Проект "Светлая Пасха"
проект (старшая группа) на тему

Дорожко Светлана Анатольевна

Познакомить детей с традициями и обычаями русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_svetlaya_paskha.doc911.5 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Название проекта:  «Светлая Пасха».

Актуальность проекта обусловлена  необходимостью возрождения утраченных обычаев, культуры, традиций в России. Он позволяет приобщить к ним детей через знакомство с одним из народных праздников – Пасхой.

Цель:

Познакомить детей с традициями и обычаями русского народа. 

Задачи:

1. Познакомить детей с историей возникновения праздника Пасхи, расширить элементы знаний.

2. Познакомить с традиционной кухней Православного праздника.
3.Развивать   музыкальную культуру.
4.Воспитывать интерес к народному творчеству.
5.Обогащать словарный запас.
6.Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

Участники проекта: Дети средней и старшей  группы МБДОУ ДС№37, педагоги группы, музыкальный руководитель, родители.

Вид:

По количеству участников – групповой.

По приоритетному методу – информационно – творческий.

По продолжительности – кратковременный (с 08.04.2013 по 07.05.2013г.)

Предполагаемые итоги реализации проекта.

  1. Знание детьми информации о празднике светлой Пасхи, о его возникновении.
  2. Понимание детьми значимости праздника, обычаев и традиций.
  3. Умение организовывать пасхальные игры, русские народные игры, на основе имеющихся знаний.
  4. Проявление интереса к истории христианского праздника Пасхи.

План проведения проекта:

1этап: подготовительный (08.04.2013 – 14.04.2013г.)

Подбор художественной литературы, иллюстрации с изображением церквей, образцы росписи яиц, поздравительные открытки с Пасхой, веточки вербы.

2этап: работа с детьми (15.04.2013 – 30.04.2013г.)

Игровая деятельность

Пасхальные игры «Найди яйцо», «Бег с яйцом», «Чье яйцо дольше вертится», «Катание пасхальных яиц».

Инсценировка сказки «Курочка Ряба».

Познавательное развитие

Занятие на тему «Пасха - праздник торжества жизни»

Речевое развитие

Беседа «Главная книга мира - Библия».

Беседа «Вход, господня в Иерусалим или Вербное воскресенье»

Заучивание пословиц, поговорок, песен, закличек, стихов о празднике Пасха.

Чтение «ЛЕГЕНДА О ХРИСТОВОМ ЖАВОРОНКЕ.» Зилов Л

Рассматривание «Детской Библии», альбома «Церкви».

Рассматривание иллюстраций  «писанок», деревянных яиц.

Продуктивная деятельность

Аппликация: «Уж верба вся душистая»

Рисование: «Изготовление пасхального яйца».

Работа с родителями

Консультации  «Скоро Пасха. Как объяснить ребёнку значение праздника?» «Готовим пасхальный стол? Украшение яиц и творожная пасха»

Сообщение «Какой была Пасха?»

Какой сувенир сделать с ребенком к Пасхе? «Яйцо Фаберже»!

Совместное творчество детей и родителей, изготовление поделок «Яйцо Фаберже».

3этап: заключительный.(01.05.2013 – 07.05.2013г.)

Подведение итогов реализации проекта

Праздничный утренник «Светлая Пасха».

Выставка поделок «Яйцо Фаберже».

Руководитель проекта: воспитатель первой квалификационной категории Дорожко Светлана Анатольевна

Отчет о проведении проекта «Светлая Пасха».

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку, с поздравленьем

И скажу: «Раскрасил сам»

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

В средней, старшей группах  был организован информационно-творческий проект «Светлая Пасха».

В результате проекта дети знакомились:

С «Библией для детей», церквями.

С праздником Пасхи, обычаями и традициями его проведения в России.
С видами и элементами росписи пасхальных яиц.
С традиционной Пасхальной кухней.
С народными подвижными играми.
С пасхальными играми-забавами с яйцами.
   С детьми были проведены познавательные беседы: «Что такое Пасха?», «Как люди готовились к празднику Пасхи», «Вербное воскресение». Из бесед дети многое узнали о народном празднике. Ребята с удовольствием разучивали пасхальные игры: «Найди яйцо», «Бег с яйцом», «Чье яйцо дольше вертится» и др.

    Оформлены выставки детских работ по аппликации на тему «Уж верба вся душистая» и росписи пасхальных яиц детьми.

Также были привлечены к  участию в проекте и родители, они вместе с детьми изготавливали поделки дома. В результате, в зале была оформлена выставка  поделок «Яйцо Фаберже».

    Итогом работы над проектом стал праздничный утренник «Светлая Пасха» , где дети читали стихи, пели песни, играли в игры, инсценировали сказку.

    Участие детей в проектной деятельности способствовало развитию интеллектуальных возможностей дошкольников, их творческих способностей, детской любознательности, а так же активизации интереса к народным праздникам.

    Работа в проекте позволила привлечь родителей к совместной деятельности со своими детьми. Это положительно сказалось на эмоциональном фоне семьи и познавательной активности.

    Данный проект – это еще одна попытка расширить кругозор не толькодетей, но и взрослых.

                                             

                                                                                     

 Утверждаю

                                                                                     заведующий МБДОУ ДС№37

                                                                                            __________Л.И.Фоменко

План работы

Срок

Мероприятие

Цель мероприятия

Место проведения

Апрель,

2-я неделя

Подбор методической литературы для

 реализации проекта (журналы, статьи,

 и т.п.). наглядно-дидактический

материал; художественная литература;

 разработка бесед, занятий. Разработка

 рекомендаций для родителей.

Сообщение «Какой была Пасха?»

Знакомство детей  с православным праздником «Пасхой»

Дать представление родителям – какова история Пасхи?

Групповая комната.

Уголок для родителей.

Апрель,

3-я неделя

Беседа «Вход, господня в Иерусалим или Вербное воскресенье»

Аппликация: «Уж верба вся душистая»

Какой сувенир сделать с ребенком к Пасхе? «Яйцо Фаберже»!

Разучивание с детьми сказки «Курочка Ряба»

Чтение «ЛЕГЕНДА О ХРИСТОВОМ ЖАВОРОНКЕ.» Зилов Л                                      

Дать представление о народных традициях – вербном воскресении, познакомить детей с вербными поговорками и пословицами, со стихотворением А.Блока «Вербочки» 

Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны. Закрепить и расширить знания детей о вербе.

Учить сминать вату в тугие продолговатые комочки.

Продолжать упражнять в симметричном вырезании.

Учить работать в едином темпе, согласованно со сверстниками, воспитывать интерес к аппликации и народному творчеству.

Познакомить родителей с изготовлением сувенира к Пасхе.

Учить детей инсценировать сказку.

Познакомить детей с легендой.

Групповая комната.

Групповая комната.

Уголок для родителей.

Групповая комната.

Групповая комната.

Апрель,

4-я неделя

Беседа «Главная книга мира - Библия».

Занятие на тему «Пасха - праздник торжества жизни»

Заучивание пословиц, поговорок, песен, закличек, стихов о празднике Пасха.

Рассматривание «Детской Библии», альбома «Церкви», открытки.

Консультация  «Скоро Пасха. Как объяснить ребёнку значение праздника?»

Познакомить детей с представлениями о мире в трактовке Библии

Познакомить с обрядовым праздником - Пасхой, его значением в жизни наших предков, продолжить знакомить с русскими народными играми и забавами. Развивать внимание и наблюдательность, концентрацию движений.

Развивать внимание, память

Развивать кругозор детей

Объяснить своему ребенку значение слова «Пасха»,

смысл приветствия «Христос воскрес!»

Групповая комната.

Групповая комната.

Групповая комната.

Групповая комната.

Уголок для родителей.

Апрель,

5-я неделя

7мая

Рассматривание иллюстраций  «писанок», деревянных яиц

Интегрированное занятие «Изготовление пасхального яйца».

«Готовим пасхальный стол? Украшение яиц и творожная пасха»

Выставка поделок «Яйцо Фаберже»

Праздничный утренник «Светлая Пасха».

Показать, как можно расписывать яйца.

Познакомить с основными приемами росписи.

Научить родителей красить пасхальные яйца, готовит творожную пасху.

Совместное творчество родителей и детей

Дать детям представление о празднике «Светлая Пасха».
- Познакомить детей с обычаями, связанных с праздником Пасхи.

Групповая комната.

Групповая комната.

Уголок для родителей.

Раздевалка.

Музыкальный зал

                                                         

  Участие детей в проектной деятельности способствовало развитию интеллектуальных возможностей дошкольников, их творческих способностей, детской любознательности, а так же активизации интереса к народным праздникам.

Работа в проекте позволила привлечь родителей к совместной деятельности со своими детьми. Это положительно сказалось на эмоциональном фоне семьи и познавательной активности.

 

Отчет о проведении проекта «Светлая Пасха»                                                                

  Работая над проектом «Светлая Пасха», я расширила и обогатила знания детей о религиозном празднике Пасха, его обычаях и традициях; создала условия, которые смогли раскрыть творческий потенциал ребенка, что позволило ему создать свой неповторимый образ пасхального яйца; веточку вербы в вазе.
Работа в проекте позволила привлечь родителей к совместной деятельности со своими детьми в изготовлении, яиц «Фаберже», что вызвало интерес у родителей, потому что, предоставилась возможность позаниматься творчеством не только ребенку, но и взрослому.

   Итогом реализации проекта стал фольклорный праздник «Светлая Пасха», в котором приняли участие дети, воспитатели и родители. На празднике дети читали стихи, водили хороводы, играли в русские народные игры- забавы с пасхальными яйцами. По завершению проекта работа по приобщению детей  истокам русской народной культуры не прекращается. Я буду продолжать знакомить детей с фольклорными праздниками и обычаями, так – как, приобщая детей к русской народной культуре мы сохраняем накопленные поколениями богатейший опыт, традиции, ценности, умения и знания, развиваем личность каждого ребенка.

Данный проект – это ещё одна попытка расширить кругозор не только детей, но и взрослых.


                 Практическая работа.

Беседа.

Тема: «Вход, Господня в Иерусалим или Вербное воскресение!»

Задача: дать представление о народных традициях – вербном воскресении, познакомить детей с вербными поговорками и пословицами, со стихотворением А.Блока «Вербочки» 

Воспитатель.
Ребята, в воскресенье – за неделю до Пасхи, отмечается праздник Входа Господня в Иерусалим.
В этот день вспоминаются события прихода Господа Иисуса Христа в город Иерусалим за несколько дней до Своей Крестной смерти и Воскресения из мертвых. Спаситель знал, что в Иерусалиме будет предан одним из своих учеников и казнён – распят на кресте злыми людьми, не верившими, что Он – Бог.
В небольшом селении у городских ворот Иерусалима Спаситель попросил своих учеников найти и привести молодого ослика. Ученики привели к Нему ослицу и молодого осла, положили на них свои одежды, и Спаситель сел верхом на ослёнка. Множество же людей, встречавшихся им на пути, постилали свои одежды на дорогу. А некоторые – срезали ветви с деревьев и тоже постилали их перед осликом, который вёз Спасителя. Народ приветствовал Христа радостными криками. (Рассмотреть с детьми икону праздника)
Спасителю было открыто будущее. Он один в ликующем Иерусалиме знал, что вслед за этим днем начнется неделя Его страданий.
Одеждою и пальмами
Украшена дорога.
Какое ликование!
Какая благодать!
Торжественно со славою
Встречают люди Бога,
Чтобы потом Его...
Распятию предать!
(Евгений Санин)
События эти вспоминаются каждый год в день Входа Господня в Иерусалим. В России этот праздник называют еще Вербным Воскресеньем.
 В Иерусалиме люди встречали Спасителя с зелеными ветвями финиковых пальм в руках. У нас в России пальмы не растут, да и листья на деревьях к этому времени еще не успевают распуститься. Только на вербе раскрываются почки, и ветки вербы как будто покрываются пушистыми шариками. Правду говорят в народе: «Без вербы – не весна». А еще говорят: «Где вода, там верба, а где верба, там вода». Как вы думаете, почему? (Вопрос на самостоятельный поиск).
В этот день люди приходят в храм с букетиками вербы и стоят на службе с веточками и зажженными свечами в руках. Священник окропляет веточки святой водой, и после службы люди уносят их домой, чтобы поставить у икон.
У русского поэта Александра Блока есть детское стихотворение, которое так и называется «Вербочки». 
Мальчики и девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня.
В воскресенье вербное
Завтра встану первым я
Для святого дня.
(Александр Блок)
Ребята, обратите  внимание, как точно поэт сумел почувствовать и передать ту радость «святого дня», ради которой хочется даже встать в праздничное утро раньше всех.

Известно, что верба священна в России: это одно из первых красиво цветущих весной деревьев,
Кроме того, она считалась целебным средством от различных болезней.
Освящённая в храме верба, по мнению верующих и священников, обладает магической силой.
Люди глотали вербные почки, чтобы предохранить себя от болезни, прогнать всякую хворь.
Вербное воскресение обязательно предварял вербный базар, когда по традиции люди могли приготовиться к этому дню и купить все, что надо.
Малым детям по душе были такие базары: чего здесь только не было и игрушки, и сладости, и развлечение, и цветы, и вербы...
В вербное воскресение веточки вербы взрослые дарили детям со словами:

А вот и воскресенье подошло,
Пушистую вербочку на крыльях весны принесло.
Дорогая наша вербочка,
Вербочка освященная,
Уважать тебя будут все высоко,
Приди к нам с радостью,
Подари деткам здоровье крепкое!
Детей своих родители слегка хлестали вербой, приговаривая, при этом вербные поговорки и присказки
Верба свята! Верба свята!
Верба-хлёст бит до слез,
Верба бела бьет за дело!
Верба красна бьет напрасно!
Не я бью, верба бьет, через неделю велик день
Будь здоров, как вода, будь богат, как земля!
Пришла верба из-за моря,
Принесла верба здоровья!
Верба-хлёст, бей до слез!

Будьте ребятки здоровы, как вода, будьте богаты, как земля.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в средней и старшей гр.

Воспитатель: Дорожко С..А.

Аппликация

Тема: Уж верба вся душистая.

Программное содержание:

1.Расширять представления детей об изменениях в живой природе с приходом весны. Закрепить и расширить знания детей о вербе.

2.Учить сминать вату в тугие продолговатые комочки.

3.Продолжать упражнять в симметричном вырезании.

      4.Учить работать в едином темпе, согласованно со сверстниками, воспитывать интерес к аппликации и народному творчеству.

Словарная работа: Ввести в активный словарь детей существительные(ветка, ваза, верба,«барашки»),прилагательные (красивый, пушистый, мягкий, серый, овальный).

Подготовительная работа: рассматривание веточек вербы, рисование веток деревьев, цветов в вазе.

 Материал: веточки вербы в вазе, картонная основа разного цвета размером с 1/2 альбомного листа, цветная заготовка размером 10х10см, полоска бумаги коричневая размером 3 х10 см, вата, ножницы, клей, кисть клеевая, клеенка, салфетка, поднос.

Ход занятия:

Воспитатель:  Ребятки, усаживайтесь поудобнее. Отгадайте, о чем я вам сегодня расскажу.

У нее цветочки –

Пушистые комочки.

По весне она цветёт,

Праздник пасхи к нам зовёт. (Верба)

Правильно, это верба. Весной она расцветает раньше всех. С давних времён существует поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба, особенно серёжки. Распустившиеся почки, считались целебными, наделёнными особой силой.

 Касаюсь детей веточками вербы да приговариваю: «Как вербочка растёт, так и ты расти».

Давайте внимательно рассмотрим ветки вербы. На ветках есть серёжки. Раньше их называли – барашки.

- Какого цвета барашки? (Серые).

- Какой они формы? (Овальные).

- А что ещё можно сказать про барашки, какие они еще? (Маленькие, пушистые, красивые, светлые).

- Как расположены барашки? (Поочерёдно).

- Какие ветки вербы? (Прямые, ровные, не разветвляются).

- Сравним ветки по длине. Какая эта ветка? (Длинная).

- А эта, какая? (Короткая).

 К сожалению, очарование цветущей вербы недолговечно. Скоро она отцветёт и барашки опадут. Как нам можно сохранить её красоту для себя и близких надолго? (сделать аппликацию).

Показываю детям аппликацию — изображение вазы с веточками вербы и предлагаю сделать такую же. Уточняю, что следует для этого сделать (комочки); как можно сделать цветы (смять вату в комочек, и получатся барашки вербы). Способом симметричного вырезывания выполнить силуэт вазы. Из коричневой полоски нарезать «веточки» разной длины. Расположить элементы на основе. Наклеить все детали. Предложить наклеить вазу не полностью, оставив полой внутреннюю часть.

 Прежде, чем приступить к работе, давайте согреем пальчики.

Солнышко, солнышко

Погуляй у речки. (Шевелят пальцами обеих рук).

Солнышко, солнышко

Разбросай колечки. (Быстро сжимают и разжимают кулаки).

Мы колечки соберём

Золоченые возьмём, (Хватательные движения щепотью).

Покатаем, поваляем (Трут ладонь о ладонь).

И назад тебе вернём. (Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).

- А теперь проходите к столам и приступайте к работе.

Звучит музыка. Во время самостоятельной работы оказываю индивидуальную помощь.

Когда все работы будут выполнены, предлагаю полюбоваться веточками вербы в вазах, которые дети разложили на столе.

 -Саша, тебе какая работа больше понравилась? Почему?

- Какая верба самая пушистая? Что использовали для этого?

- Какая ваза самая красивая? Чем она тебе понравилась?

- Какая ваза самая устойчивая? А какая может упасть?

 Эти ветки вербы останутся с нами надолго, и будут радовать нас. А знаете ли вы стихотворения о вербе?

1) Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом.

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

 2) Сиянье, плеск и щебет во дворе…

А верба вся в пушистом серебре:

Вот-вот сорвутся да и улетят

Комочки этих сереньких утят.

Притронешься, погладишь – как нежны

Доверчивые первенцы весны!

 Молодцы! Ребята! Свои прекрасные работы вы сможете подарить близким  в день Вербного Воскресения!

Конспект занятия для средней  и старшей  гр.

Тема Пасха - праздник торжества жизни

 Задачи: познакомить с обрядовым праздником - Пасхой, его значением в жизни наших предков, продолжить знакомить с русскими народными играми и забавами. Развивать внимание и наблюдательность, концентрацию движений.

Оборудование и материалы: иллюстрации яиц «писанок», крашенных яиц,  яйца-писанки, изображение кулича, пасхального стола.

 

Конспект занятия

Воспитатель: 5 Мая  мы будем встречать христианский праздник- Пасха.  Этот праздник – победа  жизни над смертью, праздник любви, мира и светлой жизни. Пасха — самый главный христианский праздник. В это день верующие отмечают воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет.

Вот послушайте, какие стихи сложил один из поэтов о Пасхе:

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла (К. Фофанов)

Писание гласит, что после вознесения, Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и бедная женщина Мария Магдалина (показать картинку из детской Библии.) Пришла она в Рим, в императорский дворец к римскому императору Тиверию. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые несли драгоценные дары и украшения, а бедные – кто что мог. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и громко сказала: «Христос воскрес!». Удивился император и сказал: «Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!» Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо. Вот почему Пасху называют «Красная Пасха» - ведь это «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой.

С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа, мы и красим яйца.

Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» - и три раза поцеловаться в знак прощения и любви к близким».

Воспитатель: «Давайте и мы с вами попробуем подарить пасхальное яйцо».

Выбираю двоих желающих, даю одному из них в руки яйцо -писанку и предлагает детям поздороваться по Пасхальному обычаю. Считалось, что яйцо могло снять порчу, охранять человека, его дом от беды. Если святое яичко хранить целый год, то из дома уходит все плохое.

 А много позже традиция расширилась, яйца стали красить разными цветами или наносить на них различные рисунки.

Показываю детям иллюстрации крашеных яиц: «Чем отличаются эти яйца?» (ответы детей).

 «Правильно, ребята. Одни яйца окрашены одним цветом, а на других мы видим узор.

Окрашенные краской яйца называют «крашенки», а расписанные тонкими узорами «писанки». Когда художник рисует, то говорят, что он пишет картину или узор.

А еще на Пасху пекут куличи.(показываю картинку) Кулич  символизирует красное солнышко, и если человек пробует кулич, то  он вбирает в себя живительные лучики и становится добрым и сильным.

Пасха всегда приходилась на весну и люди наблюдали за погодой, так складывались народные приметы:

 «Если к Пасхе весь снег уже сошел, то год будет урожайным. А если снег еще лежит, то год будет бедным».

 Есть и еще примета: «Если в Пасхальное воскресение стоит ясная солнечная погода, то лето будет жаркое, но сухое.»

 «Если пройдет «грибной дождь», то лето будет теплое, но дождливое.»

 «Если облачно, но без дождя, то лето будет холодное, но засушливое.»

 Издавна существовал и обряд «отпущения птиц на волю».

Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.

 (Дети повторяют за воспитателем хором):

Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Вы на воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите.

 «Вот и мы с вами отпустили наших птичек на волю, чтобы весна поскорее пришла.

Пасха во всем мире является не только церковным, но и  одним из самых любимых семейных праздников.

Подготовку к Пасхе начинают с уборки дома, многие собирают вещи для бедных и отдают их тем, кто в этом нуждается. Ведь Пасха – это праздник милосердия и сострадания, и каждый из нас может проявить эти качества помогая своему ближнему. А это, согласитесь, приятно и совсем несложно.

Вы тоже можете на Пасху вместе с родителями складывать вещи, из которых вы выросли и игрушки, в которые не играете, и отдавать их деткам помладше.

В четверг и пятницу хозяйки пекут куличи, а дети украшают их глазурью, посыпают разноцветными сахарными звездочками и горошинками.

Праздник Пасхи всегда сопровождался народными играми и забавами.

Хотите ли вы узнать, как праздник Пасхи отмечали наши дедушки и бабушки? (ответ детей)

Далее проводятся следующие игры:

А сейчас предлагаю поиграть. Игра называется «Найди яйцо» показываю детям яйцо-писанку, после чего предлагаю им закрыть глаза, а в это время прячу яйцо в группе. Затем детям предлагается найти писанку.

Следующая игра «Чье яйцо дольше вертится», двое детей берут по яйцу и на столе крутят яйца. У кого дольше прокрутилось, тот и победитель. 

Молодцы! Хорошо играли. На этом наше занятие окончено.

Рисование в средней и старшей гр.

 Тема:

«Изготовление пасхального яйца» (интегрированное занятие)

Цель:

- изучить с детьми традиции христианского праздника «Светлая Пасха»;

- познакомить с традиционными и современными орнаментами оформления пасхальных яиц;

     -   научить рисовать традиционные элементы и орнаменты;

     - совершенствовать умение работать кистью и красками, дополнять изображение    нетрадиционными методами рисования: пальчиком, ватной палочкой;

     -   развивать фантазию, наблюдательность и воображение;

      - формировать эмоционально- эстетическое отношение к изображениям; воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре русского народа;

   Оборудование: плакаты: с элементами орнамента (символы солнца, бесконечники, звездочки, снежинки, растительные мотивы; прямые, волнистые и зигзагообразные линии), акварель, кисти, баночки с водой, салфетки, ватные палочки, силуэты яиц,

Ход занятия.

Воспитатель.  Ребята, на этой неделе мы с вами празднуем один из величайших христианских праздников. Что это за праздник? (Пасха).

Пасха – самый радостный, самый продолжительный праздник в году! Люди долго ждут его, тщательно готовятся. А когда наступает Пасха, приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес!», и все отвечают(ответ детей) «Воистину воскрес!» - это такая традиция.

Как и всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху повсюду разрешается звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.

Пасхи не бывало без качелей. Почти в каждом дворе устраивались качели для детей, а на главной площади заранее вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски - возводились общественные качели и карусели.

Верили люди: чем больше и выше качаешься в праздник, тем счастливее и успешнее будет год, тем лучше будет урожай.

Еще с Пасхи начинались знаменитые русские хороводы. Хождение по кругу напоминало движение солнца, и должно было помочь быстрому пробуждению и расцвету природы.

На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Кто знает, что это за еда?  (Ответы детей)

Она включает в себя куличи, пасху из творога и крашеные яйца.

Главный символ праздника - окрашенное яйцо. Яйцо – символ воскресения Христа. «Дорого яичко к Христову дню» – так гласит известная русская пословица. Каждая хозяйка стремилась наварить побольше яиц и обязательно их окрасить.

А скажите, ребята, что делают с крашеными яичками на Пасху? (Ответы детей)

На Пасху яичками обмениваются. А зачем это нужно делать? А затем, чтоб только добро и свет приставали к нашим душам, чтобы всё худое, плохое в этот день отстало, ушло.

Да…, много хлопот перед Пасхой. Но одно из самых радостных дел - расписывать яйца.

Обычно красят яйца в четверг перед праздником, всей семьёй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные вкрутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их съесть на Пасху. Способов украшать яйца очень много, от самых простых до самых сложных. Это и покраска в отваре луковой шелухи или коре деревьев, и оплетение бисером, и роспись красками. Яйца, окрашенные в один цвет, назывались как?- крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Еще были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Самые распространенные орнаменты на писанках - солнечные знаки (всевозможные солнышки: круг, сочетание кругов, круг с прямыми и волнистыми линиями, растительные мотивы (цветы, листья, ветки, букеты, гирлянды, венки, деревья) и бесконечники (спирали) символ бесконечной жизни. Прямые, волнистые и зигзагообразные линии символизируют движение.

Рядом со взрослыми усаживались за роспись и ребятишки. Они учились у старших премудростям письма.

Ну а теперь самое время сесть и поучиться мастерству росписи яиц.  

Дети. У нас нет яиц…

Воспитатель: 

Давайте сходим за ними к курочке, может она нас выручит.

Физминутка. 

Стол пасхальный накрываем,

Веткой вербы украшаем.                             Показ ладошками

Из печи несём куличики,

А от курочки – яички.

Дай нам, курочка, яичко простое,            Пальцами «пишут» по воздуху.

Мы его распишем – будет золотое.

Яйцо – символ жизни, любви и надежды!

Нарядим яйцо в пасхальные одежды.       Руки на поясе, повороты туловища

Своему дружку Егорке

Нарисую мотылька.                                      Машут руками, как мотыльки.

Без отцовской пусть без порки

Будет жизнь его легка!

Ну, а я подруге Оле

Разрисую всё фасолью.

Будет ей жених богатый,                                  Показ бровей, веснушек.

Симпатичный, конопатый.

А соседским близнецам нарисуем солнце.

Пусть заглядывает чаще солнце к ним в оконце!       Круговые движения руками.

Воспитатель: 

А вот вам и яички от курочки (раздаёт бумажные силуэты яиц). Садитесь на места.

Ребята! Работу по росписи яиц выполняют, надев чистую одежду, с чистыми мыслями, чистыми руками. Пока держите в руках яйцо мысли все о том, для кого оно предназначено, оно вбирает в себя энергию добрых мыслей и пожеланий. Подумайте, для кого вы будете делать свой сувенир. А в работе вам поможет творчество, фантазия и музыка (включаю спокойную музыку). 

Оказываю индивидуальную помощь в ходе оформления изделия.

Воспитатель: 

Ребята! Посмотрите на свои работы (выставка)

Чем замечательны ваши сувениры?

О чем вы думали, когда готовили их?

С какими чувствами украшали пасхальные яйца?

Я думаю, что ваши сувениры чудесные, дивные, волшебные, прекрасные.

Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы, это ваши сувениры, которые вы подарите своим родным и близким с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи.

Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.

 

Сценарий праздника

 
«Светлая Пасха»


                                                                 
Воспитатель: 

                                                                                   
Дорожко С. А.

                                                                                   
07.05. 2013.

Программное содержание

- Дать детям представление о празднике «Светлая Пасха».

- Познакомить детей с обычаями, связанных с праздником Пасхи.

- Развивать у детей любознательность.

- Воспитывать у детей любовь к русским народным праздникам и обычаям.

Предварительная работа:

- Знакомство детей с краткой историей праздника Пасхи.
- Рассматривание иллюстраций по теме.
- Выставка рисунков и поделок детей в группе.
- Разучивание стихов о Пасхе, весенних хороводов, игр.
- Подготовка театрализованного представления детьми средней и старшей группы «Курочка Ряба».

В зале воссоздана обстановка русской избы. Звучит аудиозапись праздничного колокольного перезвона. В зал входит казачка -хозяйка избы.

Казачка: Христос Воскрес!
Гости: Воистину Воскрес!
Казачка:
В эту светлую седмицу

Вас сюда, в свою светлицу,
Рада пригласить, друзья!
Будем мы – одна семья

Пасху светлую встречать.
Только надо вот позвать
Деток, чтоб звучал их смех,
И больших, и малых – всех!

Звучит аудиозапись песни «Встречаем Пасху». Выходят дети средней и старшей группы парами, выстраиваясь полукругом.

Казачка: Дорогие ребята! Мы все как одна большая семья. А знаете ли вы, что это за праздник такой – Пасха? (Ответы детей) Когда-то очень давно злые люди предали Христа и убили его. Но он победил смерть, воскрес. Поэтому Пасху ещё называют Воскресеньем Христовым.

Ребёнок 1
Воскресенье Христа!
Все полны любви и ласки.
Мы пришли сейчас сюда,
Чтоб отметить праздник Пасхи!

Ребенок 2.

Вот и Пасха к нам пришла –

Праздник милый для меня!

Сколько радости принёс,

И печали он унёс.

Ребёнок 3. Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели:

"Пасха! Пасха!

К нам пришла!"

Ребенок 4.

Над лугами и полями

Светит солнышко над нами,

Долгожданная весна

Нам день Пасхи принесла

Ребенок 5.

Во Христово Воскресенье

Веселится весь народ.

Праздник светлый пусть сегодня

В каждый дом скорей войдет.

Ребенок 6.

Скажут все «Христос Воскресе!»

Станет лучше на душе

Будет каждый в праздник весел!

Дорогу солнцу и весне

Исполняется хоровод «Веснянка»

Дети встают полукругом.

Казачка

Светит солнышко с небес

Лучом весеннего привета,

Шумит вдали зеленый лес,

И гимн звучит: "Христос Воскрес!"

Дети.

Воистину Воскрес!

Аудиозапись "Колокольный звон".

Ребёнок 5.

Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола,

 Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть могла.

Ребёнок 6.

Будто ангельское пенье,

Этот дивный перезвон,

Светлым гимном Воскресенья

Зазвучал со всех сторон!

Ребёнок 7

         В лужах солнышко искрится,

         Верба пухом зацвела.

        «Живы – жить щебечут птицы,

          И поют колокола.

         Ребёнок 8.

На столе кулич душистый,

 Горка крашенных яиц,

         В этот праздник, светлый чистый

         Не увидишь хмурых лиц.

Ребёнок 9.

         Говорят «Христос воскрес!»

         «Да воистину воскресе!

          Разрывая тьмы завесу

          К людям он сошёл с небес.

         Ребёнок 10.

        Жив Христос и верят люди

         Коль расстанемся со злом

         Жизнь продлится. Вечным будет

         Мир с любовью и добром.

 Дети исполняют песню "Светлый праздник".

Дети присаживаются на стулья.

Казачка : Вот и настал самый светлый, самый радостный праздник – Пасха. Скажите мне, ребятки, какое самое главное угощение на Пасху (Ответы детей). Правильно!
Казачка : Посмотрите, сколько в моей избе пасхальных яиц. 

 Играть будем?

Самые быстрые! Самые ловкие!

Ну-ка, похвалитесь своею сноровкою!

Берешь яйцо, кладешь в ложку        

И пробежишь с ним немножко.

Кто первый прибежал,

Тот победителем стал!

Проводится игра" Бег с яйцом". Играют 2 команды. Приготовить 2 яйца, 2 ложки, 4 кубика.

Казачка:

А теперь, другой народ, не зевай,

К нам на "горку" поспевай!

Игра «Катание яиц».(по желобку) У кого дальше укатится яйцо.

Кто еще желает поиграть, выходите.

Проводится игра « Минус одно». На стол ставится тарелка с яйцами по количеству минус один от числа участников. Дети под музыку ходят вокруг стола. Как только выключается музыка, дети берут с тарелки яйца. Ребёнок, которому не досталось яйца, выбывает. Игра продолжается пока не останется один ребёнок.

Казачка : Какие все молодцы! Какие все  шустрые, весёлые!

                Хорошо весной гулять

                 Пасху красную встречать

                 Кто плясать не боится?

                 Выходи веселиться!

Исполняется танец «Полянка».

 Усаживайтесь поудобнее, приготовила вам я, в подарок, пасхальную сказку. Посмотрим?

Инсценировка сказки «Курочка Ряба».

Ведущая: Жили-были в одной деревушке
Старичок со своею старушкой.
Дружно жили они, не тужили,
Вместе в церковь в субботу ходили,
Вместе хозяйство вели,
Вместе пекли пироги.

БабаДед, ты печку затопил?
Сегодня я затею пир.
Ведь праздник Пасхи наступил.

Дед: А я уж выбился из сил:
Дров наколол, воды наносил,
Печку давно для тебя натопил.

Баба: Ай да, помощник! И я не дремала.
Тесто поставила, клюкву намяла,
Сахар насыпала. Вкусный пирог
В печку сажу я, поспеет он в срок.
Сладкого морса в кувшин налила….

ДедБабка, мы яйца покрасить забыли!

БабаНу, это беда не беда!
Курочка Ряба, иди к нам сюда! (
Появляется Курочка Ряба с золотым яйцом.)

Курочка Ряба: Здравствуй, Дед, и здравствуй, Баба!
Постаралась Кура Ряба.
Вы не слушали меня,
А говорила я не зря:
Ко Христову дню
Я яичко принесу.
Да яйцо-то не простое
Принесла вам – золотое!

Баба: Дед, яйцо горит, как жар.

Дед: Я подумал, что пожар!

Баба: Жалко красить золотое,
Пусть оно стоит такое.
А тебе, моя хохлушка,
Я зерна насыплю в кружку.

ДедНу а я воды налью,
Тоже Рябу похвалю. (
Все уходят. Появляется Мышка.)

Ведущая: Все бы ладно, но, детишки,
В доме том жила и Мышка.
Она по полу бежала
И яичко увидала.

Мышка: Что за странное яйцо?
Словно жар горит оно!
С ним немножко поиграю,
Лапкой трону, покатаю. (
Роняет и разбивает яичко.)
Ой! Пока не видят дедка с бабой,
Мышке ноги делать надо! (
Убегает. Входят дед и баба. Замечают разбитое яйцо.)

БабаВот так горе! Вот беда!
Это Мышка, Дед, она!

ДедЧто же делать? Как тут быть?

Баба: Будем, старый, слезы лить! (Дед и баба плачут. Входит Курочка Ряба с корзинкой, полной киндер - яиц.)

Курочка Ряба: Не плачь, Дед! Не плачь, Баба!
Принесла вам Кура Ряба
Яички другие,
Не золотые, а цветные!

Дед, баба: Спасибо, хохлатушка,
Курочка Рябушка!
Курочка Ряба
Яйца катайте,
Пасху встречайте!
 (раздают пасхальные яички, звучат колокольные пасхальные звоны.)

Казачка : Какая замечательная сказка! Вам ребята понравилась?
Вот и подошёл к концу наш праздник, но пасхальная радость пусть длится весь год!
Радости и удачи всем!

 ЛЕГЕНДА О ХРИСТОВОМ ЖАВОРОНКЕ. Зилов Л

 

В утро воскресения Христа, на ранней-ранней заре, вблизи пещеры, куда положили тело Спасителя, спал в траве маленький серенький жаворонок. В предутреннем холоде спалось ему так сладко ... Снилось жаворонку, будто он летит над северными странами, лежат внизу поля, кое-где еще покрытые снегом, стоят ещё голые деревья, и только пушатся бархатными шариками вербы. Затянулось небо мглой, и едва-едва просвечивает тусклое солнышко; но рад жаворонок лететь домой, знает он, что скоро всё зазеленеет и зацветет на милом севере.

 

И вдруг что-то разбудило жаворонка. Яркий, ослепительно яркий свет озарил его, и встрепенулся жаворонок, видит: стоит над ним весь сияющий небесным светом Христос.

Не испугался жаворонок, а только вспорхнул и закружился, очарованный, над головой Спасителя. И услышал жаворонок нежное небесное пение - то пели ангелы о воскресении Христа.

А Христос поднял Своё лицо к жаворонку и сказал:

- Лети на далёкий холодный север и воспой там песню о Моём воскресении.

И взвился жаворонок в голубую высь неба, и собрал жаворонок тысячи других жаворонков, и полетели они на свою далёкую хмурую родину.

И там, над полями, ещё покрытыми кое-где снегом, над голыми деревьями с ещё нераскрывшимися почками, ,над вербами с милыми бархатными шариками, - запели они в мутном холодном небе песню о воскресении Христа.

- Христос Воскресе! - пели жаворонки.

Смертью победил смерть и дал жизнь тем, кто умер!

А дети кричали, хлопая в ладоши:

- Жаворонки, жаворонки прилетели!

И взрослые поздравляли друг друга с весной и говорили:

- Им всё равно, этим жаворонкам: пусть туман, пусть валит снег налетает суровый ветер - они поют свою песню.

И вспоминали взрослые свои далёкие лучшие годы, когда они были молоды, и ещё раньше, когда они были детьми, и думали:

«Они вернули нам радость, эти жаворонки! Они

умеют сделать чудо своей песенкой! Они поют, и мы снова молоды! Мы воскресли, как воскресло всё вокруг - и леса, и поля!».

В это время кто-то из детей сказал:

- Они поют «Христос Воскресе» ... Вы только вслушайтесь хорошенько!

И взрослые улыбнулись мальчику и прислушались.

 

- Христос Воскресе! - пели жаворонки. - Он смертью победил смерть!  

                                                                                                                                                             

Занятие Готовимся к Пасхе, красим яйца.

Цель: Попытка воскресить забытые и утраченные, уважаемые и столь значимые, берущие истоки из глубокой древности обряды, традиции, обычаи. Воспитание таких нравственных чувств, как добро, любовь к ближнему. Воспитание художественного вкуса, любви к устному и музыкальному фольклору.

Предварительная работа: Беседа на тему «Что такое Пасха?» Рассматривание пасхальных картинок. Разучивание фольклорных произведений.

Материал к занятию: Сырые и сваренные вкрутую яйца. Кастрюли. Луковая шелуха, лоскутки тряпочек, и нитки. Соль, уксус, красители для яиц, стаканчики, наклейки для яиц.

Ход занятия: «Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.

- Кто, вылупляется из яйца? (ответы детей).

Призадумалось яйцо:

Кто же я, в конце концов?

Лебедь, утка, или я, ядовитая змея?

 - А как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки?

И почему?

 - Красный цвет – это цвет радости. И ещё это цвет крови, которой Христос освятил жизнь. Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

 - Самый простой способ окрашивания яиц в красный цвет, луковой шелухой. Давайте будем учиться делать это вместе.

Заранее собранную луковую шелуху опустим на дно кастрюли, а сверху каждый из вас положит яйцо. Зальём холодной водой и будем варить 10 минут.

 - А пока яйца будут вариться, послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли.

Также в старину яйца окрашивали с помощью  ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили.

 - Давайте тоже попробуем этот способ, для окрашивания. Намочим яйцо, обложим его разноцветными лоскутками, завернём в тряпочку, завяжем ниткой и будем варить. Для того что бы яйца лучше окрасились, добавим в воду немного соли и уксуса. Варить будем 10-15 минут.

 - Также для окраски яиц можно использовать специальные красители, для окраски яиц, которые продаются в магазине.

 - Для этого яйцо нужно сварить в обычной воде, и когда оно остынет, положить в красители, разведённые в воде, и подождать несколько минут.

 - Ну, а пока наши яйца красятся, предлагаю поиграть в игру «Найди спрятанное яйцо». Я в группе спрятала яички, кто больше яиц найдёт, тот и победитель.

 - А теперь пришло время, доставать наши яички из отвара. Я это сделаю при помощи ложки. Полюбуйтесь, какие они стали нарядные. Теперь вытрем насухо, и протрём тряпочкой смоченной растительным маслом. Какое оно сразу стало блестящее. В народе такие яички называли крашенками.

 - Как вы думаете, почему? (ответы детей).

 - Теперь давайте посмотрим как там наши яички в лоскутках. Мы аккуратно их вынимаем, вытираем и тоже смазываем маслом. Посмотрите, какие необычные рисунки появились на яичках.

 - Так же достаём яички из стаканчиков с краской. Вытираем и смазываем маслом.

 - Вот мы с вами и накрасили пасхальных яичек к празднику. А чтобы они стали ещё наряднее, я предлагаю вам украсить их наклейками.

Дети выбирают понравившееся яичко, ставят на специальную подставку и украшают наклейками.

Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьёй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надёжно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.

Приготовление к празднику продолжаются. Понаблюдайте за тем, как ваши бабушки, мамы, готовятся к Пасхе, примите участие и вы. Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.


                                                                                               



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пасха! Пасха - праздник это!"

Весення встреча светлого праздника Пасхи в старших группах детского сада...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Пасха Светлая, Пасха Великая!"

В этой непосредственно-образовательной деятельности дети  знакомятся  со славянским народным праздником Пасхой, украшают  пасхальные яица с помощью пуговиц, узнают много интересного. Тр...

Праздник Пасхи "Веселится народ- нынче Пасха у ворот!"

Сценарий к проведению Праздника Пасхи....

Интегрированное занятие по познавательному развитию «Пасха, светлая пасха»

                       Интегрированное занятие по познавательному развитию...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Пасха, светлая Пасха»

Пасха – это общий семейный праздник, когда за одним столом собираются много друзей и родственников, вокруг бегают детишки....

Сценарий праздника "Пасха, пасха к нам пришла" для детей старшей группы

Материал помогает познакомить детей с народными традициями празднования Пасхи в форме игр и развлечений. Способствует формированию культурных ценностей и патриотических чувств....


 

Комментарии

Давыдова Татьяна Викторовна

Здравствуйте, мне очень понравился ваш проект "Светлая Пасха". Проект раскрыт очень широко, можно многое взять и применить в работе.Спасибо!