ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья (младшая группа) на тему

Вышкова Марина Николаевна

Представлен опыт работы с семьями воспитанников, поступающих в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vyshkovoy_m.n.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4 Г. КИРОВСКА»

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ» 

Вышкова М.Н., педагог-психолог II квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 4»

Одной из наиболее важных задач в реализации Стандарта является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, которые необходимы для обеспечения качественного образования и благоприятного развития каждого.

Исходя из этого, необходимо создавать психологически безопасные условия  жизни для ребенка с учетом его особенностей и возможностей. Особенно важны такие условия в период адаптации ребенка к ДОО.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в нашей дошкольной организации строится с учетом ряда принципов:

  1. Ориентации на специфику возраста, интересы и возможности детей 1–3 лет.
  2. Приоритета развивающей работы над коррекционной и диагностической.
  3. Содержательного сотрудничества педагога-психолога с педагогом и взаимодополняемости  функций педагога и психолога.
  4. Взаимодействия ребенка с родителями при участии специалистов (педагога - психолога и педагога).

Опираясь на  модель  психолого-педагогического сопровождения ребенка раннего возраста, разработанную  Ю.А. Афонькиной, мы создали систему деятельности  по работе с семьями детей  раннего возраста в период  адаптации к детскому саду.

Психолого-педагогическое сопровождение ведётся  по направлениям:

  • Диагностика,
  • Коррекционно-развивающая работа,
  • Профилактика,
  • Консультирование специалистов ДОО и родителей,
  • Просвещение,

  Работу   по психолого-педагогическому сопровождению адаптационного процесса осуществляем поэтапно, начиная с  

  • Установления контактов со взрослыми .
  • Помощи ребенку в освоении новых видов деятельности, игрового пространства группы.
  • Формирования у него  контактов с ровесниками.

1 этап – Подготовительный. 

Чтобы облегчить адаптацию детей при поступлении в ДОО,  мы ведём предварительную работу с семьей будущих дошкольников еще до первого посещения детского сада, начиная с визитов в семью. Визиты в семьи будущих дошкольников планируются  по договоренности и согласию  родителей. Таким образом,  предоставляется  возможность почувствовать психологическую атмосферу, окружающую ребенка, характер родительско-детских отношений, то есть узнать семью изнутри. В каждой семье ребенку вручаем  приглашения в наш детский сад в стихах. Родителям  предлагаем рекомендации о подготовке ребенка к поступлению в  дошкольную организацию. Такие визиты создают  доверие родителей к сотрудникам ДОО, а ребенок имеет опыт встречи  с новым незнакомым взрослым.

 Чтобы узнать более полную информацию о семье и о ребенке,   проводим анкетирование родителей (анкеты: «Знакомство с семьёй», «Психолого-педагогические параметры определения готовности ребенка к поступлению в ДОО», «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ДОО»).

Проанализировав результаты  анкетирования, мы выявили проблемы, которые могут затруднить адаптацию  и привести ребенка к дезадаптации. Это:

  1. Низкий социальный статус некоторых семей;
  2. Неблагоприятная  экономическая ситуация семьи,
  3. Эмоциональная незрелость  и повышенная тревожность родителей.

По результатам проведенного анкетирования родителей, сделали вывод, что в первую очередь необходимо  подготовить родителей к поступлению в детский сад,  в первую обозначив семьи воспитанников с повышенной тревожностью.

Наблюдая за взаимоотношениями родителей   с малышами, общаясь с мамой и папой,  было отмечено, что:

  • У большинства родителей отсутствует понимание значимости положительного контакта с детьми, родители ориентированы  на интеллектуальное  развитие малыша, эмоциональное развитие для них не имеет особого значения.
  • Многие родители не осознают, что нарушение эмоциональных связей отрицательно может  отразиться  на психофизическом развитии ребенка.
  • Есть семьи, где нарушены эмоциональные отношения (дети испытывают дефицит внимания, тепла, ласки).

Причин можно назвать несколько: это недостаточная психологическая образованность родителей, отсутствие опыта воспитания - у многих родителей первый ребенок, загруженность работой.

В дальнейшем, данные анкетирования позволили грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Пригласив родителей на консультации,  нами были даны рекомендации:

  • Об особенностях общения с ребенком на этапе адаптации к ДОО,
  • Об особенностях протекания адаптационного периода у детей раннего возраста,
  • О  возрастных особенностях детей в этот период,

2-й этап – Основной. 

Понимая огромную значимость проблемы развития благоприятных эмоциональных отношений между родителями  и ребенком, нами было принято решение организовать группу для  диад «мать-дитя» по системе развития общения «Школа для родителей». Разрабатывая  цикл занятий при участии специалистов (педагога и педагога - психолога) взяли за основу Программу адаптации детей к ДОО Е.О. Севостьяновой «Дружная семейка» и  Е.В. Ларечиной «Дитятко».

Цель:  - оказание помощи и поддержки родителям в процессе воспитания и развития  ребенка в адаптационный период; социализация малышей (приобщение к ценностям и правилам общества).

Определила задачи:

  1. Психолого-педагогическое просвещение матерей по вопросам воспитания и развития  детей раннего возраста.
  2. Развитие коммуникативных и социальных умений у детей преддошкольного возраста (путем взаимодействия с детьми и взрослыми), как приобщение к ценностям общества
  3. Развитие познавательной активности детей раннего возраста.
  4. Развитие двигательной активности (крупных движений, мелкой моторики).
  5. Развитие эмоциональной сферы (сопереживание героям сказок ит.д.)

Работа  родительско-детской группы начиналась за месяц до поступления детей в детский сад и велась на протяжении 2,5 месяцев с частотой встреч 1 раз в неделю. Каждое занятие состояло из 8 частей: свободная игра, приветствие, музыкально-ритмическая часть,  пальчиковая гимнастика,  сказка, рукоделие (изготовление игрушек), изобразительная деятельность, чаепитие.  Занятия проводились до поступления детей в ДОУ в течение одного месяца и после поступления на протяжении 1,5 месяцев.

 В конце каждого занятия внимание родителей фокусировали  на определенные направления развития и образования детей, а именно объясняла  важность взаимодействия родителя и ребенка в различных видах деятельности (двигательной, игровой, художественной – в частности изобразительной) в домашних условиях. Объясняла, какие методы и приемы необходимо использовать, чтобы помочь ребенку беспрепятственно включиться в  образовательный процесс в детском саду, принимая правила и условия среды ДОО. Поэтому,  при подборе материала  акцент делали на  игры и упражнения,  направленные на  развитие и укрепление эмоциональных связей с целью приобщения к правилам и ценностям общества

 Качество общения является базисным условием для развития малыша, обеспечивающим психическое и физическое здоровье.

Для достижения более эффективных результатов после первых встреч  использовали для исследования: опрос семейных ценностей, анкетирование (Анкета для родителей В. В. Мамаевой). С учетом пожеланий родителей были скорректированы сценарии занятий, дополнительно  организованы встречи для родителей с элементами тренинга: «Общение с ребенком в раннем детстве»,  разработаны консультации на темы: «Об эмоциональной привязанности ребенка к матери», «Причины стресса у ребенка раннего возраста», «Мы такие разные»,  составила памятки для родителей: «Пальчиковая гимнастика», «Игровой массаж», «Игры на руках и коленях», подготовила  папки для материалов каждого занятия.

3-й этап – Заключительный. 

По результатам  работы  с детьми и родителями  проводила  анкетирование родителей  («Анкета-опросник для родителей»  Е. В. Ларечиной).

Результаты анкетирования родителей в 2013-2014 уч. г. по итогам посещения занятий показали, что:

  • 86%  родителей отмечают положительную динамику изменений в отношениях с ребенком;
  • 86%  – изменение приоритетов и взглядов в воспитании и развитии ребенка за время посещения группы;
  • 72% – благоприятные изменения в поведении ребенка;
  • 100% (все участники) высоко оценили качество взаимодействия родителей со специалистами ДОО  в процессе работы группы.

Сравнивая показатели можно определить, что интерес к занятиям с детьми у родительниц возрос на период работы группы.  

Мамы научились:

  • лучше устанавливать контакт со своим малышом;
  • организовывать досуг ребенка;
  • более глубоко понимать нужды, потребности своих детей;
  • подключать их к различным видам продуктивной деятельности (лепка, рисование);
  • организовывать двигательную активность (подвижные игры на руках и коленях, игровой массаж, пальчиковая гимнастика;
  • мастерить игрушки.

В настоящее время родители сами  проявляют инициативу по  продолжению занятий  в родительско-детской группе.

Для определения характера адаптации на начальном этапе посещения ДОУ я использовала методику А.Остроуховой «Определение поведенческих реакций в соответствии с оценкой факторов адаптации». Признаками того, что ребенок адаптировался являются следующие параметры: хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими детьми, нормальное эмоциональное состояние,  а также адекватные реакции на любые предложения воспитателя. Подводя итоги адаптационного периода, получены такие результаты:

Легкое течение адаптации

83%

Среднее течение адаптации

17%

Тяжелое течение

0%

            Показатели процесса адаптации в легкой и средней форме говорят о том, что адаптация имела непродолжительное течение и была успешно завершена.

По нашему мнению,   результатами  совместной  работы являются: 

  • ранняя и безболезненная  социализация малыша раннего возраста к условиям общественного воспитания;
  • усиление познавательной активности детей;
  •  расширение диапазона эмоциональных реакций на события в группе и семье;
  • укрепление сотрудничества с родителями по вопросам воспитания и развития детей;
  • улучшение качества общения между детьми и родителями, детьми и с ДОО

  Использование  модели взаимодействия «Родитель-ребёнок-специалист»  позволило педагогам и специалистам ДОО создать условия для интеллектуального, речевого, социального и эмоционального  развития ребенка и формирования у него таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам.

Укрепление доверия друг другу всех участников образовательного процесса помогло  стабилизировать эмоциональное состояние малышей за непродолжительное время  и успешно завершить адаптацию к детскому саду.          

 Профессиональная работа педагогов группы и педагога-психолога, активное участие родителей — залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста, условие психологически – комфортного пребывания ребенка в ДОО на протяжении всего дошкольного детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт на тему: "Организация работы с детьми и родителями в процессе адаптации в группе раннего возраста"

В  основе данной   работы  с  детьми  и  их родителями, которые  впервые  переступают  порог  дошкольного  учреждения  лежит  форм...

Информационная карта передового педагогического опыта: "Организация работы с детьми и родителями в процессе адаптации в группе раннего возраста"

Информационная карта передового педагогического опыта: "Организация работы с детьми и родителями в процессе адаптации в группе раннего возраста"1.     Белашова Татьяна Анатольевна ...

Органиация психолого - педагогической помощи детям с ОВЗ в группах раннего возраста

•Изучение  теоретических аспектов развития детей в раннем возрасте.•Выявление уровеяь психического развития  детей раннего возраста•Разработка содержания и форм организации психолого-п...

Рабочая программа воспитателя первой группы раннего возраста дошкольного образовательного учреждения

        Данная рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей первой группы раннего возраста ДОУ....