КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА: РИСОВАНИЕ НА СВЕТОВОМ СТОЛЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТСКИМИ СТРАХАМИ.
учебно-методический материал по теме

Наймушина Ирина Юрьевна


В последнее время набирает обороты направление Sand Art - рисование песком на световом столе, которое используют в своей работе не только художники, но и психологи в развивающей и коррекционной работе с детьми. Песок - это очень благодатный природный материал, который сам по себе уже способен снять напряжение, а цветная подсветка как нельзя лучше располагает к творчеству и желанию что-то создать на необычной поверхности. Многие используют в работе цветной песок, который несомненно даёт дополнительные терапевтические ресурсы. Данный материал раскрывает особенности и этапы коррекционной работы с детскими страхами с использованием светового стола. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РИСОВАНИЕ НА СВЕТОВОМ СТОЛЕ ПРИ РАБОТЕ СО СТРАХАМИ. 


         Арт-терапия - одно из самых доступных направлений работы с ребёнком. По мнению А.И. Захарова, рисование – “... это творческий акт, позволяющий детям ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды”. 


       В последнее время набирает обороты направление Sand Art - рисование песком на световом столе, которое используют в своей работе не только художники, но и  психологи в развивающей и коррекционной работе с детьми.  Песок - это очень благодатный природный материал, который сам по себе уже способен снять напряжение, а цветная подсветка как нельзя лучше располагает к творчеству и желанию что-то создать на необычной поверхности. Многие используют в работе цветной песок, который несомненно даёт дополнительные терапевтические ресурсы.


      Страх - это привычное чувство, которое мы испытываем достаточно часто. Однако появление страха у детей недооценивать нельзя. Он может мешать малышу расти и полноценно развиваться, часто отголоски детских страхов влияют на поведение человека во взрослой жизни.

        Распространено мнение, что дети боятся всякой ерунды, и поэтому часто ребёнку даже поговорить не с кем о том, что его пугает. Бывает, что если даже и такой разговор ведётся, то максимум, что могут сделать родители - то попытаться сказать о том, что таких вещей (предметов, явлений) не стоит бояться, что это не страшно, такого нет на самом деле и т.д. Но это никак не успокаивает малыша, он замыкается, боясь быть высмеянным,  и погружается ещё больше в свои переживания. И вот уже родители сами становятся обеспокоены поведением своего ребёнка, который плохо спит и  ест, стал вялым и невесёлым. Вовремя ребёнку помочь избавиться от страхов - важная задача взрослого. 


      С помощью рисунка можно выяснить мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Границы воображаемого и реального мира у детей дошкольного возраста размыты, поэтому по ночам он ждёт прихода Бабы Яги и чудовища, а наличие под подушкой змеи, и под кроватью крокодила для него  реально и вполне возможно.


       На занятиях по арт-терапии психолог помогает малышу, проработать свой страх, осознать источник возникновения страха через свой рисунок. Ребёнок рисует или то, что его пугает, или то ощущение, которое вызывает у него страх, или себя в состоянии страха. В процессе творчества снимается тревожность, напряжённость. 
Затем проводится беседа, в ходе которой выясняется когда или как появился этот страх, почему и чем это его пугает (если ребёнок может рассказать об этом).


       Далее идёт работа по преобразованию страха, его конструктивной переработке. Взрослый помогает ребёнку найти наиболее приемлемые и эффективные пути выхода из пугающей ситуации. Чем сильнее страх, тем больше манипуляций с рисунком производит дошкольник, тем больше времени требуется для его преодоления . С помощью рисования ребёнок трансформирует свой страх в художественные образы. Страх, материализованный в рисунке, лишается эмоциональной напряженности, своей пугающей основы. Можно придумать и прорисовать целую историю про свой страх, создать мультфильм (песочную анимацию). На этом этапе ребёнок получает власть над страхом, возможность управлять им, делать с ним, что захочется.


       На световом столе легко стирать рисунок или его часть, удобно менять, засыпать и дорисовывать что-то, что в конечном итоге приводит к трансформации страшного в менее пугающее, лишённое эмоциональной напряжённости. Ещё очень эффективно помогает работа с цветной подсветкой, она является неотъемлемым дополнением в коррекционной работе на световом столе. Потому, какой цвет выбирает ребёнок на том или ином этапе рисования, можно предположить  насколько эффективна работа, как идёт переработка страха. 

       В конце работы ребёнку предлагается нарисовать себя, после того, как он победил свой страх, наделённого знаниями, умениями, нашедшего своё "лекарство от страха", с новыми возможностями, верящим в свои силы. Если ребёнку трудно это сделать сразу, можно предложить просто порисовать что-то приятное. Занятие должно заканчиваться позитивными и приятными эмоциями. Свободное рисование как нельзя лучше способствует этому. Во время него можно
 обобщить полученный опыт, адекватные способы преодоления своего страха. 
 

Сказка про Страшка


В одном лесу дремучем
Жил маленький Страшок, 
Хранил в избе за печкой 
Со страхами мешок.

Пугал зайчат и белок
И шишками хрустел,
Хотя зверей обидеть,
Конечно не хотел.

Скучал один в избушке,
Что даже в Новый год
Его на праздник елки 
Никто не позовет.

Грустил зимой и летом,
Хотел найти друзей,
Чтоб радостно трезвонил
Звоночек у дверей.

И вот случилось чудо.
Пришло к нему письмо.
Письмо из неоткуда
По почте принесло.

Писали ему дети
Из школы городской.
Учится приглашали
И даже обещали
Портфель купить большой.

Страшок достал за печкой
Ужастиков мешок, 
Все высыпал в корзину,
В чулане под замок.
В мешок сложил тетрадки
И пять карандашей
И пряник очень сладкий,
Чтоб угостить друзей.

Пошел учиться в школу
И многое узнал.
И никого он больше
Ни разу не пугал.
М.  Григорчук 

Литература:


Гудман Р. Обсуждение и создание детских рисунков // Практикум по арт – терапии. СПб.: Питер, 1999. С.256.
Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. — М., 1985.
Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Издательство “Союз”, 2004. – 448с.
Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986. – 98с.
Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448с.
Копытин А.И. Теория и практика арт- терапии – СПб.: Питер, 2002. – 368с.
Орлова Л.В. Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами сенсомоторной арт-терапии (практикум для психологов, педагогов и родителей) Издательство “Весть” ГОУ ВПО “ШГПУ”, 2006. – 134с.
Степанова Е. Поиграем в “забавные страхи и смешные ужасы”?// Дошкольное воспитание № 5. 1997. С. 65- 69.
Ферс Г.М. Тайный мир рисунка: Исцеление через искусство. СПб.: Европейский Дом, 2000. С. 176
Kramer E. Art Therapy With Children. New York: Schocken Books, Inc., 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СО СВЕТОВЫМИ СТОЛАМИ И ПЕСКОМ ДЛЯ РИСОВАНИЯ НА НИХ

Особенности работы с детьми со световыми столами и песком для рисования на них Рисование песком на сегодняшний день является одним из интересных и необычных видов искусств. Основным оборудованием для...

Особенности работы с детьми со световыми столами и песком для рисования на них.

Особенности работы с детьми со световыми столами и песком для рисования на них. Актуальные проблемы, решаемые рисованием песком. Способы, методики рисования песком. Материалы для рисования....

Презентация на тему "Использование светового стола в работе с детьми младшей группы"

Отличие от традиционных форм обучения: Усиливается желание ребенка узнавать что-то новое. Мощно развивается тактильная чувствительность. Более гармонично и интенсивно развиваются все познаватель...

Использование светового стола в работе с детьми РАС

Использование светового стола в работе с детьми с РАС...

Картотека игр для работы с песком на световом столе

В современном мире гаджетов, изобилия интерактивных игрушек, очень сложно чем-то удивить ребенка, отвлечь его от компьютерных игр. Мотивировать на занятие еще сложнее. Поэтому я ищу новые формы работы...