Материал для папки-передвижки на тему " Права ребенка"
консультация на тему

Материал для папки-передвижки на тему  " Права ребенка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «ПРАВА РЕБЕНКА»

К основным международным документам, касающимся прав детей, относятся:

  • Декларация прав ребенка (1959);
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989);

—        Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Декларация прав ребенка 

В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Декларация явилась смысловой основой для нового важнейшего международного документа — Конвенции о правах ребенка.

Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на:

  • воспитание;
  • развитие;
  • защиту;
  • активное участие в жизни общества.

Основные, естественные права ребенка в Конвенции, по сути, повторяют основные права взрослого по Всеобщей декларации прав человека. Так, государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии (ст. 14, п. 1); ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (ст. 13, п. 1); государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27, п. 1).

Часть положений Конвенции о правах ребенка более специфична. Так, государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (ст. 19, п. 1); признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях (ст. 31, п. 1); признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32, п. 1).

В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст. 27, п. 2).

Отдельно хотелось бы отметить выдвигаемые Конвенцией требования к образовательным процессам. Так, в статье 29 отмечается, что образование ребенка должно быть направлено на:

а) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их полном объеме;

б)        воспитание уважения к правам человека и основным свободам;

в)        воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

г)        подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

д)        воспитание уважения к окружающей природе.

И наконец, согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст. 42).

Конвенция о правах ребенка признана во всем мире документом международного права и является образцом высокого социально-нравственного и педагогического значения.

(По материалам пособия Т.Н. Дороновой, соавт.: «Защита прав и достоинства маленького ребенка». М.: Школьная пресса, 2002.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал для папки - передвижки "Зима"

папака передвижка на зимнюю тему...

Материал для папки-передвижки для родителей "Музыка и дети"

Папка-передвижка - одна из форм общения музыкального руководителя с родителями....

Материал для папки-передвижки для родителей "Организация детских праздников в семье"

Папка-передвижка - одна из форм общения музыкального руководителя с родителями....

Материал для папки-передвижки для родителей "Танец и здоровье"

Папка-передвижка - одна из форм общения музыкального руководителя с родителями....

Материал для папки-передвижки "Как организовать рабочее место для ребенка дома для занятия творческой деятельностью"

Материал для парки передвижки содержит информацию для родителей по организации рабочего места детей дома. Можно использовать для родительского уголка....

Материал для папки-передвижки к Дню Матери.

В этом материале рассказывается о том, когда празднуется этот праздник, чем он отличается от Международного женского дня 8 Марта. Есть страничка с поговорками и стихотворениями о маме, которые можно р...

Материал для папки -передвижки на тему "День матери"

Материал для папки -передвижки на тему "День матери"...