Предметно – пространственная развивающая среда и речевая деятельность старших дошкольников с ОНР в свете введения ФГОС ДО
статья (подготовительная группа) на тему

Леонтьева Елена Викторовна

  В работе обобщён опыт работы по созданию предметно-развивающей среды в группе для детей с ОНР (с введением ФГОС ДО). Данный материал будет полезен педагогам, работающим с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leontieva_-_kopiya.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно – пространственная развивающая среда  и  речевая  деятельность старших дошкольников с ОНР в свете введения ФГОС ДО

Леонтьева Елена Викторовна,

учитель-логопед, старший воспитатель

структурное подразделение, реализующее

основную общеобразовательную программу дошкольного образования

- детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с.Алексеевка

Предметно-развивающая среда в дошкольных учреждениях отличается друг от друга материальными возможностями, направлениями деятельности педагогического коллектива.

Это предопределяет необходимость вариативного подхода к организации предметно-развивающий среды, которая должна соответствовать целям и задачам конкретного педагогического коллектива. Создавая «среду обитания» для воспитанников, необходимо, прежде всего, уделить внимание ее развивающему характеру, обогатить среду такими элементами, которые стимулировали бы познавательную, двигательную и иную активность детей. В каждом детском саду педагоги стараются в группе продумать, рационально и целесообразно расстановить мебель с выделением различных зон и уголков. За столами дети находятся только тогда, когда они выполняют определенную практическую работу. Предметная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять собой комбинацию различного оборудования и материалов. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.

 ФГОС дошкольного образования определяет следующие направления развития ребенка:
- социально–коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое;
- физическое развитие.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В четыре года в развитии ребенка происходят большие изменения, которые вызваны: физиологическими изменениями в коре головного мозга, совершенствованием психических процессов, высокой степенью овладения речью, накоплением определенного запаса представлений о ближайшем окружении. Ребенок 4-х лет получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова. Подобные изменения в познавательном развитии ребенка позволяют ему переходить границы ближайшего окружения. Появляющийся у детей 4-х лет новый способ познания - восприятие сведений на уровне слов - позволяет им постигать и усваивать разнообразные знания о нашем мире. В этом возрасте формируются избирательные интересы детей, поэтому необходимо отдать должное коллекционированию.
Мир ближайшего окружения ребенка 5 лет прочен и ясен, в его сознании накоплен значительный информационный багаж, который необходимо постоянно пополнять. Уровень психического и интеллектуального развития детей пяти лет позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких понятий, как "знак", "символ", "знаковые системы", "время". Дети в старшей группе учатся фиксировать время по часам, разным календарям, вместе с воспитателем делают календарь жизни группы, изучают прошлое на примере динозавров, воссоздают (в макете) уголок далекого прошлого. Необходимо углублять и расширять представления детей о живой и неживой природе.
В 6 лет у детей накоплено много сведений о большом мире. Взрослые должны направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (причинно-следственных) нашего мира, дальнейшее формирование положительного отношения к миру. Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей - наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации.
Естественно, что познавательное развитие тесно связано  с развитием речи дошкольника. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно. В словарном запасе трехлетнего ребенка уже около 1200 слов, а шестилетнего ребенка – около 4000 слов.
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие задачи познавательного и речевого развития.
1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально–чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления о его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно–речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно–речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Для того, чтобы обеспечить развитие личности воспитанников, необходимо в каждой возрастной группе создать развивающую предметно–пространственную среду.

В связи с этим необходимо обратить внимание на главу 3, параграф 3.3 ФГОС ДО, где перечислены конкретные требования  к развивающей предметно-пространственной среде ДО.
«Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

 Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы ДО.

Одним из важных условий при создании развивающей предметно–пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников. Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития.  В связи с этим можно рекомендовать ориентироваться на такие показатели соответствия среды возрасту детей» (ФГОС, с.12).
Дети младших групп, развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т.д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность.
В средней группе должно преобладать такое содержание развивающей среды, которое определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Этот уровень должен расти, его может обеспечить плавный переход от обеспеченной творческой игры к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, обстановки, игрового содержания, правил и действий. Поэтому игровое оборудование в течение года постепенно уступает место академическому содержанию деятельности.
Старшая группа. Здесь идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры, и здесь к игре предъявляются особые требования. В старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития.

Материалы среды  регулярно пополняются.
Подготовительная к школе группа близка по наполнению к старшей группе, но отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, может быть, чуть больше объем содержания.
Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением игровых технологий,  а также с правильно организованной предметно–развивающей средой познавательное и речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.

Только совместная деятельность педагогов, детей и родителей ориентирует всех детей на успех, на радость достижения целей, а значит и на продвижение  вперёд, поскольку именно успех и радость победы заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться.

На основе анализа психолого-педагогических исследований в качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждения мы выделяем следующие:

• речь педагога дошкольной образовательной организации;

• методы и приемы руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста;

• специальное оборудование для каждой возрастной группы.

  С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах детского сада оформлены речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. (Раздаточный материал).

В нашей группе, компенсирующей направленности «Сказка», 12 дошкольников. У некоторых детей только закончился период адаптации.  

Наблюдения за  тем, как играют дети, общаются между собой и с взрослыми, как действуют с предметами,  проведенная диагностика, показали, что у них  непослушные пальцы и кисти рук,  низкая речевая активность,  всего лишь 10% детей умеют связно и последовательно передавать содержание текста, говорят тихо, не уверенно, маловыразительно. Все это указывало на необходимость помощи детям в развитии речи.

Свою деятельность строим поэтапно. На 1 первом этапе выявили уровень развития речи, используя методику диагностирования  Е.В.Мазановой.

Предложенные игры  «Продолжи сказку», «Расскажи стихотворение», «Узнай кто на картине» и др., позволили выявить уровень развития детей. Количественный и качественный анализ данных (на начало учебного года )  показал, что 10%  детей имеют- высокий уровень, 25% - средний и 65% - низкий уровень речевого развития.

Учитывая данные диагностического изучения,  главной задачей  в работе с детьми старшего дошкольного  возраста с ОНР, мы поставили обогащение чувственного опыта детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи.

Для решения  данной проблемы  разработали модель развития речи детей.

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Диагностика  развития речи

Цель: Психогигиеническое и психопрофилактическое сопровождение педпроцесса, разработка индивидуальных маршрутов развития

Создание специальных условий:

- книжный уголок;

-центр песка и воды;

-развивающие и дидактические игры;

-настольный и пальчиковый театр;

-нетрадиционные техники  изодеятельности (рисование, лепка, конструирование);

-работа с живой бумагой;

-пальчиковые игры;

-игры шнуровки,

-нетрадиционное физкультурное оборудование и др.

 

Планомерная работа во всех образовательных областях:

-специально организованная деятельность

-совместная деятельность

-закрепление полученных з.у.н. в режимных моментах;

-организация разных видов игровой деятельности;

- беседы, наблюдения и др.;

-артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика;

-самостоятельная деятельность (самостоятельное применение   в игровой и предметно-практической деятельности).

 Работа с родителями

-консультативная помощь;

-мастер- класс;

- практические занятия с родителями по изготовлению развивающих игр;

- практикумы.

 

Известно, что речевая развивающая среда ДО  является фактором, активизирующим процесс развития.  Создавая развивающую среду группы, учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы, способности.  Приобрели и изготовили своими руками всевозможные «шнуровки», «застежки», логические игры, создали центр песка и воды, закупили фабричные дидактические игры, игры для развития мелкой моторики рук «Собери бусы», «Пазлы», изготовили персонажи для настольного театра, заготовили природный и бросовый материал др.

Учитывая современные требования к  повышению качества воспитательно-образовательного процесса,   стараемся активно использовать современные ИКТ технологии: создали  развивающие ролики для детей «Большой - маленький»,   «Животные» и др.

Данные ролики соответствуют возрасту детей и облегчают процесс проведения образовательной деятельности, способствуют   развитию не только речи, но и формированию психических процессов.

Используем также в работе проектную деятельность. Разработаны проекты: «Пальчики - ручки», «Дружные пальчики». Используем ноутбук для демонстрации детских песен,  изображений, сказок.

Легкодоступный материал, презентации и познавательные ролики для любого возраста детей можно найти  в интернете, на сайте «Детский сад КИТИ». Также нами приобретены диски с познавательными песнями: «Улица сезам», «Детские песни», «Даша-следопыт» и другое, которые мы  используем как во время образовательной деятельности, так и в игре.

Задачи по развитию речи  решаются в разных видах детской деятельности, находят отражение в общеобразовательной программе сада. Специализированное занятие по развитию речи   проводится в блоке совместной деятельности педагога с детьми, каждое имеет свою игровую мотивацию и отличается формой проведения. Работа по развитию речи ведется в 4 направлениях: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь.  

Чтобы ребята научились легко, красиво и правильно  говорить, ежедневно  проводим:

  • артикуляционную гимнастику («Веселый язычок», «Любопытный язычок» и др.);
  •  дыхательную  гимнастику;

  •  пальчиковые игры,  упражнения (изображают животных, предметы быта, явления природы…);

                   логоритмические игры – слова сопровождают с движениями;

  •  в режимных моментах используем фольклор, художественное слово, стихи, песни.

Для того чтобы успешнее решались вопросы развития речи детей проводим работу с родителями. Организовали спецкурс и практическое занятие по созданию развивающих  игр,  провели практикум «Влияние развивающей предметно-пространственной среды на речевое развитие детей», познакомили с играми и учили их методам  проведения в домашних условиях. Проведенная презентация развивающих игр помогла не только сплотить коллектив родителей, но и повысить их педагогическую грамотность.  А презентация индивидуальных портфолио детей  показала  творческие возможности родителей:  некоторые оформили   альбом достижений.

Анализ удовлетворенности родителей работой педагогов по данной проблеме показал, что 100% опрошенных удовлетворены деятельностью группы и детского сада в целом. Они заинтересованы в продолжении работы и активно  встают на позицию помощи.

Таким образом, целенаправленная работа  и грамотная организация речевой развивающей среды в ДО:

  • создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
  • обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
  • способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Таким образом, развивающая среда — это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

Литература

  1. ФГОС ДО
  2. .Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка» М, 1993 г.
  3. О В Кольцова ,С Н Шедько Создание образовательной и предметно- развивающей среды в жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – Тамбов: ИПКРО, 2009.
  4. Марецкая Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника «Гном-Пресс», 2005
  5. Мухина В.С. «Детская психология», М., Просвещение, 1985
  6. Нищева Н.В. – СПб.:  Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. «Детство-Пресс», 2005
  7. В А Петровский .Построение развивающей среды в дошкольном учреждении . - М, 1993.-с. 15-45. … – 2003.
  8. Полякова М.Н. Создание моделей предметно - развивающей среды в ДОУ (Методические рекомендации)Учебно –методическое пособие.-М.,Центр педагогического образования ,2008.- 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в связи с введением ФГОС ДОО

Вопрос организации предметно-развивающей среды Детских Образовательных Организаций на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательн...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в связи с введением ФГОС

В статье раскрыт вопрос актуальности организации предметно-простанственной среды. Описаны требования,принципы  к созданию предметно-пространственной среды, отдельно выделены правила.Учитываются ...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в связи с введением ФГОС ДОО

Развивающая предметно-пространственная среда в группах детского сада – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на развитие ребенка в детском саду, состояние его физическ...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада   в связи с введением ФГОС ДОО .

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада   в связи с введением ФГОС ДОО Вопрос организации предметно-развивающей среды Детских Образовательных Организ...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада   в связи с введением ФГОС ДОО .

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада   в связи с введением ФГОС ДОО Вопрос организации предметно-развивающей среды Детских Образовательных Организ...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада в связи с введением ФГОС ДОО

Вопрос организации предметно-развивающей среды Детских Образовательных Организаций на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образов...