Консультация для воспитателей "Пластилиновая живопись"
консультация на тему

Мельникова Виктория Владимировна

  Нетрадиционная техника работы с пластилином - пластилинография поможет развитию у детей и взрослых творческих способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, формированию изобразительных умений и навыков, развитию мелкой моторики пальцев рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пластилиновая живопись в детском саду:

картины из пластилина  на картоне.

Консультация для воспитателей.

Пластилин – один из самых доступных и недорогих материалов, широко применяемый в работе с детьми. С пластилином легко и интересно работать. Он пластичный, яркий, способный принимать заданную форму. Лепка, к тому же –замечательная гимнастика для пальцев рук, развивает у ребёнка остроту зрения, усидчивость, аккуратность, умение подобрать нужный цвет, воспитывает старание, внимательность.

Создавать пластилиновые картины, аппликации на картоне очень увлекательно. Такая техника использования пластилина на плоскости позволяет не только отобразить оригинальные и красочные сюжеты, но и даёт значительную экономию материала. На изготовление красивой живописной работы уходит не так много времени. За одно – два занятия можно по желанию закончить оригинальную открытку  к празднику для близкого человека, или картину, оформить её в рамку, повесить на стену или подарить кому-нибудь.

Картины из пластилина бывают полуобъёмные и плоские. Для детей детсадовского возраста начинать лучше с плоских картин.

Разумеется, эта работа проводится под руководством воспитателя.

          Вначале детей нужно научить рисовать контуром из пластилина. Такая работа доступна детям и младших, и средних групп. Это можно осуществить по готовым нарисованным эскизам  в альбомах-раскрасках, или на листе картона, на который простым карандашом нанесена желаемая картинка.

Для работы необходимы:

  • цветной или белый плотный картон;
  • яркий пластилин, лучше восковой;
  • забавные контурные рисунки, красивые пейзажи;
  • дощечка 25x25 см;
  • клеёнка, стека или тупой нож;
  • тканевая салфетка.

Расположите всё необходимое на рабочем столе. Выберите рисунок.

Этапы работы

  1. Перенесите рисунок на картон. Можете нарисовать сами или:

       - перевести с помощью копировальной бумаги; или

      - переведите рисунок на кальку, кальку с рисунком положите на картон и, сильно надавливая ручкой, обведите рисунок. На картоне останется продавленный контур. Обведите его простым карандашом.

  1. Обсудите с детьми, каким цветом вы будете работать над рисунком. Этот момент очень важен в работе с детьми, т. к. приучает их думать, принимать решения и мотивирует их. Рисунок на картоне можно раскрасить фломастером, а потом края отделать жгутиком из пластилина.
  2. Отрежьте пластилин толщиной 0,5 см и разомните его в руках; на доске для лепки или в руках скатайте жгутик нужной толщины и длины. Можно накатать несколько жгутиков, а потом выложить их по контуру рисунка. Слегка придавите жгутики, чтобы закрепить пластилин на картоне. Так у детей вырабатываются навыки усидчивости, точности, аккуратности.
  3. Когда контур рисунка выложен, можно пофантазировать и добавить дополнительные детали, чтобы получилась сюжетная картина. Эти детали и предметы  также могут быть контурными (солнышко, ёлочка, одуванчик, куст, грибок и др.).

Когда дети освоят контурную отделку предметного рисунка, задание можно усложнить: заполнить картинку соответствующим цветом. Для этого также на картон перенесите рисунок (квадрат, яблоко, посуда, треугольник, колобок и т. д.). (Можно использовать трафарет.) Затем отщипните немного пластилина и большим и указательным пальцами скатайте колбаску. Закрепите её на рисунке и начинайте растягивать пальцем до краёв, равномерно,  не вылезая за линию.

Пластилин следует растягивать ровным слоем, чтобы не было бугров и просветов. Когда поверхность будет полностью покрыта пластилином, сделайте уже знакомые жгутики, окантуйте рисунок по контуру.

Когда дети научатся аккуратно растягивать пластилин, можно научить их заполнять пространство внутри контура маленькими пластилиновыми шариками или тонкими жгутиками разной толщины и оттенков.

Работу над пейзажем (красивые закаты и восходы солнца, море, времена года  и т.п.) лучше проводить в старших группах.

Можно провести беседу о красоте и гармонии в природе. Попросите детей назвать цвета и оттенки, которые они видят на предложенных пейзажах, и скопировать  (написать)  похожий пейзаж пластилином. Пусть дети сами подберут цвета пластилина. Научите детей смешивать цвета, образуя разные оттенки. Эта работа очень увлекательная. Можно даже посвятить целое занятие теме «Цвет и его оттенки». Это элемент эстетического восприятия гармонии мира.

При работе над пейзажем картон нужно разделить на 3 части: 1/3, 2/3 – верхняя часть – небо (оно может занимать 1/3 или 2/3 картины, в зависимости от замысла пейзажа). Небо, море, горы следует схематично набросать карандашом (это делает воспитатель). Красивые пейзажные картины можно найти в больших цветных календарях.

Пусть дети попробуют поработать, подражая оригиналу в цвете, растягивая пластилин, изображая переходящие оттенки. Это получится несразу.

Картины из пластилина могут быть плоскими, полуобъёмными или объёмными (с элементами аппликации), т. е. часть картины выполнена пластилином врастяжку, часть подрисована, а в соответствующем месте приклеены объёмные фигуры и др. нужные элементы, вырезанные стекой или готовой формочкой (фигурки птичек, животных, листьев или цветов).

Дети должны учиться пользоваться разными приёмами и подручными материалами. Это развивает восприятие многомерности мира и разнообразия материалов. Можно использовать лоскуты, сеточки, обрезки кожи, меха, пряжу, пуговицы, бусины, палочки, трубочки и т. д. – всё, что окружает нас в повседневной жизни. Не нужно ограничивать инициативу ребёнка, пусть творит. Можно корректно посоветовать или подсказать что-то, но не навязывать. Творцы рождаются в деятельности, а не в ограничении полёта мысли и желания.

Давая из занятия в занятие постепенно усложнённые задания, показывая опыт других детей, разбирая ошибки и объясняя их причины, вы воспитываете активную, свободную, творческую личность.

Литература:  Г.Н.Давыдова «Пластилинография» - М.: «Скрипторий», 2013

           О.Ю.Тихомирова, г.А.Лебедева «Пластилиновая картина». – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Пластилиновая живопись"

   Каждый ребенок знает какой мягкий и податливый материал - пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с е...

Консультация для родителей "Живопись шерстью"

«Живопись шерстью» – один из видов современного творчества, который получает все большую популярность в работе с дошкольниками, новый  способ организовать его творческий процесс. Шерсть - п...

Консультация «Пластилиновая живопись в ДОУ»

Пластилиновая живопись (рисование пластилином) в детском саду является  одним из наиболее редко практикующих видов изобразительной деятельности, потому что такой вид деятельности н...

Консультация для родителей "Музыка и живопись"

Материал для родителей дошкольников...

Консультация для родителей "Музыка и живопись"

Ценная информация для родителей...