Проект "Речевое творчество детей"
проект (старшая группа) на тему

Карпунина Елена Георгиевна

Выполнение проекта позволяет успешно решать основные задачи на учебный год, повысить профессиональную культуру педагогов, их педагогическое мастерство, организовать тесное сотрудничество между всеми участниками образовательного пространства: воспитателями, воспитанниками и их родителями. Идёт поиск новых идей, приобретаются знания, развиваются новые формы работы, новый взгляд и своевременная позиция на решение проблемы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rechevoe_tvorchestvo.docx51.92 КБ
Файл proekt_rechevoe_tvorchestvo.docx51.92 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

по формированию у дошкольников способности к речевому творчеству

«Праздник сочинялок»

        

                                                  Выполнила:

Карпунина Елена Георгиевна

                                                                     должность: воспитатель

                                                                       ГБОУ СОШ пгт Мирный

                                                                           структурное подразделение

                                                                      д/c №25 «Лесная сказка»

                                                               Красноярский район

                                       

Актуальность. На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с различными нарушениями речи. К числу важнейших задач логопедической работы и до сих пор мало изученных, с детьми дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, т.е. имеющих нарушение всех компонентов языковой системы, относится формирование у них способов словообразования и словотворчества. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Нарушение словообразования не даёт возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом, это делает невозможным полноценное усвоение грамоты, письменной речи.

       В современной научно-методической литературе проблема развития формирования творческой активности дошкольника становится всё более актуальной. В дошкольном возрасте идёт процесс становления речевой творческой деятельности, когда речь ребёнка выступает потенциальной связью с языком. Именно эти связи «бытия - языка - индивидуальной жизни - речевой практики - мысли - креативности» являются важнейшими для гуманистической модели современного образования. Поэтапно овладевая речью во всех её жизненных функциях, ребенок реализует себя в мире в целом. Через речь индивид приходит к самовыражению, так как речевое событие пробуждает в нём авторское начало. Учитывая, что дошкольное детство является наиболее оптимальным для формирования основ духовного и творческого развития личности, обеспечивает постоянное продвижение детей вперёд на каждом из последовательных временных этапах обучения, реализует идеи преемственности развивающего образования, совершенствует организацию и содержание образовательного процесса, тем самым создаёт необходимые условия для развития творческих возможностей детей на всех ступенях образования и воспитания.

       Работа по формированию словесного творчества осуществляется на основе развития художественного воображения ребенка, его коммуникативных способностей и развития всех сторон его речи (лексической, грамматической, фонетической). Развитие творческого воображения, образного мышления это  условия развития речевого творчества детей. Опосредованное обучение детей, которое побуждает организацию речевых творческих способностей, предполагает использование специальных творческих заданий, упражнений, создание речевых ситуаций, стимулирующих детское творчество и т.д.. Оно происходит само по себе, даже если мы непосредственно этого детей не учим, например, во время художественно-эстетического восприятия литературных произведений, их художественного анализа или в игре-фантазировании. Многовариантность как принцип выполнения любых речевых заданий и упражнений также опосредованно формирует речевые творческие способности дошкольников.

        Развивающая среда создаётся с целью развития познавательных и творческих способностей детей, поддержки и стимулирования познавательной активности, создает максимально положительные, благоприятные условия для развития детского творчества, в том числе и словесной, для воспитания личности в целом.

       Развитие речевого творчества детей подразумевает наличие взаимосвязи в работе всех сотрудников детского учреждения: логопеда, воспитателей, специалистов, врачей и, несомненно, важная роль отводится семье.

      Перед нашим коллективом педагогов встала задача найти такие формы взаимодействия с дошкольниками и родителями, которые не только позволили бы оптимизировать данную работу и развить способность к словообразованию и словотворчеству, но и сделали бы речь детей яркой, эмоциональной и богатой. Одной из таких форм является творческий проект «Праздник сочинялок». В нём  приняли участие все дошкольные группы детского сада. В ходе реализации проекта был сформирован интерес к новым необычным, ранее не слышанным словам, желание попробовать себя в сочинительстве. Для педагогического коллектива проект ценен тем, что в результате его реализации нам удалось не только подобрать и освоить наиболее эффективные формы работы с дошкольниками по развитию речевого творчества, но и систематизировать их, пополнив тем самым методическую базу ДО. Родители, принимавшие участие в проекте, смогли узнать о новых способах стимулирования и развития детского словесного фантазирования и оценить важность всех компонентов устной речи в развитии личности ребёнка.

                                Проект «Праздник сочинялок»

              Цель проекта: создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевого творчества дошкольников всеми участниками педагогического процесса.

              Задачи:

  1. Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе дошкольного учреждения посредством использования разных форм организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника.
  2. Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.
  3. Повысить профессиональную компетентность педагогов.
  4. Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам словотворчества и словообразования  детей.
  5. Организовать психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность

    Практическая значимость

  • Использование проектного метода обеспечивает стабильность,

устойчивость, целостность образовательного процесса.

  • Вариативность, гибкий подход к каждому ребёнку, применение адекватных форм, методов работы.
  • Проект направлен в первую очередь на создание условий для развития

мотивов и потребностей речевой деятельности и речевого творчества. Реализуется через серию комплексно - тематических и интегрированных занятий с детьми, практикумов с педагогами и родителями, обучение на семинарах, представления педагогического опыта на педсоветах, обмен опытом за «круглым столом», творческие медиапрезентации.

  • Выполнение проекта позволяет успешно решать основные задачи на

учебный год, повысить профессиональную культуру педагогов, их педагогическое мастерство, организовать тесное сотрудничество между всеми участниками образовательного пространства: воспитателями, воспитанниками и их родителями. Идёт поиск новых идей, приобретаются знания, развиваются новые формы работы, новый взгляд и своевременная позиция на решение проблемы.

  • Данный проект адресован в первую очередь воспитателям дошкольных учреждений, логопедам, родителям. Безусловно ориентирован на детей.

Это наш первый опыт коллективного творчества, но он позволил утвердится во мнении о необходимости таких целенаправленных занятий с детьми. Дошкольники побывали в «Волшебной Стране Слов». Детям  было интересно, им было это нужно, значит наши взгляды, позиции отражают потребности  в такого рода программах развития речевой активности и творчества дошкольника. Опыт работы убедил нас  в том, что  необходимо как можно раньше развивать у детей интерес к словотворчеству, способность детей по придумыванию повествований, рифмованию слов, словообразованию, подбору синонимов, антонимов, омонимов.  Поэтому мы предлагаем Вашему вниманию проект «Праздник сочинялок».  Программа проекта построена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями развития детей дошкольного возраста, с опорой на следующие   принципы:

 1) научности (учёт современных достижений науки и практики);

 2) целостности (гармоничное взаимодействие всех участников);

3) целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений проекта, творческого роста педагогов);

4) интегративности и комплексного подхода к решению речевых задач;

5) динамичности (изменения и развитие педагогической деятельности);

6) преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.

              Особое внимание уделяется взаимодействию с родителями. Приобретая опыт занятий и игр с ребёнком, родители могут самостоятельно продолжить такую работу с ними дома.

  • Ребёнок всему учится в общении со взрослыми. Ранний опыт ребёнка

создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать, готовит ребёнка к вычленению смысла слов.

Вид проекта – коллективный, творческий, долгосросрочный

Участники проекта

  • Дети и воспитатели всех возрастных групп
  • Старший воспитатель
  • Учитель - логопед
  • Музыкальный руководитель
  • Родители 

Основная часть    

Содержание и этапы реализации проекта

Iэтап – Организационно-подготовительный

              IIэтап – Реализация системы педагогических мероприятий

III этап - Аналитический

Анализ и обобщение имеющегося в организации опыта работы по данной проблеме. Определение  путей развития речевого творчества в условиях детского сада и семьи.

Диагностика познавательных, речевых и творческих способностей детей (О.С.Ушаковой).

Внесение дополнений и изменений в содержание образования с учётом требований ФГОС и вновь вышедшей методической литературы. Анализ планирования.

Знакомство с проектом.

Формирование мотивационной

готовности родителей к участию в проектной деятельности.

Обучение педагогов на семинаре: «Технология развития речевого творчества ребёнка в дошкольном учреждении»

Консультирование педагогов: «О формах речевой работы с детьми», «Развитие речевого творчество посредством сказки», «Словотворчество и словообразование»

Обновление наглядных пособий, развивающих дидактических, словесных игр. Изготовление дидактических игр, наглядных моделей, схем-таблиц для использования для развития речевого творчества.

Определение форм и методов работы.

Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы

Методическая лаборатория (занятие- практикум) «Составление рассказа с использованием мнемотехники»

9самостоятельное создание мнемотаблиц)

Мастер-класс: «Использование

песочной игротерапии для развития и самореализации ребёнка».

Тренинг для родителей: «О

воспитании выразительности речи. Как заучивать и сочинять с ребёнком стихи, потешки, чистоговорки, скороговорки»

Встреча в педагогической гостиной: «Речевой этикет».

Круглый стол с участием родителей:

«Преемственность в создании условий для речевого развития детей».

Сбор интересных детских высказываний и словотворчества.

Апробация системы комплексных занятий с включением элементов продуктивной деятельности.

Смотр речевой развивающей среды в группах.

Открытые просмотры занятий:

- «Сочини и нарисуй»

- «Салат из сказок»

- «Сочиняем сказку вместе» (совместное творчество детей и их родителей)

- «Вечер поэзии» – конкурс чтецов

Самоанализ педагогами своей деятельности.

Творческие отчёты в различных формах (фото и видео презентации, выставки, тематические эссе, творческие акции)

Проведение итоговой   диагностики.

Создание методических рекомендаций для внедрения данной технологии в практику работы дошкольного учреждения.

Публикация в журналах.

Педсовет: «Создание единого речевого пространства в условиях детского сада и семьи»

              С целью наиболее эффективной реализации данного проекта для каждой возрастной группы был составлен свой перспективный план по развитию речевого творчества воспитанников. Это позволило всем педагогам ДО вести работу в тесном взаимодействии с педагогами других групп, чётко координировать деятельность по сотрудничеству со специалистами и родителями и видеть перспективу и итоговый результат.

          Основные методические приёмы формирования способностей к речевому творчеству дошкольников:

- образец педагога по образованию новых слов;

- объяснения и показ способов образования новых слов и построения предложений;

- пример словотворчества других детей (тот, кто в течении дня придумывал много новых интересных слов, получал почётное звание и переходящую медаль «Сочинитель»);

- оценка как собственных стихотворных и прозаических произведений, так и произведений других детей;

- характеристика персонажей и предметов, помогающая выделить нужные качества и характерные особенности;

- специальные словесные упражнения и задания для формирования навыков словообразования;

- создание игровых ситуаций. Утром дети в группе находят сюрприз, «волшебную» вещь(книга, письмо, колокольчик, шарик, шкатулка и т.д) с заданием по придумыванию слов, например: «Как бы вы назвали лето и почему?» дети в течении дня придумывали слова, лучшие записывали в альбом;

- элементы соревнований, которые проводились между командами мальчиков и девочек. Лучшие представители команд получали звание «Королева слов» и «Король слов»;

- игры –драматизации, режиссёрские игры, инсценированный пересказ.

Одним из важных источников, способствующих развитию детского словотворчества являются произведения художественной литературы и устного народного творчества:

- составление сказки из одного слова, когда рассказчик сам придумывает первое слово и начинает сочинять. Например, слово "девочка” – "Жила-была девочка, которая…” и т.д.

- составление сказки из фразеологизмов, когда знакомство с фразами, которые часто встречаются в сказках и рассказах помогают понять их настоящий смысл. Например, составление сказки из фразы "Крокодиловы слезы” – "Каждое утро капризная девочка лила, крокодиловы слезы. Это всем очень надоело…” и т.д.

- случайные сказки – это рассказы о забавных случаях из реальной жизни которые  используются для развития фантазии у детей. Важно умело подобрать их учитывая возраст, настроения. Можно использовать случаи из реальной жизни, такие: "Шел мелкий дождь. На участке под одним зонтом стояли две девочки. Вдруг …” и т.д.

    При составлении перспективных планов по реализации творческого проекта для каждой возрастной группы педагоги использовали пособие «Литература и фантазия» Л.Е.Стрельцовой. С помощью произведений, включённых в этот сборник, воспитатели не только знакомили детей с жанровым разнообразием детской поэзии, но и в игровой форме стимулировали развитие их словотворчества как для проведения образовательной деятельности, так и для совместной деятельности педагога с дошкольниками. При использовании материалов из сборника у нас возникла новая игра, в которой ребёнку предлагается угадать, что нового придумал автор, кого он передразнил, над чем посмеялся и с помощью каких средств. Интересной особенностью является и то, что чем чаще педагог вместе с детьми повторяет стихотворение, тем больше можно увидеть в нём загадок, шуток, перевёртышей, звукоподражаний и других игр. Именно отсюда и начинается первый шаг к новому увлечению - сочинительству собственных стихов. Используя вышеперечисленные формы работы, проводя их в системе и регулярно, мы постепенно обнаружили, что более половины детей старшего возраста проявили склонность к сочинительству и словотворчеству.

     Итогом всей проведённой работы стала презентация данного проекта, которая проходила в младшей и средней группах в форме культурно - досуговой деятельности, а для старших дошкольников - в форме «Праздника сочинялок». Дети на празднике блеснули своим исполнительским мастерством, продекламировали сказки, стихи и частушки собственного сочинения, поупражнялись в рифмовании слов в процессе речевых игр со сказочным персонажем. Для педагогов, самой большой наградой стала приобретённая ребятами удивительная способность к сочинительству, которая не просто позволила увеличить активный словарь детей, но и сделать их речь более образной, грамотной, способной передать весь спектр человеческих чувств при помощи такого простого и обычного способа как человеческое слово.

Приложение.

Анкетирование родителей по выявлению уровня компетентности в способах развития компонентов устной речи детей.

Вы следите за тем, как говорит ваш ребенок? (А - да, Б - нет.)

Делает ли ваш ребенок грамматические ошибки? Какие?

Как вы реагируете, если ребенок ошибается?

Играете ли вы со своим ребенком в речевые игры? (А - да, Б - нет.)

Какие игры для развития речи есть у вас дома?

Как вы относитесь к детскому фантазированию и словотворчеству - придумыванию новых, путь даже несуществующих слов? (А - стараюсь поддержать фантазию ребенка; Б - считаю, что не нужно засорять его лексикон неправильными словами.)

Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (А - родители, Б - детский сад)

Знаете ли вы, какие знания получает ваш ребенок в процессе образовательной деятельности по развитию коммуникативных умений в детском саду? (А - да, Б - нет.)

Компетентны ли вы в вопросах формирования у детей дошкольного возраста способности к словотворчеству или вам необходима помощь наших педагогов? (А - да, Б - нет.)

Хотели бы вы освоить приемы эффективного взаимодействия с ребенком по развитию у него способности к словотворчеству? (А - да, Б - нет.)

Какая форма методической помощи вас бы устроила?

Сценарий «Праздник сочинялок» для детей старшего дошкольного возраста

Предварительная работа: сочинение детьми каждой группы (совместно с родителями) стихов, частушек и сказочных историй; разучивание песни «Отчего на голове не растут цветочки».

Материалы и оборудование: кубик с наклеенными на грани изображениями, символизирующими различную деятельность детей (игра, пение, отгадывание загадок, сочинение новых слов, драматизация сказок); предметные картинки для составления по ним загадок (мячик, апельсин, арбуз, скакалка), набор картинок для составления новых слов.

Ход праздника

Под песню В. Шаинского «Белокрылые лошадки» (в аудиозаписи) дети входят в зал, где их встречает Медвежонок из страны Тилимилитрямдии. Y него в руках букет ромашек.

Медвежонок. Ой, ребята, как я рад всех вас видеть! Всем трям- трям! Трям-трям!

Воспитатель. Здравствуй, Медвежонок! А почему ты все время говоришь «трям-трям»?

Медвежонок. Как почему? Я ведь из страны Тилимилитрямдии: у нас все при встрече говорят «трям-трям», что означает «здравствуйте».

Воспитатель. Ну тогда трям-трям, Медвежонок!

Дети повторяют приветствие Медвежонка.

Медвежонок. Вот видите, вы тоже научились говорить по-тили- милитрямски! Правда, здорово?

Воспитатель. Медвежонок, расскажи нам, пожалуйста, о своей стране.

Медвежонок. С удовольствием! В нашей стране есть Горизонтские острова. Вот послушайте (звучит отрывок стихотворения Я. Бжехвы «На горизонтских островах» в переводе Б. Заходера):

Говорят, что там живёт трёхголовый кашалот.

Сам играет на гитаре, сам танцует и поёт!

Там растут на вербе груши, шоколад и мармелад.

А по морю, как по суше, скачут зайцы, говорят!

А ещё в нашей стране все ходят на головах и любят кататься на облаках, как на лошадках!

Воспитатель. Ой, Медвежонок, ты такой фантазёр! Прямо как наши ребята.

Медвежонок. А в Тилимилитрямдии и живут одни фантазёры! А что, ваши ребята тоже любят сочинять и фантазировать?

Воспитатель. Конечно, любят, и это у них отлично получается. Вот послушай.

Два, три ребёнка исполняют стихи собственного сочинения.

Медвежонок. Молодцы! Здорово у вас получается! А раз вы любите фантазировать и сочинять, значит, у вас получится сыграть в мою любимую тилимилитрямдскую игру «Волшебный кубик фантазии» (Достаёт кубик) Вот какой кубик! Правда красивый? Посмотрите, как много граней у кубика и на каждой из них живёт своя игра. Сейчас я буду его катать, а вы внимательно смотрите. Как только вы скажите слово «стоп!», я остановлю кубик и покажу вам картинку, на которой он остановился. В такую игру мы и будем с вами играть. Согласны? Тогда все вместе говорите такие слова: «Раз, два, три, кати!»

Медвежонок катит кубик по полу. Дети кричат: «Стоп!» Медвежонок показывает им картинку, символизирующую игру в слова.

Медвежонок. Эта игра называется «Доскажи словечко». Слушайте внимательно:

На крапиву не садись.

Если сядешь, не... (сердись).

В Новый год до объеденья он ел конфеты и варенье.

Жил на крыше он, бедняжка, его звали... (Карлсон).

Посмотрите-ка, ребята, тут - Лисички, тут - опята.

 Ну а это на полянке ядовитые... (поганки).

Он играет понемножку для прохожих на гармошке.

Музыканта знает всяк, его имя... (Крокодил Гена).

Как быстро вы справились с заданием, молодцы! Играем дальше.

Медвежонок катит кубик по полу, после слова «стоп!» показывает детям грань кубика, изображение на которой символизирует пение.

Медвежонок. Ура, ура, нам выпала песня! А вы любите петь песни веселые, смешные, в общем - разные? И я тоже!

Воспитатель. Вот послушай нашу песенку. Она веселая, смешная. Слушай внимательно - в ней есть загадка. Попробуй ее отгадать.

Дети исполняют песню «Отчего на голове не растут цветочки» или «Кто пасется на лугу» (муз. А. Пахмутовой, сл. Ю. Черных).

Медвежонок вновь катит кубик по полу: на этот раз выпадает грань с символом «Загадки».

Медвежонок. Ну я вам сейчас загадаю загадку - ни за что не отгадаете!

Сидит на окошке кошка. И хвост как у кошки,

 И нос как у кошки, И уши как у кошки, А не кошка.   (Кот)

- Я могу загадку прямо вот так - взять и сочинить. Прямо сейчас!

Воспитатель. А наши ребята тоже так могут!

Медвежонок. Ну-ка я проверю!

Медвежонок раздает каждой подгруппе детей картинки с изображениями предметов, о которых дети должны придумать загадки.

Медвежонок. Ну что, вы готовы к такому трудному заданию?

Загадки детей одной подгруппы слушают и отгадывают дети другой подгруппы вместе с Медвежонком.

Затем Медвежонок вновь катит кубик по полу: он останавливается на картинке «Смешные слова».

Медвежонок. Загадки сочинять вы умеете, а вот можете ли вы придумать новое слово, которого вообще нет? Я вот могу: я их недавно много - премного напридумывал! Вот слушайте (читает отрывок из стихотворения Н. Кончаловской «Показал садовод...»): 

Показал садовод нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли, помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Вот какие фантастические овощи выросли на моем огороде! А кто внимательный, кто сможет повторить, какие овощи выросли на огороде?

Дети вспоминают названия овощей из стихотворения.

Медвежонок. А сейчас - самое сложное задание! Вот вам картинки: придумайте по ним новые, совсем- совсем не существующие слова.

Дети работают в подгруппах, сочиняя слова, например: стол и чашка -  чашестол, телефон и мяч -  телемяч, лиса и волк -  волколис, дом и шар -  шародом и т. п.

Затем Медвежонок вновь катит кубик по полу: выпадает картинка «Сказки».

Медвежонок. Вы умеете сочинять сказки? Я очень люблю сказки слушать, а еще больше люблю их смотреть. Пока артисты готовятся, давайте поиграем еще в одну тилимилитрямдскую игру, она называется «У дяди Якова» 

Дети играют в русскую народную игру «У дяди Якова»: повторяют строчки и движения по показу Медвежонка. Игра проводится для снятия эмоционального напряжения у детей. 

Затем проводится инсценировка сказок, заранее придуманных и подготовленных для показа детьми.

Воспитатель. Медвежонок, наши дети и частушки сочиняют. Хочешь послушать?

Медвежонок. А что это такое - частушки?

Воспитатель. Это смешные короткие песенки.

Дети исполняют частушки собственного сочинения

Воспитатель. Медвежонок, тебе понравилось с нами играть?

Медвежонок. Конечно! С вами очень весело и интересно!

Воспитатель. Ребята, давайте научим Медвежонка танцевать.

Проводится танец - игра «Если тебе нравится, то делай так» (Т. И. Суворова, из программы «Танцевальная ритмика для детей»).

Медвежонок. Как я рад, что познакомился с такими хорошими ребятами!

Когда я вернусь в Тилимилитрямдию, то всем расскажу про вас и про ваш детский сад, о том, как вы интересно умеете сочинять и фантазировать. За это я хочу подарить вам вот этот волшебный кубик (вручает воспитателю кубик).

Воспитатель. Спасибо, Медвежонок! Теперь мы с ребятами всегда сможем играть в игры, которым ты нас научил, а кубик нам поможет. 

Медвежонок прощается и под музыку песни «Белокрылые лошадки» уходит.



Предварительный просмотр:

Проект

по формированию у дошкольников способности к речевому творчеству

«Праздник сочинялок»

        

                                                  Выполнила:

Карпунина Елена Георгиевна

                                                                     должность: воспитатель

                                                                       ГБОУ СОШ пгт Мирный

                                                                           структурное подразделение

                                                                      д/c №25 «Лесная сказка»

                                                               Красноярский район

                                       

Актуальность. На современном этапе развития образования острой становится проблема увеличения количества детей с различными нарушениями речи. К числу важнейших задач логопедической работы и до сих пор мало изученных, с детьми дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, т.е. имеющих нарушение всех компонентов языковой системы, относится формирование у них способов словообразования и словотворчества. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Нарушение словообразования не даёт возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом, это делает невозможным полноценное усвоение грамоты, письменной речи.

       В современной научно-методической литературе проблема развития формирования творческой активности дошкольника становится всё более актуальной. В дошкольном возрасте идёт процесс становления речевой творческой деятельности, когда речь ребёнка выступает потенциальной связью с языком. Именно эти связи «бытия - языка - индивидуальной жизни - речевой практики - мысли - креативности» являются важнейшими для гуманистической модели современного образования. Поэтапно овладевая речью во всех её жизненных функциях, ребенок реализует себя в мире в целом. Через речь индивид приходит к самовыражению, так как речевое событие пробуждает в нём авторское начало. Учитывая, что дошкольное детство является наиболее оптимальным для формирования основ духовного и творческого развития личности, обеспечивает постоянное продвижение детей вперёд на каждом из последовательных временных этапах обучения, реализует идеи преемственности развивающего образования, совершенствует организацию и содержание образовательного процесса, тем самым создаёт необходимые условия для развития творческих возможностей детей на всех ступенях образования и воспитания.

       Работа по формированию словесного творчества осуществляется на основе развития художественного воображения ребенка, его коммуникативных способностей и развития всех сторон его речи (лексической, грамматической, фонетической). Развитие творческого воображения, образного мышления это  условия развития речевого творчества детей. Опосредованное обучение детей, которое побуждает организацию речевых творческих способностей, предполагает использование специальных творческих заданий, упражнений, создание речевых ситуаций, стимулирующих детское творчество и т.д.. Оно происходит само по себе, даже если мы непосредственно этого детей не учим, например, во время художественно-эстетического восприятия литературных произведений, их художественного анализа или в игре-фантазировании. Многовариантность как принцип выполнения любых речевых заданий и упражнений также опосредованно формирует речевые творческие способности дошкольников.

        Развивающая среда создаётся с целью развития познавательных и творческих способностей детей, поддержки и стимулирования познавательной активности, создает максимально положительные, благоприятные условия для развития детского творчества, в том числе и словесной, для воспитания личности в целом.

       Развитие речевого творчества детей подразумевает наличие взаимосвязи в работе всех сотрудников детского учреждения: логопеда, воспитателей, специалистов, врачей и, несомненно, важная роль отводится семье.

      Перед нашим коллективом педагогов встала задача найти такие формы взаимодействия с дошкольниками и родителями, которые не только позволили бы оптимизировать данную работу и развить способность к словообразованию и словотворчеству, но и сделали бы речь детей яркой, эмоциональной и богатой. Одной из таких форм является творческий проект «Праздник сочинялок». В нём  приняли участие все дошкольные группы детского сада. В ходе реализации проекта был сформирован интерес к новым необычным, ранее не слышанным словам, желание попробовать себя в сочинительстве. Для педагогического коллектива проект ценен тем, что в результате его реализации нам удалось не только подобрать и освоить наиболее эффективные формы работы с дошкольниками по развитию речевого творчества, но и систематизировать их, пополнив тем самым методическую базу ДО. Родители, принимавшие участие в проекте, смогли узнать о новых способах стимулирования и развития детского словесного фантазирования и оценить важность всех компонентов устной речи в развитии личности ребёнка.

                                Проект «Праздник сочинялок»

              Цель проекта: создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевого творчества дошкольников всеми участниками педагогического процесса.

              Задачи:

  1. Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе дошкольного учреждения посредством использования разных форм организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника.
  2. Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.
  3. Повысить профессиональную компетентность педагогов.
  4. Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам словотворчества и словообразования  детей.
  5. Организовать психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность

    Практическая значимость

  • Использование проектного метода обеспечивает стабильность,

устойчивость, целостность образовательного процесса.

  • Вариативность, гибкий подход к каждому ребёнку, применение адекватных форм, методов работы.
  • Проект направлен в первую очередь на создание условий для развития

мотивов и потребностей речевой деятельности и речевого творчества. Реализуется через серию комплексно - тематических и интегрированных занятий с детьми, практикумов с педагогами и родителями, обучение на семинарах, представления педагогического опыта на педсоветах, обмен опытом за «круглым столом», творческие медиапрезентации.

  • Выполнение проекта позволяет успешно решать основные задачи на

учебный год, повысить профессиональную культуру педагогов, их педагогическое мастерство, организовать тесное сотрудничество между всеми участниками образовательного пространства: воспитателями, воспитанниками и их родителями. Идёт поиск новых идей, приобретаются знания, развиваются новые формы работы, новый взгляд и своевременная позиция на решение проблемы.

  • Данный проект адресован в первую очередь воспитателям дошкольных учреждений, логопедам, родителям. Безусловно ориентирован на детей.

Это наш первый опыт коллективного творчества, но он позволил утвердится во мнении о необходимости таких целенаправленных занятий с детьми. Дошкольники побывали в «Волшебной Стране Слов». Детям  было интересно, им было это нужно, значит наши взгляды, позиции отражают потребности  в такого рода программах развития речевой активности и творчества дошкольника. Опыт работы убедил нас  в том, что  необходимо как можно раньше развивать у детей интерес к словотворчеству, способность детей по придумыванию повествований, рифмованию слов, словообразованию, подбору синонимов, антонимов, омонимов.  Поэтому мы предлагаем Вашему вниманию проект «Праздник сочинялок».  Программа проекта построена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями развития детей дошкольного возраста, с опорой на следующие   принципы:

 1) научности (учёт современных достижений науки и практики);

 2) целостности (гармоничное взаимодействие всех участников);

3) целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений проекта, творческого роста педагогов);

4) интегративности и комплексного подхода к решению речевых задач;

5) динамичности (изменения и развитие педагогической деятельности);

6) преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.

              Особое внимание уделяется взаимодействию с родителями. Приобретая опыт занятий и игр с ребёнком, родители могут самостоятельно продолжить такую работу с ними дома.

  • Ребёнок всему учится в общении со взрослыми. Ранний опыт ребёнка

создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать, готовит ребёнка к вычленению смысла слов.

Вид проекта – коллективный, творческий, долгосросрочный

Участники проекта

  • Дети и воспитатели всех возрастных групп
  • Старший воспитатель
  • Учитель - логопед
  • Музыкальный руководитель
  • Родители 

Основная часть    

Содержание и этапы реализации проекта

Iэтап – Организационно-подготовительный

              IIэтап – Реализация системы педагогических мероприятий

III этап - Аналитический

Анализ и обобщение имеющегося в организации опыта работы по данной проблеме. Определение  путей развития речевого творчества в условиях детского сада и семьи.

Диагностика познавательных, речевых и творческих способностей детей (О.С.Ушаковой).

Внесение дополнений и изменений в содержание образования с учётом требований ФГОС и вновь вышедшей методической литературы. Анализ планирования.

Знакомство с проектом.

Формирование мотивационной

готовности родителей к участию в проектной деятельности.

Обучение педагогов на семинаре: «Технология развития речевого творчества ребёнка в дошкольном учреждении»

Консультирование педагогов: «О формах речевой работы с детьми», «Развитие речевого творчество посредством сказки», «Словотворчество и словообразование»

Обновление наглядных пособий, развивающих дидактических, словесных игр. Изготовление дидактических игр, наглядных моделей, схем-таблиц для использования для развития речевого творчества.

Определение форм и методов работы.

Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы

Методическая лаборатория (занятие- практикум) «Составление рассказа с использованием мнемотехники»

9самостоятельное создание мнемотаблиц)

Мастер-класс: «Использование

песочной игротерапии для развития и самореализации ребёнка».

Тренинг для родителей: «О

воспитании выразительности речи. Как заучивать и сочинять с ребёнком стихи, потешки, чистоговорки, скороговорки»

Встреча в педагогической гостиной: «Речевой этикет».

Круглый стол с участием родителей:

«Преемственность в создании условий для речевого развития детей».

Сбор интересных детских высказываний и словотворчества.

Апробация системы комплексных занятий с включением элементов продуктивной деятельности.

Смотр речевой развивающей среды в группах.

Открытые просмотры занятий:

- «Сочини и нарисуй»

- «Салат из сказок»

- «Сочиняем сказку вместе» (совместное творчество детей и их родителей)

- «Вечер поэзии» – конкурс чтецов

Самоанализ педагогами своей деятельности.

Творческие отчёты в различных формах (фото и видео презентации, выставки, тематические эссе, творческие акции)

Проведение итоговой   диагностики.

Создание методических рекомендаций для внедрения данной технологии в практику работы дошкольного учреждения.

Публикация в журналах.

Педсовет: «Создание единого речевого пространства в условиях детского сада и семьи»

              С целью наиболее эффективной реализации данного проекта для каждой возрастной группы был составлен свой перспективный план по развитию речевого творчества воспитанников. Это позволило всем педагогам ДО вести работу в тесном взаимодействии с педагогами других групп, чётко координировать деятельность по сотрудничеству со специалистами и родителями и видеть перспективу и итоговый результат.

          Основные методические приёмы формирования способностей к речевому творчеству дошкольников:

- образец педагога по образованию новых слов;

- объяснения и показ способов образования новых слов и построения предложений;

- пример словотворчества других детей (тот, кто в течении дня придумывал много новых интересных слов, получал почётное звание и переходящую медаль «Сочинитель»);

- оценка как собственных стихотворных и прозаических произведений, так и произведений других детей;

- характеристика персонажей и предметов, помогающая выделить нужные качества и характерные особенности;

- специальные словесные упражнения и задания для формирования навыков словообразования;

- создание игровых ситуаций. Утром дети в группе находят сюрприз, «волшебную» вещь(книга, письмо, колокольчик, шарик, шкатулка и т.д) с заданием по придумыванию слов, например: «Как бы вы назвали лето и почему?» дети в течении дня придумывали слова, лучшие записывали в альбом;

- элементы соревнований, которые проводились между командами мальчиков и девочек. Лучшие представители команд получали звание «Королева слов» и «Король слов»;

- игры –драматизации, режиссёрские игры, инсценированный пересказ.

Одним из важных источников, способствующих развитию детского словотворчества являются произведения художественной литературы и устного народного творчества:

- составление сказки из одного слова, когда рассказчик сам придумывает первое слово и начинает сочинять. Например, слово "девочка” – "Жила-была девочка, которая…” и т.д.

- составление сказки из фразеологизмов, когда знакомство с фразами, которые часто встречаются в сказках и рассказах помогают понять их настоящий смысл. Например, составление сказки из фразы "Крокодиловы слезы” – "Каждое утро капризная девочка лила, крокодиловы слезы. Это всем очень надоело…” и т.д.

- случайные сказки – это рассказы о забавных случаях из реальной жизни которые  используются для развития фантазии у детей. Важно умело подобрать их учитывая возраст, настроения. Можно использовать случаи из реальной жизни, такие: "Шел мелкий дождь. На участке под одним зонтом стояли две девочки. Вдруг …” и т.д.

    При составлении перспективных планов по реализации творческого проекта для каждой возрастной группы педагоги использовали пособие «Литература и фантазия» Л.Е.Стрельцовой. С помощью произведений, включённых в этот сборник, воспитатели не только знакомили детей с жанровым разнообразием детской поэзии, но и в игровой форме стимулировали развитие их словотворчества как для проведения образовательной деятельности, так и для совместной деятельности педагога с дошкольниками. При использовании материалов из сборника у нас возникла новая игра, в которой ребёнку предлагается угадать, что нового придумал автор, кого он передразнил, над чем посмеялся и с помощью каких средств. Интересной особенностью является и то, что чем чаще педагог вместе с детьми повторяет стихотворение, тем больше можно увидеть в нём загадок, шуток, перевёртышей, звукоподражаний и других игр. Именно отсюда и начинается первый шаг к новому увлечению - сочинительству собственных стихов. Используя вышеперечисленные формы работы, проводя их в системе и регулярно, мы постепенно обнаружили, что более половины детей старшего возраста проявили склонность к сочинительству и словотворчеству.

     Итогом всей проведённой работы стала презентация данного проекта, которая проходила в младшей и средней группах в форме культурно - досуговой деятельности, а для старших дошкольников - в форме «Праздника сочинялок». Дети на празднике блеснули своим исполнительским мастерством, продекламировали сказки, стихи и частушки собственного сочинения, поупражнялись в рифмовании слов в процессе речевых игр со сказочным персонажем. Для педагогов, самой большой наградой стала приобретённая ребятами удивительная способность к сочинительству, которая не просто позволила увеличить активный словарь детей, но и сделать их речь более образной, грамотной, способной передать весь спектр человеческих чувств при помощи такого простого и обычного способа как человеческое слово.

Приложение.

Анкетирование родителей по выявлению уровня компетентности в способах развития компонентов устной речи детей.

Вы следите за тем, как говорит ваш ребенок? (А - да, Б - нет.)

Делает ли ваш ребенок грамматические ошибки? Какие?

Как вы реагируете, если ребенок ошибается?

Играете ли вы со своим ребенком в речевые игры? (А - да, Б - нет.)

Какие игры для развития речи есть у вас дома?

Как вы относитесь к детскому фантазированию и словотворчеству - придумыванию новых, путь даже несуществующих слов? (А - стараюсь поддержать фантазию ребенка; Б - считаю, что не нужно засорять его лексикон неправильными словами.)

Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (А - родители, Б - детский сад)

Знаете ли вы, какие знания получает ваш ребенок в процессе образовательной деятельности по развитию коммуникативных умений в детском саду? (А - да, Б - нет.)

Компетентны ли вы в вопросах формирования у детей дошкольного возраста способности к словотворчеству или вам необходима помощь наших педагогов? (А - да, Б - нет.)

Хотели бы вы освоить приемы эффективного взаимодействия с ребенком по развитию у него способности к словотворчеству? (А - да, Б - нет.)

Какая форма методической помощи вас бы устроила?

Сценарий «Праздник сочинялок» для детей старшего дошкольного возраста

Предварительная работа: сочинение детьми каждой группы (совместно с родителями) стихов, частушек и сказочных историй; разучивание песни «Отчего на голове не растут цветочки».

Материалы и оборудование: кубик с наклеенными на грани изображениями, символизирующими различную деятельность детей (игра, пение, отгадывание загадок, сочинение новых слов, драматизация сказок); предметные картинки для составления по ним загадок (мячик, апельсин, арбуз, скакалка), набор картинок для составления новых слов.

Ход праздника

Под песню В. Шаинского «Белокрылые лошадки» (в аудиозаписи) дети входят в зал, где их встречает Медвежонок из страны Тилимилитрямдии. Y него в руках букет ромашек.

Медвежонок. Ой, ребята, как я рад всех вас видеть! Всем трям- трям! Трям-трям!

Воспитатель. Здравствуй, Медвежонок! А почему ты все время говоришь «трям-трям»?

Медвежонок. Как почему? Я ведь из страны Тилимилитрямдии: у нас все при встрече говорят «трям-трям», что означает «здравствуйте».

Воспитатель. Ну тогда трям-трям, Медвежонок!

Дети повторяют приветствие Медвежонка.

Медвежонок. Вот видите, вы тоже научились говорить по-тили- милитрямски! Правда, здорово?

Воспитатель. Медвежонок, расскажи нам, пожалуйста, о своей стране.

Медвежонок. С удовольствием! В нашей стране есть Горизонтские острова. Вот послушайте (звучит отрывок стихотворения Я. Бжехвы «На горизонтских островах» в переводе Б. Заходера):

Говорят, что там живёт трёхголовый кашалот.

Сам играет на гитаре, сам танцует и поёт!

Там растут на вербе груши, шоколад и мармелад.

А по морю, как по суше, скачут зайцы, говорят!

А ещё в нашей стране все ходят на головах и любят кататься на облаках, как на лошадках!

Воспитатель. Ой, Медвежонок, ты такой фантазёр! Прямо как наши ребята.

Медвежонок. А в Тилимилитрямдии и живут одни фантазёры! А что, ваши ребята тоже любят сочинять и фантазировать?

Воспитатель. Конечно, любят, и это у них отлично получается. Вот послушай.

Два, три ребёнка исполняют стихи собственного сочинения.

Медвежонок. Молодцы! Здорово у вас получается! А раз вы любите фантазировать и сочинять, значит, у вас получится сыграть в мою любимую тилимилитрямдскую игру «Волшебный кубик фантазии» (Достаёт кубик) Вот какой кубик! Правда красивый? Посмотрите, как много граней у кубика и на каждой из них живёт своя игра. Сейчас я буду его катать, а вы внимательно смотрите. Как только вы скажите слово «стоп!», я остановлю кубик и покажу вам картинку, на которой он остановился. В такую игру мы и будем с вами играть. Согласны? Тогда все вместе говорите такие слова: «Раз, два, три, кати!»

Медвежонок катит кубик по полу. Дети кричат: «Стоп!» Медвежонок показывает им картинку, символизирующую игру в слова.

Медвежонок. Эта игра называется «Доскажи словечко». Слушайте внимательно:

На крапиву не садись.

Если сядешь, не... (сердись).

В Новый год до объеденья он ел конфеты и варенье.

Жил на крыше он, бедняжка, его звали... (Карлсон).

Посмотрите-ка, ребята, тут - Лисички, тут - опята.

 Ну а это на полянке ядовитые... (поганки).

Он играет понемножку для прохожих на гармошке.

Музыканта знает всяк, его имя... (Крокодил Гена).

Как быстро вы справились с заданием, молодцы! Играем дальше.

Медвежонок катит кубик по полу, после слова «стоп!» показывает детям грань кубика, изображение на которой символизирует пение.

Медвежонок. Ура, ура, нам выпала песня! А вы любите петь песни веселые, смешные, в общем - разные? И я тоже!

Воспитатель. Вот послушай нашу песенку. Она веселая, смешная. Слушай внимательно - в ней есть загадка. Попробуй ее отгадать.

Дети исполняют песню «Отчего на голове не растут цветочки» или «Кто пасется на лугу» (муз. А. Пахмутовой, сл. Ю. Черных).

Медвежонок вновь катит кубик по полу: на этот раз выпадает грань с символом «Загадки».

Медвежонок. Ну я вам сейчас загадаю загадку - ни за что не отгадаете!

Сидит на окошке кошка. И хвост как у кошки,

 И нос как у кошки, И уши как у кошки, А не кошка.   (Кот)

- Я могу загадку прямо вот так - взять и сочинить. Прямо сейчас!

Воспитатель. А наши ребята тоже так могут!

Медвежонок. Ну-ка я проверю!

Медвежонок раздает каждой подгруппе детей картинки с изображениями предметов, о которых дети должны придумать загадки.

Медвежонок. Ну что, вы готовы к такому трудному заданию?

Загадки детей одной подгруппы слушают и отгадывают дети другой подгруппы вместе с Медвежонком.

Затем Медвежонок вновь катит кубик по полу: он останавливается на картинке «Смешные слова».

Медвежонок. Загадки сочинять вы умеете, а вот можете ли вы придумать новое слово, которого вообще нет? Я вот могу: я их недавно много - премного напридумывал! Вот слушайте (читает отрывок из стихотворения Н. Кончаловской «Показал садовод...»): 

Показал садовод нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли, помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Вот какие фантастические овощи выросли на моем огороде! А кто внимательный, кто сможет повторить, какие овощи выросли на огороде?

Дети вспоминают названия овощей из стихотворения.

Медвежонок. А сейчас - самое сложное задание! Вот вам картинки: придумайте по ним новые, совсем- совсем не существующие слова.

Дети работают в подгруппах, сочиняя слова, например: стол и чашка -  чашестол, телефон и мяч -  телемяч, лиса и волк -  волколис, дом и шар -  шародом и т. п.

Затем Медвежонок вновь катит кубик по полу: выпадает картинка «Сказки».

Медвежонок. Вы умеете сочинять сказки? Я очень люблю сказки слушать, а еще больше люблю их смотреть. Пока артисты готовятся, давайте поиграем еще в одну тилимилитрямдскую игру, она называется «У дяди Якова» 

Дети играют в русскую народную игру «У дяди Якова»: повторяют строчки и движения по показу Медвежонка. Игра проводится для снятия эмоционального напряжения у детей. 

Затем проводится инсценировка сказок, заранее придуманных и подготовленных для показа детьми.

Воспитатель. Медвежонок, наши дети и частушки сочиняют. Хочешь послушать?

Медвежонок. А что это такое - частушки?

Воспитатель. Это смешные короткие песенки.

Дети исполняют частушки собственного сочинения

Воспитатель. Медвежонок, тебе понравилось с нами играть?

Медвежонок. Конечно! С вами очень весело и интересно!

Воспитатель. Ребята, давайте научим Медвежонка танцевать.

Проводится танец - игра «Если тебе нравится, то делай так» (Т. И. Суворова, из программы «Танцевальная ритмика для детей»).

Медвежонок. Как я рад, что познакомился с такими хорошими ребятами!

Когда я вернусь в Тилимилитрямдию, то всем расскажу про вас и про ваш детский сад, о том, как вы интересно умеете сочинять и фантазировать. За это я хочу подарить вам вот этот волшебный кубик (вручает воспитателю кубик).

Воспитатель. Спасибо, Медвежонок! Теперь мы с ребятами всегда сможем играть в игры, которым ты нас научил, а кубик нам поможет. 

Медвежонок прощается и под музыку песни «Белокрылые лошадки» уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выставка художественного творчества детей "Спорт глазами детей"

В марте в нашем детском саду прошла выставка детских работ «Спорт глазами детей». Цель данной выставки -  привлечение внимания детей к здоровому образу жизни, утверждение в сознан...

Конспект совместной деятельности педагога и детей подготовительной группы в областях : «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество».«Детям о памятнике Петру 1».

Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение и...

Теоретическая часть педагогического проекта "Развитие творчества детей в процессе создания иллюстраций к произведениям русского народного творчества" в дальнейшем именуемый "Книжкин-художник".

Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает   эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей. ...

Программа «Игрушка как универсальное средство введения детей в традицию национальной культуры.Творчество детей в ритме русского народного календаря» для детей старшего дошкольного возраста

Праграмма разработана для детей старшего дошкольного возраста с целью приобщения современного ребенка к яркому миру детского творчества в традициях русской народной культуры. В программе та...

ПРОЕКТ «Развитие творчества детей посредством приобщения к народному творчеству» (Взаимодействие детей, педагогов и родителей по знакомству с народным творчеством.) младшая группа «Солнышко»

Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности.Задачи проек...

Консультация для педагогов "Создание условий для развития предпосылок научно-технического творчества детей дошкольного творчества"

Техническое творчество – вид деятельности воспитанников, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной новизны. В процессе технического творчес...

Выставка совместного творчества детей и родителей "Природа и творчество"

Для поделок щедро осеньНам с деревьев шишки сбросит,Жёлуди, каштаны. –Соберу и стануИз кусочков пластилина,Камешков и шишек,Из семян – делать павлинов,Петушков и мишек!...