Разрешение конфликтных ситуаций между детьми
материал по теме

Сафина Любовь Александровна

 Воспитатель должен стараться разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разрешение детских конфликтов13.9 КБ

Предварительный просмотр:

Разрешение конфликтных ситуаций между детьми

Контакты между детьми часто осложняются тем, что ребята не умеют учитывать интересы и состояние друг друга, ссорятся из-за игрушек, «борются» за внимание к себе взрослого.

Негативный опыт взаимодействия со сверстниками у некоторых детей может вызвать стойкое нежелание общаться с ровесниками.

Детские конфликты создают в группе напряженную эмоциональную атмосферу.

 Ссоры детей могут быть обусловлены разными причинами, главным из которых является стремление ребенка к общению со взрослыми и к обследованию предметов.

Чаще всего, когда дети ссорятся из-за игрушки, взрослые прибегают к дисциплинарным мерам воздействия: ругают, требуют вернуть игрушку владельцу или отнимают ее у обоих детей; если дело доходит до драки — растаскивают или наказывают малышей.

 Такие способы воздействия хотя и позволяют быстро прекратить ссору, не исчерпывают конфликт. Дети могут надолго затаить обиду, что, как правило, приводит к последующим агрессивным действиям, отказу от общения со взрослым и сверстниками.

 В результате дети приобретают негативный опыт разрешения конфликтных ситуаций силовыми мерами, а в группе устанавливается напряженная эмоциональная атмосфера.

Воздействие взрослых только тогда может быть по-настоящему эффективным, когда оно направлено на обучение детей эффективным способам разрешения конфликтов.

 Воспитатель должен стараться разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков.

 Воспитатель может:

 •отвлечь внимание одного из конфликтующих детей другой игрушкой или интересным занятием;

•организовать совместную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт;

•организовать очередность в игре с игрушкой, ставшей причиной конфликта. При этом нельзя допускать, чтобы старший и более сильный ребенок обижал слабого.

 Выбирая тот или иной вариант разрешения конфликта, следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (умение играть, пользоваться речью, принимать правила очередности), и степень эмоциональной напряженности детей.

В достаточно спокойной ситуации целесообразно предложить детям совместную игру или установить очередность. Необходимо объяснять детям: нельзя обижать друг друга, а нужно договариваться. Взрослый должен помочь им обсудить ситуацию, сформулировать свои желания, договориться.

Если же конфликт перешел в драку, дети вряд ли услышат чьи-либо увещевания, и тогда действия взрослого должны быть более решительными. Он может встать между детьми, протянуть между ними руку, спокойно и твердо сказать, что запрещает им драться.

Если драку прекратить не удается, воспитатель  может отобрать игрушку, ставшую причиной раздора, и предупредить, что не отдаст ее, пока дети не договорятся.

Педагог должен придерживаться следующих правил

при разрешении детских конфликтов:

•избегать директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию, например: «Отдай куклу», «Не обижай Катю», «Играйте вместе»;

 •не унижать ребенка, не называть его жадиной, злюкой и т.п.;

•использовать тактичные приемы поддержки слабого и обиженного ребенка: взрослый присаживается рядом с ребенком, выступает посредником и т.д.;

 •использовать косвенные способы, побуждающие ребенка высказать свои переживания и желания, например: «Ты хочешь сказать...», «Очень важно сказать...»;

 •тактично интерпретировать переживания обиженного ребенка, помогая детям лучше понять состояние друг друга и договориться, например: «Я думаю, Катя расстроена. Правда, Катя? Вы обе хотите играть одной куклой. Как же теперь быть?»;

 •использовать запреты лишь после исчерпания других способов разрешения конфликта;

•формулировать запрет таким образом, чтобы дети получили возможность самостоятельно договориться, например: «Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договоритесь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разрешение конфликтных ситуации между воспитанниками

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, что предусматривает:Во-первых, привитие базовых социальных навыков: умения выс...

Консультация для воспитателей Разрешение конфликтных ситуаций между детьми в процессе сюжетно-ролевых игр

laquo;Самые любимые, самые нужные детям игры - это те, где дети сами ставят цель игры…Процесс игры заключается в осуществлении этой цели: ребенок строит планы, выбирает средства осущ...

Консультация на тему: "Способы эффективного разрешения конфликтных ситуаций между детьми"

Консультация на тему: "Способы эффективного разрешения конфликтных ситуаций между детьми"...

Консультация "Общие рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций между детьми" 14.11.22г.

Общие рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций между детьми...

Презентация "Разрешение конфликтных ситуаций между детьми"

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение, ссора, спор) определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, как столкновение противоположно направленных, не со...

Круглый стол на тему «Разрешение конфликтных ситуаций между детьми в процессе сюжетно-ролевых игр

Круглый стол на тему "Разрешение конфликтных ситуации между детьми в процессе сюжетно-ролевых игр"...