Консультация на тему "Зрение и речь"
консультация на тему

Грищенко Оксана Александровна

У детей с нарушениями зрения часто не сформирована речевая функциональная система;  это проявляется в  ограниченном  словарном запасе,  отмечаются трудности фонетико-фонематического и артикуляционного порядка. Часто возникают проблемы  в  лексико – грамматическом  строе речи. При зрительной работе у слабовидящих детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность.  Дети не видят строки, путают сходные по начертанию буквы, теряют и повторяют строчки при чтении, не замечают знаков препинания, неправильно произносят слова.

 Нечеткость, узость восприятия затрудняет узнавание предметов, их форм, характерных внешних признаков.

Коррекционная  направленность в организации ОД по речевому развитию:

При рассматривании объекта, картины, детей рекомендуется рассадить таким образом:

 В 2-3 ряда, соблюдая право- левостороннюю окклюзию глаз;

Полукругом;

«каре»

 « параллельно»-справа и слева от воспитателя  по одному ряду детей. Во всех указанных положениях соблюдается окклюзия глаз, острота зрения, вид косоглазия.

Детей с очень низкой остротой зрения (ниже-0,4) следует сажать за первую парту так, чтобы освещение падало слева и сверху. Материал для демонстрации предъявляется не далее 1 м от глаз. Необходим дополнительный индивидуальный показ предмета. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zrenie_i_rech.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ТО «Енош»

                  Консультация

           на тему: « Зрение и речь»

Воспитатель: Грищенко О. А.

                                                 Ефремов, 2014 г.

  Практически 80% детей  дошкольного возраста с проблемами зрения имеют нарушения речи. Коррекционная работа с этой категорией детей осуществляется силами логопеда, тифлопедагога и воспитателя. Образовательная деятельность  по развитию речи с детьми с нарушением зрения    дифференцируется  с учетом состояния зрительной функции, уровня развития речи детей, способов их восприятия и индивидуальных особенностей. Формирование речи таких  детей  протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка. У  них чаще встречаются нарушения пространственной координации, плохо развитая мелкая моторика, проблемы в познавательной сфере.

У детей с нарушениями зрения часто не сформирована речевая функциональная система;  это проявляется в  ограниченном  словарном запасе,  отмечаются трудности фонетико-фонематического и артикуляционного порядка. Часто возникают проблемы  в  лексико – грамматическом  строе речи. При зрительной работе у слабовидящих детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность.  Дети не видят строки, путают сходные по начертанию буквы, теряют и повторяют строчки при чтении, не замечают знаков препинания, неправильно произносят слова.

 Нечеткость, узость восприятия затрудняет узнавание предметов, их форм, характерных внешних признаков.

Коррекционная  направленность в организации ОД по речевому развитию:

При рассматривании объекта, картины, детей рекомендуется рассадить таким образом:

 В 2-3 ряда, соблюдая право- левостороннюю окклюзию глаз;

Полукругом;

«каре»

 « параллельно»-справа и слева от воспитателя  по одному ряду детей. Во всех указанных положениях соблюдается окклюзия глаз, острота зрения, вид косоглазия.

Детей с очень низкой остротой зрения (ниже-0,4) следует сажать за первую парту так, чтобы освещение падало слева и сверху. Материал для демонстрации предъявляется не далее 1 м от глаз. Необходим дополнительный индивидуальный показ предмета.

Правила  использования  наглядности на ОД .

Демонстрационный материал

Раздаточный материал

Постоянное использование указки.

Материал должен быть крупный, видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам, быть без бликов. Предметы- крупные, яркие по цвету, точные по  форме и деталям.

На доске размещать предметы размером от 10 -15 см в количестве не более 8-10 шт; а объекты размером 20-25 см –от 3 -5шт. Одновременно . Размещать объекты на доске так , что бы они не сливались в единую линию ,а хорошо выделялись по отдельности . Демонстрационный материал предъявлять для рассматривания неподвижно, что бы дети могли сосредоточить взор , для детей со сходящимся косоглазием- на подставке ,с расходящимся на столе .
Демонстрация картины на определённом фоне , мелкие картинки так же можно одновременно демонстрировать две одинаковых картины ,что бы все дети хорошо их видели.
Использование фронтов, улучшающих зрительное восприятие при  демонстрации объектов (Преобладание пособий красного ,оранжевого ,желтого , зелёного цветов).

Точно передавать строение предмета пространственное расположение его частей , их пропорциональное соотношение.
Правильно передавать реальный цвет изображаемых предметов и явлений.  

Размер раздаточного материала-2, 3,5 см., а также 10х10 см в зависимости от остроты зрения.
Предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования .
Предметы должны быть традиционной легко узнаваемой формы , с чётко выраженными основными деталями.
Учитывать дифференцированные особенности нарушения зрения каждого ребёнка и зрительную нагрузку по которой ребёнок работает .
Использование подставок.

Пособия и материалы должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка. Детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения нужно сажать ближе к демонстрируемому материалу, со сходящимся косоглазием- дальше. Ребенок с окклюзией находится при показе у доски со стороны открытого глаза.  Дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету, чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их. При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения О Д. Непрерывная зрительная нагрузка составляет не более 10 мин.

    Важнейшим звеном всей системы работы по речевому развитию  является игровая деятельность: игры и упражнения, способствующие развитию слухового внимания; адаптированные дидактические игры и пособия (рисунки с четким контуром, обязательно в рамке), тактильные книги, пособие «Волшебный карандаш».

Неотъемлемой частью работы с детьми с нарушением зрения является зрительная гимнастика, которая проводится в стихотворной и словесной  форме, с использованием предметов , также с помощью зрительных тренажеров и специальных коррегирующих стендов  «Восьмерка Базарного», «Стрелоплан», «Куда идут зверушки» для детей младшего возраста, « Угадай чей силуэт?» и др.

 На индивидуальных занятиях детей учат последовательно называть картинки, выкладывать их в ряд слева направо, переходя на нижний ряд возвращать взгляд на первую картинку слева, тем самым закрепляя в речи пространственные термины и предлоги, а также умение детей ориентироваться в пространстве относительно себя.

   Для подготовки к обучению грамоте слабовидящим детям нужно уметь производить слоговой и звуковой анализ. Деление слов на слоги сопровождается отбиванием такта рукой; как варианты – слово «прошагивают», «пропрыгивают».

   Чтобы максимально облегчить детям понимание и усвоение учебного материала, используются традиционные цветные символы для обозначения звуков: красный – гласный звук, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный.  Единственное отличие заключается в том, что в зависимости от зрительного диагноза цветные символы обведены черным контуром и имеют определенный размер.

Наш педагог Миронова Ирина Николаевна ведет кружок «Говоруния». В своей работе она использует авторские игры, такие как «Звуко-буквенное полотно » (используется для зрительно- пространственного восприятия), «Волшебный домик» (используется для закрепления знаний букв на основе тактильных ощущений и в умении составлять предложения, используя как сюжетные картинки так и схемы слов.)

При обозначении звуков буквами используется песочная терапия, которая оказывает влияние на восприятие образа буквы, работу пальцев рук, фиксацию двигательной функции взгляда.

 В нашем  ОУ осуществляется комплексный подход к коррекции нарушения зрения детей силами логопеда, тифлопедагога, ортоптиста, психолога, воспитателя и ряда других специалистов, так как   работа с детьми с нарушениями зрения требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, владения соответствующими приемами обучения, применения средств наглядности.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль речи воспитателя в развитии речи детей"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей "Нарушения речи. Какие нарушения речи исправляет логопед"

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"7047487","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","style":"height: 120px; width: 120px;","width":"180"}}]]Какие нарушения речи и...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно....

Консультация для педагогов «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей "Влияние речи родителей на развитие речи детей".

Консультация для родителей "Влияние речи родителей на развитие речи детей"....

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Развитие речи детей 4-5 лет. Использование приема моделирования в развитии связанной речи детей....