каштаны, жѐлуди, шишки! И какая мама не помнит восхитительных принцесс с пышными причѐсками из цветков одуванчика! А технологию не забыли? Нужно сорвать бутон на длинном стебле, разделить стебель на несколько нитей, опустить их в воду — они завьются локонами. Бутон с «причѐской» насадить на спичку или палочку, а ниже укрепить распустившийся одуванчик вместо юбки. А из чего ещѐ можно сделать куклу? Из цветков укропа, из кукурузы (лицо нарисовать, а косы заплести из рылец, что окружают початок), из вьюнков. Эти цветы — готовые маленькие куклы в розовых платьях-лепестках. Такие игрушки отлично выручают на прогулке. Они не занимают места в детской, а главное — из-за них не возникает споров и драк. Ведь их можно сделать сколько угодно.

Городок в обувной коробке Из обувной коробки тоже можно соорудить кукольный домик. Или, составив несколько коробок, построить многоэтажку. Из чего соорудить мебель? Как сделать посуду? Как вырезать окна и дверь, чтобы удобно было расставлять предметы внутри домика?

  Мы часто устраивали домики в коробках и постоянно выдумывали какие-то новые изобретения для их обустройства. Например, оклеивали окна кусочками прозрачного полиэтилена — стѐкла, додумались делать мебель из пенопласта, а полочки из спичечного коробка. Даже люстры сделали из разобранного карманного фонарика! Очевидно, что конструирование в трѐхмерном пространстве помогает ребѐнку воспринимать перспективу, развивает глазомер и координацию движений.

Фонтаны воображения Иногда детям не требуется предметов-заместителей, им вообще ничего не нужно — всѐ происходит в воображении. Многие родители беспокоятся, увидев, как ребѐнок срывает несуществующие ягодки или скачет на невидимом коне. Но если в целом развитие ребѐнка в норме, воображаемые предметы, друзья или игры — вполне нормальное явление. Главное, чтобы они не заменили настоящих друзей и не вытеснили обычные предметы. Наверное, каждый может вспомнить такие затеи. Одна моя знакомая придумала игру про Королеву-солнце. У неѐ было множество слуг. Для этого развлечения не требовалось ровным счѐтом ничего, играть можно было даже на школьной переменке в коридоре. Королева превращалась в разных зверей и освобождала из плена несчастных. Или совершала другие подвиги — сюжеты были неисчерпаемы. Другие играли летом во владельцев табуна. Табун был невидимый, но его надо было выгуливать-пасти, запоминать вожаков, продавать-менять некоторых лошадей (у детей был целый список имен, мастей и других характеристик). Иногда ездили на вожаке (эту роль выполнял велосипед). Оставшись дома без родителей, дети смотрели в окно и представляли, что все пешеходы внизу — инопланетяне, а сами они смотрят из иллюминатора космического корабля на чужую планету. Особенно помогает воображение при выполнении скучной домашней работы. Например, во время мытья посуды можно играть в мойку машин: столовые приборы — люди, остальное — транспорт. Или представьте себе, что посуда — это разные фонтаны в большом саду. Если подставить ложку под струю воды, она разбрызгивается в разные стороны — фонтан заработал. А вот эта вилка в стакане — принцесса, заточенная в башне. Еѐ охраняет великан — большой половник. Но на помощь ей мчится принц на коне — давилка для чеснока. Помните, не всегда нужно обеспечивать ребѐнку готовые развлечения и предлагать идеи. Он вполне способен сам придумать что-нибудь занимательное, особенно когда ему скучно.

Если у ребѐнка чересчур много игрушек, фантазия и воображение становятся ненужными. Позвольте вашим детям применить творческое мышление в самых обычных бытовых ситуациях. Ведь очень скоро они вырастут, и тогда им

обязательно пригодится умение преображать мир!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: Оказание помощи родителям ...

Практикум для родителей Тема: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, ов...

Практикум для родителей: "Игры, направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи....

Консультация "Развитие фантазии детей в играх"

Развитие у детей фантазии — одна из важных задач, стоящих перед воспитателем.Как же проявляется и развивается фантазия детей в играх?Фантазия проявляется и в выборе сюжета игры, и в том, как этот сюже...