мой сборник хороводных игр
материал на тему

Бельды Виктория Юрьевна

мой сборник хороводных, музыкальных игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бельды Виктория Юрьевна

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад Синдинского сельского поселения

Нанайского муниципального района Хабаровского края

Сборник хороводных, музыкальных  игр и упражнений

Составила: Бельды Виктория Юрьевна,

воспитатель

п.Синда

2014 г

Содержание:

  1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . .        . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . .3
  2. Хороводные игры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….. . . . . . . . . . . . . . . . . .5
  3. Музыкальные  игры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . .11
  4. Упражнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . .14

  1. Введение

Ребёнок с первых дней жизни имеет определённые унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребёнка.

Нашим детям предстоит вступить в самостоятельную жизнь на пороге третьего тысячелетия. Им совершенствовать, развивать науку, технику, экономику, культуру. Трудно предугадать, кем они станут, но какими они должны стать - задача сегодняшнего дня. Вот почему наряду с главными проблемами воспитания детей стоит вопрос о самостоятельной деятельности, которая, прежде всего, проявляется в том, что бы ребёнок сам, без чьей-либо помощи мог применять свои умения в повседневной жизни.

              Все мы родом из детства, а основной вид деятельности дошкольного детства – игра, игра творческая и это школа жизни для ребёнка, его естественное состояние.

Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни.
Так как в играх у детей воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, формируется коллективное самосознание, ответственность за свои дела.

В игре ребёнок осознанно ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются – инициатива, изобретательность, организаторские способности.

Игра – не только форма организации жизни ребёнка, но и активный способ присвоения ребёнком социального опыта.

              В дошкольном образовательном учреждении созданы благоприятные условия для развития музыкальной игровой деятельности.

Цели, задачи: музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.
В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств.

Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты,  интонацию.
Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требования проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально - игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

               В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

Коррекционные:
-развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движений и нормализация их темпа и ритма;
-формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.

Оздоровительные:
-укрепление сердечно - сосудистой, двигательной систем, костно - мышечного аппарата;
-развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
-развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);
-развитие быстроты двигательной реакции.

Образовательные:
-обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
-развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
-формирование умственных умений и действий.

Воспитательные:
-воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
-эстетическое отношение к окружающему;
-развитие чувств, эмоций, воображения.

Развивающие:
-познавательную активность;
-устойчивый интерес к действованию;
-саморегуляцию и самоконтроль;
-внимание, память, мышление;
-ориентировку в пространстве.

              Детство - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.
Игра, по утверждению психолога Г.С. Тарасова,- это эмоциональная непосредственность мотивов, устремлённость к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребёнка.

              Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе.

  1. Хороводные игры

«Каравай»

Как на Машины именины

Испекли мы каравай:

Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)

Вот такой нижины! (дети опускают руки как можно ниже)

Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)

Вот такой ужины! (дети сходятся к центру)

Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай!

Я люблю, признаться, всех,

А Машу больше всех.

«Шарик»

Надуваем быстро шарик, (Дети расходятся, образуя круг.)

Он становится большой,

Вот какой! (Показываем руками.)

Вдруг шар лопнул – сссс (Сужаем круг к центру.)

Воздух вышел, (ручки вверх.)

Стал он тонкий и худой. (Показываем ручками, какой стал шарик.)

Мы не станем горевать, (Качаем головой.)

Будем надувать опять.

Надуваем быстро шарик, (расходятся, образуя круг.)

Он становится большой,

Вот какой

«Заинька»

Заинька, походи,

Серенький, походи.

Вот так-этак походи.

Вот так-этак походи.

Заинька, покружись,

Серенький, покружись.

Вот так-этак покружись.

Вот так-этак покружись.

Заинька, топни ножкой

Серенький, топни ножкой.

Вот так-этак топни ножкой,

Вот так-этак топни ножкой.

Заинька, попляши,

Серенький, попляши.

Вот так-этак попляши,

Вот так-этак попляши.

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись.

Вот так-этак поклонись,

Вот так-этак поклонись.

движения по тексту

«Три веселых братца»

Три веселых братца

гуляли по двору,

Три веселых братца

затеяли игру,

Делали головками ник-ник-ник, (киваем головой)

Пальчиками ловкими чик-чик-чик. (изображаем пальцами ножницы)

Хлопали ладошками

хлоп-хлоп-хлоп,

Топотали ножками топ-топ-топ.

«Шел король»

Шел король по лесу, по лесу,

Нашел себе принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем.

И хвостиком помашем, помашем, помашем.

А потом попляшем, попляшем Все!

«Большая карусель»

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

«Пузырь»

Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Вместе произносят: Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой, Оставайся такой Да не лопайся. Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь! ». Тогда они отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп! ». Можно также предложить детям после слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» ж – воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь – отходят назад, образуя большой круг.

«Карусели»

Образуется круг. «Сейчас мы будем кататься на карусели, - говорит воспитатель. – Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась».

Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели

 карусель медленно движется в правую сторону.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Темп речи и движений постепенно ускоряется.

Побежали, побежали,

Побежали, побежали!

Карусель меняет направление движения.

Тише, тише, не спешите,

Карусель ос-та-но-ви-те.

Раз-два, раз-два (пауза),

Вот и кончена игра.

Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все останавливаются и кланяются друг другу.

В конце дети хлопают друг с другом в ладоши и разбегаются. 

«Конь – огонь»

Дети передвигаются по кругу поскоком – как лошадки. По мере передвижения воспитатель ритмично читает четверостишие:

Гоп – гоп – гоп!

Ты скачи, скачи в галоп!

Все в галоп, все в галоп!

Гоп – гоп – гоп!

После паузы задание повторяется.

«Аленький цветочек»

Аленький цветочек,

словно огонечек                 дети идут хороводным шагом

Раз, Два, три –

повернись, Алена ты

названный ребенок поворачивается спиной в круг

Игра продолжается до тех пор, пока не повернется последний ребенок.

Дальше дети идут спиной в круг и говорят так:

Аленький цветочек, словно огонечек

Раз, два, три, четыре. пять - повернулись все опять!

все дети поворачиваются лицом в круг

«Флажок»

Дети стоят по кругу, один ребенок в середине с флажком. Воспитатель ведет детей по кругу и говорит:

Дети стали в кружок,

Выйди, Оля, в кружок,

Увидали флажок.

Возьми, Оля, флажок!

Кому дать, кому дать?

Выйди, выйди, возьми,

Кому флаг поднимать?

Выше флаг подними!

Ребенок выходит в середину и берет флажок у того, кто стоит в центре, а тот уходит в общий круг. Игра повторяется, ребенок в центре тоже ходит подняв флажок. Ходить надо красиво и ритмично.

«Дедушка Водяной»


Дедушка Водяной 
Что сидишь ты под водой
Выгляни на чуточку
На одну минуточку.

(В центре круга сидит на корточках ребенок. Он - Водяной. Дети идут вокруг него хороводным шагом, тихо произносят слова, по окончании слов останавливаются .Ребенок встает, закрывает глаза, воспитатель подводит его к другому ребенку и он на ощупь определяет, к кому подошел, называет его имя. Если угадал, то садится угаданный ребенок. Игра начинается снова)

Вариант для девочки:

Бабушка Водяная
Что сидишь ты и моргаешь
Выгляни на чуточку
На одну минуточку.

«Иголка, нитка и узелок»

Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».

Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.

 

Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.

Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

  1. Музыкальные  игры

«Волшебный сад»

Исходное положение (в дальнейшем – И.П.): дети сидят на корточках по кругу, закрыв голову руками и изображая цветы в закрытых бутонах.

С первых звуков музыки ведущий (педагог или кто-либо из детей по собственному желанию) «оживляет» цветы «волшебной палочкой». Цветы «распускаются», качаются, кружатся на месте, танцуют друг с другом и «волшебником»-ведущим в соответствии со звучащей музыкой.

В завершении пьесы звучит резкий пассаж – «порыв ветра», от которого «цветы» должны спрятаться, закрыться снова в бутоны.

«Старинный танец»

Педагог выбирает двух или трех ведущих (как правило, детей, которым нравится быть в центре внимания, нравится выступать, придумывать оригинальные движения). Ведущие стоят в центре круга на некотором расстоянии друг от друга, лицом к общему кругу.

С началом музыкального звучания  ведущие импровизируют различные движения в стиле старинного танца. Остальные выбирают себе ведущего, повторяют за ним движения и постепенно образуют вокруг ведущих самостоятельные группы.

«Веселые четверки»

И.П.: дети делятся на группы по четыре человека и встают в свою четверку, образуя фигуру ромба. Ведущий четверки стоит спиной к своей группе, а остальные ее участники повернуты лицом к спине ведущего.

С началом звучания ведущий начинает импровизировать движения под музыку веселого быстрого танца, а остальные участники четверки повторяют движения за своим ведущим. Когда ведущему надоест его роль, он поворачивается вправо или влево и отдает роль ведущего соседу. Четверка перестраивается под нового ведущего, и танец продолжается.

«Танец с платками»

И.П.: дети стоят в произвольном порядке по одному и держат в руках легкие газовые платки.

С началом звучания дети начинают играть каждый со своим платком, придумывая движения, соответствующие характеру музыки. Педагог дает возможность детям поэкспериментировать в процессе манипуляций с платком, найти свои варианты движений. Затем дети встают в пары  и под музыку находят совместное с партнером пластическое решение.

На следующем этапе дети встают парами по кругу (каждый со своим партнером в этой игре). Музыка начинает звучать с самого начала. Каждая пара по очереди выходит в центр круга и становится  ведущей, показывая свой, уже найденный, вариант пластического решения музыкального образа. Все остальные копируют в парах движения ведущих.

«Тряпичная кукла»

Дети разбиваются на пары. Один в паре изображает тряпичную куклу – мягкую, расслабленную, которой легко управлять. Второй ребенок играет с куклой. Музыкальное сопровождение должно настраивать ребенка на ласковое, бережное отношение к своей кукле.

Педагогу необходимо акцентировать внимание на характере музыки и на характере взаимодействий партнеров. Эта игра воспитывает детей в духе партнерских взаимоотношений. Ведь «кукла» должна полностью положиться на своего партнера, довериться ему. В свою очередь ребенок, который играет с «куклой», испытывает чувство ответственности, старается не причинить ей боль, придумать для нее удобную и эстетически выигрышную позу. В процессе игры дети обязательно меняются ролями.

«Водитель машины»

Дети разбиваются на пары. Один встает впереди с закрытыми глазами, изображая руками бампер машины. Второй управляет им сзади за плечи, изображая водителя машины. В процессе игры дети меняются ролями.

Тот, кто изображает машину, не должен открывать глаз, проверяя, правильно ли ведет водитель, т.е. полностью довериться своему партнеру по игре. Водитель же должен вести свою машину аккуратно, осторожно, избегая препятствий и не допуская «аварий». Это проговаривается воспитателем перед началом игры как ее правило. На заботливый, бережный лад водителя может также настроить музыкальное сопровождение.

«Бабочка и ветерок»

Дети разбиваются на пары и встают в произвольном порядке. Один из них – «бабочка», другой – «ветерок». «Ветерок» протягивает «бабочке» руки ладошками вверх. «Бабочка» слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза.

Звучащая музыка начинает импровизированный танец, в котором «ветерок» управляет движениями «бабочки». В процессе танца партнеры меняются ролями («бабочка» открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх).

«Зеркало»

Дети разбиваются на пары. Один из них – зеркало, а другой – дама или кавалер, собирающийся на бал (или исполняющий любой другой образ и действия). «Зеркало» должно в точности копировать движения своего партнера по игре. При смене образно-игровой ситуации партнеры меняются ролями.

На завершающей стадии игры педагог включает музыкальное сопровождение и предлагает детям «нарисовать» звучащую музыку. Ведущий в паре импровизирует движения под музыку – рисует ее, а зеркало воспроизводит движения. В процессе игры партнеры  меняются ролями («теперь ты – зеркало»).

«Вопрос – ответ»

И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке. Один будет жестами, движениями и принимаемыми позами «задавать вопросы», а другой таким же способом на них отвечать. При этом педагог вводит правило: каждый «ответ» начинается с движения, которым закончился «вопрос». Пластическое соло каждого ограничивается рамками музыкальной фразы. Начало следующей фразы – сигнал смены солиста.

«Найди пару» 

И.П.: дети стоят в парах друг против друга в произвольном порядке; договариваются, кто из них будет ведущим, а кто ведомым.

С началом звучания музыки ведомый закрывает глаза и протягивает вперед руки. Ведущий берет партнера за руки и под музыку водит его в различных направлениях.

По сигналу педагога ведущие меняют своих партнеров. Ведомые с закрытыми глазами стоят на месте и ждут, когда их найдут новые партнеры и поведут под музыку. При повторе игры партнеры в паре меняются ролями.

  1. Упражнения

« Паучок»

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт

опять,                             
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

Одна из ручек - веточка. Её вытягиваем вперёд, пальцы растопырены.
Вторая ручка - паучок, который гуляет «по ветке». 
1 - «Паучок» бегает по предплечью, а затем по плечу.
2 - Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
3 - Хлопаем ладонями по коленям.
4 - Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
5 - Действия как в первом куплете
6 – «Паучки» ползают по голове.

«Ходит ёжик»

Игровой массаж.

Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу 
И колючками своими  колется, колется.

А я ёжику – ежу, ту тропинку покажу,
Где катают мышки маленькие шишки.

Для этой игры вам понадобятся массажные колючие мячики и шишки. Помогаем малышу катать между ладошками и по туловищу сначала мячики, а затем – шишки.

Динамическое упражнение «Осенняя разминка»

На осеннюю полянку                                          Прыгают как зайчики

Зайки прискакали.

Высоко-высоко

Зайки прыгать стали.

На осеннюю полянку                                         Идут, как лисички.

Подошла лисичка.

Покружилась на носочках                                 Кружатся.

Рыжая сестричка.

На осеннюю полянку                                         Бегают на носочках по всему залу,

Птички прилетали.                                              машут руками, как крыльями.

Птички прилетали,

Крыльями махали.

На осеннюю полянку                                          Хлопают в ладошки.

Детки прибежали.

Детки прибежали,

Громко хлопать стали.

На осеннюю полянку                                           Идут вразвалочку

Вышел бурый мишка.

Стал ногами топать                                              Топают ножкой.

Мишка-шалунишка.

      В конце разминки воспитатель вносит игрушечного медведя, говорит на него : Я тоже с вами танцевал, только очень я устал.

«Жаба  Квака»

(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала,

Сладко-сладко позевала.                                       Дети зевают.

Травку сочную сжевала                                         Имитируют жевательные движения, глотание.

Да водички поглотала.

На кувшинку села,

Песенку запела:

«Ква-а-а-а!                                                                Произносят звуки отрывисто и громко.

Квэ-э-э!

Ква-а-а!»

Жизнь у Кваки хороша!

«Котик Рыжик»

(комплексы артикуляционной гимнастики)

Котик Рыжик утром встал,                                        Дети потягиваются.

Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево -                                    В улыбке открыть рот и кончиком языка сильно

Чистим зубки мы умело.                                             «почистить» за нижними зубами вправо-влево 5-6 раз,

                                                                                       Затем за верхними зубами 5-6 раз.

Пополощем ротик,                                                       Имитация полоскания рта.

Как чистюля Котик.

Рыжик наш расчёску взял                                            В улыбке закусить язык зубами,

И причёсываться стал.                                                  «протаскивать» язык между зубами вперёд-назад.

Мы за ним не отстаём –

Всё покажем язычком.

Дальше по порядку

Делаем зарядку!

Рыжик спинку выгибает,                                               Улыбка, открыть рот, кончик языка упереть

                                                                                          за нижние зубы, спинку языка выгнуть,

                                                                                          удерживать под счёт до восьми.

Рыжик спинку прогибает.                                              Открыть хорошо рот, поднять язык

                                                                                          за верхние зубы.

А теперь язык наш – мяч.                                               Рот закрыть, кончик языка с напряжением

Начинаем футбольный матч!                                         упирать то в одну, то в другую щеку так,

                                                                                           чтобы под щекой надувались «мячики».

Вот и завтракать пора:                                                    Улыбнуться, открыть рот, положить

Котик нам напёк блины,                                                  широкий язык на нижнюю губу и удерживать под

Со сметаною они.                                                             счёт до пяти.

Как сметану любит Котик?                                             Улыбнуться, открыть рот, облизать языком

Оближи скорее ротик.                                                      верхнюю, затем нижнюю губу.

А теперь чаёк попьём,                                                      Улыбнуться, открыть рот,  

Чай мы в чашечку нальём.                                               высунуть язык и тянуть его

                                                                                            к носу, загибая боковые стороны

                                                                                            язычка в виде чашечки.

Рыжик сыт, Рыжик рад!                                                   Ритмично хлопать в ладоши.

Рыжик любит всех ребят!

«Колокольчики»

В прятки пальчики играют                                     Сжимать и разжимать пальцы рук.

И головки убирают,                                                 Открывать и закрывать глаза.

Словно синие цветки,                                              Сводить и разводить пальцы «веером».

Распускают лепестки.

Наверху качаются,                                                   Качание кистей вправо-влево.

Низко наклоняются.                                                 Наклоны кистей вниз-вверх.

Колокольчик голубой                                              Круговые движения кистями.

Поклонился, повернулся

К нам с тобой.

Колокольчики-цветы                                               Повороты кистями вправо-влево,

Очень вежливы, а ты?                                              ладони вверху, опустить на парту.

«Петух»

Петух крыльями махал.                                           Ходьба на месте, высоко поднимая

                                                                                    колени, с хлопками рук по бёдрам

                                                                                    и поворотами головы.

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!                                                  Ходьба на месте, руки назад за спину.

Петух клювом не стучал.                                         Наклоны головы вперёд.

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Дай нам, тётя, крошки,                                             Наклоны вперёд-назад, раскачивая туловище.

Крошек не жалей,

Дай ещё немножко,                                                   Наклоны вперёд с поворотами

                                                                                     направо-налево.

Будет веселей.                                                            Стойка, руки за спиной, поворот

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!                                                   головы направо-налево.

Куры громко закричали:                                           «Крыльями» - руками похлопать

- Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!                                                 по бёдрам, покрутить головой.

И за тётей побежали.                                                  Бег на месте, руки в стороны назад.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Да-ле-ко!  

Литература:

  1. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2011. – 204 с.
  2. Калинина Т.В., Николаева С.В., Павлова О.В., Смирнова И.Г. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. – Волгоград : Учитель, 2013. – 151 с.
  3. Использованные интернет-ресурсы:

http://planetadetstva.net/forum/threads/549/

http://www.resobr.ru/materials/48/37781/



Предварительный просмотр:

                       

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад Синдинского сельского поселения

Утверждаю

Заведующая МДОУ

Бельды О. Ю.

Программа                                                                                                                                            по декоративно-прикладному искусству

для детей 5-6 лет, 1 год обучения

Модифицированная

на основе типовой программы

«Культура, быт и национальные

традиции народов России »

                  Загладиной Х.Т.  

 музыкальный руководитель

                   Бельды В.Ю.

           

2009

Пояснительная   записка

Народное искусство – одно из мощных средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Это искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств.

        Народное искусство на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами обновления, проявлением её жизненных сил.

        « Коренные народности Амура и их культура имеют глубокие исторические корни на своей Земле. Они являются наследниками созданной их предками оригинальной и по-своему высокой в тех конкретных исторических условиях художественной культуры…»

                                                                                   А.П.Окладников

      Программа направлена на сохранение живого наследия народа, она рассматривает его как часть (живого наследия) современной жизни, на знакомство детей с декоративно – прикладным искусством коренных народов Приамурья.

       Именно в дошкольном возрасте дети делают первые эстетические и нравственные открытия.

                                                                                                                                                         

Цель: развивать художественный и эстетический вкус, учить знанию и пониманию

           Искусства прошлого, воспитывать потребность художественных впечатлений,

            Приобщать детей к культуре народностей Приамурья.

Задачи:

            - воспитывать у детей чувства прекрасного при помощи культурных традиций;

            - приобщение к сохранению культуры народностей Приамурья;

            - ознакомление детей с декоративно – прикладным искусством;

            - развитие художественно – творческих  способностей у детей.

Программный материал рассчитан на детей дошкольного возраста на один год обучения. Набор детей свободный. 1 год обучения – недельная нагрузка 2 часа – 2 занятия

по 1 часу (72 часа в год ).

                   

                           

                   

                                   Тематический             план

                                          1  год  обучения

                                 

 

№      

      Наименование      тем      

Количество                    

    Часов

всего

теория

Практика

1.

Вводное  занятие

    2

     2

2.

Знакомство с нанайским декоративным искусством

    2

     2

3.

Нанайский    орнамент

    1  

     1

4.

Рисование узоров на бумаге

    5

     

     5

5.

Беседа о детских игрушках нанайцев

    2

     2

6.

Изготовление простых кукол из цветной бумаги

    4

     1

     3

7.

 Нанайская   вышивка

    1

     1

8.

Изготовление аппликаций по мотивам нанайского  орнамента

    26

     2

     24

9.

Образцы растений и птиц в нанайском декоративном  искусстве

    2

     2

10.

Рисование иллюстраций к нанайским сказкам

    5

     5

11.

Деревянные изделия

    1

     1

12.

Берестяные изделия

    1

     1

13.

Изделия из камыша

    1

     1

14.

Нанайские обычаи, обряды, музыкальный фольклор, танцевальное искусство, народные игры.

    22

     2

    20

15.

Итоговое   занятие

    2

     2

                                     Итого                                              72                     20                59

                           Основное   содержание  программы

1.Вводное занятие.

   Знакомство детей с правилами техники безопасности, с экспонатами музея нанайской культуры.

2.Знакомство с нанайским декоративно – прикладным искусством, орнаментом.

   Обучение детей рисованию узоров на бумаге.

3.Беседа с детьми о детских игрушках нанайцев.

   Изготовление простых куколок из цветной бумаги.

4.Ознакомление с нанайской вышивкой, о её предназначении.

   Изготовление аппликаций по мотивам нанайского орнамента.

5.Ознакомление с растениями и животными Дальнего Востока.

   Беседа с детьми о том, как они использовались в декоративно – прикладном искусстве.

6.Знакомство с деревянными, берестяными и изделиями из камыша, их

   применение

7.Знакомство с нанайскими обычаями, музыкальным фольклором, танцевальным

   искусством, народными играми.

8.Итоговое занятие. Выставка детских работ.

          Особенности методики  обучения

     Данная программа содержит в себе знакомство с декоративно – прикладным искусством, с народным фольклором, бытом.

      Занятия проводятся в основном чередованием беседы с практическими занятиями. Лучше всего на одном занятии соединять рассказ с элементами игры и практическим изготовлением аппликаций, орнаментов или рисование на свободную тему. Диалог педагога и детей  создаёт обстановку раскованности, они  учатся  мыслить, говорить, понимать истинно красивое и приобщаться к нему.

      Некоторые занятия по искусству могут проходить в форме своеобразной игры, предусматривающей определённые соревновательные моменты: кто из детей назовёт большое количество предметов охоты, рыбной ловли, традиционной посуды, одежды, головных уборов, обуви и т.п.

                     

                    Условия  реализации  программы

      Для успешной реализации программы необходим дидактический материал (одежда, утварь, украшения и др.),  библиотека произведений писателей, иллюстративный материал, раздаточный материал.

   

                                 Ожидаемый    результат

       К концу обучения дети должны ознакомиться с традиционным орнаментом.

Уметь составлять композицию с помощью узора, изготовлять игрушки – куклы из

цветной бумаги . Знать технику безопасности.

                                          Контроль

     Осуществляется в форме собеседования, выставок, в проведении открытых занятий.

                                       Литература

  1. Краски земли Дерсу: фоторассказ об искусстве малых народов Приамурья.- Хабаровск: Кн.изд., 1988 г.
  2. Чадаева А.Я. Древний свет: сказки, легенды, предания народов Хабаровского края. Очерки о фольклоре. 1990 г.
  3. Белобородова К.П. Приамурские узоры.1975г.
  4. Гонтмахер П.Я. Нанайцы. Этюды о духовной культуре. 1996 г.
  5. Сокольникова Н.М. Основы композиции. 1996г.
  6. Буклет по материалам книги Ю.А.Сема. Нанайцы. Материальная культура.1973г.
  7. Энциклопедия рукоделия.
  8. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов. М.Просвещение, 1992г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХОРОВОДНЫХ ИГР НА ТЕМУ: «ЯРМАРКА ХОРОВОДНЫХ ИГР»

В наше время в ДОУ мало внимания уделяется  проведению с детьми хороводных игр,  бытует мнение, что это устаревшая форма работы,  применяемые хороводные игры однообразны. При этом хоров...

Публикация в Сборнике статей Международной педагогической дистанционной конференции «Педагогика и образование», сборник статей, часть 9, сентябрь 2020 г.

Публикация в Сборнике статей Международной педагогической дистанционной конференции «Педагогика и образование» (стр. 61)Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «...

Сборник хороводных игр

Хороводные игры помогают развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать жела...